Род несклоняемых имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Конспект урока русского языка на тему: "Род несклоняемых имен существительных"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта по русскому языку №2

Тема урока

Род несклоняемых имен существительных

Цели урока

- Повторить несклоняемые имена существительные.

Научить учащихся определять род несклоняемых имен существительных;

Тип, вид урока

Урок открытия нового знания

Личностные УУД

Стремиться к речевому самосовершенствованию, анализировать причины успеха и неудач в собственной деятельности;

Способствовать укреплению нравственных основ личности;

– Формировать устойчивую мотивацию к изучению и закреплению нового материала, а также способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Предметные результаты

 усвоение в определении рода несклоняемых существительных;

 обогащение устной и письменной речи с помощью правильного употребления несклоняемых существительных.

Метапредметные универсальные

учебные действия

Познавательные УУД:

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

– Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Использование родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

Переработка учебного материала в форму схемы, отбор и систематизация материалов, установление аналогий.

Коммуникативные УУД:

Умение аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

– Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные УУД:

умение выдвигать свою точку зрения, самостоятельно определять цели деятельности;

адекватное оценивание своих достижений, осознание возникающих трудностей, поиск их причины и пути преодоления.

Образовательные ресурсы урока

Ноутбук, презентация по теме урока, учебник (Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Ч2 / [М.  Т.  Баранов, Т.  А.  Ладыженская и др.; науч. ред. Н.М.  Шанский] – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 175с.).

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые действия

Формируемые УУД

I. Орг.момент

Приветствие обучающихся и проверка их готовности к уроку. Положительный настрой на урок.

– Добрый день, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я – меня зовут Юлия Андреевна.

– Откройте ваши тетради, запишите сегодняшнее число.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Записывают дату, включаются в деловой ритм урока.

Личностные УУД:

-создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебу, создание ситуации успеха;

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.

Коммуникативные УУД:

-взаимодействие с учителем;

-осознание познавательной задачи.

II. Мотивация к изучению нового материала

– На прошлом уроке мы с вами познакомились с новым правилом. Давайте вспомним, в каких случаях имена существительные несклоняемые?

- Ваше домашнее задание на сегодняшний урок – упр.268. (Отвечает 2 ученика, объясняя свой вариант ответа)

Формулирует тему урока и цель учебной деятельности вместе с учащимися.

- Для того чтобы определить тему сегодняшнего урока,  разделите предложенные слова на группы: (Слова на слайде):

Шоссе, такси, алоэ, шимпанзе, какаду, кенгуру, леди, мадам, мисс, Батуми, Миссисипи, Капри.

- По каким критериям вы разделили эти слова? Сколько групп у вас получилось?

- Какие слова вошли в первую группу?

- Какие слова вошли во вторую группу?

- Какие слова вошли в третью группу?

- Какие слова вошли в четвертую группу?

- Как вы думаете, если у несклоняемых существительных по внешней форме род определить нельзя, то какой в данном случае может быть показатель рода?

Проблемный вопрос для определения темы урока

- Ребята, как вы думаете, как правильно сказать: красивый пони, красивая пони или красивое пони?

- Подумайте, чтобы узнать правильный ответ, что нужно определить?

- Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

–Верно! Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. Запишите тему урока в тетрадь. Давайте подумаем, какие цели будут нами достигнуты сегодня на уроке?

Обдумывают ответы на вопрос, участвуют в диалоге с учителем. Вспоминают правило изученное на предыдущем уроке.

Слушают ответ одноклассников. Учитель выставляет отметки.

Учащиеся выполняют задание и отвечают на вопросы учителя.

Неодушевленные предметы.

Слова, обозначающие животных и птиц.

Слова, обозначающие лиц женского рода.

Географические наименования.

Учащиеся делают вывод на основании разделения слов на группы.

Учащиеся затрудняются ответить на вопрос.

Род.

Определяют тему урока.

Записывают тему урока – «Род несклоняемых имен существительных». Определяют цели урока.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД: формирование мотивации к учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

умение определять       и формулировать цель урока (целеполагание).

III. Актуализация опорных знаний урока

– Сегодня мы познакомимся с тем, как определить род несклоняемого имени существительного.

- Найдите в учебнике параграф 48 «Род несклоняемых имен существительные» и прочитайте правило данное вам для ознакомления. Что нового вы узнали? Как определить род несклоняемых имен существительных?

Изучают параграф 48. Обобщают знания, полученные из параграфа учебника.

