Открытый урок в 5 кл."Словообразование. Способы словообразования"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Данный урок направлен на изучение нового материала, формирование представления об основных способах образования новых слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2044e89dc2ca160c42fa37d5edb15f48.docx45.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Словообразование. Способы словообразования

Тип урока: открытие нового знания (урок-исследование)

Цели урока:

Предметные:

  1. Сформировать представление об основных способах образования новых слов;
  2. Сформировать навык определять способ образования слов на основе знаний морфемного состава слова и сопоставления его словообразовательной модели.

Метапредметные:

  1. Развить умение формулировать цели предстоящей учебной деятельности;
  2. Сформировать навык планировать последовательность своих действий;
  3. Научиться контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности.

Личностные:

  1. Развить умение определять свои ближайшие цели саморазвития;
  2. Закрепить знания этапов учебной деятельности и их содержания;
  3. Отработать умения самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя;
  4. Научиться проявлять свою собственную точку зрения.

Формируемые УУД:

Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи самим учащимся), планирование, контроль сличения способа действия и результата), коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные: поиск и выделение нужной информации, структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, анализ, сравнение по выделенным признакам, построение логической цепи рассуждений.

Личностные: самоопределение, смыслообразование (связь между учебной деятельностью и ее мотивом).

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Формы работы: индивидуальная, групповая

Методы работы: деятельностный метод, создание проблемной ситуации,

Технологии: технология проблемного обучения, информационно – коммуникационная технология.

Оборудование и демонстрационный материал: карточки с заданиями для учащихся, ноутбук, слайдовая презентация, листы оценивания, таблица «Знаю – хочу узнать - узнал»

План урока

  1. Орг. Момент – 1 минута
  2. Этап мотивации – 2 минуты
  3. Актуализация знаний – 4 минуты
  4. Постановка учебной задачи – 4 минуты

- выявление затруднения

- определение целей и задач урока

  1. Открытие нового знания – 6 минуты

- выведение учениками способов словообразования

  1. Физкультминутка – 1 минута
  2. Первичное закрепление изученного материала – 4 минуты
  3. Отработка и закрепление нового знания – 9 минут
  4. Рефлексия – 6 минут
  5. Объяснение домашнего задания – 2 минуты

Ход урока

Организационный момент

Я рада вас видеть и надеюсь, что вы пришли сегодня на урок в хорошем настроении и с желанием узнавать новое, получать удовольствие от знаний. Приготовьтесь к уроку, достаньте цветные карандаши, они понадобятся вам в конце урока.

Мотивация к учебной деятельности

- Сегодня у нас с вами необычный урок-урок исследование.

- (СЛАЙД 1) Кто такие исследователи?

(Это люди, которые что-то изучают и узнают новое)

- Сегодня вам предстоит исследовательская работа, в результате которой вы выявите и подтвердите очень важные закономерности.

- (СЛАЙД 2) Ход и результаты нашего исследования мы будем фиксировать в таблицу, которая лежит у вас на парте. В первый столбик мы внесем данные, которые помогут нам начать исследование, то есть то, что вам уже известно. Во второй столбик мы будем записывать ход нашего исследования, а в третьем столбике укажем результаты.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

- На предыдущих уроках мы с вами закончили большой раздел. Как он называется? (Морфемика)

Фронтальный опрос (СЛАЙД 6):

  1. Что изучает морфемика?
  2. Что такое морфема?
  3. Какие морфемы вы знаете?
  4. Что такое суффикс?
  5. Что называется корнем?
  6. Зачем необходимо знать состав слова?

Ответы на эти вопросы мы и запишем в первый столбик таблицы «Знаю».

- Как вы думаете, с какой целью мы повторили с вами морфемы?

(Это будет связано с темой нашего урока)

Постановка учебной задачи

- А теперь внимательно послушаем стихотворение, чтобы после ответить на вопрос (СЛАЙД 7).

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –  

Был он просто словом.

Это слово, слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –  

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада.

Вот ещё посадки рядом.

Вот идет садовник

Сажать тюльпан садовый.

- Вот какая история произошла в саду. Что же там были за плоды? (слова)

- Почему же в стихотворении автор называет их плодами?

(Потому что все эти слова образовались от слова сад)

- Давайте выпишем из нашего стихотворения все слова с корнем сад и сделаем морфемный разбор (учащиеся выписывают слова рассада, посадки, садовый, садовник, а учитель на доске) (СЛАЙД 8).

