Рабочая программа по внеурочной деятельности для 9 класса
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Куминова Татьяна Анатольевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 9 класса по учебному предмету "Русский язык"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyatelnost_russkoe_pravopisanie.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6

 ИМЕНИ СИРИНА НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Русскому правописанию

по

Уровень образования (класс): основное общее образование (9 класс)

Учитель: Куминова Татьяна Анатольевна

Программа разработана на основе:

  • требований ФГОС основного общего образования;
  • требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования школы;
  • программы основного общего образования. «Русский язык. УМК Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова, С.Г.Бархударова и др. -М.:Просвещение, 2022 г.

г. Ханты-Мансийск, 2022 год


Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Русское правописание» (далее – курс) для 9 классов составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной программы основного общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. от 18.07.2022) с учётом программы воспитания МБОУ «СОШ № 6 им. Сирина Н.И.» (приказ от 31.08.2021 № 681-ОД «Об утверждении программы воспитания МБОУ «СОШ № 6 им. Сирина Н.И.» на 2021-2025 годы») и основной образовательной программы основного общего образования (приказ от 31.08.2021 № 694-ОД «Об утверждении основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №6 им. Сирина Н.И.» в новой редакции»).

Рабочая программа курса даёт представление о цели, задачах, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами курса внеурочной деятельности по русскому языку, устанавливает содержание курса, предусматривает его структурирование по разделам и темам; предлагает распределение учебных часов по разделам и темам и  последовательность их изучения с учётом межпредметных и  внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся, включает описание форм организации занятий и учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Рабочая программа курса определяет количественные и качественные характеристики учебного материала для каждого года изучения, в том числе планируемые результаты освоения обучающимися программы курса внеурочной деятельности на уровне основного общего образования и систему оценки достижения планируемых результатов.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Русское правописание»

Курс внеурочной деятельности «Русское правописание» отражает:

  • сущность русского правописания  как гуманитарной  дисциплины, изучающей законы орфографии, орфоэпии, этимологии слова;
  • основные области применения русского правописания, прежде всего - социальная сфера, требующая грамотного оформления  речевых конструкций, позволяющих делать правильный социальный запрос в систему общества;
  • междисциплинарный характер русского правописания и орфографической компетентности обучающихся.

 Русское правописание  характеризуется возрастающим числом междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Современное  школьное правописание  оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и использования орфографических норм  как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых практических  достижений современной цивилизации. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении русского правописания, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становящихся  значимыми для формирования качеств личности, т.е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов обучения.

Курс внеурочной деятельности отражает и расширяет содержание трех   тематических разделов русского правописания  на уровне основного общего образования:

1) особенности письменного общения;

2) принципы орфографии;

3) итоговое повторение.

Цели курса внеурочной деятельности «Русское правописание»

Целями изучения курса внеурочной деятельности «Русское правописание» являются:

  • освоение знаний о языке и речи: орфографических, орфоэпических, этимологических нормах и ресурсах русского языка;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления.
  •  совершенствование коммуникативных умений.
  • овладение умением орфографически правильно оформлять содержание текста, употреблять слова в соответствии с их лексическими, орфоэпическими нормами.
  •  формирование и развитие умений логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели, совершенствовать и редактировать текст.
  • воспитание стремлений к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни.
  • воспитание требовательности к себе, объективности в самооценке.

Место курса внеурочной деятельности «Программирование» в учебном плане

Согласно учебному плану МБОУ «СОШ № 6 им. Сирина Н.И.» на курс отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год. 

Срок реализации программы – один год.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Русское правописание»

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Патриотическое воспитание:

  • ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию;
  • понимание значения русского правописания  как одного из важных  разделов науки русского языка в жизни современного общества.

Духовно-нравственное воспитание:

  • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
  • готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм, с учётом осознания последствий поступков;
  • активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в Интернете.

Гражданское воспитание:

  • представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах;
  • соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
  • ориентация на совместную деятельность при выполнении учебных и познавательных задач, создании учебных проектов;
  • стремление оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм, с учётом осознания последствий поступков.

Ценность научного познания:

  • наличие представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики;
  • интерес к обучению и познанию;
  • любознательность;
  • стремление к самообразованию;
  • овладение начальными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
  • наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Формирование культуры здоровья:

  • установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Трудовое воспитание:

  • интерес к практическому изучению профессий в сферах деятельности, связанных с орографией, лингвистикой, орфоэпией.

Экологическое воспитание:

  • наличие представлений о глобальном характере экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ.

Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды:

  • освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе в виртуальном пространстве.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Универсальные познавательные действия

 Базовые логические действия:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
  • умение выстраивать словообразовательные цепи и «гнёзда», определять орфоэпические и орфографические  законы слова для решения учебных и познавательных задач;
  • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

  • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
  • оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования;
  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:

  • выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
  • применять основные методы и инструменты при поиске и отборе информации из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
  • выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иными графическими объектами и их комбинациями;
  • оценивать достоверность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
  • запоминать и систематизировать информацию.

Универсальные коммуникативные действия

Общение:

  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
  • публично представлять результаты выполненного опыта (исследования, проекта);
  • выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

Совместная деятельность (сотрудничество):

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта;
  • принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче и формализации информации, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды;
  • оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
  • сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

Универсальные регулятивные действия

Самоорганизация:

  • выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
  • составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать выбор варианта решения задачи;
  • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.

Самоконтроль (рефлексия):

  • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
  • учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
  • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
  • оценивать соответствие результата цели и условиям.

