Технологическая карта урока по обновлённым ФГОС 2023
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Куминова Татьяна Анатольевна

Технологическая карта урока по обновлённым ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskaya_rabota_no4.docx29.78 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.

Класс: 5класс

УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Учебный предмет: русский язык 

Тип урока: комбинированный урок

Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи.» 

Цель урока: актуализировать знания обучающихся о роли прилагательных в речи и  падежных окончаниях имён прилагательных.

Задачи

Образовательные: систематизировать знания о морфологических и грамматических  признаках  имени прилагательного;

формировать умения сопоставлять признаки имени существительного с признаками имени прилагательного;  формировать умения планирования учебной деятельности.

Развивающие: развивать устную и письменную речь, внимание, умение устанавливать причинно - следственные связи,  контроль и самоконтроль.

Воспитательные: воспитывать ценностное отношение к письму как виду речевой деятельности, уважительное отношение друг к другу;  стремление к  познанию нового.

Планируемые  результаты:

1.Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель, планировать собственную деятельность по ее достижению, отбирать средства и способы ее выполнения, осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности.

2.Коммуникативные: взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и преподавателем в процессе решения учебных задач и проблем, формулировать и аргументировать собственную позицию

3.Познавательные: осуществлять поиск и анализ информации по заданным правилам грамматики, ориентироваться в различных источниках информации (словарь)

4.Личностные: самостоятельно оценивать и принимать решения,  оценивать результаты учебной деятельности.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

Этап урока

Учебный материал, ресурсы,

оборудование.

Задания

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

базового

уровня

повышенного уровня

Виды деятельности

Форма работы

Предметные

Метапредметные: формируемые УУД

 

Личностные

регулятивные

  Познавательные

(умения результативно мыслить и работать с информацией)

  Коммуникативные  (умения общаться, взаимодействовать с людьми)

(организация собственной деятельности)  

слова-помощники

для

формулирования продуктивного задания на развитие данного вида УУД:

Слова-помощники для формулирования продуктивного задания на развитие данного вида УУД:

Слова-помощники для

формулирования

продуктивного задания на развитие данного вида УУД:

1.Мотивация к учебной деятельности, 5 минут

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки, сформировать осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.  

Приветствие учителя. Проверка готовности учащихся к уроку.

Учебный материал: лилóвый, сирéневый, фиолéтовый, лазýрный, бордóвый.

Оборудование: интерактивная доска.

   Списать, расставить ударения, обозначить орфограммы для запоминания.

   Списать, расставить ударения, обозначить орфограммы для запоминания, надписать часть речи над каждым словом.

Формулирование проблемы\цели урока

Само/взаимопроверка по предложенному образцу. Определение недочётов, исправление, разъяснение.

Систематизируют знания по орфоэпическим, морфологичес-ким, орфогра-фическим  навыкам, полученным ранее.  

   Целеполагание

( принятие учебной задачи).

Слова-помощники: изучить, повторить, систематизировать,вспомнить ит.тд.

   Построение речевого высказывания в устной форме, использование знаково-символических средств для решения задач, анализ объектов с определением части речи  в каждом слове.

Слова-помощники: что нужно сделать? Как мне это сделать? Что мне нужно для этого?

   Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества, (ориентирование  на позицию партнера, учёт мнения сверстников).

Слова-помощники: согласен, попробуем, давайте проанализируем, возможно, а что, если..

 

Самоопределение( осуществление гражданской идентификации личности).

   Учебный материал:

лилóвый, сирéневый, фиолéтовый, лазýрный, бордóвый.

Не .. дело – … слово. (Пословица)

Чудо – это то, что .. и тем не менее возможно.

Цитаты.То, что не может произойти и тем не менее происходит. (Б. Шоу)

Не великое дело – великое слово. (Пословица)

Чудо – это то, что невозможно и тем не менее возможно. То, что не может произойти и тем не менее происходит. (Б. Шоу)

Оборудование: интерактивная доска.

 

Определите, какие вопросы можно задать к каждому слову?

Назовите морфологические признаки слов. Определите часть речи.

Актуализация знаний, необходимых для изучения темы

 Индивидуальная/парная работа по восстановлению пропущенных (возможных) слов.

  Определяют слова, которые, по их мнению, можно вставить на место пропущенных слов. Определяют/отбирают наиболее подходящие слова, объясняют  ход своих рассуждений.Определяют часть речи у всех выбранных слов.

 

   Планируют  свои действия, адекватно воспринимают оценки учителя, оценки правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.

 

  Формируют представления о цитате, роли цитаты в устной и письменной речи, построении устного речевого высказывания с использованием цитат и пословиц.

 

Формулируют  собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,  построение речевого высказывания в устной форме.

 

   Формируют картину мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, формируют  позитивную  самооценку.

 

 

 

 Высказывание версий ответа

   Индивидуальная/парная работа. Нахождение истины.

