Образовательное и информационное пространство урока: использование образовательных технологий
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Золотухин Антон Николаевич

Современный урок требует от педагога умения в полной мере задействовать личностные и психологические особенности учащихся, задействовать такие организационные формы, которые смогут привести к гарантированно высокому результату взаимодействия между обучающим и обучаемым, а также использования интересных и эффективных способов обучения. В соответствии с требованиями к условиям реализации образовательного процесса и результатам освоения программ, определяемыми федеральными государственными образовательными стандартами, актуальным становится перераспределение акцентов: с усвоения знаний на формирование компетенций и функциональной грамотности. Образовательное пространство современного урока должно быть направлено не только на «открытие» школьниками «нового знания» и умение работать с информацией, ее критического анализа, но и на развитие умений эффективного планирования и реализации собственной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnoe_i_informatsionnoe_prostranstvo_uroka.docx463.49 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательное и информационное пространство урока: использование образовательных технологий

Современный урок требует от педагога умения в полной мере задействовать личностные и психологические особенности учащихся, задействовать такие организационные формы, которые смогут привести к гарантированно высокому результату взаимодействия между обучающим и обучаемым, а также использования интересных и эффективных способов обучения. В соответствии с требованиями к условиям реализации образовательного процесса и результатам освоения программ, определяемыми федеральными государственными образовательными стандартами, актуальным становится перераспределение акцентов: с усвоения знаний на формирование компетенций и функциональной грамотности. Образовательное пространство современного урока должно быть направлено не только на «открытие» школьниками «нового знания» и умение работать с информацией, ее критического анализа, но и на развитие умений эффективного планирования и реализации собственной деятельности. Сегодня урок претерпевает определенные изменения: наблюдается переход от традиционного обучения к технологичному. Это позволяет изменить привычные для урока функции учителя и ученика - ученик учится учиться сам, а учитель учится осуществлять новые подходы к образованию (быть организатором, мотивировать, осуществлять консультирование и контроль), т.е. осуществлять технологический подход к обучению. Современный урок претерпевает определенные изменения: он становится технологичным.

На схеме 1 мы видим схему технологического построения учебного процесса, в основе которого лежит организация процесса обучения в соответствии с учебными целями, цели являются диагностируемыми и ориентированы на запланированный результат, проверку, коррекцию и оценку результатов обучения.

Схема 1. Технологическое построение учебного процесса

Создание условий, где ребенок становится активным участником образовательного процесса, возможно различными способами, но в основе

всех способов лежит интерес к знаниям, увлекательный способ изучения предмета и мотивация учения. Поэтому при проектировании урока учителю необходимо продумать модель совместной с учащимися деятельности по проектированию, организации и проведению процесса учения. Можно утверждать, что именно образовательная технология берет на себя осуществление поиска наиболее эффективных путей и способов обучения.

В   современной   педагогике    существует    много    определений    понятия

«педагогическая технология» (Беспалько В.П, Лихачев Б.Т., Кларин М.В, Селевко Г.К. и др.). Мы же остановимся на определении данным ЮНЕСКО: Технология обучения это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

В нашей лекции мы будем использовать термин «образовательная технология», т.к. данное понятие является более широким и содержит как педагогические, так и различные социальные, культурологические, здоровьесберегающие аспекты.

Выделим основные признаки технологии:

  1. В основе лежит деятельность обучаемого и обучающего.
  2. Деятельность определяется законами педагогики.
  3. Деятельность        обучающего        и        деятельность        обучаемого        заранее проектируется.
  4. Деятельность направлена на достижение результата.

Технология обучения является инструментарием реализации учебного содержания, предусмотренного программами, и достижения целей обучения посредством методов обучения, средств обучения и форм обучения, которые являются наиболее эффективными.

Для применения на уроке той или иной технологии обучения учителю необходимо:

  1. Изучить методологию и теорию данной технологии.
  2. Детально проработать все структурные элементы технологии: необходимый уровень подготовленности учащихся, способы постановки учебных целей, моделирование процесса обучения, определение желаемого результата, диагностический инструментарий и способы осуществления контроля, организация коррекционного этапа.
  3. Проработать содержание учебного материала: определить наиболее важный материал, систематизировать и сконструировать материал, обозначить учебные задачи и систему заданий.
  4. Отобрать наиболее эффективные формы организации урока: определение методов и приемов обучения, организация самостоятельной и/или индивидуальной работы, выбор средств обучения.

