Формирование планируемых результатов обучения русскому языку в их единстве и взаимосвязи.
статья по русскому языку

Новикова Ирина Федоровна

В статье говорится о том, что современный урок проектируется с учетом постановки трех целей — личностных, метапредметных и предметных и ориентирован на достижение образовательных результатов, которые формируются у школьников на протяжении всего периода обучения в основной школе в их единстве и взаимосвязи.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planiruemie_rezultati.docx77.39 КБ
Файл presentation.pptx116.92 КБ

Предварительный просмотр:

Основы преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

Формирование планируемых результатов обучения  русскому языку в их единстве и взаимосвязи.

1.        Личностные, метапредметные, предметные результаты обучения русскому языку

В настоящее время показателем результативности обучения в основной школе в соответствии с ФГОС ООО становится достижение школьниками планируемых результатов обучения: личностных, метапредметных и предметных. Планируемые результаты обучения русскому языку представлены в Примерной рабочей программе основного общего образования. Надо учитывать, что личностные и метапредметные результаты представлены без привязки к классу обучения, поэтому сформированность их можно диагностировать на конец обучения в основной школе, причем формируются они у школьников на протяжении всего периода обучения в основной школе. Предметные результаты обучения сгруппированы по классам и поддерживаются тематическим планированием.

Планируемые результаты формируются в ходе обучения русскому языку в единстве и взаимосвязи. Это означает, что уроки русского языка проектируются с учетом постановки трех целей — личностных, метапредметных и предметных. Доля работы над достижением каждой из целей, поставленных учителем, должна основываться на принципах разумности и целесообразности и зависеть от специфики изучаемого материла. Нельзя формировать, например, метапредметные результаты в ущерб предметным.

Вот пример заданий, которые способствуют формированию планируемых результатов обучения на уроке русского языка на основе работы с текстом упражнения из учебника.

Проектируем урок. Предположим, что в учебнике русского языка 6 класса размещено следующее упражнение:

  1. Прочитайте текст. Спишите первые два абзаца, вставляя пропущенные буквы и  раскрывая скобки.

Здоровье — бе..ценное достояние не только каждого человека, но и всего общ..ства. При встречах, ра(с, сс)таваниях с бли(с, з)кими и д..рогими людьми мы желаем им добро..о и крепко..о здоровья, так как это — осн..вное условие и залог полн..ценной и счас..ливой жизни.

Здоровье пом..гает вып..лнять наши планы, успешно решать осн..вные ж..зне(н,нн)ые задачи, пр..одолевать трудности и зн..чительные нагру(с, з)ки. Доброе здоровье, разумно сохр..няемое и укр..пляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Научные данные св..детельствуют о том, что у б..льшинства людей при с..блюдении ими правил есть возм..жность жить до ста лет. К сож..лению, многие люди не с..блюдают самых пр..стейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни ст..новятся жертвами мал..подвижности, другие излишествуют в   еде, третьи не умеют правильно отдыхать.

Отечественные ученые отмечают, что здоровый образ жизни способствует развитию и укреплению личного и общественного здоровья, реализует наиболее ценный вид профилактики заболеваний — первичную профилактику, предотвращающую их возникновение, способствует жизненно важной потребности в активных физических упражнениях.

                                                                                                 (По И.Х. Вахитову)

  1. Сделайте морфемный разбор выделенных слов.

3. По толковому словарю определите значение слова достояние.

Предлагается вариант         построения        работы с        текстом        упражнения    . Можно выбрать одно или несколько заданий из каждой группы.

Планируемые

результаты

Виды деятельности обучающихся

Предметные результаты

  1. Проведение орфографического анализа текста.
  2. Применение норм правописания самостоятельных частей речи  с изученными орфограммами.
  3. Выполнение морфемного разбора.
  4. Работа с толковым словарем по определению лексического  значения слова.

Комментарий для учителя русского языка:

*Учитель вправе не ограничиваться заданиями к тексту, предложенными в учебнике, и дать дополнительные задания, например, на повторение сложной для данного класса темы.

