Технологическая карта урока
план-конспект урока по русскому языку

Ханда Цыдендоржиевна Бальжирова

Технологическая карта урока по В.П.Астафьеву

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 8 классе  «Как оставить о себе добрую память? »

(по рассказу В.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»)

Цели урока:

Обpазовательная – выявить художественную идею рассказа, состоящую в утверждении необходимости сохранения памяти о прошлом,  пpовести детальный анализ рассказа; опиpаясь на вопpосы, pаскрыть своеобpазие pассказа; способствовать фоpмиpованию потpебности читать внимательно и вдумчиво художественную литеpатуру.

Pазвивающая – уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы; создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков обобщения, развитию речевых навыков.

Воспитательная – способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, обращаясь к памяти исторической, памяти человеческой.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, книги В.П. Астафьева

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.Организационный момент

Настраивает учащихся на работу через положительные эмоции.

-Ребята, о ком вы вспоминаете с теплотой?

-Почему мы помним этих людей?

-Значит, каких людей мы помним?

Включение в урок.

Отвечают на вопрос, участвуют в диалоге.

Личностные УУД:

Осознанное положительное отношение к учению

Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и сверстниками.

2.Актуализация

-Чей образ объединяет эти картинки?(на слайде картинки)

-А на этом слайде чей образ зашифрован?

-Бабушка

-Учитель

-

Личностные: устойчивый познаательный интерес к чтению

3.Мотивация

-Почему он их помнит?

-Какую роль сыграли в судьбе главного героя? Раскрыть эти образы помогут вам вопросы, которые лежат на столе.

Работают в группах по исследованию проблемной ситуации

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу

4.Построение проекта выхода из затруднений

Организуем работу по исследованию проблемной ситуации в группах.

Вопросы по образу бабушки:

1.Какие воспоминания рассказчика связаны с бабушкой?

2. Как она лечила внука?

3. Опишите окна в доме

4. Каково было отношение к людям?

             Вопросы по образу учителя:

  1. С какой целью приезжает фотограф в деревню? Кто был инициатором этого события?
  2. В какой школе учителя начинали работать? Что
  3. С какой целью автор приводит историю со змеей?
  4. Как учителя организовали  досуг деревенских жителей?
  5. Как деревенские жители относились к учителям?
  6. Как характеризует учителя поступок, когда он пришел домой к рассказчику с фотографией?

Вопросы по образу друга:

  1. Почему Саньки и рассказчика не оказалось на фотографии?

Предлагаем поработать с интеллект-картами.

-Отразите ,пожалуйста, в интеллект-картах  основные черты характера бабушки,  учителя, друга. Покажите на примерах из текста, как эти черты характера проявляются в поступках.

Бабушка заботливая, внимательная, мудрая, добрая. Она не просто вырастила внука, а создала его.

Учитель вежливый, чуткий, порядочный, интеллигентный, неравнодушный, образованный

Друг: надежный, верный.

Вывод: эти люди, благодаря своим нравственным качествам, оставили добрый след в душе рассказчика.

Познавательные УУД:

Извлечение информации из источника, умение строить рассуждение, приводить примеры в качестве доказательства своей точки зрения

Регулятивные УУД:

Составление плана действий, выдвижение версии решения проблемы

Коммуникативные УУД:

Сотрудничество в группе, формулирование собственного мнения, умение договариваться

5 Работа с названием рассказа

-Вернемся к названию рассказа. Как называется рассказ? Назовите ключевое слово в названии?

-Почему фотография, на которой его нет, так ему дорога?

На слайде:

«Школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по углам. Но всех ребят я узнаю на ней…»

Бережно хранит эту фотографию, как память о детстве, об одноклассниках

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее.

6. Творческая работа

-Человек всегда желает оставить о себе  добрую память. Каким образом человек может оставить о себе добрую память?

-Благодарные земляки в добрую память о В. Астафьеве установили памятник в Красноярске в 2006году.