Таким образом, перед началом внедрения любой технологии педагогу необходимо сконструировать свою педагогическую деятельность с учетом перечисленных выше этапов работы над технологией.

В процессе выбора той или иной технологии учителю необходимо опираться на следующие критерии:

уровень обученности класса и развитие их познавательной активности;

  • степень новизны темы и ее особенности;
  • место темы в разделе;
  • содержание учебного материала, его воспитательный и развивающий потенциал;
  • способы постановки цели и задач урока;
  • запланировать различные формы работы на уроке и определить их соотношение;
  • определить тип и вид урока;
  • наметить оптимальный набор приемов и средств обучения.

Следует помнить, что технология – это только инструментарий, который зависит от личности учителя, его педагогического мастерства, уровня сформированности различных компетенций у обучающихся, их индивидуальных и психологических особенностей, а также психологического климата в классе. Поэтому результативность применения той или иной технологии может отличаться.

В современной практике обучения существует множество подходов к классификации педагогических технологий – по уровню применения, по философской основе, по ведущему фактору психического развития, по ориентации личностные структуры, по характеру содержания и структуры. В нашей лекции мы сделаем попытку сгруппировать технологии на основе стратегических подходов к обучению: системно-деятельностного, личностно ориентированного и компетентностного.

Образовательные технологии в контексте реализации деятельностного подхода

Осуществление деятельностного подхода на уроках русского языка возможно посредством:

  • синтеза и анализа ситуаций, близких и понятных для учащихся;
  • активного включения учеников в процесс обучения через использование активных и интерактивных методик;
  • организацию        проектной        деятельности        и        обучению        приемам исследовательской деятельности;
  • предоставление возможности поиска индивидуального решения задач через игровую, коммуникативную и рефлексивную деятельность.

В процессе реализации деятельностного подхода у учащихся формируются навыки:

  • работы с информацией, и ее критической ее оценки;
  • применения в учебном процессе средств коммуникации, учения анализировать различные источники информации и высказывать свое мнение, формировать оценочные суждения;
  • решения практических и познавательных задач;
  • критической оценки общественных событий;
  • овладение различными социальными ролями (участие в играх);
  • отстаивание своей точки зрения, умение оспаривать чужое мнение (дискуссия, диспут, дебаты);
  • реализации собственных проектов и проведения учебного исследования. Назовем технологии, которые направлены на реализацию деятельностного подхода:

−        технология проблемного обучения;

−        технология развивающего обучения;

−        технология уровневой дифференциации;

−        коллективная система обучения;

−        технология проектного обучения;

−        исследовательские методы обучения;

−        обучение в сотрудничестве;

−        «диалог культур»;

−        технология модульного обучения;

−        информационно-коммуникационные технологии;

−        здоровьесберегающие технологии;

−        технология использования игровых методов;

−        технология дидактических многомерных инструментов;

−        технология перевернутого обучения.

Образовательные технологии в контексте реализации личностно ориентированного подхода

В основе личностно ориентированных технологий лежит направленность на развитие личностных качеств человека согласно его природным способностям. Таким образом, в центре внимания урока, реализующего личностно ориентированный подход, находится личность ребенка. Ребенок

является субъектом учебного процесса. На уроке создаются комфортные и безопасные условия для максимальной реализации потенциала ребенка, его творческого развития. Для данного подхода неприемлем авторитарный стиль, в процессе урока между обучаемым и обучающим должны выстраиваться партнерские взаимоотношения, проявление уважения к личности ребенка. Процесс обучения строится не на принуждении, а на внутреннем побуждении личности, поэтому большую роль играет умение учителя мотивировать ребенка, которое должно быть основано на изучении личности ученика. Технологии личностно ориентированного обучения могут быть реализованы в трех направлениях (таблица 1).

Таблица 1. Направления реализации личностно ориентированных технологий

Таким образом, целью технологий, реализующих личностно ориентированный подход, будет являться развитие познавательных способностей и личностных качеств ученика на основе его субъективного опыта.

Для развития и саморазвития функций личности ребенка в технологиях должно быть предусмотрено создание личностно-развивающих ситуаций:

−        проблемных, направленных на поиск новых знаний для решения проблем, которые личностно значимы для ребенка;

−        прогностических, направленных на формирование умения предполагать последствия своего или чужого поступка;

−        конструктивных, направленных на развитие умения проектировать поведение в заданных условиях;

−        оценочных, направленных на развитие навыков само- и взаимооценки;

−        аналитических, способствующих развитию умения анализировать и делать выводы о правильности или ошибочности действий (своих и чужих);

−        репродуктивных, дающих возможность словесно или на практике продемонстрировать опыт.