Так, дополнительным заданием к данному тексту может стать фонетический или морфологический разбор слова; нахождение в тексте слов определенной части речи; определение стиля и типа текста; составление плана текста.

**Формирование навыка работы с толковым словарем способствует как достижению предметного результата (умение определять лексическое значение слова с помощью словаря), так и метапредметного результата (умение использовать словари и энциклопедии в учебных целях).

Личностные результаты

Предложенный текст ориентирован на формирование личностных результатов обучения, связанных с развитием у обучающихся ответственного отношения к своему здоровью и установкой на здоровый образ жизни.

Вопросы для работы:

  1. Какова основная мысль текста? Необходимо ли ученым  освещать вопросы здорового образа жизни?
  2. Что нужно сделать, чтобы не упустить возможность прожить          до ста лет?
  3. Объясните, почему автор называет здоровье «бесценным  достоянием»?
  4. Как вы понимаете смысл последнего абзаца?
  5. Письменно ответьте на вопрос «Какой отдых можно назвать  правильным?»

Метапредметные  результаты

Вопросы и задания:

  1. На основе текста напишите краткую памятку, включающую основные правила сохранения здоровья. (Универсальные познавательные действия, работа с информацией)
  2. На основе чего можно сделать вывод о достоверности или  недостоверности информации, представленной в тексте? (Универсальные познавательные действия, работа с информацией)
  3. Обсудите с одноклассником, что вы можете делать сегодня, чтобы в будущем сохранить здоровье? Представьте результаты одноклассникам. (Универсальные коммуникативные действия, общение, сотрудничество)
  4. Что может помешать школьнику соблюдать нормы здорового образа жизни? (Универсальные регулятивные действия, самоорганизация, самоконтроль)

2. Формирование у обучающихся умения учиться средствами предмета

                                                                                                                                                             

Начало XXI века в России и мире связано с активным развитием и внедрением во все сферы жизни общества информационно-коммуникационных технологий, стремительной эволюцией в области науки и техники, популяризацией печатного слова. Быстро меняющийся мир не позволяет в процессе школьного обучения дать учащимся все знания, которые им понадобятся в течение жизни, поэтому задачей общего образования становится формирование у учащихся ключевого метапредметного умения — умения учиться на протяжении всей жизни. Владение этим умением позволит человеку быть включенным в активные социальные процессы, реализоваться в профессии, в случае необходимости поменять сферу деятельности, осваивать новое, сохраняя традиции.

Система образования в России отвечает требованиям времени, закрепляя в основном документе, регулирующем процесс образования, — Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования — необходимость обеспечения «культуры непрерывного образования и саморазвития на протяжении всей жизни».

Работа учителя по  формированию у  школьников умения учиться опирается в том числе на теорию содержательного обобщения и формирования учебной деятельности, открывает для учащихся ориентировочные   основы, принципы учебных действий и их организации в деятельности. Метапредметные  умения не привязаны только к одному учебному предмету, учебным ситуациям в школе, а могут и должны быть использованы в реальной жизни. Но такой перенос реализуется не автоматически, он формируется в результате целенаправленной и систематической работы учителя. Именно педагог обучает переносу метапредметных умений, формируемых в классе, сначала на другие учебные предметы, затем - в жизнь.

Какая работа на уроках русского языка закладывает основы метапредметного умения учиться самостоятельно на протяжении всей жизни? Это, прежде всего, — умение работать с учебником, как с основным средством обучения. Работая с учебником русского языка, необходимо показать школьнику, что так же можно работать с любым школьным учебником, а далее - с вузовским учебником, профессиональной и научной литературой. Тем самым на уроке русского языка возможно реализовать идею переноса.

Начиная работу на первых уроках русского языка, школьников необходимо «познакомить» с учебником, который станет для них помощником при изучении предмета.

Так с чего же начать? Начните с обложки. Рассмотрите ее внимательно вместе с детьми, подумайте, почему она оформлена таким образом, можно ли понять, какую мысль хотел донести автор. Вместе с изучением обложки учебника можно предложить школьникам рассмотреть фóрзац. Какая информация представлена на них? Важна ли она для изучения предмета?

