открытый урок РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Владимирова Светлана Михайловна

Урок в 5 классе по теме "Род имен существительных"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО        «Род имён существительных» (5 л класс)

УМК:  Русский язык. 5 класс. Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2015;

Тема урока: Род имён существительных (1 час).

Тип урока: Урок совершенствования и углубления знаний.

Цель: расширить представления учащихся о грамматической категории рода - постоянном морфологическом признаке имени существительного (познакомить с существительными общего рода); совершенствовать умение определять род имён существительных и отработать навык согласования с существительным в роде других частей речи; развивать познавательный интерес средствами учебного предмета.

Задачи:

  • Обучающие: повторить материал о роде имён существительных, известный учащимся из курса начальной школы; продолжить знакомство с именем существительным как самостоятельной частью речи; учить учащихся определять род имён существительных; проверить умение относить существительные к роду, познакомиться с существительными, имеющими нетипичные окончания, с существительными общего рода; в ходе анализа языкового материала выявить основные способы определения рода существительных; ;
  • Развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание, орфографическую зоркость; развивать и совершенствовать навыки индивидуальной работы в парах; развивать речь и логику мышления, интерес к русскому языку; формировать у учащихся способности к фиксированию собственных затруднений в деятельности, выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднения.
  • Воспитательные: воспитывать бережное и сознательное отношение к языку; способствовать сохранению чистоты языка как явления культуры; способствовать воспитанию трудолюбия, взаимопонимания, гражданственности и патриотизма.

Формы работы: индивидуальная, работа в парах, фронтальная.

Методы обучения: поисковый, эвристический метод, словесный, наглядный, практический, работа с учебником.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ:  технология уровневой дифференциации; проблемно-диалогическая технология.

Оборудование:  индивидуальные рефлексивные листы, учебники, тетради,  карточки, орфографические словари.

Типы электронных ресурсов: Презентация

Планируемые результаты обучения:

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Проявление познавательных интересов.

Стремление к совершенствованию своих умений.

Извлечение из предметного текста необходимой информации.

Осознанное и произвольное речевое высказывание.

Формирование активной жизненной позиции.

Умение высказывать личные суждения.

Осознание эстетической ценности русского языка.

Уважительное отношение к родному языку и стремление к речевому самосовершенствованию.

Иметь понятие о грамматической категории рода существительного.

Умение определять род имён существительных. Умение распознавать имена существительные разного рода.

Понимание важности употребления в речи имён существительных в нужной форме.

Умение объяснять языковые явления.

Знать орфограмму «Мягкий знак после шипящего на конце существительного».

  • Регулятивные

Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения учебного материала. Задавать вопросы, необходимые для организации умственной деятельности

  • Познавательные

Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий. Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать и дополнять информацию, представленную в таблице.

  • Коммуникативные

Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности).

Владение монологической и диалогической формами речи. Общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией. 

Устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Род имен существительных                                                      5 класс                

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Орнанизация начала урока и мотивация к учебной деятельности.

- Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания доброжелательной и эмоционально комфортной атмосферы на уроке.

Приветственное слово учителя.  (Слайд 2)

- Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё на месте, все в порядке:

Книга, ручка и тетрадка?

- Сегодня на уроке вам необходимы внимание, активность, умение использовать имеющиеся знания.

-Откройте тетради, запишем число, классная работа

Приветствие учащихся.

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность.

Коммуникативные: 

произвольное построение речевого высказывания

Личностные: внимание, 

уважение к окружающим,  

 самоопределение и готовность к равноправному сотрудничеству

2.Актуализ-я знаний и пр-ка степени усво-я материала прошл. урока.

Повторить материал прошлого урока

Актуализация знаний и проверка степени усвоения материала прошлого урока

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС-БЕСЕДА:

- Какие трудности были при выполнении домашнего задания?

Используют изученный ранее материал по теме «Имя существительное». Развивают речь, память. Размышляют, что у них не получ-сь и почему.

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

Регулятивные: выполнение учебной деятельности; саморегуляция в случае затруднения

Актуализация опорных знаний.

Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации.

Выдвижение проблемы. Выявление и фиксация места и причины затруднения

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого контролирует ответы, указывает на объект наблюдения.