Назовем образовательные технологии в основе которого лежит личностно ориентированный подход:

−        личностно ориентированное обучение (Якиманская И.С.);

−        технология саморазвивающего обучения (Селевко Г.К.);

−        гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А.;

−        технология использования игровых методов;

−        технологии уровневой дифференциации;

−        технология проектного обучения;

−        технология педагогических мастерских;

−        технология развития критического мышления;

−        технология развивающего обучения;

−        технология «диалог культур»;

−        обучение в сотрудничестве;

−        технология проблемного обучения;

−        обучение в сотрудничестве, коллективное взаимообучение;

−        технология «языковой портфель ученика»;

−        исследовательские методы обучения;

−        технология модульного обучения;

−        информационно-коммуникационные технологии.

Образовательные технологии в контексте реализации компетентностного подхода

В обновленных образовательных стандартах компетентностный подход отражен в требованиях к предметным и личностным результатам. Данный подход ставит перед учителем задачу использования на уроке такой технологии, которая в наибольшей степени обеспечивает приращение предметных знаний и умений и создает условия для развития ключевых компетенций. В предыдущих лекциях мы говорили, что на урок определяем

только одну компетенцию и/или качество личности, которые будем развивать в процессе учебно-познавательной деятельности. Анализ педагогической литературы и передового педагогического опыта позволяет выделить в компетенциях и общие аспекты: «научение обучению, самостоятельному приобретению знания, самостоятельному поиску информационных источников, умение анализировать различную информацию, давать оценку информации, выявлять знания о своем «незнании» и т.д.» Поэтому, какую бы компетенцию мы бы не развивали, в процессе учебно-познавательной деятельности осуществляется формирование и остальных компетенций.

Запрудским Н.И. определены компетенции и технологии, направленные на их развитие (таблица 2).

Таблица 2.  Компетенции и технологии для их формирования

Важнейшим же критерием для выбора технологии является целевая направленность технологии, то есть необходимо использовать на уроках ту технологию, применение которой в наибольшей степени способно обеспечивать приращение у учащихся предметных знаний и умений, а также создаёт условия для их воспитания, становления и развития у них избранных учителем для освоения на данном уроке ключевых компетенций.

Какую бы технологию не выбрал учитель следует помнить, что в организации учебного процесса на уроке важны новизна и практическая значимость

содержания учебного материала, урок должен иметь четкую и логичную структуру, интересное и яркое вступление, чередование различных видов учебно-познавательной деятельности. Также при проектировании технологичного урока необходимо опираться на возрастные, индивидуальные и гендерные особенности обучающихся. В процессе урока учителю целесообразно использовать активные, интерактивные и нетрадиционные формы обучения, проблемные ситуации. Также на уроке необходимо создавать ситуацию успеха, этому будет способствовать демократический стиль педагогического общения, доверительные отношения, чувство юмора и педагогический такт.

Если проанализировать перечисленные нами технологии, которые используются в процессе реализации системно-деятельностного, личностно ориентированного и компетентностного подходов, то можно увидеть, что часть технологий соответствует нескольким подходам к обучению. Дадим краткую характеристику некоторым из них.

Технология проблемного обучения. В процессе решения учащимися проблемных задач различного уровня сложности происходит активное освоение новых знаний и способов действий, формируются компетенции, развиваются мыслительные способности. Предполагает создание учителем проблемных ситуаций и их решение посредством активной самостоятельной деятельности обучающегося. Основан на активном взаимодействии субъекта обучения с содержанием учебного материала, которое представлено в проблемном аспекте.

Схема 2. Технология проблемного обучения

Данная технология может использоваться на уроках «открытия» нового знания, уроках отработки умений и рефлексии, уроках построения системы знаний.

Технология развивающего обучения. К технологиям развивающего обучения относятся система развивающего обучения Л.В. Занкова, технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов), личностно ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская), технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко). Определим общие основы данной технологии:

− опора на самостоятельный поиск знаний и творческую деятельность, где происходит перенос знаний и умений ребенка в незнакомую ситуацию и вовлечения во все виды деятельности;

− обучение происходит с опорой на зону ближайшего развития ребенка (перспективу и возможности развития ребенка), которая определяется учебными задачами, для решения которых у ученика не хватает знаний и компетенций, при этом, данные задачи решаются посредством совместной деятельности;

−       взаимодействие между обучаемым и обучающим опережает, направляет и ускоряет развитие индивидуальных способностей учащегося;

− обучаемый является полноценным   субъектом   деятельности (технологии, опирающиеся   на   познавательный   интерес   (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин - В.В. Давыдов), на потребности самосовершенствования (Г.К. Селевко), на индивидуальный опыт личности (И.С. Якиманская), на творческие потребности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер), на социальные инстинкты (И.П. Иванов).