2.Построение нового знания,10мнут

   Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

актуализировать мыслительные операции:сравнение,  анализ, обобщение; зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия.

Учебный материал:

Не .. дело – … слово. (Пословица)

Чудо – это то, что .. и тем не менее возможно.

Цитаты: То, что не может произойти и тем не менее происходит. (Б. Шоу)

Не великое дело – великое слово. (Пословица)

Чудо – это то, что невозможно и тем не менее возможно. То, что не может произойти и тем не менее происходит. (Б. Шоу)

Учебник: страница 85 ,правило.

Оборудование: карточки индивидуальные, интерактивная доска.

 

 

 

  Сравните два варианта предложенных цитат. Определите лучший вариант звучания цитат.

 

 

 

   Сравните два варианта предложенных цитат.

Определите роль подобранных слов.

 

 

 

Планирование способов достижения цели

   Индивидуальная/парная работа( учащиеся с помощью карточек на парте (их много) определяют морфологические признаки вставленных слов), анализируют причину ненужности других карточек.

  Изучение морфологических признаков подобранных слов к цитатам. Формирование  знаний  основных  понятий по теме  «Имя прилагательное». Построение речевого высказывания в устной и письменной форме)

 

 

 

   Выбирают  оптимальный путь решения проблемы;

 выделяют учебные действия, необходимые для решения учебной задачи; выполняют работу в соответствии с заданным планом;

определяют последовательность шагов по достижению цели;

 анализируют допущенные ошибки, определяют причины их возникновения.

 

 

 

   Формулируют  поисковые запросы, выделяют ключевые слова для информационного поиска.

Выделяют  существенную информацию из текста, извлекают наиболее значимую информацию для запоминания.

 

 

 

   Управление поведением партнера (построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, использование речи для регуляции своего действия).

Толерантное отношение

 

 

 

   Оценивают(пытаются)  результат своей работы; понимают  причины успешного выполнения задания; причины успешности / не успешности учебной деятельности;

самостоятельно выполняет  работу, понимая личную ответственность за результат;

связывает свои успехи с усилием, трудолюбием;

самостоятельно организовывают свою учебную деятельность.

 

 

 

Поиск решения по намеченному плану  

  Выбрать те морфологические признаки, которые относятся к имени прилагательному.

Слабый ученик: выбрать те признаки, которых нет у имени существительного.

Формулирование решения  

  Выбрать признаки имени прилагательного по образцу морфологического разбора имени существительного.

Осуществление контроля: самоконтроля/ взаимоконтроля

  Взаимоконтроль, работа куратора-ученика.

3.  Физкультминутка 3-4 минуты

Физкультминутка (2 мин.)

Цель: сменить вид деятельности.

Оборудование: видео/музыкальное сопровождение.

Физические упражнения (простые).

Индивидуальная.

Физическое и эмоциональное состояние учащегося.

-

-

-

Установка  на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. Смена вида деятельности для повышения качества и эффективности выполнения учебных задач.

4.Применение полученных знаний, 15 минут

 Цель:

мотивировать учащихся к деятельности;

координировать деятельность учащихся; координировать  

выполнения заданий.

Учебный материал: учебник 5 класса по русскому языку

Страница 81, упражнение 565(устно),566.

Оборудование: опорная схема морфологического разбора

 

 

  Упражнение 565: вставьте пропущенные слова.

Упражнение 566:по заданию к упражнение.

 

 

  Упражнение 565:определите род у пропущенных слов.

Упражнение 566:выполните морфологический разбор имён прилагательных.

 

 

Самоорганизация  для

выполнения ситуативного

задания: выбор уровня и способа

деятельности

  Индивидуальная, парная работа, консультации куратора и выполнение задания с куратором(одноклассником). План для достижения поставленной учебной задачи.

 

  Теоретические сведения и практические умения ,приобретённые ранее и полученные на сегодняшнем уроке.

  Формулируют   познавательную цель, строят действия в соответствии с ней;  

   соотносят цель и полученный результат;

выбирают  оптимальный путь решения проблемы;

 выделяют учебные действия, необходимые для решения учебной задачи; выделяют  критерии оценки деятельности.

Формулируют   поисковые запросы, выделяют ключевые слова для информационного поиска, выделяют существенную информацию из текста грамматического задания; извлекают наиболее значимую информацию из текста  задания и наглядного материала ;извлекают необходимую информацию для выполнения учебных задач.

 

 

   Определяют  формат правильного ответа в совокупности всех теоретических и практических навыков;

осуществляют пометки; оформляют свои практические и теоретические ЗУН в письменной форме с учетом учебной задачи; представляет  результаты в письменной регламентированной форме.

 

 

   Учатся оценивать  результат своей работы; понимать  причины успешного выполнения задания; причины успешности / не успешности учебной деятельности;

самостоятельно выполнять  работу, понимая личную ответственность за результат;

 связывать свои успехи с усилием, трудолюбием.