- На протяжении нескольких уроков мы говорили об имени существительном. Повторим с вами, что мы знаем об этой части речи. Дополняйте мои предложения: (КЛАСТЕР)

- Существительное – это…

- Существительное бывает…

- Существительное изменяются по…

- Существительное в предложении может быть…

- Что мы узнали о существительном на предыдущем уроке? (Слайд 3)

Река Волга, город Тольятти, Жигулевское море, парк Победы, улица Горького, писатель Алексей Толстой, село Ягодное

-Разделите слова на две группы. Объясните, что нужно сделать? По какому признаку можно разделить слова на две группы?(одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные) (Слайд 4-7)

- Орфографическая пятиминутка (Слайд 8)

-Спишите с доски слова, вставьте пропущенные орфограммы, подчеркните их:

Б..рёза, заря..ка, в..сна, с..рока, со..нце, л..пить, гн..здо, комн..та, сер..це, сне.., лоша..ь, тр..ва, бр..вно.  –Взаимопроверка в паре (Слайд 9)

-Объясним выбор орфограмм. Какие правила необходимо применить, чтобы правильно написать эту работу?

Слушают и определяют грамматическую категорию рода имени существительного, озвучивают понятие, формулируют выводы наблюдений.

Записывают тему в тетрадь.

Личностные: устойчивый познавательный интерес,  осознанное и произвольное речевое высказывание.

Регул-ные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, темы урока, фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии. 

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, использование знаково-символических и языковых средств.

Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения.

4 Постановка учебной задачи

Ответить на проблемные вопросы, распределить слова в таблице «Род имен существительных»

Организовывает погружение в проблему. Задаёт вопрос повышенной сложности.

Поделите слова на три группы? Объясните свой выбор? 

-К каким из этих слов можно поставить слова он, мой? (праздник, снег) Это существительные… рода (М.р. – праздник, снег)

 -К каким из этих слов можно поставить слова она, моя? ( Ж.р.- берёза, зарядка, весна, сорока, комната, трава)

-К каким из этих слов можно поставить слова оно, моё? (Ср.р. – солнце, гнездо, сердце, облако)

-О каком признаке имени существительного идет речь? (род имен существительных) (Слайд 10-11)

-сформулируйте тему и цели урока: что нового можно узнать и чему можно научиться.

-Запишем тему урока.  (Слайд 12)

Предлагают и согласовывают тему урока.

Предметные: подведение под понятие.

Регулятивные:

планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения учебного материала, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

5. Изучение детьми нового материала

Выявление ошибок и причин затруднения в изучаемом материале.

Еще в начальной школе вы узнали, что имена существительные имеет род, но не изменяется по родам. Существительные относятся к одному из трех родов: мужскому, женскому и среднему.

Категория рода – это постоянный признак.

Но очень много в русском языке трудных случаев, связанных с определением рода. Значит, мы можем обратиться к словарю и запомнить их род.

-Правило определения рода имени существительного

  • Заменяем имя существительное одним из местоимений: он, она, оно.
  • Определяем род имени существител-го.
  • Если сложно, обращаемся к словарю. (Слайд 13-14)

 - Наша задача: выучить слова - помощники и научиться определять род имен сущ-ных.

А чтобы лучше запомнить правило, предлагаю выучить стихотворение:

Женский род запомню я

И скажу: она моя.

И запомню род мужской

И опять скажу : он, мой.

Средний род: оно, моё.

Это правило твоё.  

Запомни (Слайд 15)

  • Пони, какаду, шимпанзе, фламинго, кенгуру, кофе, шампунь, тюль – мужского рода.
  • Пальто, радио, шоссе, кино, метро, пианино, какао, эскимо, желе, меню – среднего рода.
  • Мозоль, вуаль, бандероль. -женского рода.

Размышляют над заданием. Работают с информацией, систематизируют её.

Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (чему учиться).

Познавательные: определение основной и второстепенной информации.

Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции.

6. Рубрика «Открытие»

Построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.

Давайте посмотрим, какие проблемы встают при определении рода существительных.

Вспомним, сколько мы знаем родов имени существительного? (Три.) Вы уверены?

-Послушайте текст (тексты лежат на столах).

Ранним утром проснулись сестрички - сони Саня и Соня. Вышли они на балкон, где грелся на солнышке их рыжий кот-забияка Федя. Во дворе они увидели задиру Федю, который дергал за косичку плаксу Катю. Вдруг из подъезда выбежали умница Надя и тихоня Коля. Они спасли Катю от неряхи и непоседы Феди

-Выскочки, - сказали, зевая, Саня и Соня.