Затем необходимо вместе с детьми изучить содержание (оглавление) учебника. Это поможет поставить цель изучения в определенном классе:

—        Что мы узнаем в течение учебного года?

—        Чему сможем научиться?

—        Какие темы кажутся сложными?

—        Какой теме уделяется самое большое внимание в учебнике?

Далее можно обсудить, как учебник помогает учиться. Для этого важно изучить с детьми систему помет, предложенных в учебнике: как выделены задания повышенной сложности и творческие задания, какова маркировка слов для лингвистического анализа, какими условными обозначениями сопровождается теоретический материал и т.д.

Важно на первых уроках русского языка познакомиться со справочным аппаратом учебника. Как правило, в нем размещаются словарики, которые необходимы для выполнения упражнений; таблицы и схемы, систематизирующие материал; памятки для школьника (типа «Как писать изложение»). Этот материал не только поможет школьнику на уроке, но и существенно облегчит выполнение домашней работы, когда отсутствует непосредственное руководство учителя, а работа вызывает затруднения.

Начиная работу с параграфом учебника, можно предложить ряд вопросов, которые фокусируют  внимание на изучаемом материале. Важно показать — в учебнике нет лишних иллюстраций, схем, таблиц, выделений шрифтом или цветом. Все это имеет определенную цель — выделить важное правило, проиллюстрировать языковое явление, обобщить или систематизировать информацию.

Проектируем урок. До начала работы с текстом параграфа работу на уроке целесообразно проводить по следующим направлениям (предварительно возможно продемонстрировать разворот учебника с параграфом на экране):

Работа с названием параграфа.

О чем пойдет речь в параграфе?

Как связана тема этого параграфа с предыдущим?

Можно ли предположить название следующего параграфа?

Есть ли в названии параграфа слова, лексическое значение которых вам неизвестно?

Каковы ключевые слова параграфа (выпишите их в тетрадь, чтобы сделать словарик)?

Работа со структурой параграфа.

Есть ли в учебнике план параграфа? Для чего он нужен?

Каковы названия рубрик параграфа? Соответствуют ли они плану параграфа? Как рубрики раскрывают название параграфа?

О чем пойдет речь в параграфе, судя по названию рубрик?

Есть ли в параграфе части текста, размещенные в рамке или выделенные другим цветом / шрифтом, зачем это сделано?

Какие сведения выделяются особым образом?

Есть ли после теоретической части параграфа вопросы и задания?

Работа с визуальным рядом параграфа.

Есть ли в параграфе таблицы, схемы, рисунки, фотографии, формулы и пр.? В каких рубриках?       Что они могут иллюстрировать?

Как они могут помочь в понимании текста?

Работа с теоретическим материалом учебника организуется особым образом. Для лучшего понимания необходимо использовать прием изучающего медленного чтения. Сопровождается эта работа вопросами и заданиями. Например, по ходу первого чтения выпишите слова с неизвестным лексическим значением, найдите значение выписанных слов в тексте или в словарике в конце учебника; изучите / выпишите информацию в рамке, устно объясните ее смысл; составьте развернутый / цитатный / графический (только символы, формулы и т.д.) план теоретического материала; прочитайте текст второй раз, используя сделанные записи, перескажите его.

Бывает, что школьники затрудняются при выполнении заданий только из-за того, что не имеют навыка прочитывать задание осмысленно. Осмысленному чтению учебных заданий школьников необходимо целенаправленно обучать.

Учебное задание представляет собой текст. Однако в последние годы его характер меняется: он становится больше, содержит несколько микрозаданий разного уровня сложности. Количество учебных заданий к дидактическому материалу упражнения или параграфу также увеличивается. Возьмем в качестве примера задание №7 из Всероссийских проверочных работ (ВПР) по русскому языку для 6 класса:

Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Утром воздух чистый и влажный.
  2. Темна и безлунна осенняя ночь.
  3. Роса на траве след ночного тумана.
  4. Стройный клен желтеет под окошком.