Данная технология может использоваться на уроках «открытия» нового знания, уроках отработки умений и рефлексии, уроках построения системы знаний, уроках развивающего контроля

Технология уровневой дифференциации. Сущность технологии заключается в том, что в процессе обучения ученики усваивают материал на уровне, который соответствует его подготовленности, что способствует более глубокому овладению учебным материалом. При этом при прогрессе или регрессе учебной деятельности ребенок может изменить уровень изучаемого материала. Таким образом, в основе уровневой дифференциации лежит индивидуализация процесса обучения, которая способствует созданию оптимальных условий для развития и реализации каждого ребенка в процессе каждого урока. Данная технология основывается на следующих методических подходах:

  • вариативность содержания и форм обучения;
  • дифференциация требований;
  • объяснение материала происходит на высоком уровне, контроль – на трех уровнях;
  • задания разрабатываются с учетом индивидуальных способностей ученика. Технология уровневой дифференциации может использоваться на всех типах уроков.

Технология «диалог культур». В основе концепции данной технологии лежит опора на диалог как обязательный компонент личности и использование диалога для осуществления взаимодействия. Диалог будем рассматривать не как средство обучения, а как 1) противоречие сознания и эмоций (внутренний диалог), 2) речевое общение, 3) диалог культурных смыслов.

Назовем методические особенности урока в данной технологии.

В.В. Сериков считает, чтобы ввести в ситуацию диалога необходимо применять следующие элементы технологии:

−       диагностика готовности учащихся к диалогическому общению;

− определение учебных ситуаций, направленных на формирование личностного смысла изучаемого материала;

− постановка проблемных вопросов или задач на основе содержания учебного материала;

−       конструирование различных версий течения диалога;

−      определение различных способов взаимодействия участников диалога, их ролей.

Также учитель должен предусмотреть те моменты, когда дети могут отклониться от темы. Для этого случая по каждому аспекту дискуссии у него должны быть предусмотрены опорные элементы.

В данной технологии организация урока-диалога будет иметь свои особенности: учитель ставит учебную задачу (проблему), выслушивает все позиции, направляет на освещение проблемы с разных позиций и точек зрения на основе разнообразных культурных концепций; ученик, активно участвуя в учебном диалоге, ставится в позицию промежутка культур, что формирует у ребенка собственную точку зрения.

Данная технология может успешно применяться на уроках развития речи, при обучении лексики и фразеологии, а также в процессе работы по стилистике.

Технология педагогических мастерских. Данная технология основана на организованном   учителем   поиске   (индивидуальном   или   коллективном)

«построения» или «открытия» нового знания. Каждый этап технологии предполагает наличие учебной ситуации, которая направляет учебно- познавательную деятельность школьников. Учащиеся самостоятельно и/или совместно с учителем определяют пути исследования, средства достижения

цели, темп работы и др. Выполнение заданий осуществляется в процессе самопроверки и самооценки, после чего проводится рефлексия результата работы и процесса познания. Для осуществления оценки ребятам предлагается сравнить свой образовательный продукт с продуктами одноклассников и/или с общепринятыми достижениями. Таким образом у обучающихся конструируется собственное понимание содержания образования, расширяется субъектный опыт, осуществляются предметные и личностные приращения, «знания выстраиваются, но не даются в готовом виде. В процессе этого выстраивания знаний возможны неточные формулировки, ошибки, но это не считается преступлением. Ученики теряют страх совершить ошибку, страх осуждения за неправильную мысль, опасение не справиться с заданиями, не угадать, что задумано учителем. На основе ошибок, являющихся ступеньками в познании, формируются строгие, научные знания. Возможно, к концу урока так и не прозвучит ответ на главный вопрос. Тогда появляется хорошая предпосылка для удачного мотивирующего начала следующей мастерской».

