Не с существительными
учебно-методическое пособие по русскому языку (5 класс)

Моисеенко Евгения Васильевна

Тема урока "Не с существительными" для учащихся 5 класса по УМК А.Д. Шмелёва

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правописание НЕ с существительными.

Технологическая карта урока

Учитель: Моисеенко Е.В.

Класс: 5

УМК: Шмелёв А.Д.

Тема урока:  Слитное и раздельное правописание частицы НЕ с существительным.

Цель урока: совместно с обучающимися  открыть правило: слитное и раздельное написание частицы Не с существительными.

Задачи урока:

образовательные:

  • познакомить обучающихся с условиями написания частицы Не с именами существительными;
  • сформировать умение составлять алгоритм написания частицы Не с именами существительными;
  • сформировать умение находить изученную орфограмму в слове.

развивающие:

  • развивать умение правильно писать существительные с частицей НЕ;
  • развивать умения выделять главное, содействовать развитию самостоятельности обучающихся;
  • развивать коммуникативные и творческие способности обучающихся.

воспитательные:

  • формировать любознательность, пробуждать интерес ко всему, что  нас окружает;
  • воспитывать чувство уважения к мнению одноклассников.

деятельностные:

  • формирование у учащихся умений реализации новых способов действия,
  • развитие  готовности  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности,
  • развитие  мыслительных  операций  школьников, умения анализировать, систематизировать, делать общие выводы;
  •  развитие  навыков  самоконтроля.

Характеристика этапов урока

Этап урока

Цель

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация

(самоопределение)

к учебной

деятельности

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Прозвенел звонок для нас,

Все вошли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

 Вижу, класс наш хоть куда!

Мы начнем урок, друзья!

Вы готовы? Улыбнитесь!

Я желаю всем успеха!

Коллективная

Настраивает обучающихся на учебную деятельность, обеспечивает мотивацию

Настраиваются на работу.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организация фиксирования каждым обучающимся индивидуального затруднения в пробном действии.

 -Ребята, в редакцию детского журнала пришло вот такое письмо:

Здравствуйте,  уважаемая редакция!

К моему лучшему недругу я испытываю, конечно, полное не доверие. Он настоящий мой не приятель. Я никогда не выказываю ему уважение или внимательность. Мой не друг  отличается грубостью и не аккуратностью.  Он всегда говорит неправду, ко всем относится с не навистью. Он  несмельчак, а трус. Не счастье, что мы учимся с ним в одном классе.

Это письмо написал ученик 5 класса. Он очень ждал, что его письмо опубликуют в журнале. Но этого не случилось. Когда он пришел в редакцию узнать, в чем дело, ему сказали, что письма с ошибками они не печатают. Мальчику отдали письмо, чтобы он исправил ошибки. Но ему было очень сложно это сделать!

Давайте, ребята, попробуем помочь мальчику?

Обучающиеся выписывают слова в тетрадь,  исправляя ошибки.

Проблемная ситуация.

Групповая.

Организует деятельность обучающихся

Выясняют, в каких словах допущена ошибка, определяют часть речи этих слов, формулируют орфограмму.

Выявление места и причины затруднения

Обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

- А теперь, ребята, давайте посмотрим на ваши ответы.

Ребята  исправили ошибки по-своему.

-Почему вы не смогли дать однозначный ответ?

-Чего мы не знаем?

-Значит, о чем мы будем говорить на уроке? (называют тему урока).

Проблемный метод.

Коллективная.

Организует деятельность обучающихся по определению темы урока, постановке цели и путей ее достижения.

Формулируют причины своих затруднений, определяют и записывают тему урока.

Построение проекта выхода из затруднения

Постановка целей учебной деятельности

-Что мы должны узнать на уроке?

-Что для этого нужно сделать?

Прием « Один ум- хорошо, а два- лучше».)

Коллективная

Ставит учебную задачу.

Планируют свою деятельность (формулируют цели и задачи), предлагают варианты выхода из затруднения, представляют результат парной работы

Реализация построения проекта

Построение обучающимися проекта действий и формирование умений его применять.

1 шаг. Нам нужно выяснить, как правильно пишутся существительные с НЕ.

