Чередование гласных А-О в корнях кас//кос, лаг//лож
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Верейская Светлана Николаевна

Урок закрепления материала по теме "Чередование гласных А-О в корнях кас//кос, лаг//лож" к учебнику М.Рыбченковой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cheredovanie_glasnyh_a-o.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Чередование гласных а-о в корнях –кас-//-кос- и –лаг-//-лож-

Класс 5

Цели урока: сформировать устойчивый навык правописания чередующихся гласных в корнях слов, закрепить умение безошибочно писать слова с изученными орфограммами

Задачи:

  1. вспомнить и обобщить правила правописания гласных в корнях с чередованием;
  2. отработать навыки «опознавания» корней с чередованием

Тип урока: закрепление полученных знаний

Планируемые результаты:

1. Предметные:

- овладение знанием условия выбора букв А-О в корнях с чередованием гласных –  лаг-/ -лож-, -кас-/-кос- ;

- овладение умением объяснять написание букв О-А в корнях с чередованием;

2. Метапредметные:

- умение аргументированно отвечать на вопросы учителя;

- овладение приемами отбора и систематизации материала;

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения

3. Личностные:

- умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения;

- овладение умением работать в парах

Средства обучения: учебник русского языка Л.М.Рыбченковой

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Отгадайте слова по признакам предметов. Запишите их, выделите корни.

1.Бывает рационализаторским, бывает повествовательным (предложение)

2.Бывает географическое, бывает исходное (положение)

3. Бывает богатырское, бывает математическим действием(сложение)

4.Бывает тактильное, бывает ласковое, нежное (прикосновение)

5.Бывает частью речи, бывает полным и кратким (прилагательное)

6.Бывает девичья, бывает речная (коса)

-Какое слово в этом ряду лишнее и почему?

-Как называются корни во всех остальных словах? От чего зависит правописание гласных в них?

3.Постановка учебной проблемы

-Ребята, что же сегодня на уроке мы будем закреплять? (написание гласных а-о в корнях с чередованием)

4. Подготовка к обобщению понятий, правил

- Что нужно сделать, чтобы безошибочно писать буквы в корнях с чередованием?

Предложите план нашей работы на уроке.

Фронтальный опрос

– Какие корни с чередованием гласных вам известны?

– В чем особенность правописания таких корней?

 – От чего зависит правописание чередующейся гласной в корне слова?

- Ребята, мы с вами изучили много корней с чередующимися гласными в корнях слов. С каким чередованием гласных мы познакомились на предыдущих уроках?

 5.Тренировочные упражнения.

1)Распределите слова в две колонки:

буква А в корне

буква О в корне

Изл  .жение, изл…гать, к…снуться, к…сание, возл…жить неук…снительно, прил…гательное, прил…жение, прик…снуться, прил…гать, пол…житься, пол…гаться, прик…сновение, пол…гание, прик…снувшись, кас…тельная, предпол…жить,, предпол…гать, предпол…жение, безотл…гательное.

Взаимопроверка (работа в парах) На слайде правильные ответы.

2. Выборочный диктант

1 вариант выписывает слова с чередующейся гласной А в корне слова,

2 вариант -с буквой О в корне слова.

1. Солнце к…снулось края степи.

2. Человек предпол…гает, а Бог распол…гает.

3. Солнечные лучи еще не к…саются замерзшей реки.

4. Приятно к…снуться ароматного блинчика.

6. Физминутка.

Если в слове пишется буква А, то хлопните вытянутыми  руками над головой, если буква О, то перед собой.

Пол_жить на полку, удобно распол_житься, предпол_гать ответ,

сл_жить  книги,  распол_гать  запасами,  предл_гать  помощь,  кратко

изл_жить содержание, прол_жить пут

Пол_жить на полку, удобно распол_житься, предпол_гать ответ,

сл_жить  книги,  распол_гать  запасами,  предл_гать  помощь,  кратко

изл_жить содержание, прол_жить пут

Положить, расположиться, касался, предлагать, изложить, слагать, сложение, прилагательное, неукоснительно, располагаться, касательная, прикоснуться.

7. Работа с учебником.

Выполнить упражнение № 329 (1 вариант выписывает четные предложения и вставляет пропущенные буквы, 2 вариант- нечетные предложения)

8. Дополнительный материал к уроку

Списать, вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Орфограмму выделить графически.

Ива к…снулась озерной воды.

Ни…ко л…тают, к…саясь осоки,

ласточки сойки шальные сороки.

Тихо кувшинка др…жит у  протоки,

как отр…жен…е далекой звезды.

9.Этап самопроверки ( 1-1;  2-2;  3-3)

Тест.

  1. В корне с чередованием -кас-/-кос- в безударном положении пишется буква А, если:
  1. после корня стоит суффикс -а-
  2. можно пpовеpить удаpением
  3. после корня нет суффикса -а-
  4. под ударение а, без ударения о

2. Найдите слово с пропущенной буквой А:

1) к..снулся

2) к..сается

3) прил..жить

4) соприк..снулся

3. Найдите слово с пропущенной буквой О:

!) прил..гать

2) предл..гать

3) сл..жение

4) к...сательная

10. Домашнее задание: упр.330

11. Рефлексия.

Выбери  утверждение, которым тебе хотелось бы закончить урок:

  1. У меня не было затруднений.
  2. Я только слушал предложения и ответы других.
  3. Я выдвигал идеи, уверенно отвечал.
  4. Я сам не мог справиться с заданиями.
  5.  Я доволен собой и своей работой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Чередование гласных а-о в корнях -лаг- - -лож-, -раст- - ращ- - -рос"

План-конспект урока по теме "Чередование гласных а-о в корнях слов с использованием ЭОР" в 5 классе...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Чередование гласных е – и в корнях слов».

Урок русского языка в 5 классе по теме "Чередование гласных е-и в корнях слов" разработан в соответствии с требованиями новых ФГОС и оформлен в виде технологической карты. Технологическая карта воспро...

"Чередование гласных О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ"

Открытый урок русского языка в 5 классе...

Проверочная работа по русскому языку в 5 классе Тема: Чередование гласных е -и в корнях

Проверочная работа по русскому языку в 5 классе Тема: Чередование гласных е -и в корнях...

План – конспект урока с использованием ЭОР и ЦИОР Тема: «Чередование гласных е-и в корне слова»

План – конспект урока с использованием ЭОР и ЦИОР Тема:   «Чередование гласных е-и в корне слова»УЧЕБНИК:  Русский язык. Учебник для 5 класса Авторы: Шмелев А.Д., Флоренская ЭА., Габови...

План – конспект урока с использованием ЭОР и ЦИОР Тема: «Чередование гласных е-и в корне слова»

План – конспект урока с использованием ЭОР и ЦИОР Тема:   «Чередование гласных е-и в корне слова»УЧЕБНИК:  Русский язык. Учебник для 5 класса Авторы: Шмелев А.Д., Флоренская ЭА., Габови...

План – конспект урока с использованием ЭОР и ЦИОР Тема: «Чередование гласных е-и в корне слова»

План – конспект урока с использованием ЭОР и ЦИОР Тема:   «Чередование гласных е-и в корне слова»УЧЕБНИК:  Русский язык. Учебник для 5 класса Авторы: Шмелев А.Д., Флоренская ЭА., Габови...