Познавательные УУД: анализ, сравнение, обобщение, умение находить информацию в источниках.

Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные УУД: самостоятельно опираться на цель урока и строить действия в соответствии с ней.

Личностные УУД:

осознание необходимости самосовершенствования, выражение    желания осваивать новые знания.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий

 Чтобы усвоить новые знания, выполним задание – на слайде презентации даны словосочетания, ваша задача, к данным именам существительным подобрать имена прилагательные. Перед тем, как выполнить это задание, составим алгоритм работы – ваши варианты?

Прямое шоссе, маршрутное такси, целебное алоэ, веселый шимпанзе, красивый какаду, молодой кенгуру, почтенная леди, строгая мадам, скромная мисс, солнечный Батуми, широкая Миссисипи, живописный Капри.

Составляют алгоритм работы совместно с учителем: определяем, какое это существительное: одушевленное/неодушевленное, обозначает лиц женского или мужского пола, а если это имя собственное, то определяем, к какому грамматическому роду нарицательного принадлежит, обозначаем окончание прилагательных. Выполняют задание.

Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

Познавательные УУД: умение работать с информацией, смысловое чтение; построение логической цепи рассуждения.

V. Первичное осмысление и закрепление изученного материала

– Выполним упр.272 по вариантам 1- первые 11 слов, 2- последние 11 слов. Ваша задача определить род данных несклоняемых существительных и подобрать к ним подходящие по смыслу прилагательные.

 1 вариант – локомотивное депо, горячее какао, парижское метро, зимнее пальто, старинное пианино, молодой шимпанзе, любимое эскимо, меховое ателье, школьное фойе, скоростное шоссе, крошечный(-ая) колибри.

2 вариант – немое кино, традиционное домино, крупный кенгуру, молотый кофе, разделительное тире, электромагнитное реле, компетентное жюри, маршрутное такси, переднее шасси, короткое интервью, стопроцентное алиби.

Выполняют упр.272, после участвуют в выборочной проверке по вариантам.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД:

умение структурировать знания, выбор      наиболее эффективных   способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

VI. Рефлексия учебной деятельности

– Что мы повторили на уроке?

Что узнали нового на уроке?

Так как же определить род несклоняемых имен существительных?

- Оцените свою деятельность на уроке. Что вам далось легко? Возникли ли трудности?

 

Отвечают, что повторили в каких случаях имена существительные несклоняемые.

Говорят, что узнали о том, как определить род несклоняемых существительных.

Отвечают на вопросы учителя. Делают выводы и обобщения. 

Оценка деятельности на уроке.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха и неудач. 

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

VII. Подведение итогов

Давайте вернёмся к началу урока и посмотрим на цели, которые мы ставили перед собой. Удалось ли нам решить их? Что мешало и что помогало в достижении цели?

–Вы отлично поработали на уроке, давайте приступим к выставлению оценок.

Отвечают на вопросы учителя. Подводят итоги.

Слушают оценки, участвуют в их комментировании.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: оценивают достигнутый результат, осознают качество и уровень усвоения материалов.

VIII. Домашнее задание

– Ребята, на следующее занятие вам необходимо:

  • Прочитать параграф 48, знать правило.
  • Упр. 273.

– Спасибо за работу на уроке! Буду с нетерпением ждать нашей новой встречи.

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.

Прощаются с учителем.

Личностные УУД: приобретают мотивацию к процессу получения знания.

Регулятивные УУД: понимают и принимают учебную цель и задачу.

Коммуникативные УУД: планируют дальнейшие способы работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение нового материала по теме "Род несклоняемых имен существительных"(открытый урок)

Открытый урок по теме "Род несклоняемых имен существительных" (технология проблемного обучения + ИКТ)...

Урок по теме "Род несклоняемых имен существительных"

Презентация предназначена для работы на уроке русского языка в 6 классе. В презентации представлен основной теоретический материал по теме "Род несклоняемых имен существительных"....

Имена существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных.

Цели: - распознавать имена существительные общего рода;- группировать имена существительные общего рода в соответствии со значением-характеристикой;- отличать склоняемые имена существительные от...

Урок-исследование по теме "Род несклоняемых имен существительных"

Урок-исследование по теме "Род несклоняемых имен существительных"...

Существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных.

Ознакомить учащихся с понятием существительное общего рода. Развивать умении в определении общего рода; отличать склоняемые существительные от несклоняемых; уметь находить их в тексте, определять род....