-Можно ли выделенные слова отнести к какому-нибудь роду (нет). Запишите их. Почему?

-Такие слова называются существительными общего рода. Их можно употреблять с разными родами. Вот ещё одно открытие урока.

Казалось бы, все очень просто, однако грамматический род имен существительных- очень сложное явление.

Человек, хорошо владеющий русским языком, безошибочно определяет род большинства имен существительных. Но есть и трудности с определением рода. (Слайды16-17)

-Перед нами ещё один текст.

Весной не нужны сани. Снег растаял, светит солнце. Сутки стали длиннее, сумерки наступают позже. Скорее бы весенние каникулы.

  • Определите род имён сущ-ных?
  • У каких существительных это нельзя сделать? Почему?

Вывод: В русском языке есть слова, которые не имеют рода, так у них нет единственного числа. Значит, мы ещё помнить должны об одной категории- категории числа

Анализируют, делают выводы.

Отвечают на поставленные вопросы.

Формулируют выводы наблюдений,

объясняют свой выбор.

Регулятивные: осознание познавательной цели, сохранение ее при выполнении учебных действий, регуляция всего процесса их выполнения и четко выполнение требований познавательной задачи. 

Познавательные: установление причинно-следственных связей, выстраивание логических цепей рассуждений.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего.

7. Физ.минутка (пауза релаксации).

Участие в физкультурной паузе, которая создает условия для снятия переутомления у детей и разнообразит виды деятельности на уроке.

Создаёт игровую ситуацию (Слайд 20)

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Закрой глаза, теперь открой…

Посмотри перед собой.

Руки вверх, на них смотри –

Головою не крути.

Руки плавно опустили

Всем улыбки подарили.

- Молодцы, садитесь на свои места.

Выполняем рекомендации учителя, следуем в соответствии с алгоритмом выполнения упражнений. Анализируют, делают выводы.

Отвечают на поставленные вопросы.

Формулируют выводы наблюдений,

объясняют свой выбор.

Личностные:

готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни; установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке.

7.Закрепление изученного материала.

Отработка действий по определению существительных общего рода и выявлению особенностей определения рода несклоняемых имён существительных; совершенствование умения определять род имён существительных и отработка навыка согласования с существительным в роде других частей речи; повторить орфограмму «Мягкий знак после шипящего на конце существительного»;

Теперь проверим, насколько вы усвоили материл.

Лексическая разминка.

-Как будете определять род у существительных во множественном числе? (ставим в ед. число)

-Определите род существительных сутки, ножницы, грабли, очки, сумерки? (род не определяется, слова имеют форму мн. числа).

-Запишите существительные общего рода. (плакса, грязнуля, неряха, замарашка, забияка, задира, зазнайка, знайка, растяпа, соня)

-Как можно определить род существительных? (из предложения)

Самостоятельная работа.

- На столе карточки. Ваша задача – вставить пропущенные окончания. Над существительными обозначить род. При затруднении обратиться к словарю.

Горяч. .кофе,, сладк.. какао, красн.. тюль, прохладн.. тень, болезнен.. мозоль, высок.. тополь, черн.. тушь, сладк.. яблоко, бел.. мышь, военн.. госпиталь, вишнев.. повидло, знамент... фамилия.

Проверим работу. (Слайд 21)

-Какой вывод можно сделать? (имена существительные имеют род)

Работа по учебнику: упр. 503

Мягкий знак после шипящих на конце существительных

Врач., грач., ноч., доч., из-за туч., мяч., много задач.

Вывод: ь знак пишется только у существительных женского рода

Дополнительно (если позволяет время)

Дидактическая игра «Найди лишнее слово»

Деревня, дядя, воля, земля;

Деревья, перья, стулья, сёла;

Ладонь, огонь, конь, окунь;

Места, стена, вёдра, вёсла.

Работают с информацией, систематизируют её. Учатся слушать мнения сверстников. Планируют свою работу

Анализируют, делают выводы.

Отвечают на поставленные вопросы.

Формулируют выводы наблюдений,

объясняют свой выбор

Регулятивные: осознание познавательной цели, сохранение ее при выполнении учебных действий, регуляция всего процесса их выполнения и четко выполнение требований познавательной задачи. 

Познавательные: установление причинно-следственных связей, выстраивание логических цепей рассуждений.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего

9. Включение в систему знаний.

