Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Склонение имен прилагательных во множественном числе" 6 класс.
план-конспект урока по русскому языку

Аккужина Лилия Файзулловна

Конспект урока на тему:"Склонение имен прилагательных во множественном числе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_temu.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

Урок на тему:  «Склонение имен прилагательных во множественном числе»

- Прочитайте: “Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».  К.  Паустовский.

- О чём это предложение

-Как писатель говорит о языке?

-Слова какой части речи он использует?

- Назовите художественные определения, как их называют в литературе? (эпитеты)

Писатель выбрал такие определения, которые позволяют представить не только предмет, но и состояние, настроение автора.  

Наш язык таит в себе много секретов, а для незнаек – немало ловушек. Хотите научиться не попадать в них? Нам сегодня в очередной раз предстоит прикоснуться к тайнам русского языка.

«Мудрым никто не родился, а научился»     СМЫСЛ ПОСЛОВИЦЫ.           

Каким вы хотели видеть урок? Подберите эпитеты к существительному «урок». (Познавательным, интересным, веселым, содержательным)

– От кого это зависит? (От учителя и учащихся и их взаимопонимания)

– Какой частью речи выражены эпитеты? (Именами прилагательными)

– Что вы знаете об именах прилагательных? (Имена прилагательные – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? Имена прилагательные изменяются по числам, родам и падежам)

. - Для чего необходимы имена прилагательные в речи?

 Да, прилагательные делают нашу речь более яркой, выразительной. Вот послушайте, как звучат прилагательные в стихах Р. Рождественского.

О русской природе, о милой природе
С зарёй в материнских глазах,
О тающем снеге, о ясной погоде,
О яблоне в наших садах,
О шумной пшенице, о вольных просторах,

О солнце сквозистых берёз,
О ласковых реках, о девичьих взорах,
О песнях, щемящих до слез

2.Мотивация учебных действий

- Легкий или трудный для вас урок русского языка?

-Почему?

-Какими видами речевой деятельности мы занимаемся на уроках русского язык         

  Виды речевой деятельности:

·     Говорим (кликнуть мышкой)

·     Читаем  (кликнуть мышкой)

·     Пишем   (кликнуть мышкой)

·     Слушаем(кликнуть мышкой)                                   

- Что вам на уроках делать легче?

- Почему?

- Что труднее?

- Почему?

- Что нужно знать, чтобы писать грамотно?

- Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению тайн русского языка.               

6.

Целеполагание.

- Как же нам разрешить возникшую проблему? Каковы ваши предположения

- Итак, какая тема нашего урока?

Тема: «Склонение имён прилагательных во множественном числе»

- Какую цель поставим перед собой, употребляя слово научиться?

(склонять имена прилагательные во множественном числе, правильно писать окончания, использовать прилагательные в устной и письменной речи)

- В каких ситуациях пригодятся нам эти знания? ( в учёбе, в жизни, быть грамотными, чтобы сочинять)

7.

- Как вы думаете, что нам предстоит сделать? (просклонять прилагательное во множественном числе)

-Зафиксируем окончания имён прилагательных во множественном числе

- Вспомните те задачи, которые мы ставили перед собой в начале ур

. Постановка учебной задачи

  • Организовать коммуникативное воздействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения правила изменения имен прилагательных множественного числа по падежам.
  • Согласовать цель и тему урока.

Актуализация знаний.

1. - Как вы думаете, чтобы разгадать тайну и узнать новое, с чего бы нам следовало начать урок?  (С повторения.)

-Запишите имена прилагательные с орфографическими задачами (списывание с доски).

Б_гатый, ме_кий,м_ гучий, в_ лшебный,  ру_кий.

- Укажите  общие признаки имён прилагательных. (Прилагательные  в форме единственного числа мужского рода – в начальной форме)

-Как вы определили число и род имён прилагательных?

2. Групповая работа.

Вам предстоит работа в группах. Подготовьте  сообщение об изменениях имён существительных и имён прилагательных  по плану. Заполните таблицу. (Карточка)

1.Могут ли имена существительные и имена прилагательные изменяться по числам и падежам?

2.Какая из названных частей речи изменяется ещё и по родам, а какая не может этого делать?

3. Какая из двух частей речи, имя существительное или имя прилагательное, главная, а  какая – зависимая?

- - Правила бывают не только орфографические. В речи нам приходится соблюдать ещё  и правила употребления слов, правила их связи друг с другом

-Выпишите словосочетания имени прилагатель-ного  с существительным. Укажите граммати-ческие признаки имён прилагательных.

«Открытие нового знания».

Выявление места и причины затруднения.

- Что не смогли определить у этих прилагатель-ных? Почему?

- Как изменяются имена прилагательные единственного числа? (по падежам - склоняются)

- Как вы определяли  падеж имён прилагатель-ных множественного числа? (по падежу существительных)

Постановка учебной задачи.

- Что мы уже знаем про имена прилагательные во множественном числе

З – Что мы знаем

   

Х – Что мы хотим узнать

У – Что мы узнали и что нам осталось узнать

□  прил. во мн. числе в И.П. – ые, - ие

– Можно ли сказать, что имена прилагательные множественного числа изменяются по падежам? (да-?, нет-?)

– Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня на уроке? Кто сформулирует тему урока? (Склонение имен прилагательных во множественном числе)

- Как изменяются имена прилагательные во множественном числе? (Только по падежам)

- Как не изменяются имена прилагательные множественного числа? (Не изменяются по родам)

- Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе? (Как и в ед. ч., падеж прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится)

СЛОВАРНАЯ РАБОТА. По группам.

