Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Повторение изученного в разделе «Морфемика и словообразование. Орфография»
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

  Козырева Надежда Ивановна

Технологическая карта

урока русского языка в 5 классе

по теме «Повторение изученного в разделе «Морфемика и словообразование.  Орфография»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2-tehn.karta_rus_5_1.docx26.01 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

урока русского языка в 5 классе

по теме «Повторение изученного в разделе «Морфемика и словообразование.  Орфография»

Цель деятельности учителя

Повторить изученное по теме «Морфемика и словообразование». Продолжить работу  по овладению орфографическими умениями и навыками. Закрепить навык морфемного и словообразовательного разбора.

Тип урока

Урок систематизации знаний, умений, навыков

Планируемые результаты образовательной деятельности

Предметные (объем усвоения  и уровень владения компетенциями): знать виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова; чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов;  уметь применять правила по морфемике и словообразованию в практике написания слов. Запомнить: для слов с чередующимися гласными нельзя использовать правило  проверки безударных гласных.

Метапредметные (компоненты культурно- компетентностного опыта – приобретенная компетентность): способность осознания целей  учебной деятельности  и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, потребность сохранить  чистоту русского языка

Методы и формы обучения

Эвристический метод. Индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные ресурсы

http  www.uroki.net 

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация по теме урока

Основные понятия

Корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова. Чередование звуков в морфемах

                                        

                

Организационная структура, сценарий урока

Этапы урока

1

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

2

Деятельность учителя

3

Деятельность обучающихся

4

Формы организации взаимодействия

5

Формируемые умения – УУД

6

Промежуточный контроль

7

Мотивация (самоопределение)

к  учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся  к усвоению изучаемого материала

Класс делится на две команды. В ходе игры выполнение командами задания оценивается  баллами, которые сообщаются командам. Называются победители.

Вступительное слово:

 

-Сегодня мы вспомним то, что узнали о частях слова – морфемах.

Соревнуясь, мы повторим правила, связанные с их написанием. Желаю всем удачи!

Слушают учителя, участвуют в диалоге. Учебные материалы размещают на рабочем месте.

Фронтальная

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют   в сотрудничестве с учителем и одноклассниками  необходимые действия и операции.

Коммуникативныеработают в парах

Листы обратной связи

2.Актуализация и пробное учебное действие

3.Выявление места и причины затруднения

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых связей. Эвристическая беседа, работа с вопросами по группам

Начинаем разминку.

-Назовите известные вам морфемы

.

-Какие морфемы входят в основу слова?

-Назовите способы словообразования.

-Докажите, что суффикс и приставка являются значимыми частями слова

Обдумывают ответы на вопросы и  понимают, что знаний у них недостаточно. Строят понятные для партнера высказывания

Фронтальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно- познавательные действия. Осуществляют решение учебных задач. Анализируют, синтезируют, сравнивают, классифицируют.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Устные ответы

Физкультминутка

4.Целеполагание и построение проекта выхода из-за затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся   работе в малых группах

Формулирует цель учебной деятельности вместе с обучающимися

-Итак, разминка окончена. Приступаем к выполнению заданий.

Объясняет правила организации работы в группе

Формулируют цель учебной деятельности в   диалоге  с учителем

Групповая

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказывания одноклассников. Систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, работают по плану

Задают вопросы для уточнения информации.

5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Подбор примеров. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника

Задание № 1.

Разберите слово по составу:

1 команда – территория, путешествие, читал

2 команда – препятствие, артиллерия, горел.

Задание № 2.

Выпишите из текста слова ,состав которых соответствует схемам, записанным учителем на доске:

«Над прудом поземка вьется,

Тени длинные легли.

И негреющего солнца

Красный шар висит вдали» В.Приходько

Индивидуальные задания представителям команд, которые работают у доски:

Сделайте фонетический разбор слов-

Паяльник, просьба

Задание № 3

-Какие вы можете назвать корни с чередованием гласных?

Обозначьте орфограммы

-Выпишите слова с чередующимися гласными в корне.

Сидеть, отпереть, глядеть, загорать, положение, коснуться, отрасти, убегать, зажигать, зори, косичка, изложение, касательная, блистать, урожай, заморозки.

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.

Р…стительный, заг…рать, зар…сли, р…сток, уг…рный, сл…жить, разл…жить, сл…гаемое

Организует и сопровождает деятельность обучающихся

Составляют в группе ответы. Знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей

Групповая, индивидуальная

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

Познавательные:

Читают и слушают, извлекая нужную информацию.

Регулятивные:

Контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Осознают правило контроля, успешно используют его в  решении учебной задачи.

