Конспект урока "Род имен существительных" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Жиленкова Любовь Сергеевна

Разработка урока в 5 классе для слабомотивированных детей, детей с нарушениями здоровья. Игровая форма подачи материала обеспечит устойчивое внимание детей на уроке, что позволит достичь поставленной цели.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  урока русского языка в 5 классе  

Тема:  Род имен существительных

Цели:

1. Обучающие:  

На доске: число

Эпиграф: «А ларчик просто открывался» (И.А.Крылов)

Ход урока:

  1. Оргмомент.

 Здороваемся с гостями.        

Проверка готовности к уроку. «Проверьте у себя и у соседа по парте готовность к уроку».

  1. Слово учителя.

Почему я взяла эпиграфом к сегодняшнему уроку эти слова И.А.Крылова из его басни, мы  с вами постараемся понять в ходе сегодняшнего урока.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

А сейчас нарисуйте мне свое настроение в начале урока. То же самое вы сделаете в конце урока. И когда я буду проверять ваши тетради, я увижу, изменилось ли и как ваше настроение.

На доске нет темы урока. И знаете почему? Я хочу, чтобы вы подумали и догадались сами.

Давайте освежим нашу память и ответим на вопросы:

  1. С какой общей темой мы знакомимся каждый урок? (имя существительное)
  2. Какая наука изучает имя существительное и другие части речи? (морфология)
  3. Как называется разбор слова как части речи? В каком разборе мы указываем морфологические признаки слова?
  4. А вот очень похожие слова: Морфология и Морфемика. Это науки о языке. Что они изучают?

Итак, мы продолжаем  изучать Имя существительное. Что нового вы узнали об этой части речи на уроках в 5 классе?

(собств. или нариц., одуш. или неодуш.)

А сейчас я попробую подвести вас  к теме сегодняшнего урока. Только будьте внимательны. Тот, кто первый догадается, получит от меня подарок – вот такой симпатичный простой карандаш.

Поднимите, пожалуйста,руку те, у кого есть мобильный телефон. (поднимают руки)

-Есть у многих. Но даже те ребята, кому родители пока не купили такой телефон, наверняка знают, что такое:  

              (пишу на доске)   СМС

Что это такое? Как правильно сказать: СМС пришла, или СМС пришло? Для этого надо определить род этого слова. Но как?

СМС – пришло из английского языка, это заимствованное слово и означает: короткое сообщение. Если использовать слово как жаргон, то есть в быту, в детской или молодежной среде,  то СМС – женского рода – СМС-ка пришла. На это указывает окончание –А (так же, как и книга, парта, мама)

Если говорить по литературной норме, то среднего рода – СМС-сообщение (оно)

Вообще же в деловой речи правильно будет сказать так:

 Пришлите мне короткое сообщение на номер…

Правильно ли

Завтра МОЕ день рождения. Вчера у меня БЫЛО день рождения.

Как правильно? Исправьте.

Итак, что мы должны знать, чтобы правильно говорить, согласовывать в нужной форме имена существительные с другими словами? Надо знать род этого существительного. Как вы думаете, это легко? Это интересно?

Вот этим мы и будем с вами сегодня заниматься. Итак, кто же догадался, о чем мы сегодня будем говорить, какая тема урока?

Да, Род имен существительных. Запишите в тетрадях.

Наша цель: - научиться  быстро определять род имен существительных по определенному алгоритму, правилу

                     - мы узнаем, что есть существительные, у которых род определить очень      

                      трудно

                      - есть существительные, которые вообще не имеют рода

                       - есть существительные, у которых может быть два рода

Например, какого рода слова НОЖНИЦЫ   ГРЯЗНУЛЯ

А как вы думаете, почему слово КАРТОФЕЛЬ мужского рода, а КАРТОШКА – ж.р.?

ДРУГ – м.р., а ДРУЖИЩЕ – ж.р.?

Еще в начальной школе вы узнали. Что в единственном числе имена существительные относятся к одному из трех родов: М., Ж., Ср. Как вы определяете род имен существительных?

М.р. – ОН МОЙ – сад. Брат, дом

Ж.р. – ОНА МОЯ – ручка, туча, тетрадь

Ср.р. – ОНО МОЕ – окно, поле, сочинение

Вспомним, как определить род по окончанию существительных. Откроем учебник, с.193,

(НАПЕЧАТАТЬ ТАБЛИЦУ)

Какого рода слова НЕВЕЖА и НЕВЕЖДА? Почему? (Судя по окончанию А) На самом деле не совсем так. А знаете ли вы значение этих слов? (должно быть написано на доске)

НЕВЕЖА – грубый, невоспитанный человек

НЕВЕЖД А– недоучившийся, мало знающий человек.

(Правильно ли будет сказать: Какой ты невежда: не умеешь вести себя в гостях

Этот ученик  - невежа – совсем не читает книг)

Что объединяет эти существительные с точки зрения лексического значения? (они характеризуют человека)

А с точки зрения грамматики? Какого они рода?