- Можно ли назвать эти слова новыми или это формы одного и того же слова? Почему? (разные Л.З.)

- Значит от одного слова могут образоваться несколько новых слов. А что помогает им образоваться? (морфемы: суффиксы и приставки)

- А кто знает, как называется наука, которая изучает от чего и с помощью чего образованы слова? (словообразование) (СЛАЙД 9).

- Хорошо, посмотрите на слова и скажите, в чем различие способов образования слов? (одни слова образованы с помощью суффикса, другие – с помощью приставки) (СЛАЙД 10).

- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Способы словообразования) (СЛАЙД 11).

- Запишите число, классную работу и тему урока: «Способы словообразования»

- А как вы думаете, каковы цели нашего урока? Чему мы сегодня научимся? (цели указываются на доске) (СЛАЙД 12).

1. Узнаем о способах словообразования

- Цели нашего урока запишите в тетрадь.

- Как вы думаете, для чего нам нужно знать, как образованы слова?

(Орфография и словообразование неразрывно связаны. Чтобы грамотно написать то или иное слово, нужно знать, в какой части слово содержится орфограмма; чтобы не ошибиться при разборе слова по составу, требуется определить, каким способом оно образовано)

- Теперь давайте обратимся к нашей таблице и попробуем сформулировать и записать задачи нашего урока, то есть план нашего исследования (СЛАЙД 13).

- Чтобы узнать новое, нам нужно вспомнить то, что мы уже знаем. Что мы с вами повторили в начале урока? Значит первым пунктом плана будет:

  • обобщить сведения о морфемах

Далее нам необходимо найти информацию, которую мы будем исследовать. Значит следующий пункт плана:

  • найти информацию о способах образования слова

- Как вы думаете, где мы можем узнать о способах образования слова? (в интернете, в справочнике, в учебнике)

- Но мы сегодня исследователи, поэтому предлагаю вам самим исследовать слова и самостоятельно выявить существующие способы словообразования.

А чтобы закрепить знания, которые мы получим в ходе исследования, что нам необходимо сделать? Значит следующим пунктом плана будет:

  • научиться определять в разных словах способы их образования

- А каким образом сможем это сделать?

(Выполнить упражнения)

«Открытие нового знания»

- Как вы думаете, как лучше провести исследование: индивидуально, в паре или в группе?

(Ответы учеников)

- Предлагаю начать наше исследование с парной работы. Задание: образуйте слова, используя данное вам слово и морфемы. На выполнение задания вам дается 2 минуты. 

1 ряд

Используя слово учить, образуйте новые слова.

Пере-

Из-

При-

Раз-

учить

Под-

От-

По-

На-

- С помощью чего образуются новые слова?

2 ряд

Используя слово белый, образуйте новые слова.

-изн-

-оват-

о

белый

еньк

е

и

- С помощью чего образуются новые слова?

3 ряд

Используя слова снег, море и город образуйте новые слова.

при

за

под

Снег, море, город

ник

ск

н

- С помощью чего образуются новые слова?

- Сверьтесь с доской и оцените свою работу. (СЛАЙД 14). Если вы верно образовали все слова, то поставьте себе два плюса, если допустили одну-две ошибки – один плюс, две и более – минус.

- У каждого ряда были разные ответы, о чем это говорит? (что существует несколько способов образования слов).

- Давайте назовем их (СЛАЙД 16): с помощью суффиксов – суффиксальный, с помощью приставок – приставочный, с помощью суффикса и приставки – приставочно-суффиксальный (способы словообразования фиксируются на доске)

- Теперь давайте сверимся с учебником и проверим, верно ли мы вывели с вами способы образования.

- Прочитайте, что говорится в учебнике о способах словообразования. Верно ли мы с вами их определили?

- Если мы сомневаемся в способе образования слова? Чем можно воспользоваться в таком случае?

(Словообразовательным словарем) (СЛАЙД 17).

Учитель демонстрирует словарь, знакомит с ним учеников.

Первичное закрепление изученного материала

- Наше исследование на этом не заканчивается. Теперь полученные знания можно применить на практике. Запишите существительные и попробуйте определить исходное слово и способ образования. Если вы затрудняетесь в выборе исходного слова, то воспользуйтесь словообразовательным словарем. На выполнение задания у вас есть 2 минуты. 

Для указания исходного слова будем использовать стрелочку.

