ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ – ОПИСАНИЮ ПО КАРТИНЕ П.П. КОНЧАЛОВСКОГО «СИРЕНЬ В КОРЗИНЕ»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Опекина Алёна Евгеньевна

ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ – ОПИСАНИЮ ПО КАРТИНЕ П.П. КОНЧАЛОВСКОГО «СИРЕНЬ В КОРЗИНЕ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 5 «В» класс

Тема: ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ – ОПИСАНИЮ ПО КАРТИНЕ П.П. КОНЧАЛОВСКОГО «СИРЕНЬ В КОРЗИНЕ»

Цели:

Обучающие: формировать навыки сбора материала к сочинению по картине, обращая внимание на выразительность подобранных слов, научить описывать картину с натюрмортом, обучать навыкам словесного иллюстрирования, совершенствовать умение употреблять имена прилагательные в речи, познакомить с творчеством русского художника П.П. Кончаловского.

Развивающие: развивать внимательное отношение к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи, развивать монологическую связную речь, орфографическую и пунктуационную грамотность.

Воспитательные: воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие произведения искусства, любовь к природе, чувство красоты, прививать интерес к живописи, любовь к классической музыке.

Вид и форма урока: урок изучения нового, урок с разнообразными видами заданий.

Оборудование: презентация, репродукция картины П.П. Кончаловского «Сирень в корзине», памятка «Типы речи»

 

 

Этапы

Ход урока

Подготовка к восприятию картины

Ребята, сейчас мы с вами прочитаем небольшой текст. Во время чтения, подумайте: о чем этот текст и к какому жанру он относится?

(на экране)

Однажды вышел на прогулку  молодой Пан - бог лесов и лугов. Во время прогулки он дошел до реки, там, у воды он увидел речную нимфу по имени Сиринга. Он так ею залюбовался, что просто не мог удержаться в своем желании поговорить с ней и пошел к нимфе. Но Сиринга очень испугалась Пана и от страха стала убегать. Пан помчался со всех ног за ней. Как только он стал догонять её, она вдруг превратилась в прекрасный куст. Это был куст сирени.

-О чем данный текст? (о боге лесов и лугов-Пане и речной нимфе Сиринге. Пан хотел поговорить с ней, но Сиринга испугалась и убежала. Пан пытался догнать, но Сиринга превратилась куст сирени)

- К какому жанру относится данный текст? (миф; 1. фантастически события, связываемые с явлениями неживой природы, с миром растений (превращение в куст) o cвepxъecтecтвeнными cyщecтвaми (Бoг, нимфа)

-Как бы вы озаглавили этот текст? (связанное с сиренью)

Учитель: Но на этом наша легенда не заканчивается. Научное название сирени происходит от греческого "syrinx", что означает "трубка", "дудочка".   Если из ветви сирени извлечь мягкую сердцевину, то получится трубка. Согласно всё тому же мифу -  бог Пан взял ветвь сирени и сделал из нее флейту.

Это была легенда Древней Греции, а кто-нибудь знает, какие легенды существуют у нас?

Девушки использовали сирень для гаданий: считалось, что если найдешь пятилепестковый цветок сирени, значит, будешь счастливой.  Особенным обилием таких цветков отличается белая сирень, у лиловой они встречаются гораздо реже. Найдя такой цветок, счастливицы засушивали его и хранили в книгах, или же съедали на счастье. 

Мы не случайно ведем разговор об этих удивительных цветах, которые

вдохновляли и поэтов, и художников. Сегодня на уроке мы будем готовиться к

сочинению-описанию  по  картине  художника  П.П.  Кончаловского  «Сирень  в

корзине».

Мы не случайно ведем разговор об этих удивительных цветах, которые

вдохновляли и поэтов, и художников. Сегодня на уроке мы будем готовиться к

сочинению-описанию  по  картине  художника  П.П.  Кончаловского  «Сирень  в

корзине».

Мы не случайно ведем разговор об этих удивительных цветах, которые

вдохновляли и поэтов, и художников. Сегодня на уроке мы будем готовиться к

сочинению-описанию  по  картине  художника  П.П.  Кончаловского  «Сирень  в

корзине».

-Мы не случайно ведем разговор об этих удивительных цветах, которые вдохновляли и поэтов, и художников. Сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению-описанию  по  картине  художника  Петра Петровича  Кончаловского  «Сирень  в корзине»  (слайд с картиной)

- Откроем тетради, запишем число и тему урока «Сирень  в корзине»

Знакомство с

Автором.