Эмоциональный интеллект:

  • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.

Принятие себя и других:

  • осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объёмам информации.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

9 класс

1) представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;

2) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

3) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:

3.1)  адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;

 3.2)  способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;

3.3)  владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; говорение и письмо:

 3.4)   создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

3.5)   применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;

 3.6) соблюдение норм речевого поведения в социальнокультурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;

 3.7)   осуществление письменного речевого самоконтроля; анализ письменной речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов;

4) освоение базовых понятий функциональной орфографии и этимологии слова;

5) проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания.

Содержание курса внеурочной деятельности «Русское правописание»

Раздел 1. Особенности письменного общения  (2 часа)

Рассмотреть речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка и определить  актуальность и значимость  письменной речи в современном информационном пространстве.

                       Раздел 2. Орфографические принципы ( 30 часов)

Изучение основных принципов русской орфографии:

Орфография как система правил правописания

Правописание гласных корня

Группы корней с чередованием гласных

Чередование согласных корня

Правописание приставок

Типичные суффиксы имен существительных и их написание

Типичные суффиксы глагола и их написание

Образование причастий с помощью специальных суффиксов

Правописание Н и НН в словах разных частей речи

Правописание окончаний

Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма

Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова

Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания

Написание НЕ со словами разных частей речи

Различение приставки ни- и приставки  не-

Слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях

Особенности написания производных предлогов. Отличия союзов от созвучных сочетаний слов

Образование и написание сложных слов

Написание строчных и прописных букв

                      Раздел 3. Итоговое повторение (2 часа)

Итоговое повторение. Законы орфографии в системе современного общества.

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

 «Русское правописание»

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Особенности письменного общения

2

Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка

1

Особенности письменной речи

1

Принципы орфографии

30

Орфография как система правил правописания

1

Орфография как система правил правописания

1

Правописание гласных корня

1

Правописание гласных корня

1

Группы корней с чередованием гласных

1

Группы корней с чередованием гласных

1

Чередование согласных  в корне слова

1

Правописание приставок

1

Правописание приставок

1

Правописание суффиксов.

1

Типичные суффиксы имен существительных и их написание

1

Типичные суффиксы имен существительных и их написание.

1

Типичные суффиксы глагола и их написание

1

Образование причастий с помощью специальных суффиксов

1

Правописание Н и НН в словах разных частей речи

1

Правописание Н и НН в словах разных частей речи.

1

Правописание окончаний

1

Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма

1

Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма

1

Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова

1

Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания

1

Написание НЕ со словами разных частей речи

1

Написание НЕ со словами разных частей речи

1

Различение приставки ни- и приставки  не-

1

Различение приставки ни- и приставки  не-

1

Слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях

1

Особенности написания производных предлогов. Отличия союзов от созвучных сочетаний слов

1

Особенности написания производных предлогов. Отличия союзов от созвучных сочетаний слов

1

Образование и написание сложных слов

1

Образование и написание сложных слов

1

Итоговое повторение

2

Итоговое повторение. Законы орфографии в системе современного общества.

1

Итоговое повторение. Законы орфографии в системе современного общества

1

ВСЕГО за 9 класс

34

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Обучение предусматривает групповую форму занятий в классе с учителем. Тематическое планирование  состоит из трёх модулей, в вводном, первом модуле, 2 темы, во втором модуле, основном, тридцать тем, отражающих основные законы орфографии,  в третьем модуле – две темы, систематизирующие полученные знания.

 Занятия предусматривают индивидуальную и групповую работу школьников, а также предоставляют им возможность проявить и развить самостоятельность. В курсе наиболее распространены следующие формы работы: решение орфографических задач, дидактические игры, выполнение интерактивных заданий на образовательной платформе.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

  • Помодульные дидактические материалы, представленные на образовательной платформе (в том числе раздаточный материал и т.д.).

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  • Методические материалы.
  • Демонстрационные материалы по теме занятия.
  • Методическое видео с подробным разбором материалов, рекомендуемых для использования на занятии.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА

  • Образовательная платформа. 

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

  • Компьютер (стационарный компьютер, ноутбук, планшет).
  • Компьютерные мыши.
  • Клавиатуры.

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ И ДЕМОНСТРАЦИЙ

  • Мультимедийный проектор с экраном (интерактивной доской) или интерактивная панель.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Электронные образовательные ресурсы.

  • examen.ru/ — Все о ГИА и ЕГЭ. Онлайн тестирование.
  • school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал: основная и средняя школа
  • alleng.ru/ - сайт, на котором есть литература для подготовки к урокам и экзаменам в электронном виде и многое другое
  • Http//WWW.gramota.ru   Справочно-информационный Интернет-портал: Русский язык»
  • Htpp//edu.1september.ru
  • WWW.scool.edu.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"

Основной целью программы  «Волшебный  компьютер» является:Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;Начальное формирование и развитие логического мышления и прост...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (5 класс) "АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР"

Театральная деятельность или драматизация в наибольшей степени способствует снятию языкового барьера у школьников. Она способствует увеличению словарного запаса, развивает навыки говорения, доставляет...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Оригами"

Программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Оригами»  разработана с целью формирования художественно-творческих способностей,  развития эстетических чувств и предста...

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Мы - славяне!"

Данный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного материалов и даёт  возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности.5 класс

Цель программы внеурочной деятельности:  активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, расширение общего и биологического кругозора.Задачи программы внеурочной дея...