Они общего рода. Вспомним сказку Пушкина о рыбаке и рыбке, когда старуха говорит старику: «Поделом тебе, старый НЕВЕЖА». В каком роде здесь употреблено данное слово?

Таким образом, в русском языке есть имена существительные, которые можно отнести к двум родам, в зависимости от контекста. Такие существительные называются существительными общего рода.

Давайте поиграем. Назовите одним словом – существительным общего рода

  • Драчун, зачинщик ссор и драк (Забияка)
  • Тот, кто любит сладости (Сладкоежка)
  • Кто владеет левой рукой лучше, чем правой (левша)
  • Тот, кто назойливо выпрашивает что-нибудь (попрошайка)
  • Кто любит болтать вздор, пустяки (пустомеля)
  • Безобидный, тихий человек (тихоня)
  • Грубый, невоспитанный человек (невежа)
  • Неаккуратный человек (неряха)
  • Человек, любящий поесть (обжора)
  • Праздный, Глазеющий по сторонам (зевака)

Раз мы заговорили о сказках Пушкина, давайте вспомним, в какой сказке Пушкина есть слово ЛЕБЕДЬ? (В «Сказке о царе Салтане») Какого рода это слово? В сказке – ж.р.

(«Глядь – поверх текучих вод Лебедь белая плывет») На самом деле это слово относится к м.р. Но поэты, писатели, вправе поменять род существительного для выполнения своего художественного замысла, для создания образа).

Среди существительных встречаются слова. У которых трудно определить род. В таких случаях необходимо обращаться к словарю.

Трудно определить род существительных с Ь на конце. Попробуем определить род:

Шампунь, бандероль, тюль, магистраль, рояль, карась, форель, мозоль, моль

В начале урока я сказала, что есть слова, у которых вообще нет рода. Вот они:

НОЖНИЦЫ, МАКАРОНЫ, БРЮКИ, САНИ, ОЧКИ. У существительных, которые имеют форму только мн.числа. род указать нельзя.

А еще существительные бывают несклоняемыми, и тогда род таких слов определить очень трудно. Это слова КОФЕ, ПАЛЬТО, КИНО, МЕТРО, КАКАО. Правило здесь такое – все неодушевленные существительные – среднего рода, одушевленные – м.р. Кроме слова КОФЕ. Оно м.р.

ШОССЕ – ср.р. (Скоростное шоссе)

ФЛАМИНГО – м.р. (Розовый фламинго) Также будет и шимпанзе, и кенгуру

А есть еще сложносокращенные слова, и тоже сразу определить род нельзя. Попробуйте:

ЮЗАО, ПК, СОШ

Более подробно вы узнаете о таких словах в следующем учебном году.

Знатоки. Знаете ли вы, что…

Подведение итогов. Что нового мы узнали на уроке?

Как можно объяснить эпиграф? (Язык – ключ к познанию)

А теперь – тест

Тест по теме «Род имен существительных» 5 класс

Число_______________

Фамилия, имя____________________________

2 вариант

1. Отметьте знаком + в соответствующей колонке

 род имен существительных

М.р.

Ж.р.

Ср.р.

Правда

Герой

Желание

Подвиг

Награда

Мужество

Орден

Вдохновение

2. Отметьте знаком + ряд с существительными

 женского рода

Чутье, исследование, шеренга, поединок

Инструкция, внешность, ярость, обида

Мотылек, бабочка, сачок, лукошко

Квартира, балкон, столовая, питание

3. Отметьте знаком + существительные,

у которых род определить нельзя

Деревья

Огороды

Грабли

Топоры

Плоскогубцы

Ножницы

Плотники

Ботинки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Произношение имен существительных (Конспект урока в 6 классе)

Можно воспользоваться данным конспектом при изучении темы "Произношение имен существительных"  по русскому языку в 6 классе (программа М.Разумовской)...

План-конспект урока в 6 классе "Степени сравнения имен прилагательных. Прилагательные в сравнительной степени"

Основная цель урока - дать понятие о сравнительной степени имён прилагательных; актуализировать знания о морфологических признаках имен прилагательных. Урок проводится с применением презентации и карт...

Конспект урока. Тема: «Род имен существительных». Класс: 5

Данный конспект урока предназначен для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)....

Конспект урока в 6 классе на тему «НЕ с именами существительными».

Технологическая карта урока русского языка на тему "Не с именами существительными" (6 класс)...

Конспект урока для 6 класса на тему: "Словообразование имен прилагательных. Приставочный способ".

Конспект урока для 6 класса на тему: "Словообразование имен прилагательных. Приставочный способ"....

Конспект урока в 5 классе по теме "Правописание НЕ с именами существительными"

Знакомство учащихся правилом написания НЕ с именами существительными....

Конспект урока в 5 классе "Три склонения имени существительного"

Урок в 5 классе, посвященный теме"Три склонения имени существительного" . Урок интегрированный, совмещает в себе русский язык и литературу. В ходе урока вспоминаем, что такое сказка, виды ск...