Ответ:

По сути,        задание состоит        из        четырех заданий: 1) расставить знаки препинания, так как они не расставлены; 2) найти предложение, в котором необходимо поставить тире; 3) выписать его в строке «ответ»; 4) сформулировать основание постановки знака тире.

Практика показывает, что более трети учащихся не выписывает предложение, а обводит его номер кружком; почти каждый второй школьник считает, что написанная в скобках информация не существенна для выполнения задания; при этом обоснование постановки знака тире забывают написать почти четверть учащихся. Чтобы этого не происходило, необходимо организовывать специальную работу с текстами учебных заданий. Например, результативными станут следующие задания:

—        подчеркните глаголы в тексте задания («выпишите» и «напишите»), акцентируя таким образом, что конкретно необходимо сделать;

—        можно ли не выписывать предложение, а обвести его номер в кружок?

—        что необходимо учесть при работе? («знаки препинания не расставлены»).

—        поясните, что необходимо сделать, отвечая на последний вопрос?

Такая работа поможет школьнику развить внимательное отношение к слову, к учебному заданию со всеми его компонентами, выйти на новый уровень понимания всех учебных заданий.

 Идея переноса умений и навыков может быть реализована при работе с лингвистическим словарями, справочной литературой, энциклопедиями, интернет-ресурсами.

3.Развитие мотивации к изучению русского языка у обучающихся основной школы

                                                                                  Деятельности без мотива не бывает.

                                                                                                                      А. Н. Леонтьев

Необходимость повышения уровня мотивации к изучению русского языка у обучающихся подчеркивается в действующих нормативных документах (Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации), в научной педагогической и методической литературе. Снижение интереса к изучению русского язык связано с разными факторами: однообразием построения уроков и предлагаемых учителем видов деятельности, отсутствием  «ярких» открытий,  трудностью изучения теоретического материала и непониманием обучающимися связи с жизнью, а также с кажущейся видимостью знания изучаемого предмета.

Работа учителя по подготовке к уроку русского языка должна учитывать необходимость повышения уровня мотивации к изучению предмета, включать так называемый        мотивационный компонент. Так, в процессе подготовки к уроку целесообразно задуматься о том, что заинтересует школьника, вызовет отклик в его сердце, заставит удивиться, работать весь урок, продолжить начатую на уроке учебную деятельность в ходе выполнения домашней работы. В этом случае важно учитывать уровень подготовки класса, возраст обучающихся, личностные предпочтения, профилизацию (если есть).

С целью повышения уровня мотивации к изучению русского языка на разных этапах урока можно использовать разнообразные приемы. Наиболее эффективно их применение в начале урока, когда необходимо привлечь внимание обучающихся к изучаемой теме. Например, можно предложить устроить лингвистическую разминку (при изучении темы «Морфемика» в 5 классе предложить следующее задание: отгадайте слово, в котором приставка как в слове осмотреть, корень как в слове ценить, суффикс как в слове загадки, окончание как в слове кошка). В качестве примеров для 5–6 классах можно привести следующие приемы повышения уровня мотивации к изучению русского языка:

  • погружение в сказку (например, «В стране частей речи», «Планета лексики русского языка»);
  • отсроченная отгадка, когда в начале урока учащимся предлагается загадка, связанная с темой урока, а отгадка будет понятна только при работе на уроке над новым материалом;
  • люби и знай родной язык, когда в начале урока учитель предлагает необычные, малоизвестные сведения о родном языке, о его истории, о происхождении слов и выражений, о лингвистике и ученых-лингвистах;
  • интеллектуальная разминка, когда обучающимся предлагается для размышления несколько вопросов, связанных с изучаемыми на предыдущих уроках темами и являющихся подготовкой к восприятию новой темы;
  • знаю-применяю, учитель на доске записывает тему урока, а обучающиеся называют способы применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

Для школьников 7–9 классов можно использовать приемы:

  • интервью у слова, когда предлагается слово и обучающиеся пробуют рассказать о нем все, что знают (например, значение, происхождение, морфемный состав, морфологические признаки и т.д.);
  • общее-уникальное, когда предлагается найти общее свойство изучаемых предметов и их уникальные свойства (например, что общего у причастия и прилагательного, а что уникальное);
  • займи позицию, когда учителем предлагается две точки зрения на один вопрос, а учащиеся должны выбрать ту, которая им ближе, аргументировав свой выбор.