Коллективный способ обучения. В данной технологии возможно использование различных форм обучения: индивидуальной, групповой, коллективной, парной. Рассмотрим некоторые методы данной технологии, которые успешно применяются на уроках русского языка при изучении нового материала:

Проработка текста по абзацам (методика А.Г. Ривина): суть методики заключается в том, что ребенок выступает в роли обучаемого и в роли обучающего. Каждый ученик получает индивидуальный обучающий текст (например, раскрывающий суть определенной части параграфа) и просматривает его → формируется пара, где каждый читает свой текст,

обсуждает с напарником, выявляет суть → формируется новая пара, где каждый ученик пересказывает содержание текста, обсуждает с напарником, выявляет суть. Работа продолжается, пока параграф не будет проработан

полностью и ученики не овладеют информацией полностью и будут готовы

ответить на все вопросы. Применяя данную методику, учитель должен провести тщательную работу по подбору текстов, т.к. они должны учитывать не только возрастные особенности детей, но и уровень их подготовленности.

«Обратная методика»: работа организуется в группах. Каждый участник группы получает свой источник информации или текст (желательно, чтобы они содержали альтернативную информацию или дополняли друг друга), прорабатывает его и выявляет сущность → внутри группы формируется пара,

каждый пересказывает сущность своего текста, в паре формируется единый

подход (работа продолжается, пока обсуждение в группе не закончится) →

каждая группа презентует результат → вырабатывается единый подход.

«Обмен мнениями»: данный метод позволяет проводить обсуждение различных вариантов решения учебной задачи и найти наиболее рациональный. Учитель ставит учебную задачу → каждый ученик ищет свой

вариант решения → дети объединяются в группы в соответствии с их точкой зрения на решение учебной задачи → группа готовит и проводит презентацию решения учебной задачи → каждая группа подвергает   критике   решение   другой   группы,   выделяя плюсы и минусы их решения → вырабатывается коллективное рациональное решение учебной задачи.

«Мурманская методика»: ученик выступает в роли обучаемого и обучающего

в процессе работы в динамических парах. Учащиеся получают карточки, состоящие из двух блоков (теоретического и практического), изучают теорию (должны будут пересказать партнеру) и выполняют практическое задание →

осуществляют самопроверку → формируется пара, каждый объясняет партнеру свой теоретический материал, после обмениваются карточками и выполняют практическое задание → осуществляется взаимопроверка → формируется новая пара (у каждого партнера карточка, которую он получил в предыдущей паре), объясняется теоретический материал, происходит обмен карточками, выполняется практическая работа → осуществляется взаимопроверка. Для эффективной организации работы целесообразно использовать маршрутные листы, а карточки помечать цветовой маркировкой.

Технология «языковой портфель ученика». Данная технология будет является инструментом оценки ребенком собственной познавательной деятельности и ее творческой составляющей, а также осуществления рефлексии деятельности. «Портфель ученика» составляется из работ, которые были выполнены ребенком самостоятельно на протяжении всех лет обучения. При этом каждая работа сопровождается кратким комментарием ребенка: почему именно эту работу он отобрал для «портфеля», что в этой работе у него получилось, согласен ли с оценкой, данной учителем, выводы по оценке результатов работы. Также в «портфель» включаются оценки родителей. Через определенный промежуток времени (по решению учителя или ученика, а лучше, чтобы решение было принято совместно) проводится презентация

«портфеля». Технология «портфель ученика» направлена на развитие рефлексии и самооценки обучающихся, строится на следующих принципах:

−        самооценка как итоговых, так и промежуточных достижений ученика;

−        системность и регулярность самоконтроля;

−        материалы должны быть размещены в логической последовательности и представлять определенную завершенность;

−        ко всем материалам должны быть пояснения ученика;

−        наглядность, эстетичность оформления «портфеля» и его презентации. Следует        также        упомянуть        об        информационно-коммуникационных технологиях, которые на сегодняшний день уже не носят инновационный характер, но при этом без них невозможно проведение современного урока, т.к. это и хранение, и использование информации, и средство передачи информации, и источник информации, и инструмент реализации различных методов и приемов. Данная технология также применяется для реализации программированного обучения. Применение ИКТ играют большую роль в дифференциации и индивидуализации процесса обучения, имеют огромный потенциал для развития творческой познавательной активности школьников.

Литература для дополнительного изучения

  1. Шлапакова М. М. Приёмы реализации межпредметной связи в обучении русскому языку // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. №3-2. Режим        доступа:        https://cyberleninka.ru/article/n/priyomy-realizatsii- mezhpredmetnoy-svyazi-v-obuchenii-russkomu-yazyku
  2. Ковалева Наталья Витальевна Блочно-модульная технология на уроках русского        языка        //        Филологический        класс.        2009.        №22. Режим        доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/blochno-modulnaya-tehnologiya-na-urokah- russkogo-yazyka

Глоссарий

Личностно-развивающая ситуация ― это такая коллизия обстоятельств и условий, которая актуализирует силы саморазвития личности, обусловливает проявление ею личностных функций.

