КТП "Живое слово" (5 класс)
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5-х классов (из расчета 34 учебных недели – 17 часов в год).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivoe_slovo_5_klass.docx35.31 КБ

Предварительный просмотр:

04-01

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ      

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 ИМЕНИ 85-ГО ГВАРДЕЙСКОГО ГАУБИЧНОГО АРТИЛЛЕРИЙСКОГО СИМФЕРОПОЛЬСКОГО КРАСНОЗНАМЕННОГО ОРДЕНОВ СУВОРОВА,КУТУЗОВА И АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО ПОЛКА»

 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАССМОТРЕНО
Руководитель МО

__________/Грачева Н.Е.

Протокол №__ от «__»_________2022 г.  

СОГЛАСОВАНА

                     Зам. директора по УВР                             _________/Медведева Е.В.  

«___»______________2022 г.

 

УТВЕРЖДЕНA

Директор МБОУ «СОШ№5

им.85-го АСП»  г.Симферополя

_____________/Привидён Д.А.

«___»______________2022г.

приказ №________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЖИВОЕ СЛОВО» для 5-Д класса.

Направление: интеллектуальное.

Программа рассчитана для детей 11-12 лет

2022/2023 учебный год

Составитель: Козакова Диана Дмитриевна, учитель русского языка и литературы, квалификационная категория – специалист.

Симферополь, 2022

Рабочая программа внеурочной деятельности  составлена на основе Федерального закона от 29.12.2012 г. №273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями), ФГОС ООО Основной образовательной программы основного общего образования, с учетом Программы воспитания МБОУ «СОШ №5 им. 85-го АСП» г. Симферополя и на базе примерной программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения.

По учебному плану МБОУ «СОШ №5 им. 95-го АСП» г. Симферополя для 5-х классов на курс внеурочной деятельности «Живое слово» выделено 0,5 часа в неделю. Из расчета 34 учебных недели – 17 часов в год.

Нормативные документы.

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (в редакции приказа от 31.12.2015 № 1576) (далее – ФГОС НОО).
  3.  Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (в ред. от 01.03.2019 г., приказ Минпросвещения России №95 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»).
  4. Приказ Министерства просвещения и науки Российской Федерации № 699 от 09.06.2016 г. о перечне организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
  5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
  6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».
  7. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
  8. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями).
  9. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014 №01-4/2014 по вопросам организации внеурочной деятельности. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 02.07. 2019 г. №01-14/1817. Приложение к письму «Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым, реализующих общеобразовательные программы, на 2020/2021 учебный год»
  10. Устав МБОУ «СОШ №5» г. Симферополя.
  11. Положения «О рабочей программе педагога, реализующего внеурочную деятельность».

Цель внеурочной деятельности: расширить, углубить и закрепить знания учащихся по русскому языку, показать, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:

  • Развитие кругозора и интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; 
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; 
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; 
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; 
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; 
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; 
  • интерес к изучению языка; 
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. 

 Метапредметные:
             Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока; 
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; 
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; 
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в                соответствии с этими критериями. 
  • Познавательные УУД:
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); 
  • пользоваться словарями, справочниками; 
  • осуществлять анализ и синтез; 
  • устанавливать причинно-следственные связи; 
  • строить рассуждения; 
                 Коммуникативные УУД:
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и  диалогической формами речи. 
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения; 
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; 
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; 
  • задавать вопросы. 

Предметные:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, Ульяновской области, о языке как основе национального самосознания;
  • представление о языке как о явлении национальной культуры и средства человеческого общения;
  • овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
  • формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языка;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов;
  • использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка;
  • расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязей его уровней и единиц;
  • формирование навыков проведения различных видов анализа слова
  • формирование ответственности за языковую культуру родного края и России как общечеловеческую ценность.

Содержание курса

Организационное занятие (1 ч)

Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей.

Раздел 1.

Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (3 ч)

Тема 1.1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

Тема 1.2. Для чего используют звуковые повторы в речи.

Тема 1.3. Какова роль интонации в устной речи

В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.

Раздел 2.

Загадки русского словообразования. (Морфемика. Словообразование. Этимология) (3 ч)

Тема 2.1. О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

Тема 2.2. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов

Тема 2.3. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова

Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.

Раздел 3.

Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (2 ч)

Тема 3.1. Зачем нужно знать алфавит

Тема 3.2. В чём секрет правописания морфем

Проводятся исследования данных тем, учащиеся. используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.

Раздел 4.

Загадки русского слова. (Лексика. Фразеология) (3 ч)

Тема 4.1. На какие группы делится словарный состав русского языка

Тема 4.2. В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.

Раздел 5.

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (3 ч)

Тема 5.1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.

Тема 5.2. В чём секрет глагола и его форм.

Тема 5.3. Как отличать грамматические омонимы.

Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.

Раздел 6.

Речевой этикет.(1 ч)

Тема 6.1 Формулы речевого этикета.

Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.

Раздел 7.

Обобщающее занятие. (1ч)

Тема 7.1 Аукцион знаний.

Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.

Учебно-методический план

Название раздела (темы)

Модуль рабочей программы воспитания

Количество часов

Из них

«Школьный урок»

Практические занятия

Обобщащее занятия

1.

Раздел 1. Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.)

Международный день распространения грамотности

4

4

2.

Раздел 2. Загадки русского словообразования. (Морфемика. Словообразование. Этимология)

Международный день родного языка

3

3

3.

Раздел 3. Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация)

Международный день школьных библиотек

2

2

4.

Раздел 4. Загадки русского слова. (Лексика. Фразеология)

День славянской письменности и культуры

3

3

5.

Раздел 5. Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.)

День российской науки

3

3

6.

Раздел 6. Речевой этикет.

200 лет со дня рождения российского классика и драматурга

А. Н. Островского

1

1

7.

Раздел 7.Обобщающее занятие.

Всемирный день книги

1

1

Всего

17

16

1

Календарно – тематическое планирование.

(0,5 час в неделю, всего 17 часов)


уро-ка

Тема

Количество часов

Дата проведения

по плану

по факту

Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (4 ч)

1

Организационное занятие. Викторина « Проверь себя»

1

2

Для чего используют звуковые повторы в речи.

1

3

Какова роль интонации в устной речи

1

4

Обобщающее занятие «Кто говорит - сеет, кто слушает - собирает»

1

Загадки русского словообразования. (Морфемика. Словообразование. Этимология) (3 ч)

5

О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

1

6

Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов.

1

7

Викторина «Занимательно о русском языке»

1

Секреты письменной речи (Графика. Орфография. Пунктуация) (2 ч)

8

Зачем нужно знать алфавит.

1

9

В чём секрет правописания морфем.

1

Загадки русского слова (Лексика. Фразеология) (3 ч)

        10

На какие группы делится словарный состав русского языка

1

11

В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

1

12

О чём рассказывают фразеологизмы

1

Секреты морфологии и синтаксиса (Морфология. Синтаксис.) (3 ч)

13

Чем отличаются склоняемые части речи  друг от друга.

1

14

В чём секрет глагола и его форм.

1

15

Викторина «Синонимы. Антонимы. Омонимы»

1

Речевой этикет (1 ч)

16

Формулы речевого этикета.

1

17

Обобщающее занятие, контроль знаний.

1

№ п/п

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок православная культура + литература в 8 классе «Исторический факт и его художественная интерпретация в «Слове о полку Игореве». Мифопоэтическая основа «Слова…»

Это интегрированный урок православной культуры и литературы. Мы его проводили в 8 классе, так как "Слово о полку Игореве" к этому времени уже было изучено....

Презентация "Лишь слову жизнь дана..."(Слово о словарях) для 7 класса

Презентацию "Слово о словарях" можно применять на уроках русского языка для знакомства учащихся5-8 классов со словарями разных видов. Презентация  познакомит с авторами словарей и историей их соз...

письма для 7 класса "Подбор к заданным словам–предметам, словам-признакам, словам-действиям синонимов, антонимов"

Конспект разработан для 7 класса для детей с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната. Данный конспект  был разработан с учетом индивидуальных особ...

Классный час для учащихся 7-11 классов на тему: «Слова – паразиты. Молодежный сленг. Бранные слова. Сквернословие». Классный час для учащихся 7-11 классов на тему:

Профилактика проблемы в речи слов-паразитов, хулы, мата; бранных слов; информирование о влиянии таких слов на человека, животных, растения, а также об истоках сквернословия....

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Сначала было слово» Класс: 10 Количество часов: 17

 Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования по русскому языку, сборника нормативных документов учебного плана 2004 ...