Положительный результат принесет работа на уроках с кроссвордами, палиндромами, ребусами, чайнвордами, шарадами, скороговорками, словесными головоломками. Интересно школьникам будет рассматривать рисунки, иллюстрирующие языковые явления, отгадывать загадки, предполагать историю происхождения слов и фразеологизмов, создавать синквейны, отвечать на творческие и проблемные вопросы, создавать задания для одноклассников, преобразовывать информацию.

Необходимо учитывать, что используемые способы повышения мотивации школьников должны органично входить в структуру и содержание урока, соответствовать поставленным целям и задачам, работать на достижение планируемых результатов обучения, не нарушать восприятие обучающимися системы языка.

Рассмотрим основные направления работы учителя по повышению      уровня мотивации к изучению русского языка.

  1. Объяснение учителем как глобальной цели изучения русского языка  обучающимся, так и значимости каждого отдельного этапа, являющегося ступенью к достижению этой цели.

Изучение русского языка идет на протяжении всех школьных лет. Зачастую у учеников теряется понимание цели обучения за россыпью изучаемых тем. Поэтому лучше всего проводить работу по актуализации целей и задач на определенных этапах. Например, при изучении тем можно организовать работу, способствующую практическому пониманию учащимися, для чего он изучает тот или иной раздел курса русского языка. Например, «изучив правила построения текста, я смогу лучше писать сочинения», «освоив речевой этикет и  правила общения, я смогу найти новых друзей» и т.д.

  1. Отбор содержания в русле личностно ориентированного и практико- ориентированного подходов.

По мнению подростков, наиболее интересными для них являются тексты о       взаимоотношениях их ровесников, особенностях общения, в том числе на основе электронных устройств, достижениях современных ученых, особенно в области IT-технологий и спорте, необычные факты из разных наук, истории, культуры, быта народов России.

Примеры работы с текстом на уроках русского языка представлены в §2.1 данного пособия.

  1. Предлагать разнообразные виды учебных заданий на уроках русского языка и для домашней работы.

Одним из факторов, влияющим на снижение мотивации к изучению русского языка, является однообразие учебных заданий, предлагаемых школьникам. Так, на уроке традиционно предлагаются упражнения типа «спишите и вставьте пропущенные буквы», «проведите морфологический разбор» и т.д. Несомненно, эти задания очень важны и доказали свою эффективность в изучении системы языка, однако учителя могут включать и другие виды учебных заданий. Предлагаем ознакомиться с классификацией учебных заданий, которая поможет разнообразить их виды в практике обучения  русскому языку.


Основания классификации

Виды учебных заданий

По использованию        дополнительных средств обучения

  • с        использованием        цифровых устройств
  • с        использованием        дополнительной

учебной литературы

По способу выполнения

  • устные
  • письменные
  • на основе электронного устройства

По количеству обучающихся

  • индивидуальные
  • парные
  • групповые

По способу сопровождения учителем

  • без сопровождения
  • с онлайн сопровождением
  • с частичным сопровождением
  • с полным сопровождением

По        учету        индивидуальных потребностей школьников

  • общие
  • дифференцированные
  • индивидуальные

По связи с другими предметами

  • предметные
  • межпредметные

По        степени        обязательности выполнения

  • обязательные
  • по выбору
  • по желанию
  • рекомендованные

По способу проверки

  • ориентированные на самопроверку
  • ориентированные на взаимопроверку
  • требующие проверки учителем
  • проверка        на        основе        электронного устройства

По способу оценивания

  • без оценивания
  • оценивание по 5-балльной шкале
  • критериально-балльное оценивание
  • словесное        /        формирующее   оценивание