1 ряд

Староватый             старый (суффиксальный)

Подснежник             снег (приставочно-суффиксальный)

2 ряд

Дачный                    дача (суффиксальный)

Вырасти                 расти (приставочный)

3 ряд

Подберезовик              береза (приставочно-суффиксальный)

Предвидеть            видеть (приставочный)

- Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и сверьте ответы с доской (СЛАЙД 18). А теперь оценим вашу работу: если у вашего соседа все верно, он получает два плюса, если есть одна ошибка – один плюс, если две и более ошибок – минус.

- С какой целью мы выполнили это задание?

(Для того, чтобы проследить на практике, как и с помощью чего образуются новые слова)

- Что помогло вам определить способ образования слова?

(Мы познакомились со способами образования слов, поэтому теперь умеем их отличать и видеть в словах)

Физкультминутка

Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС, САД и ГОРОД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете, если слово с корнем ГОРОД, вы хлопаете в ладоши.

Сад, лес, лесной, городишко, садовый, садовник, загородный, лесник, городничий, лесочек, садик, залесье, садочек, пригородный, посадка, лесовик, перелесок, горожанин.

Отработка и закрепление нового знания

- Теперь мы обладаем новыми знаниями, которые помогут раскрыть еще одну тайну. Вам предстоит собрать слова, которые спрятались в других словах. На выполнение задания вам дается 2 минуты.

1 ряд (СЛАЙД 19).

Его корень в слове писать,

Приставка в слове рассказать,

Суффикс в слове кричать,

Окончание в слове пить. (Расписать)

Приставка в слове подбежал,

Корень в слове снежинка,

Суффикс в слове лесник,

Окончание в слове ученики (Подснежники)

Корень в слове молодой,

Суффикс в слове пальцы,

Окончание в слове травы (Молодцы)

2 ряд

Его корень в слове вязать,

Приставка в слове замолчать,

Суффикс в слове сказать,

Окончание в слове петь.   (Завязать)

Приставка в слове переход,

Корень в слове города,

Суффикс в слове сторонка,

Окончание в слове зима (Перегородка)

Корень в слове дворник,

Суффикс в слове столовая,

Окончание в слове зелёный (Дворовый)


3 ряд

Его корень в слове красивый,

Приставка в слове уехал,

Суффикс в слове стелить,

Суффикс в слове мыл.  (Украсил)

Его корень в слове садовник,

Приставка в слове наездник,

Суффикс в слове печалить,

Суффикс в слове подал,

Окончание  в слове  мыши. (Насадили)

Приставка в слове очерк,

Корень в слове цена,

Суффикс в слове тетрадка,

Окончание в слове перчатка. (Оценка)

- Озвучьте ваши ответы. (СЛАЙД 20). Теперь сверьте их с эталоном на доске и оцените свою работу: если вы верно отгадали все слова, то поставьте себе два плюса, если допустили одну ошибку – один плюс, если две или более ошибок – минус.

- Как вы думаете, для чего мы выполнили это задание?

(Для того, чтобы научиться находить морфемы в словах и складывать из этих морфем новые слова)

- Какие знания помогли вам успешно выполнить это задание?

(Знание морфем, знание способов образования слов)

- Наше исследование продолжается. Мы с вами выловили бутыль с посланием, но от воды некоторые буквы исчезли. Давайте восстановим текст. Задание: прочитайте текст, выпишите слова с пропущенными буквы и объясните орфограммы. На выполнение задания у вас есть 5 минут (СЛАЙД 21).

Русский язык! Тысячелетия созд_вал народ это гибкое, пышное, неи_черпаемо богатое, умное поэтическое… орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чу_ств, своих надежд, своего гнева, своего велико_о будущего… Дивной вязью плел наро_ невидимую сеть русского языка: яркого как радуга вслед в_сеннему дождю, меткого как стрелы, задушевно_о как песня над колыбелью, п_вучего… Дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, пок_рился ему, как обузданный конь. (А.Н. Толстой)

- О чем текст, который вы прочитали?

(О величии русского языка)

- Что хотел донести автор?

(Автор хотел сказать, что язык создавался тысячелетиями, набирая свою мощь, чтобы вскоре покорить себе мир)

- Действительно, наш язык очень богат и многообразен, и сегодня мы, благодаря нашему небольшому исследованию, узнали про этот могучий язык еще больше.

- Скажите, в каких морфемах встретились вам орфограммы?