  - Кто знает, что такое живопись?

Живопись – создание художественных образов с помощью красок.

- Тема нашего урока связана с картиной, что такое картина?

Картина – произведение живописи.

- А мы будем работать не с картиной, а с репродукцией.

Репродукция –  картина,  воспроизведенная  в  книге,  учебнике  путем фотографии.

-  Сегодня  мы  познакомимся  с  одним  из  жанров  живописи   - натюрмортом.

Натюрморт –  от франц. “натюр” – природа + “морт” – мертвый. Буквально “мертвая природа”.

Натюрморт – это один из жанров в живописи. На картинах изображались крупным планом предметы: цветы, фрукты, дичь, рыба.

 - Мастером  натюрморта   был  Петр  Петрович  Кончаловский,  с творчеством которого мы сегодня познакомимся.  

- Петр  Петрович  Кончаловский писал  картины  на  самые  разные темы. Это и пейзажи, и портреты, и жанровые картины. Но среди  них особое место  занимают  натюрморты  с  изображением  цветов.  Одно  перечисление  их может  удивить:  это  и  пионы,  и  гладиолусы, и  бегонии,  , и полевые цветы, и сирень в самых разных видах: в вазах, корзинах, просто на полу – целыми охапками. О чем это говорит нам? Это говорит нам о том, что художник писал: «В цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или  букете  полевых  цветов,  надо  разбираться,  как  в  какой-нибудь  лесной чаще».   Любимые  цветы  П.П. Кончаловского  –  сирень.  Ей  он  посвятил множество полотен. Наиболее известные из них – «Сирень у окна», «сирень в двух корзинах» Перед  нами  одна  из  лучших  картин Кончаловского,  изображающая  сирень  «Сирень  в  корзине».  Она  находится  в Москве, в Третьяковской галерее. (картины на слайде)

Предъявление картины.

Беседа о картине

- кому удобно, вы можете открыть  учебник на странице 169(ой)

Ребята, что  вы  почувствовали,  рассматривая  картину? Какое первое впечатление произвела эта картина?  (Дыхание  весны. Особенно приятно видеть такие цветы зимой, когда за окном снег, морозно. Сирень,  изображенная  на  картине,  напомнила  нам  о  весне,  теплых  майских солнечных днях, о первых весенних цветах)

Сейчас мы вместе с вами походу нашего разговора будем заполнять таблицу, которая поможет вам в написании сочинения.

Что вижу?

Как выглядит?

На что похоже?

Сирень

Справа: более крупные, пышные; слева: маленькие цветочки сирени.

Крупные ветки сирени похожи на грозди спелого винограда.

А маленькие цветочки напоминают звезды

Цвета

В левой части преобладают более темные цвета: темно-красный, темно-лиловый, сиреневый, фиолетовый

В правой части преобладают светлые цвета: белый, светло-розовый, красный,  розовый, светло-фиолетовый

 

Листва

 Цвет листвы ярко-зеленый, он разбавляет розово-лиловую палитру цветов сирени и придает букету естественность.

На сердце

(сердцевидной формы)

Корзина

Плетенная корзина. Возможно спели из веток ивы.

Серо-коричневого цвета.

Прутья тугие, светло-коричневые, плотно обвивают,  крепко сжимают. 

Складывается такое ощущение, как будто ивовые прутья пытаются сдержать пышное великолепие сирени

Фон

Стол и стена-выполнены в холодных серо-коричневых тонах. Это подчеркивает яркость веток сирени. Они выглядят по-настоящему живыми на тусклом и невыразительном фоне.