Совершая добрые дела, помогая людям, живя по совести, человек оставляет о себе добрую память. Нужно быть честным, благодарным человеком.

Личностные: ориентация в системе моральных норм и ценностей.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения

7 Рефлексия учебной деятельности

Домашнее задание

Вернемся к цели урока. Смогли ли вы получить ответы на вопросы?

Оценивает деятельность учащихся

Учитель предлагает домашнее задание на выбор учащихся

Оценивают свою работу в группе и индивидуально

Личностные: уважение к вечным общечеловеческим ценностям;

Регулятивные: самостоятельно анализировать степень достижения цели; определять степень успешности своей работы



Предварительный просмотр:

МАОУ Иволгинская СОШ

Урок русского языка в 5Б классе

Тема урока «Особенности написания приставок на З и С»

Учебник: «Русский язык 5 класс» (авторы: Л.М. Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын)

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока: освоение способа действия при выборе согласных з-с  на конце приставок

Задачи урока:

- обучающая: определить способ действия при выборе з, с на конце приставок;

отрабатывать навык определения согласных по звонкости – глухости, навык выделения приставки слова, отрабатывать умение отличать слова с приставками на з-, с- от слов с приставками единообразного написания и слов, где з- является частью корня;

- развивающая: развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание;

развивать внимание, орфографическую зоркость;

- воспитывающая: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности, ориентировать на здоровый образ жизни.

Дополнительные материалы: раздаточный материал

Приложение: презентация PowerPoint (слайды урока).

Дополнительные материалы: раздаточный материал, карта урока

Приложение: презентация PowerPoint (слайды урока).

Формы работы:

1) парная;

2) индивидуальная;

 3) коллективная.

Планируемые результаты:

Предметные: формировать навык определения способа действия при написании приставок на –з и –с, развивать орфографическую зоркость.

Метапредметные УУД:

регулятивные: уметь формулировать тему урока, ставить цели, проводить самопроверку;

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи;

коммуникативные: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать в группе; отвечать на вопросы, слушать и слышать; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения

личностные: развивать творческие способности, способствовать развитию и обогащению речи, стимулировать интеллектуальное развитие, воспитывать уважительное отношение к окружающим, наблюдательность, прививать интерес к предмету.

Методы обучения: проблемно-поисковый, дифференцированный подход

Вид используемых ИКТ: презентация, компьютер, проектор.

Ход урока.

  1. Организационный этап.
  2. Мотивация учебной деятельности

Слайд2   Речевая разминка

Мышка сушек насушила,
Мышка мышек пригласила,
Мышки сушки кушать стали –
Зубы сразу же сломали!

Читают скороговорку (фронтально).

                 Учитель:

                -Ребята, найдите  и выпишите слова, в которых все согласные глухие

Найдите  и выпишите слово, в котором все согласные звонкие

                  Учащиеся в карты урока выписывают слова: сушек, сушки, кушать (глухие) и зубы (звонкие)

Фронтальная проверка задания.

Учитель:

-Знания о глухих и звонких согласных нам сегодня ещё пригодятся.

3. Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности

 Слайд 3. Сравните два словосочетания:

Бе..думный поступок-бе..сердечный человек

-В каких морфемах пропущены буквы? Какие буквы нужно вставить?

-Почему одна и та же приставка в одном случае пишется с буквой з, а в другом – с буквой с? Обратите внимание, какой согласный по глухости-звонкости стоит после приставки.

-Итак, как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Сформулируйте тему урока.

Учащиеся:

-Правописание букв З и С на конце приставок

Учитель:

-Исходя из темы урока, определите его цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

Учащиеся:

1. Выяснить, когда на конце приставок пишется -з, когда –с.