Определить практические аспекты применения новых знаний в жизни

Над какой темой работали? С каким постоянным признаком имени существительного мы сегодня познакомились?

- А как помогут нам сегодняшние знания?

- Для чего нужно уметь определять род? Что нового узнали о роде имён существительных?

А знаете ли вы?(слайды25-27)

Знаете ли вы, что есть языки, в которых у существительных нет никакого рода – ни мужского, ни женского, ни среднего? Их называют “безродовыми” языками. Это английский, финский, венгерский, эстонский, турецкий, китайский, вьетнамский, японский, узбекский и другие.

    Есть языки, в которых существительные имеют только два рода. Это французский, итальянский, румынский, молдавский.

Есть языки, в которых родов намного больше, чем в нашем языке. Например, во многих языках народов Кавказа, Африки может быть до 40 родов. Их там называют “классами”. Есть класс, обозначающий людей (сын, дочь, мать, брат), класс животных (овца, обезьяна, лев), класс вещей (стол, шкаф, нож), класс круглых предметов (колесо, яблоко, мяч), класс деревьев (клён, тополь) и другие классы.

Д/з: Параграф 92 (род имён существительных),

упр.507

Для желающих на «5» (дополнительно):

– Подберите и запишите не менее 5 сущ-тельных, род которых сложно определить, проверьте их род по словарю, составьте с ними предложения.

Беседа по вопросам, выводы и анализ, комментирование домашнего задания

Познавательные:

установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные:

произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные: осознать методы построения и границы применения нового способа действий.

10.Рефлексия учебной деятельности

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Организует рефлексию.

-- Подведем итог урока.    

•Что нового узнали об имени сущ-вительном?

•Какого рода они бывают? Как определить род?

   На уроке вы узнали, что, если надо определить род имени существительного, употреблённого во множественном числе, слово сначала ставят в единственное число, в начальную форму.

По родам имена существительные не изменяются.

У имён существительных, у которых нет формы единственного числа, род нельзя определить.

Выставление оценок.

-Поднимите карточку Солнышко, кто доволен своей работой (активностью, правильностью ответов, письменной работой).

Кто не доволен, поднимите Тучку?

А теперь выставьте себе отметки на рабочем листе за урок.

Текст 1

Ранним утром проснулись сестрички - сони Саня и Соня. Вышли они на балкон, где грелся на солнышке их рыжий кот-забияка Федя. Во дворе они увидели задиру Федю, который дергал за косичку плаксу Катю. Вдруг из подъезда выбежали умница Надя и тихоня Коля. Они спасли Катю от неряхи и непоседы Феди

-Выскочки, - сказали, зевая, Саня и Соня.

Текст 2

Весной не нужны сани. Снег растаял, светит солнце. Сутки стали длиннее, сумерки наступают позже. Скорее бы весенние каникулы.

Самостоятельная работа

Вставьте пропущенные окончания. Над существительными обозначьте род. При затруднении обратитесь к словарю.

Горяч. ..  кофе, сладк…. какао,  красн…. тюль,  прохладн…. тень, болезнен…. мозоль,  высок…. тополь,  черн…. тушь,  сладк…. яблоко, бел.... мышь,  военн.. ..госпиталь,  вишнев.... повидло,  знамент..... фамилия.

Самоанализ

На уроке были использованы такие средства обучения, как диалог, беседа,

рассказ.

 Методы: Наглядный, иллюстративный, словесный, практический, поисковый.

В ходе всего урока прослеживались межпредметные связи с литературой.

В течение урока использовались такие образовательные технологии: компьютерные,

здоровьесберегающие, технология сотрудничества, технология проблемного обучения.

 Приёмы: анализа, сравнения

 На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и

практическую деятельность игрового характера, детям надо было не только использовать

уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им

действия.

 Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные

виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.

 Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало

повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности

содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в

достижении поставленных целей.

Считаю, что урок составлен в соответствии с требованиями Федерального

Государственного образовательного стандарта, цель и задачи урока были достигнуты.

Задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.

Самоанализ открытого урока по русскому языку в 5 классе.

Учитель – Контарева Галина Анатольевна.

Тема: Род имён существительных.

Тип урока: Комбинированный.

Цели урока:

Образовательные: создать условия для совершенствования умения определять род имён существительных и применять эти знания на практике; добиться понимания определения рода существительных,  умения согласовывать существительные с разными частями речи; познакомить учащихся с существительными, которые не имеют рода.