 

1. Что изображено на картине? ( на картине изображено сирень)

- Сейчас мы с вами попытаемся сравнить две части картины. Справа какая изображена сирень, какими прилагательными мы можем её описать? (крупная, пышная) На что похоже? (Ветки сирени напоминают гроздья спелого винограда, они тяжелы, свисают вниз)

Теперь  посмотрим на левую часть картины, какие ветки изображены там (сравнивая ветки сирени, слева находятся маленькие цветочки, их много, они напоминают звездочки)

 -Теперь обратим внимание на обилие цветов: какие цвета преобладают? ( В левой части преобладают более темные цвета: темно-красный, темно-лиловый, сиреневый, фиолетовый, В правой части преобладают светлые цвета: белый, светло-розовый, красный,  розовый, светло-фиолетовый)

 -Что еще изображено, кроме сирени? (листочки) посмотрите на листочки, что они напоминают, какой формы? ( на сердце, сердцевидной формы)

(Цвет листвы ярко-зеленый, он разбавляет розово-лиловую палитру цветов сирени и придает букету естественность)

 -в чем находятся цветы? (в плетенной корзине) Какого цвета корзина? Прутья тугие, светло-коричневые, плотно обвивают,  крепко сжимают.)

- На каком фоне изображена сирень? И почему? (Сирень изображена на тёмном столе у стены с коричневым и желтоватым оттенками. На таком фоне хорошо выделяются яркие цвета сирени.)

- Что  хотел  сказать  нам  художник  этой  картиной?  Какие  чувства пробудить?  (Он  словно  приглашает  нас  полюбоваться  роскошью  букета, разделить его восторг, восхититься красотой, которую дарит нам природа.)

  Хотел  передать  свое  восхищение  от  этого  букета, поделиться  увиденной  красотой  с  другими  людьми,  показать  как прекрасен мир вокруг нас, красоту которого мы должны любить и беречь.

Устное сочинение по картине

- Теперь  ребята,  мы  подошли  с  вами  к  основной  цели  нашего  урока  – написанию сочинения. Из каких главных 3-х пунктов составит сочинение? Вступление, основная часть и заключение

- Какой стиль будет уместен в нашем сочинении? (Художественный)

- Подумайте: какой тип речи будет основным в сочинении? (Описание)

-  Что  из  услышанного  на  уроке  мы  можем  и  должны  внести  в  наши работы?

1. Вступление:  Сведения о художнике, название картины, можно сказать, что сейчас она находится в Москве в Третьяковской галерее

2.Основная часть: описание картины. начнем с переднего плана: здесь мы можем сказать о цветах, что в  букете используется три или даже четыре сорта сирени разных цветов - лиловых, темно-красных, нежно-розовых и белых, о ветках, что они похожи на гроздья винограда. Так же можем сказать про задний план, что корзинка стоит на темном, почти черном столе, а букет сирени расположен на фоне стены желтовато-зеленоватого оттенка, который хорошо гармонирует с листьями и подчеркивает яркие краски цветов сирени. 

3 Заключение. О том, какое впечатление картина производит на нас. Букет поражает своим великолепием. Глядя на этот в букет сирени, становится тепло и уютно, поднимается настроение.

Чудесный букет сирени напоминает о теплых солнечных днях, о первых весенних цветах, о красоте природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение-описание по картине П. П. Кончаловского "Сирень в корзине". 5 класс.

Уроки по развитию речи всегда требуют большей отдачи как от учителя, так и от учеников.Предлагаю вариант такого урока....

Обучение сочинению-описанию по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» Урок развития речи в 5 классе

Обучение сочинению-описанию по картинеП.П.Кончаловского «Сирень в корзине» Урок развития речи в 5 классе...

Обучение сочинению-описанию по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» Урок развития речи в 5 классе

Обучение сочинению-описанию по картинеП.П.Кончаловского «Сирень в корзине» Урок развития речи в 5 классе...

Сочинение-описание по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине». 5 класс.

Урок развития речи, на котором учащиеся знакомятся с творчеством знаменитого художника, готовятся к написанию сочинения по картине, развивают свой кругозор, расширяют словарный запас и учатся на...

презентация сочинение-описание по картине П.П.Кончаловского "Сирень в корзине"

Презентация посвящена разработке урока по развитию речи. Урок можно провести как в 5, так и в 6 классе. По УМК Баранов, Ладыженская описание этой картины разбирается в 5 классе....

Конспект урока по русскому языку. Сочинение - описание по картине П.П.Кончаловского "Сирень в корзине". Технологическая карта урока.

Петр Петрович Кончаловский (1876 – 1956гг.). За свою жизнь написал более тысячи произведений. П.П.Кончаловский, художник большой творческой одаренности и индивидуальности. Его картины, портреты, натюр...

Конспект урока русского языка в 7 классе "Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П. Кончаловского "Сирень в корзине"

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме: "Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П. Кончаловского "Сирень в корзине"....