Сказуемое(вводный урок) 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Жулидова Карина Евгеньевна

Урок для пятого класса по теме "Сказуемое"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazuemoe.docx18.65 КБ
Файл skazuemoe.pptx178.84 КБ

Предварительный просмотр:

1.Добрый день, садитесь.

Начнём наш урок с проверки домашнего задания, взаимопроверка всем нам знакомая. Обменяйтесь тетрадями. Напоминаю, проверку выполняем простым карандашом , критерии указаны на доске 1 слайд. Не забывайте указать фамилию проверяющего и оценку. На данную проверку 2 минуты, затем передаём тетради.

2. Итак, мы с вами начали изучать члены предложения. Давайте вспомним,  на какие 2 группы подразделяются все члены предложения?  ( главные и второстепенные)

В группу главных членов предложения входят какие члены предложения? ( подл и сказ) А как иначе можно назвать данную группу? ( грамматическая основа)

А в группу второстепенных? ( опр, обст, дополнение)

Итак, остановимся поподробнее на главных членах предложения, что такое сказуемое? Что известно вам о сказуемом?

Что вчера говорили о сказуемом? ( отвечает на вопрос кто, что, обозначает предмет, может быть выражено числ, сущ и мест, подчеркивается одной чертой)

А что новое узнали? Всегда ли сказуемое одно слово? Бывает сочетается с числительным и т.д.

А теперь давайте вспомним что мы знаем о сказуемом, второй главный член предложения.

  1. Вопрос
  2. Выражено глаголом
  3. Обозначает действие предмета
  4. Подчеркивается 2 чертами

Сегодня узнаем ещё некоторые факты о сказуемом,  Цель нашего урока  повторить сведения о сказуемом, известные из начальной школы; познакомить со способами выражения сказуемого; уметь определять способы выражения сказуемого, находить главные члены предложения.

3. Открываем проверенные тетради, записываем число, классная работа и тема нашего урока, как вы уже поняли сказуемое. 2 слайд

4. 1.Гроза постепенно удалялась. 3 слайд

2.Этот край очень скромен.

3.Птицы – наши друзья.

4.Первые листики зеленые.

Выписать предложения и подчеркнуть в них грамматическую основу.
1ряд - 1,2
2 ряд – 1,3
3 ряд – 1,4

Не забываем указывать, какой частью речи выражены подлежащее и сказуемое.

  1. Итак, что мы узнали из данных предложений о сказуемом, только ли глаголом оно может быть выражено?  Включаю слайд 4. Рассмотрим еще раз чем выражено, примеры, на какие вопросы отвечает.
  2. Слова для справок: красив, свежий, источник, пойдем.   Комментируем части речи. Сначала на какой вопрос отвечает данная часть речи, а затем уже подбираем необходимые сказуемые.

Итак, теперь мы знаем и сможем вставить данные сказуемые , устно выполняем.

  1. Обратимся к упражнениям из нашего учебника.

Закрепим изученное на практике: Упр. 164

Найдите подлежащие и от них задайте к выделенным сказуемым вопросы: что такое? (кто такой?) какой? каков? Укажите, чем выражено сказуемое. Прочитайте, делая необходимые паузы перед сказуемыми. • Сделайте обобщение, чем же может быть выражено сказуемое.
Образец ответа. Дуб (что такое?) − дерево. Дуб (какой?) могучий. Дуб (каков?) могуч.
Ранняя осень. Дни 
тихие, солнечные. Небо над головой голубое. Полдни светлы и погожи. Воздух прозрачен. Даль чиста и светла. Ночи прохладны. Природа осенью — красота.

Решение

Ранняя осень. Дни (какие?) тихие (прил.), солнечные (прил.). Небо над головой (какое?) голубое (прил.). Полдни (каковы?) светлы (прил.) и погожи (прил.). Воздух (каков?) прозрачен (прил.). Даль (какова?) чиста (прил.) и светла (прил.). Ночи (каковы?) прохладны (прил.). Природа осенью (что такое?) — красота (сущ.).
Сказуемое может быть выражено глаголом, существительным и прилагательным.

  1. Упр.166

Составьте 5 предложений на тему «Поздней осенью в лесу (поле, степи, горах)», в которых сказуемыми были бы имена прилагательные, например: ненастная, серое, свеж, голы, тих, мрачен.

Решение

Поздней осенью в лесу погода ненастная. Небо над лесом серое. Но воздух свеж и чист. Ветви деревьев голы. Опустевший лес тих и мрачен.