2.  Закрепить изученное, т.е. потренироваться в написании слов с этими приставками

4. Построение проекта выхода из затруднения и его реализация

Слайд :

                     Наблюдаем

бесшумный         безжалостный

испортить            раздать

расколоть            возгордиться

Задания:

1) Выделить приставки в словах

2) Подчеркнуть согласную, с которой начинается корень

3) Сделать вывод о глухости – звонкости этих согласных

4) Заполнить алгоритм правописания З – С на конце приставок.  

Учащиеся работают по карте урока: знакомятся с заданием, слушают учителя, под его руководством выделяют приставки в словах, подчеркивают начальные согласные корня, делают вывод о звонкости – глухости этих согласных.

Выстраивают  алгоритм правописания З – С на конце приставок, делают вывод об условиях написания приставок на З/С.

5. Первичное закрепление

 Задание 1. Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму.

И..колесить

Бе…звездный

И…резать

Ра…сказывает

Бе..крайний

Ра…ширить

Бе…грамотный

И…жарить

Ра…пахать

Бе…заботный

Учащиеся выполняют задание  в картах, осуществляют проверку по предложенному ключу ответов (на слайде)

Критерии оценивания:

«5»-10 слов

«4»-8-9 слов

«3»-7-5 слов

Задание 2

Работа с текстом

Бал на реке.

  Жёлтые лилии ра…крыты с самого восхода солнца, белые ра…крываются часов в десять. Когда все белые ра…пустятся, на реке начинается бал.

                                                             (М. Пришвин)

- Читаем выразительно текст.

-  Объясните смысл названия текста.

-Какие синонимы и однокоренные слова позволили избежать неоправданного повторения слов? (раскрыты – раскрываются – распускаются)

- Вставим пропущенные буквы в приставках.

 -Объясним написание приставки на З/С

Учащиеся объясняют написание приставки

Орфографическая задача

Слайд:

 ?БИТЬСЯ

Как быть? Кто знает?

Учащиеся высказывают предположения по решению орфографической задачи.

Совместно с учителем делают вывод:

Приставки З- в русском языке нет! Есть только приставка С-. 

Слайд:

В словах здесь, здание, здоровье, здравствуй буква З входит в состав корня.

6. Включение в систему знаний.

Задание для  сильных учеников с взаимопроверкой

-Распределите слова на три группы

с приставкой на -З, -С

с приставкой -С

 

без приставки

 

 

 

 

Здание, избрать, разгадать, свадьба, спросить, здесь, исцарапать, злой, спеть, распахать, безвольный, сводить, здоровье, сдать, здравствуй, сложить, распустить

 Учащиеся выполняют задание в карте урока

Задание для слабых учениковс взаимопроверкой

-Вставьте пропущенные буквы

Бе..шумный, в…дохнуть, ра…жимать, …десь, ...гореть, ра…писать, ра…чертить, …дать, бе…брежный, ра…хвалить

                            Тест

1) В каком слове приставка оканчивается на –с?

а) и..черпать; б) чре..мерный; в) бе..жизненный; г) во..делать.

2) В каком слове приставка оканчивается на –с?

а) во..наградить; б) бе..шумный; в) ра..жечь; г) ра..будить.

3) В каком слове приставка оканчивается на –з?

а) ни..ходить; б) во..произвести; в) ра..чёт; г) в..дохнуть.

4) В каком слове приставка оканчивается на –з?

а) и..жарить; б) и..царапать; в) ра..шнуровать; г) бе..ценный.

5) В какой строке во всех словах пропущена одна и та же буква:

а) и..царапать; и..жарить; б) и..числять; бе..ценный;

в) бе..жалостный; бе..шумный; г) бе..вкусица; ра..шнуровать.

7. Рефлексия деятельности

Обсуждение результатов занятия.

- Закончи предложение:

а) «Буква З пишется на конце приставок, если…»

б) «Буква С пишется на конце приставок, если …»

Оценивание учащихся учителем, самооценка

8. Домашнее задание: упражнение 249 на странице 112


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...