По        способу        формулирования учителем

  • средствами традиционной краткой   записи
  • с        развернутой        записью        с инструктажем, схемой, алгоритмом
  • с ссылкой на электронные ресурсы
  • с дополнительными        учебными материалами
  • в виде видеозаписи или аудиозаписи

  1. Усиление индивидуального и дифференцированного подходов при обучении русскому языку. В условиях классно-урочного обучения реализовать принципы и идеи индивидуального и дифференцированного подходов не всегда получается в достаточной степени. Однако дифференцированные и индивидуальные учебные  задания поддерживают идею личностно ориентированного образования. Индивидуальные задания могут быть предложены в соответствии с интересами и склонностями школьников, их образовательными потребностями. Дифференцированные задания, помимо решения поставленной учебной задачи (если они даны группе школьников), помогут научить работать в команде, взаимодействовать со всеми участниками процесса выполнения, проявить личностные качества.

Так, на уроке можно разделить школьников на 2–3 группы и предложить разнообразные задания на карточках, написать ответ на проблемный вопрос, заполнить таблицы, составить лингвистический алгоритм, подобрать примеры, иллюстрирующие изученную тему. В это время учитель может дополнительно объяснить группе слабоуспевающих школьников трудную для них тему, ответить на возникшие вопросы.

  1. Увеличение количества нестандартных / творческих учебных заданий.

Примеры творческих учебных заданий, получивших положительные отзывы у педагогов и школьников:

  • составление учебного задания по русскому языку для класса;
  • написание эссе, отзывов;
  • ответ на проблемный вопрос;
  • подбор иллюстраций / цитат /пословиц и поговорок / стихотворений к тексту или заданию;
  • мини-исследование;
  • составление сканвордов / кроссвордов / филвордов и т.д.
  • написание продолжения к данному тексту;
  • презентация;
  • помощь учителю в подборе материала для урока;
  • написание рекламных статей / слоганов;
  • написание заметок в газету / новостей для интернет-сайтов;
  • составление алгоритмов и схем;
  • составление расписания дня, инструкций по приготовлению блюд;
  • подготовка аннотированного списка рекомендуемой литературы для

друга.

  1. Расширение доли интегрированных учебных заданий. Классическим примером интеграции является учебное задание по двум предметам: русскому языку и литературе. Такие задания помогают снизить нагрузку на школьника, заинтересовать его интеграционными связями, а также провести необычные уроки на основе выполнения разнообразных учебных заданий. В то же время важно использовать потенциал и других предметов. Так, при изучении терминов можно воспользоваться материалами из учебников биологии или географии (например, при изучении темы «Тире между подлежащим и  тсказуемым»). При интеграции заданий по русскому языку с иностранным языком возможны не только вариации на уровне лексики, но и анализ постановки знаков препинания в русском и изучаемом учащимися языке, сравнение переводов стихотворений и попытка выполнить самостоятельный перевод, доказывая правомерность употребления слов переводчиком. В случае использования интегрированных учебных заданий на уроках русского языка при затруднении можно посоветоваться с учителями-предметниками или провести урок совместно.
  2. Использование дополнительных средств обучения и интернет-ресурсов при проектировании уроков русского языка.

Дополнительные средства обучения условно можно разделить на две группы:

  1. традиционные, созданные на «бумажном» носителе: учебные пособия, рабочие тетради, тренажеры, справочная литература, словари и т.д.;
  2. электронно-цифровые: компьютеры, планшеты, электронные доски и пр. На их основе можно предложить работу по русскому языку с разным контентом: онлайн-словарями, интернет-ресурсами, посвященными русскому языку, видеороликами, мультимедийными презентациями, информационными и образовательными порталами и   т.д. Также учитель может использовать в ходе урока видео и аудиоресурсы, мультимедиа информацию, включать в структуру урока задания, размещенные на специальных образовательных платформах, работать с электронными приложениями к учебнику и специальными программами.