Развивающие: содействовать развитию познавательного интереса, памяти, внимания, орфографической зоркости, коммуникативной культуры личности, умения самостоятельной работы с учебником, тестами, дополнительным материалом, способствовать формированию умений работать в парах, группах, извлекать знания из различных источников.

Воспитательные: содействовать в ходе урока воспитанию ответственного отношения к учебному труду, самостоятельности, честности, интереса и любви к русскому языку.

Предметные: распознавать род имён существительных, согласовывать существительные с  разными частями речи.

 Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, определять цели предстоящей учебной деятельности, уметь работать индивидуально, в парах, группах, находить общие решения.

 Личностные: осознание важности учёбы, знаний по русскому языку, правильности слов; формирование интереса к русскому языку.

 Оборудование: ИКТ (компьютер, экран, пректор), Толковые и орфографические словари, карточки, учебник «Русский язык», рабочая тетрадь, мультимедийная презентация.

 Формирование УУД: 1. Познавательные:

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в алгоритм, схемы), действовать по алгоритму, свёртывать информацию до ключевых слов.
  •  Извлекать информацию из словаря и других источников.
  •  Сравнивать, анализировать, делать выводы.
  •  Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Коммуникативные:

 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

 3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

 4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять контроль.

3. Регулятивные:

 1. Высказывать предложения на основе наблюдений.

 2. Формировать проблему урока.

 3. Искать пути решения проблемы.

 4. Соотносить свои действия с целью, цель с результатом, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

 5. Определять успешность работы.

 6. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

  Данный урок был составлен для учащихся среднего уровня. Подготовка учащихся соответствует данному уровню.

  Урок русского языка проведён в рамках структуры УМК Т.А. Ладыженской и М.Т. Баранова. Цели урока обоснованы с учётом программных требований и содержание материала. Тема, цели, урока сформулированы учащимися. Структура урока соответствует его цели и типу – познавательной деятельности; метод – продуктивный. Все этапы урока последовательны и взаимосвязаны. Содержание урока соответствует требованиям стандартов. Уровень работы с материалом соответствует уровню понимания содержания учениками. Метод урока по типу познавательной деятельности: частично-поисковый, сравнительно-иллюстративный, репродуктивный. Знания не предлагаются в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно под руководством учителя, т.е. используется метод проблемного обучения.

  На уроке присутствовали следующие формы обучения: сочетание фронтальной работы и индивидуальной, коллективной, самостоятельной,  работы в парах, группах на разных этапах занятия.

  На уроке осуществлялись межпредметные связи. Звучали  рассуждения, формулировки: сравните, исправьте, решите, найдите, соедините, сделайте вывод.

  Все виды деятельности учащихся развивали их инициативность, повышали степень самостоятельности.

  Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществляется с помощью самоконтроля, взаимопроверки,  выполнения программированного задания, теста, работы со словарями.

  В содержание урока были включены словесные, наглядные, проблемно-поисковые методы, приёмы для активизации мыслительной деятельности.

  На данном занятии использовались:

  здоровьесберегающие технологии,

  технологии коллективного сотрудничества,

  технологии личностно-ориентированного образования,

  компьютерные технологии.

  Соблюдены были структурные компоненты урока:

1.Организационный этап.

2. Мотивирование.

3. Актуализация знаний.

4. Целеполагание. Выявление причины затруднения.

5. Открытие нового  знания.

6. Первичная проверка понимания.

7. Первичное закрепление.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

9.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок  и их коррекция.

8. Рефлексия. Подведение итогов  урока.

9. Домашнее задание.

  Я считаю, что для работы был создан нужный психологический микроклимат, характер общения с учащимися оцениваю как доброжелательный. Присутствовали взаимное расположение, сопереживание, поддержка, взаимное уважение. Учебная деятельность учащихся на уроке вызвала интерес, активность, понимание материала и его значимости.

  Домашнее задание было дифференцированное, задано своевременно, Содержание урока соответствует его цели. Цели урока достигнуты, что наглядно можно увидеть по активности и оценкам учащихся. Оцениваю результаты урока как положительные. Подведен итог урока, поставлены оценки, проведена рефлексия. Урок способствовал общему развитию личности и класса в целом.