Коммуникативные Осуществляют совместную деятельность в парах, умеют задавать вопросы

Устные ответы. Письменная работа

6.Первичное  закрепление с комментированием во внешней речи

Обобщение и систематизация знаний, рациональных способов применения их на практике. Подбор своих примеров. Иллюстрирующих природу изучаемой проблемы

Задание 4.

Расскажите, как образуются сложные слова. Соедините части правого и левого столбика, чтобы получить новые слова:

Паро    лет

Водо    вод

Свето  воз

Само  кол

Рыбо  мер

Ледо  тень

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают  свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Решают кроссворды, работают с перфокартами.

Индивидуальная,  групповая

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Познавательные:

Выполняют учебно-познавательные действия.

Совершают операции синтеза и анализа, делают обобщения и выводы.

Регулятивные:

Адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают собственную точку зрения

Листы обратной связи.

Задают вопросы для уточнения информации

Письменная работа

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Составление связных рассказов

Задание 5

Нарисуйте прямоугольник – 7 клеточек горизонтально и 6 клеточек вертикально и заполните сложными словами

1.Человек, который ухаживает за садом (садовод)

2.Машина, работающая на пару (паровоз, пароход)

3. Этот предмет в старину использовали вместо чайника (самовар)

4.Самодельное оружие (самопал)

5.Лес, поваленный бурей (бурелом)

6.Воздушное судно (самолет)

Решают кроссворды

Групповая

То же

Листы обратной

Задание 6

Послушайте стихотворение. Скажите, какой морфеме говорится в этом стихотворении. В каком значении используется эта морфема? Приведите свои примеры.

В прекрасном замке на горе

Жила-была приставка ПРЕ-,

Особа важная была,

Важная-преважная,

Гордая-прегордая,

Добрая-предобрая.

Ее считали очень мудрой

И называли все премудрой.

Был у нее прелестный пудель-

Прехрабрый пес по уличке Дудель.

Он преспокойно спал у двери,

Когда пришла приставка ПЕРЕ-.

Она сказала: «На заре

Я уезжаю. Друг мой, ПРЕ-,

Меня не будет два- три дня,

Ты поработай за меня.

Позаменяй меня, прошу.

Спокойной ночи, я спешу»

                                              А.Каютина

Задание 7

К доске приглашаются капитаны команд.

Предлагается на скорость придумать слова на правописание приставок, оканчивающихся на З и С, слова с приставкой С-

Разбивать, расправить, исправить, разрыв, беспорядок, разводить, безбедный, бесценный, избежать, беззвучный, испечь.

Сделать, сжечь, сгибать, сжимать, сдать.

Учитель организует и сопровождает работу детей

.

Личностные:

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Познавательные:

Самостоятельно выделяют и формулируют цель;

Осуществляют поиск необходимой информации

Регулятивные:

самостоятельно планируют необходимые действия, работают по плану

Коммуникативные

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Листы обратной связи

8.Включение в систему знаний и повторение

Обучающая игра. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы

Задание 8

Игра «Кто быстрей, кто больше»

От слов дом, летят образуйте как можно больше слов, выделите словообразующие морфемы, укажите какими частями речи являются  образованные слова. Объясните их значение.

Подводятся итоги игры. Называются победители

Образуют новые слова. Отвечают на вопросы, Формулируют собственные мысли. Обосновывают свою точку зрения

Фронтальная

Личностные:

Понимают значение полученных знаний

Познавательные:

Приобретают умения использовать полученные знания

Регулятивные:

Оценивают свою работу. Исправляют и объясняют свои ошибки

Оценивание  работы учащихся на уроке

9.Рефлексия учебной деятельности

Заключительная беседа по вопросам

-Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности появились у вас в процессе работы?

- Как вы их преодолевали?

- Понравилось ли вам на уроке?

- Дайте оценку нашей работе. Покажите результат на карточке. Урок понравился - покажите карточку с улыбающимся лицом. Не понравился – карточку с грустным лицом

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений

Индивидуальная , групповая

Познавательные:

Устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений

Регулятивные:

Оценивают свою работу

Коммуникативные

Строят небольшие монологические высказывания

Листы обратной связи

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»

Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»...

Технологическая карта урока алгебры в 7 классе по теме: "Повторение темы "Десятичные дроби"

Технологическая карта урока алгебры в 7 классе по теме: "Повторение темы "Десятичные дроби"...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"

Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"...

Методическая разработка : ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 5 КЛАСС Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное»

Цель деятельности учителя — Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Имя существительное" .Тип урока-урок систематизации и обобщения знаний и умений .Планируемы...

Конспект урока по русскому языку 5 класс по теме "Повторение изученного в начальных классах по теме " Имя существительное"

Урок по ФГОС   русский язык 5 класс на тему " Повторение изученного в начале года по теме " Имя существительное как часть речи"...