Домашняя учебная работа предоставляет больше возможностей для использования школьниками дополнительных средств обучения. Сегодня большим потенциалом обладают электронные средства обучения с выходом в интернет. На их основе могут быть созданы разнообразные задания для самостоятельного выполнения школьниками. Самой простой и доступной программой является электронный дневник школьника (у учителя — электронный журнал), который позволяет создавать задания, проверяющиеся автоматически или с частичной проверкой учителем. Преимущество использования электронного дневника заключается еще и в том, что школьники  работают на одной проверенной платформе, на которой отсутствует реклама и нежелательный контент, наблюдают за динамикой выполнения заданий, отслеживают свои результаты, получают рекомендации учителя и видят выставленные за работу оценки.

При проектировании домашней учебной работы по русскому языку можно использовать различные образовательные платформы, например,

«Московская электронная школа» или «Российская электронная школа», на которых размещены дополнительные учебные материалы для учителей и школьников, видеоуроки, тесты, задания. На их основе можно организовать домашнее задание по модели «перевернутый класс», при которой учитель предоставляет, например, ссылку на видеолекцию для самостоятельного просмотра и изучения дома, а на уроке с обучающимися практически   закрепляет материал.

Таким образом, современный урок ориентирован на достижение образовательных результатов: предметных, метапредметных и личностных, которые формируются у школьников на протяжении всего периода обучения в основной школе в их единстве и взаимосвязи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основы преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС Формирование планируемых результатов обучения русскому языку в их единстве и взаимосвязи

Слайд 2

Планируемые результаты Виды деятельности обучающихся Предметные результаты Проведение орфографического анализа текста. Применение норм правописания самостоятельных частей речи с изученными орфограммами. Выполнение морфемного разбора. Работа с толковым словарем по определению лексического значения слова. Комментарий для учителя русского языка: *Учитель вправе не ограничиваться заданиями к тексту, предложенными в учебнике, и дать дополнительные задания, например, на повторение сложной для данного класса темы. Так, дополнительным заданием к данному тексту может стать фонетический или морфологический разбор слова; нахождение в тексте слов определенной части речи; определение стиля и типа текста; составление плана текста. **Формирование навыка работы с толковым словарем способствует как достижению предметного результата (умение определять лексическое значение слова с помощью словаря), так и метапредметного результата (умение использовать словари и энциклопедии в учебных целях).

Слайд 3

Планируемые результаты Виды деятельности обучающихся Личностные результаты Предложенный текст ориентирован на формирование личностных результатов обучения в процессе изучения русского языка, связанных с развитием у обучающихся ответственного отношения к своему здоровью и установкой на здоровый образ жизни. Вопросы для работы: Какова основная мысль текста? Необходимо ли ученым освещать вопросы здорового образа жизни? Что нужно сделать, чтобы не упустить возможность прожить до ста лет? Объясните, почему автор называет здоровье «бесценным достоянием»? Как вы понимаете смысл последнего абзаца? Письменно ответьте на вопрос «Какой отдых можно назвать правильным?»

Слайд 4

Планируемые результаты Виды деятельности обучающихся Метапредметные результаты Вопросы и задания: На основе текста напишите краткую памятку, включающую основные правила сохранения здоровья. (Универсальные познавательные действия, работа с информацией) На основе чего можно сделать вывод о достоверности или недостоверности информации, представленной в тексте? (Универсальные познавательные действия, работа с информацией) Обсудите с одноклассником, что вы можете делать сегодня, чтобы в будущем сохранить здоровье? Представьте результаты одноклассникам. (Универсальные коммуникативные действия, общение, сотрудничество) Что может помешать школьнику соблюдать нормы здорового образа жизни школьнику? (Универсальные регулятивные действия , самоорганизация, самоконтроль)

Слайд 5

Приемы повышения уровня мотивации к изучению русского языка: погружение в сказку (например, «В стране частей речи», «Планета лексики русского языка»); отсроченная отгадка (в начале урока учащимся предлагается загадка, связанная с темой урока, а отгадка будет понятна только при работе над новым материалом); люби и знай родной язык ( в начале урока учитель предлагает необычные, малоизвестные сведения о родном языке, о его истории, о происхождении слов и выражений, о лингвистике и ученых-лингвиста); интеллектуальная разминка ( обучающимся предлагается для размышления несколько вопросов, связанных с изучаемыми на предыдущих уроках темами и являющихся подготовкой к восприятию новой темы); знаю-применяю ( учитель на доске записывает тему урока, а обучающиеся называют способы применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни).