  1. А какой знак препинания мы обнаружили при выполнения заданий, посмотрите ещё раз между подлежащим и сказуемым что стоит, если они существительные?
  2. Кто сможет сформулировать данное правило? Верно, слайд 6 и 7 с анализом.
  3. 11. 8 слайд проверка, как усвоили?
  4. Домашнее задание на слайде 9.
  5. Рефлексия? Что изучили? Что повторили? А что узнали нового? Спасибо за урок, до свидания.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 ошибка - «5» 2-3 ошибки – «4» 5-7 ошибок – «3» 8 ошибок и более – «2» Проверил(а)_________

Слайд 2

Классная работа. Сказуемое.

Слайд 3

Задание: выписать предложения и подчеркнуть в них грамматическую основу. 1ряд - 1,2 2 ряд – 1,3 3 ряд – 1,4 1.Гроза постепенно удалялась. 2.Этот край очень скромен. 3.Птицы – наши друзья. 4.Первые листики зеленые.

Слайд 4

Способы выражения сказуемого Способы выражения вопрос пример глаголом Что делал (сделал), делает?, сделает?, будет делать? Осенние листья шуршат под ногами. Именем существительным кто такой? что такое предмет? Мой брат – студент. Дуб – могучее дерево. Кратким прилагательным каков? ( какова?, каково? каковы?) Дуб могуч. Ландыш пахуч. Полным прилагательным какой? какая? какое? какие? День ясный и солнечный .

Слайд 5

Вставьте необходимое сказуемое, какой часть речи оно выражено? Воздух сегодня (какой?)….. свежий. (Каков?) …. лес в осеннем уборе. Красив В лес (что сделаем?) ….. всем классом. пойдём Лес – (что такое?) …. здоровья и жизни. источник

Слайд 7

Тире между подлежащим и сказуемым. Голубика, черника – ягоды. Яблоко, апельсин, мандарин – фрукты. Морковь, св ё кла, к а пуста – овощи. Мой папа – врач. Школа – учебное заведение. Сущ в И.п . – (что такое предмет?) сущ. в И.п . Сущ в И.п . – ( кто такой?) сущ. в И.п .

Слайд 9

Домашнее задание: Параграф Составить 4 предложения, в которых сказуемое не будет являться глаголом. (Имя прилагательное ( полное и краткое), имя существительное).

Слайд 10

Сибирь - … с уровых морозов. Декабрь, январь, февраль – это зимние … . Москва - … России. Чтение – вот лучшее … . Гнев – плохой … . Земляника и малина – сладкие сочные … .

Слайд 11

Вставьте подходящие по смыслу сказуемые , выраженные существительными Андерсен – великий датский … . Герда и Кай – …. его сказки «Снежная королева». Герда – смелая и добрая …. . Она спасла Кая от злых чар Снежной королевы.

Слайд 12

За поворотом дороги показалось море. Оно сверкало лучами солнца. Анютины глазки душисты . Десять делится на два. Зима- прекрасное время года.

Слайд 13

1. В лесу ж и вут разные птицы. 2.Их кр а сота ра с ковывает мысли поэтов, художников. 3.А внезапное п о явление и исчезновение в определенное время года п о ражает уч ё ных. 4. Сн е гири – гости зимние. 5. Грачи – это друз ь я весны. 6.Вороб ь и – наши постоянные соседи.

Слайд 14

Ласковое слово что весенний день. Чужая сторона дремучий бор. Хлеб батюшка, вода матушка. Слово серебро, молчание золото. Язык мой враг мой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающие уроки "Класс Птицы", "Класс Млекопитающие"

В презентации основной целью является - закрепить и углубить знания учащихся 7 класса по теме "Класс Птицы". Я предлагаю выполнить тестовые задания, ответить на фотовопросы викторины, к вопросу подобр...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Класс Земноводные, происхождение, особенности строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных.

Цель  урока: дать общую, полную характеристику класса Земноводных, особенности их происхождения, строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных, имеющих определенные приспособления к...

Тесты по биологии к урокам "Класс Птицы" , "Класс Млекопитающие".

Тесты  содержат  задания с выбором одного правильного  ответа , задания  на  соответствии. Задания соответствуют  программным  требованиям. Материал  можно...

План – конспект урока по изобразительному искусству, рассчитанный на 2 урока. Класс: 5-6 на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Конспект урока , с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме....

К Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc

Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.  Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc...

Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"

Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...