Педагогика сотрудничества ― направление в образовательной теории и практике, основанное на уважении личности ученика и предполагающее равное партнерство ученика и учителя в учебном процессе, создание учителем оптимальных условий для развития ученика; представлена авторскими дидактическими идеями и технологиями обучения и воспитания, разработанными педагогами-новаторами.

Развивающее обучение ― тип обучения, целью которого является общее развитие личности ученика, развитие его теоретического, критического, творческого мышления, умственных способностей, формирование учебной деятельности, коммуникативных, организационных, рефлексивных и других умений.

Сотрудничество ― основное понятие гуманно-личностных технологий, фиксирующее идею совместной развивающей деятельности взрослых и детей на основе взаимопонимания, проникновения в духовный мир друг друга, совместного анализа хода и результатов этой деятельности.

Стиль педагогического общения ― это сложившаяся система способов и приемов, которые педагог использует при взаимодействии с обучающимися, их родителями и другими педагогами.

Технологии личностно ориентированного обучения ― технологии обучения, основной идеей которых является создание благоприятных условий для развития сферы личностных функций, ценностно-смысловой сферы, индивидуальности учащихся.

Технологии развивающего обучения ― технологии обучения, основной идеей которых является создание благоприятных условий для развития различных видов мышления, умственного развития в целом, способов учебно- познавательной деятельности, эмоционально-нравственной и деятельностно- практической сферы учащихся.

Список использованных источников

  1. Зайцев В.С. Педагогические технологии: элективный курс для подготовки бакалавров и магистров. – В 2-х книгах. – Книга 1. – Челябинск, ЧГПУ, 2012 – 424 с.
  2. Запрудский, Н.И. Контрольно-оценочная деятельность учителя и учащихся: пособие для учителя / Н.И. Запрудский. – Минск : Сэр-Вит, 2012. – 160 с.
  3. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии – 2 / Н. И. Запрудский. – Минск : Сэр-Вит, 2010. – 256 с.
  4. Запрудский Н.И. Современные школьные технологии-3 / Н.И. Запрудский.

– Минск: Сэр-Вит, 2010. – 156 с.

  1. Образовательные технологии. [Электронный ресурс] Материал из Википедии      —      свободной      энциклопедии.        Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Образовательные_технологии (дата доступа 06.01.2022)
  2. Окунев А.А. Как учить не уча или сто педагогических мастерских по математике, литературе и для начальной школы. СПб., 1996. 42 с.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.

— М.: Народное образование, 1998. - 256 с

  1. Суртаева, Н.Н. Педагогические технологии: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Н.Н. Суртаева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 250 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование образовательных возможностей ИКТ на уроках английского языка.

Информационно-коммуникационные технологии(ИКТ) заняли прочное место в процессе обучения иностранным языкам.Современный урок должен быть прогрессивным, интересным, познавательным и креативным. А для эт...

Использование образовательных возможностей ИКТ на уроках английского языка

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) на уроках английского языка – веление времени. «Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личнос...

Презентация к мастер-классу: "Использование образовательных возможностей ИКТ на уроках английского языка"

Презентация к конспекту мастер-класса: "Использование образовательных возможностей ИКТ на уроках английского языка"...

Использование образовательной платформы STEPIK на уроках информатики

В школьном курсе "Информатика и ИКТ" учащиеся знакомятся с устройством компьютера и стандартными программами. Компьютер же и информационные технологии не рассматриваются как средство для изу...

Статья В.Н. Миняева " Организация образовательного пространства с использованием здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры для обучающихся с ОВЗ"

В статье ВН Миняева "Организация образовательного пространства для обучающихся с ОВЗ"говорится о том, что проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными в нашей современной...

Статья «Использование образовательными субъектами информационных технологий на уроках ОБЖ»

В статье разбирается взаимосвязь образовательных субъектов, используемые информационные технологии на уроках ОБЖ, этапы их работы над повышением профессиональной компетентности в области ИКТ....

Методическая разработка на тему: «Проектирование образовательного процесса, как необходимое условие достижения образовательных результатов обучающихся на уроках технологии»

В основе метода творческих проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критичес...