Для этого каждая пара должна выполнить задание.

Задание: Проанализируйте слова, которые записаны на доске,  и попытайтесь определить условия написания этих слов.

1 группа: ненависть, ненастье, негодование, неуклюжесть.

2 группа: нерешительность, нескромность, несчастье, необразованность.

3 группа: не правда, а ложь; не решительность, а робость; не внимательность, а рассеянность; не приветливость. А грубость.

4 группа: это был не тигр; он не владелец дачи; не ветер ветку клонит; это не книга лежит на столе.

2шаг.Презентация работ пар.

По ходу выступлений пар учитель создает опорный конспект на доске.

3 шаг. Составление алгоритма правила.

C:\Users\Минкашева\Desktop\09406baf07744b1338e6c9565ec1d6ff_i-30.jpg

4  шаг.  Как будем применять это правило?

C:\Users\Минкашева\Desktop\124251_html_m2e1d3fa5.png

5 шаг.   Работа с учебником.

-Давайте сверим это правило с правилом из учебника. Читаем правило  с. 171

-Ну а теперь вернемся к письму ученика, исправим ошибки по таблице (эталону) и объясним  написание данных слов.

Здравствуйте,  уважаемая редакция!

К моему лучшему недругу я испытываю, конечно, полное недоверие. Он настоящий мой неприятель. Я никогда не выказываю ему уважение или внимательность. Мой недруг  отличается грубостью и неаккуратностью.  Он всегда говорит неправду, ко всем относится с ненавистью. Он не смельчак, а трус. Несчастье, что мы учимся с ним в одном классе.

Проблемный метод.

Работа в парах.

Создает условия для реализации построенного проекта.

Выполняют задания, делают вывод, обсуждают в группах, выступают с сообщениями. Составляют алгоритм.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Усвоение обучающимися нового способа действий.

Незаконченное предложение.

  1. Выполнение упражнения 119 с. 172
  2. 1. Голодная воля лучше сытой неволи.
  3. 2.Каждая неудача прибавляет ума.
  4. 3. Ученье - свет – неученье – тьма.
  5. 4. Недруг поддакивает, а друг спорит.
  6. 5. Ненастье дороги не спрашивает.
  7. 6. Умный с одного слова поймет, а невеже и сто слов не помогут.

Объясните смысл пословиц.

Прием развивающего обучения.

Групповая.

Организует процесс отработки построенного алгоритма.

Выполняют задание учителя, проговаривают алгоритм рассуждения.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Применение нового знания.

Решите тест.

1. Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без не.

1 .Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.

2. Полная (не)лепица.

3.Причины (не)успеваемости.

2.Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением.

1.Прилив (не)нависти.

2.(Не)знание предмета.

3.Жизнь красна (не)днями, а делами.

3.Не с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.

1.Видно (не)ряху по грязной рубахе.

2.Говорить (не)правду некрасиво.

3.Говорить (не)правду, а ложь.

4.Не с существительными пишется раздельно.

1.(Не)везение преследовало меня.

2.(Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.

3.(Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.

5. Не с существительными пишется раздельно.

1.Учение - красота, а (не)учение - слепота.

2.Сила с (не)правдою не уживаются.

3.Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег.

Закончили работу. Взаимопроверка по образцу.

Ответы:

1. – 2, 2. – 2, 3. – 3, 4. – 2, 5. – 1

Критерии оценок:

Нет ошибок – 5

1-2 ошибки – 4

3 ошибки – 3

4-5 ошибок - повтори правило

-Кто правильно выполнил всю работу?

-Кто сделал одну ошибку? А кто больше?

Значит, нам ещё есть, над чем работать.

Индивидуальная.

Организует самостоятельную работу обучающихся.

Самостоятельно выполняют тест, выполняют самопроверку.

Физкультминутка

Снять усталость и напряжение.

Поднимает руки класс – это раз,

Повернулась голова – это два,

Руки вниз, вперёд смотри – это три,

Руки в стороны пошире развернули на четыре,

С силой их к рукам прижать – это пять,

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Проведение физкультминутку.

Выполняют физические упражнения.

Включение в систему знаний и повторение

Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих тем, включение нового способа действий в систему знаний.