 

 Недочёты в работе:

  Ввиду ограниченных временных рамок урока мною не проведена работа с учебником.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1

Слайд 2

Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все на месте, все в порядке: Книга, ручки и тетрадки? 2

Слайд 3

Одиннадцатое апреля. Классная работа. 3

Слайд 4

- Разделите слова на две группы. река Волга, город Тольятти, Жигулевское море, парк Победы, улица Горького, писатель Алексей Толстой, село Ягодное 4

Слайд 5

Орфографическая пятиминутка Б.. рёза , заря..ка , в..сна , с..рока , со.. нце , л..пить , гн .. здо , праз ..ник комн..та , сер.. це , сне.., лоша ..ь, тр .. ва , бр .. вно 5

Слайд 6

Б е рёза, заря д ка, в е сна, с о рока, со л нце, л е пить, гн е здо, праз д ник, комн а та, сер д це, сне г , лоша д ь, тр а ва, бр е вно 6

Слайд 7

М.р. – праздник, снег Ж.р. - Берёза, зарядка, весна, сорока, комната, трава Ср.р. – солнце, гнездо, сердце, облако. 7

Слайд 8

Род имён существительных 8

Слайд 9

М. р. 9 род Ср. р. Ж.р. мой он моя она моё оно

Слайд 10

Женский род запомню я И скажу: она моя . И запомню род мужской И опять скажу : он, мой . Средний род : оно, моё . Это правило твоё. 10

Слайд 11

Запомни!!! Пони, какаду, шимпанзе, фламинго, кенгуру, кофе, шампунь, тюль – мужского рода . Пальто, радио, шоссе, кино, метро, пианино, какао, эскимо, желе, меню – среднего рода . Мозоль, вуаль, бандероль - женского рода . 11

Слайд 12

Текст 1 Ранним утром проснулись сестрички - сони Саня и Соня. Вышли они на балкон, где грелся на солнышке их рыжий кот-забияка Федя. Во дворе они увидели задиру Федю, который дергал за косичку плаксу Катю. Вдруг из подъезда выбежали умница Надя и тихоня Коля. Они спасли Катю от неряхи и непоседы Феди. -Выскочки, - сказали, зевая, Саня и Соня. 12

Слайд 13

Текст 2 Весной не нужны сани. Снег растаял, светит солнце. Сутки стали длиннее, сумерки наступают позже. Скорее бы весенние каникулы. 13

Слайд 14

! Существительные, имеющие только форму множественного числа сутки, ножницы, сумерки, очки и т.д. рода не имеют, его определить нельзя. 14

Слайд 15

Физкультминутка Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Закрой глаза, теперь открой… Посмотри перед собой. Руки вверх, на них смотри – Головою не крути. Руки плавно опустили Всем улыбки подарили. 15

Слайд 16

16 Самостоятельная работа

Слайд 17

Горячий кофе, сладкое какао, болезненная мозоль, высокий тополь, чёрная тушь, сладкое яблоко, белая мышь, военный госпиталь, вишнёвое повидло, знаменитая фамилия. 17

Слайд 18

18

Слайд 19

Проверь себя! Врач.., грач.., ноч .., доч .., из-за туч.., мяч.., много задач… 19

Слайд 20

Итог урока Как определить род существительных? Как определить род существительных во множественном числе? 20

Слайд 21

Домашнее задание * Параграф 92, упр.507 * Для желающих на «5» (дополнительно): – Подберите и запишите не менее 5 сущ -тельных, род которых сложно определить, проверьте их род по словарю, составьте с ними предложения. 21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: "Склонение имен существительных"

Исемнәрнең килешләр белән төрләнешен аңлату, сөйләмне яңа              сүзләр белән баету, танып белү активлыгын һәм мөстәкыйльлекне...

Урок: "Склонение имен существительных"

Исемнәрнең килешләр белән төрләнешен аңлату, сөйләмне яңа              сүзләр белән баету, танып белү активлыгын һәм мөстәкыйльлекне...

Конспект урока "Словообразование имен существительных"

Данный урок является первым в цикле уроков по теме. К конспекту прилагается презентация....

Презентация к уроку "Словообразование имен существительных"

Презентация к уроку русского языка в 6 классе по словообразованию имен существительных...

Конспект урока "Род имен существительных" 5 класс

Разработка урока в 5 классе для слабомотивированных детей, детей с нарушениями здоровья. Игровая форма подачи материала обеспечит устойчивое внимание детей на уроке, что позволит достичь поставленной ...

Презентация к уроку "Число имени существительного" в 5 классе

Данная презентация может быть использована на уроках русского языка в 5 классе при изучении темы "Имя существительное"...