1.ВСТАВЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ.

Самое ценное в  дереве - древесина. Различают древесину хвойных  и лиственных пород.

Шерстяные ткани относятся к тканям животного происхождения. Шерстяные ткани используют для пошива мужской, женской и детской одежды.

3.От данных существительных образовать словосочетание, превратив первое  существительное в однокоренное прилагательное.

Труд, договор.

Какие документы предьявляются  при заключении трудового договора?

Составить предложение .

  4.Запиши  отгадку, рядом напиши родственное слово, выраженное именем прилагательным.   

Старик у ворот   

Тепло уволок,

Сам не бежит

И стоять не велит.( мороз-морозный)

Назови слово из 3 слогов, из которых 2 слог- ударный.     

Вывод.

Соедини стрелкой начало и конец пословиц, укажи род ,число ,падеж.

Под долгую речь        день мал

Хорошему хозяину        думать хорошо

В чужом глазу        все в радость

Счастливому человеку        соринку видно

2. Разберите предложение по членам предложения и частям речи.

Определение окончаний во множественном числе.

 давайте вспомним, что такое окончание?

- Назовите,  какие окончания могут иметь существительные ж. р., м. р., ср. р.                                 

-Как найти окончание в слове?

(изменяемая часть слова)

 Задание:        Подобрать подходящее по смыслу имя прилагательное. Записать предложения. Определить  род, число, падеж имен прилагательных.

Пришел      (суровый )  декабрь  с          (зимними ) морозами. (Белые)            поля и луга спят под            (снежным)  покрывалом.                                        

На листах просклоняйте имена прилагательные.        

– Что общего у данных прилагательных? (Единственное число, мужской род)

– А какие окончания? (Одинаковые)

– Так как же изменяются имена прилагательные в единственном числе? (В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам)

– Как определить падеж имени прилагательного в единственном числе? (Падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится)

– Поставьте словосочетания интересный урок в именительный падеж множественного числа.

– Можно ли определить род прилагательных во множественном числе. В чем затруднение? (Род не определяется)

Значит, и у прилагательных множественного числа род определить не

– А теперь внимание. Работая в парах, сравните падежные окончания прилагательных. Что можно сказать об окончаниях имен прилагательных множественного числа? (Окончания совпадают)

– В каких падежах имена прилагательные множественного числа имеют одинаковые окончания?

И. п., В. п. Р. п., П. п. Д. п. Т. п.

ые, ие ых, их ым, им ыми, ими

– Как можно определить падеж прилагательного во множественном числе? (Падеж имени прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу имени существительного)

– Что нового узнали о прилагательном множественного числа? Сделайте вывод. (Имена прилагательные во множественном числе изменяются по падежам или склоняются. Род у прилагательных множественного числа не определяется.

Объединитесь в малые группы. У вас на столе лежат карточки. Прочитайте задание и объясните своими словами, что нужно сделать. (Вставить и выделить окончания, определить падеж)

Зима не хочет уступать свои права весне. Доказательство тому - красивейшие зимние дни с морозом и солнцем!

- Составьте предложение, используя слова на слайде.

Сверкает, искрами, снег, разноцветными, на, солнце, ярком.

Снег сверкает разноцветными искрами на ярком солнце.

Запишите предложение.

- Подчеркните главные члены предложения. Определите род и падеж имен прилагат

Перед вами текст.

Прочитайте его.

Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.

- Какая часть речи пропущена?

- Кто может самостоятельно подобрать подходящие по смыслу прилагательные, возьмите карточку зеленого цвета.

Кому нужны слова – помощники, берите карточку желтого цвета.

Кто не уверен в своих силах, возьмите синюю карточку.

Задания на этих карточках вы выполните дома.

Зеленая карточка.

Спиши текст, вставляя подходящие по смыслу прилагательные. Определите падеж прилагательных множественного числа.

Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.

Желтая карточка

Спиши текст, добавляя подходящие по смыслу слова. Определите падеж прилагательных множественного числа.

Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.

Слова для справок: трескучие, лютые, шумные, зимний, звериные, глубокие.

Синяя карточка.

Спиши текст, вставляя пропущенные окончания прилагательных. Определите падеж прилагательных множественного числа.

Пришла зима с трескуч… морозами, шумн… вьюгами, глубок… сугробами. В зимн… лесу на снегу видны узоры зверин… следов. Трещат… морозы.

Тест. Если вы согласны с утверждением, записывайте номер предложения .

1Имя прилагательное всегда изменяется по родам, числам, падежам.

2Имя прилагательное зависит от имени существительного.

3.Имя прилагательное склоняется только во множественном числе.

4.Имя прилагательное во множественном числе по родам не изменяются.

5.По падежу имени существительного можно узнать падеж имени прилагательного.

Проверка.2.4,5.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Н-НН в суффиксах имен прилагательных"

Целью урока «Н-НН в суффиксах имен прилагательных» является знакомство с правилами написания Н-НН в именах прилагательных, образованных от имён существительных. Тип урока - изучение нового материала. ...

План-конспект урока по теме "Правильное употребление имен прилагательных"

План-конспект урока по теме "Правильное употребление имен прилагательных"...

План-конспект урока по теме "Правильное употребление имен прилагательных"

План-конспект урока по теме "Правильное употребление имен прилагательных"...

конспект урока русского языка "Морфологический разбор имени прилагательного"

разработка  урока русского языка на тему "Морфологический разбор имени прилагательного"...