-Скажите, ребята, раньше мы встречались с подобной орфограммой? В словах какой части речи она есть? ( в глаголах)

-Чтобы выполнить следующее задание, нужно вспомнить правило «Слитное и раздельное написание частицы НЕ с глаголами».

Слайд:

  • (не) был (не)ряхой;
  • (не) чувствовал (не)годования;
  • (не)видимка (не)обнаружила себя;
  • (не)волнуйся из-за (не)справедливости;
  • (не) смотри на (не)погоду.

Самопроверка:

  • Не  был неряхой;
  • не чувствовал негодования;
  • невидимка не обнаружила себя;
  • не волнуйся из-за несправедливости;
  • не смотри на непогоду

Выполнение упражнения 121  аудирование.

Неаккуратность ученицы; слёзы негодования; весёлый непоседа; не правда, а ложь; явная неправда; большая неприятность; маленький неряха; исцелить недуг; испытывать ненависть; сердитый незнакомец; неточность в ответе; вызывать недоумение; обнаружить недостачу,; ненадежность войска; не здоровье, а болезнь; полная неизвестность

Исследовательский метод

Коллективная

Организует самостоятельную работу.

Формулируют правило, делают вывод.

Рефлексия учебной деятельности

-Что узнали нового?

-Какой была тема урока?

Какую проблему решали?

-Чему научились?

-Что еще нужно доработать?

-Какие трудности встретились?

Проблемный диалог.

Индивидуальная

Организует работу по рефлексии учебной деятельности, дает домашнее задание.

Записывают в дневник домашнее задание.

Д/З упр. 122 с. 173. Теорию выучиить


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Письмо в редакцию Здравствуйте, уважаемая редакция! К моему лучшему недругу я испытываю, конечно, полное не доверие . Он настоящий мой не приятель . Я никогда не выказываю ему уважение или внимательность. Мой не друг отличается грубостью и не аккуратностью . Он всегда говорит неправду , ко всем относится с не навистью . Он несмельчак , а трус. Не счастье, что мы учимся с ним в одном классе.

Слайд 2

Алгоритм правила

Слайд 3

Применение правила

Слайд 4

Правильный ответ Здравствуйте, уважаемая редакция! К моему недругу я испытываю, конечно, полное недоверие . Он настоящий мой неприятель . Я никогда не выказываю ему уважение или внимательность. Мой недруг отличается грубостью и неаккуратностью . Он всегда говорит неправду , ко всем относится с ненавистью . Он не смельчак , а трус. Несчастье, что мы учимся с ним в одном классе.

Слайд 5

Ответы на тест 1 . – 2 , 2 . – 2 , 3 . – 3, 4 . – 2 , 5. – 1 Критерии оценок: Нет ошибок – 5 1-2 ошибки – 4 3 ошибки – 3 4-5 ошибок - повтори правило

Слайд 6

Не с глаголами ( не) был (не)ряхой; (не) чувствовал (не) годования ; (не) видимка (не)обнаружила себя; (не)волнуйся из-за (не)справедливости; (не) смотри на (не)погоду.

Слайд 7

Самопроверка: Не был неряхой ; не чувствовал негодования; невидимка не обнаружила себя; не волнуйся из-за несправедливости; не смотри на непогоду

Слайд 8

Выводы Что узнали нового? Какой была тема урока? Какую проблему решали? Чему научились? Что еще нужно доработать? Какие трудности встретились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Имя существительное. Сколонение существительных"

Тест "Склонение существительных". 6 класс по УМК Бабайцевой....

имя существительное урок№2 Существительное одушевленное и неодушевленное

урок в 5 классе   по теме Имена существительные одушевленные и неодушевленные""использованием ЭОР...

Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)

Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. ...

Тестовые задания по темам:"Имя существительное", "Число и род имен существительных", "Имя существительное: собственное -нарицательное, одушевленное -неодушевленное" для обучающихся c умственной отсталостью 5- 8 классов.

Тестовые задания для 2 вариантов по темама "Имя существительное", "Число и род имен существительных". "Имя существительное : собственное-нарицательное, одушевленное-неодушевле...

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...