Слайд 6

Приемы повышения уровня мотивации к изучению русского языка: интервью у слова ( предлагается слово и обучающиеся пробуют рассказать о нем все, что знают (например, значение, происхождение, морфемный состав, морфологические признаки и т.д .); общее-уникальное ( предлагается найти общие свойства изучаемых предметов и их уникальные свойства (например, что общего у причастия и прилагательного, а что уникальное ); займи позицию ( учителем предлагается две точки зрения на один вопрос, а учащиеся должны выбрать ту, которая им ближе, аргументировав свой выбор).

Слайд 7

Основные направления работы учителя по повышению уровня мотивации Объяснение учителем как глобальной цели изучения русского языка обучающимся, так и значимости каждого отдельного этапа, являющегося ступенью к достижению этой цели . Отбор содержания в русле личностно ориентированного и практико- ориентированного подходов . Предложение разнообразных видов учебных заданий на уроках русского языка и для домашней работы .

Слайд 8

Классификация учебных заданий Основания классификации Виды учебных заданий По использованию дополнительных средств обучения с использованием цифровых устройств с использованием дополнительной учебной л итературы По способу выполнения устные письменные на основе электронного устройства По количеству обучающихся индивидуальные парные групповые По способу сопровождения учителем без сопровождения с онлайн сопровождением с частичным сопровождением с полным сопровождением По учету индивидуальных потребностей школьников общие дифференцированные индивидуальные По связи с другими предметами предметные межпредметные

Слайд 9

Основания классификации Виды учебных заданий По степени обязательности выполнения обязательные по выбору по желанию рекомендованные По способу проверки ориентированные на самопроверку ориентированные на взаимопроверку требующие проверки учителем проверка на основе электронного устройства По способу оценивания без оценивания оценивание по 5-балльной шкале критериально-балльное оценивание словесное / формирующее оценивание По способу формулирования учителем средствами традиционной краткой записи с развернутой записью с инструктажем, схемой, алгоритмом с ссылкой на электронные ресурсы с дополнительными учебными материалами в виде видеозаписи или аудиозаписи Классификация учебных заданий

Слайд 10

Основные направления работы учителя по повышению уровня мотивации 4. Усиление индивидуального и дифференцированного подходов при обучении русскому языку . 5. Увеличение количества нестандартных / творческих учебных заданий . 6. Расширение доли интегрированных учебных заданий .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Комплексный подход к планированию образовательного процесса. Единство цели и планируемого результата»

   Процесс формирования цели и ее развертывания (Целеполагание) наиболее сложная и ответственная часть работы учителя при подготовки к учебному занятию. Но главное , чем должен ...

Планируемые результаты формирования УУД.

Формирование УУД, планируемые результаты формирования....

Формирование личностных планируемых результатов в процессе обучения иностранным языкам.

Формирование личностных планируемых результатов в процессе обучения иностранным языкам....

Доклад учителя изобразительного искусства Харло Ольги Николаевны МБОУ "СОШ № 17" г. Майкопа РА Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) и система оценки достижения планируемых результатов

Одной из основных задач  реализации ООП НОО является формирование УУД, оценивание уровней сформированности  УУД и представление данных результатов. Хочу поделиться разработками основных поло...

Проектирование рабочей программы по предмету «Английский язык», формирование и развитие новых планируемых результатов

Работа о Проектирование рабочей программы по предмету «Английский язык», формирование и развитие новых планируемых результатов", где подробно описываюся УУД и ИКТ компетентности,...

Планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области ИКТ

Планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области ИКТ...

Комплекс учебных заданий по английскому языку под планируемые результаты формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

Данная разработка содержит примеры заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы), представленные по шести направлениям: ...