(в приставке, корне и окончании)

- О чем же это говорит? Необходимо ли знание состава слова и способа его образования для грамотного написания этого слова?

(Да, знания в словообразовании помогают избежать ошибок на письме)

- Теперь проверим слова, которые вы выписали (один ученик читает то, что записал, с объяснением орфограмм). (СЛАЙД 22) Сверьтесь с доской: если вы допустили не более одной ошибки, то поставьте себе два плюса, если у вас две-три ошибки – один плюс, если у вас более трех ошибок – минус. В последнем столбике оцените свое настроение после выполнения этого задания.

Рефлексия деятельности 

- Давайте снова обратимся к таблице и впишем в третий столбик результаты нашего исследования.

- Итак, какое исследование мы с вами провели?

- Сколько способов словообразования мы изучили? Назовите их и запишите в таблицу.

- Решили ли мы поставленные задачи в начале урока? Достигли ли мы цели урока? Сравните второй и третий столбик, чтобы ответить на эти вопросы. Узнали ли вы то, что хотели узнать на этом уроке?

- Теперь предлагаю вам оценить вашу работу на уроке. На это вам дается 1 минута. Критерии оценивания можете посмотреть на слайде. Подпишите лист оценивания и поставьте себе оценку за урок.

Лист оценивания

Критерии оценивания

Оценка за урок

Мое эмоциональное состояние (отношение к работе, настроение)

8 – 7 плюсов – «5»

6 – 4 плюса – «4»

Менее 4-х плюсов – «3»

- Теперь возьмите цветные карандаши и в последнем столбике листа оценивания, закрасьте ячейку цветом, который соответствует предложенным критериям: красный, желтый, зеленый (СЛАЙД 23).

hello_html_m322cef75.png

- Зелёный – я активно работал на уроке, поэтому у меня всё получилось.

- Жёлтый – у меня не всё получилось, но в целом с работой справился.

- Красный – у меня ничего не получилось

Теперь посчитайте свои оценки и, если у вас за все задания больше пятерок, то поставьте себе «5», если четверок, то «4», если троек, то «3». Листы оценивания сдаются учителю.

Домашнее задание (СЛАЙД 24).

При выполнении домашнего задания вы можете пользоваться словообразовательным словарем.

По выбору:

  1. Определите способ образования слов, распределите слова в таблице:

Приставочный

Суффиксальный

Приставочно-суффиксальный

Лесок, избушка, подписывать, аптекарь, дверка, вынести, приморский, реченька, разъехаться.

  1. Зашифруйте 3 слова, спрятав их морфемы в других словах, по примеру задания, выполненного в классе.
  2. Допишите сказку, расскажите, какие слова “выросли” из корня ХВАТ:

Жил-был корень ХВАТ. Нашли его люди и думают: “Что с ним делать?” А корень вдруг чудесным образом заговорил: “А вы посадите меня в землю и водичкой полейте, разрастусь я в большое дерево”. Посадили корень ХВАТ, он сначала один росток дал, а затем еще и еще. Все ростки на корень похожи, но все разные.

  1. Создать мини-словарную статью об образовании слов группы «профессия».  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к открытому уроку по теме "Шесть способов решения квадратных уравнений"

Данная презентация иллюстрирует материал открытого урока по алгебре "Шесть способов решения квадратных урвнений"....

Открытый урок по теме ,,Графический способ решения квадратных неравенств"

Конспект урока, презентация, бланк самоанализа учащегося...

Открытый урок по настольному теннису "Способы передвижения в парах"

Открытый урок по настольному теннису Тема: «Способы передвижения в парах» Место проведения: спортивный зал СК «Лидер».Дата проведения: 25.05.2013 г.Группа: учащиеся учебно-тренировочной груп...

Открытый урок «Теплообмен – один из способов изменения внутренней энергии»

Цели урока: Образовательные:       - повторить изучаемые виды теплообмена;      - попытаться объяснить наблюдаемые тепловые явления с точки ...

Как спланировать открытый урок английского. 7 простых способов.

Как спланировать открыты урок. Советы молодым специалистам из опыта работы в английских школах...

Как спланировать открытый урок английского. 7 простых способов.

Как спланировать открыты урок. Советы молодым специалистам из опыта работы в английских школах...

Открытый урок-семинар по теме: "Повторение "Словообразование" для 6 класса

Открытый урок-семинар по теме: "Повторение "Словообразование" для 6 класса...