Учатся  самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, оценивать результаты собственной учебной деятельности на основе критериев ее успешности;

соблюдать  дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам;

 осознавать важность учебы и познания нового.  

Выполнение задания, создание продукта

  Задание выполнено верно. Сформированные навыки по определению морфологических признаков имени прилагательного.

  Практические ЗУН при определении морфологических признаков имени прилагательного.

Презентация продукта

  Упражнение, выполненное в тетради. Обязательно с  присутствием орфографической работы.

  Упражнение с реализованными учебными задачами.

5.Рефлексия учебной деятельности,6 минут.

   Цель: оценить результаты собственной деятельности, определить уровень усвоения материал.

Оборудование: карточки, интерактивная доска.

 

 

  С помощью карточек с морфологическими признаками имени прилагательного  сконструируйте порядок морфологического разбора имени прилагательного.

 

 

   С помощью карточек с морфологическими признаками имени прилагательного  выполните морфологический разбор слова «красивый».

 

 

 

Соотнесение полученного результата с поставленной

целью

  Работа в парах.

Сопоставьте работу (порядок морфологического разбора имени прилагательного) с выполненным морфологическим разбором.

Исключение из  выполненных заданий элементов знакомые ранее. Анализ оставшихся элементов-карточек.

Имя прилагательное как часть речи.

 

   Соотносят цель и полученный результат, анализируют  пути достижения поставленной цели, адекватно воспринимают оценку учителя / одноклассников;

выделяют  критерии оценки деятельности;

определяют степень успешности выполнения заданий.

 

Сопоставляют и синтезируют теоретические знания с практическими навыками.

 

    Выражают  свои мысли ( понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, учитывать разные мнения и стремиться  к координации различных позиций в сотрудничестве).

 

Оцениваю т результат своей работы;

учатся понимать  причины успешного выполнения задания; причины успешности / не успешности учебной деятельности;

осознают ответственность за результат.

 

Самоанализ и самооценка учебной деятельности

  Определить эффективность работы на уроке с помощью пятибалльнойсистемы.

Определить уровень усвоения учебного материала с помощью пятибалльной системы.

Выбор домашнего задания  с учетом индивидуальных особенностей

 1.  Параграф 101, упражнение  577.

2. На сайте GERM.RU выполнить задания по теме «Имя прилагательное».

 3.Написать   лингвистическую сказку об имени прилагательном/ составить схему-конспект по теме «Имя прилагательное».

   Имя прилагательное как часть речи

    Формулировать   познавательную цель, строить действия в соответствии с ней; определять учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности,  соотносит цель и полученный результат.      

  Формулировать  поисковые запросы, выделять ключевые слова для информационного поиска, выделять существенную информацию из текста; извлекать  наиболее значимую информацию из текста  задания к тесту / наглядного материала;извлекает необходимую информацию для выполнения учебных задач.

   Определять  правильный ответ в совокупности всех теоретических и практических навыков,

 осуществлять пометки, выписки, оформлять  свои мысли в письменной форме с учетом учебной задачи;

представлять  результаты в письменной регламентированной и нерегламентированной форме.  

   

Самостоятельно  выполнять  работу, понимая личную ответственность за результат. Осознавать  важность учебы и познания нового.          

 

Диагностические материалы для оценивания результатов обучения.

Предметных: систематизирование материала,  аналитическая работа по ранее изученному материалу, вычленение актуального материала к уроку.
Метапредметных: включение обучающихся в различные виды деятельности.

Личностных: оценивание и осознание своей роли в уроке, определение личностной ответственности за результат урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обществознания по ФГОС

Пример составления технологической карты урока обществознания...

Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"

Технологическая  карта -это трудность для начинающих  учителей  ,работающих во ФГОС ООО...

Технологическая карта урока в рамках ФГОС

Технологическая карта предназначена для 5 класса...

Технологическая карта урока в рамках ФГОС

Технологическая карта предназначена для 5 класса...

Технологическая карта урока 5 класс ФГОС

Вид планируемых учебных действийУчебные действияПланируемый уровень достижения результатов обученияПредметныеИзучить профили различных пиломатериалов, способ их изготовления и область применения...

Технологическая карта урока физики по ФГОС, обобщающий урок по теме «Давление твёрдых, жидких и газообразных тел »

  На данном уроке повторяются, обобщаются и систематизируются знания учащихся по теме «Давление твёрдых, жидких и газообразных тел». Осуществляется поиск необходимой информации для выполне...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА СОГЛАСНО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС. Тема урока: «Где и как живут здесь люди?»

Цели деятельности учителя: обеспечить условия для усвоения и закрепления изученного лексического материала по теме «Wo und wie wohnen hier die Menschen?»; обеспечить условия для активизаци...