Формирование читательской грамотности
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Материал содержит практическое задание по формированию читательской грамотности в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_po_chg.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа  «Формирование читательской грамотности»

Задания по читательской грамотности на уроках русского языка  в  9 классе.

Выполнила:  учитель МОУ «Средняя  общеобразовательная школа с. Старая Порубежка  Пугачевского района Саратовской области имени  И. И. Лободина»  Филиппова Т.В.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Пустой тратой времени являются попытки оценить взаимоотношения, кропотливо и пристально проанализировать то, что нас разъединяет. (2)Основным всё-таки является другой вопрос, на который мы должны найти ответ, если хотим улучшить или спасти наши отношения: «Что нас объединяет?».

(3 )Мудрые  справедливо говорили, что наши отношения с другими людьми будут длиться столько же, сколько будет существовать то, что нас объединяет. (4) Если нас связывают дом, дача,  деньги, внешняя привлекательность или любые другие краткосрочные вещи, которые сегодня есть, а завтра нет, то с первыми же проблемами в этой сфере будут поставлены под угрозу и наши взаимоотношения. (5) Связи, в которых людей уже ничего не объединяет, похожи на потёмкинские деревни, где внешне всё нормально, но за красивым фасадом – одни проблемы и пустота. (6)Часто такие формальные связи хуже одиночества.

(7) Людей объединяют  совместно пережитые трудности  и кризисные моменты. (8) Если  в  преодолении  препятствий, в поиске решений все стороны в одинаковой мере прилагают усилия и сражаются за то, чтобы стало лучше, это не только укрепляет любые отношения, но и рождает новые, более глубокие, удивительные состояния души, открывающие новые горизонты и направляющие развитие событий в совсем иное русло.

(9) Нужно научиться делать первый шаг, не теряя при этом самого себя и своего внутреннего достоинства. (10) Для взаимоотношений нужны двое, и любой наш шаг должен вызвать резонанс, отклик другого человека, за которым последует его реакция, его ответные шаги нам навстречу. (11) Если после наших продолжительных усилий такого не случается, то напрашивается один из выводов: либо мы делаем неверные шаги, либо наши взаимоотношения строятся на зыбкой почве, ибо держатся только на одном человеке и один человек пытается тащить на себе всё, а это уже абсурдно и искусственно.

(12) Для  успеха любых взаимоотношений нужно, чтобы обе стороны пытались преодолеть чувство собственничества и эгоизма. (13) Очень часто мы не видим индивидуальности, уникальности людей, которых любим, и продолжаем рассматривать их как отражение наших собственных взглядов, требований, представлений о том, какими они должны быть. (14) Мы не должны пытаться воспитывать и переделывать людей по своему образу и подобию.  (15) Любовь требует ощущения воздуха и свободы души. (16)Люди, любящие друг друга, не растворяются друг в друге и не теряют своей индивидуальности; они – две колонны, поддерживающие крышу одного храма.      (По Е. Сикирич*)

цель

Пример задания

тип задания

1

Находить и извлекать информацию

Какие из высказываний  соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Каждый поступок должен находить отклик в душе близкого человека, тогда отношения будут гармоничными.

2) В отношениях важно преодолеть чувство собственничества и эгоизма.

3) Людей объединяют совместно пережитые трудности.

4) Любовь основывается исключительно на сходстве характеров людей.

5) Любящий человек должен научиться делать первый шаг к примирению

Выбор всех правильных ответов

2

Находить и извлекать информацию

Укажите, какое высказывание является верным, а какое неверным. Отметьте их  +

высказывание

верно

неверно

1

Наши отношения с другими людьми будут длиться столько же, сколько будет существовать то, что нас объединяет.

2

Формальные связи лучше одиночества.

3

Людей объединяют совместно пережитые трудности и кризисные моменты.

4

Мы  должны пытаться воспитывать и переделывать людей по своему образу и подобию.

Задание  на сопоставление

3

Находить и извлекать информацию

Прочитайте текст и  найдите те предложения, в которых содержится ответ на вопрос: « Что нас объединяет»? Укажите номера этих предложений.

Выбор всех правильных ответов

1

Интегрировать и интерпретировать информацию

Исключите лишнее:

 Для успеха любых взаимоотношений нужно, чтобы обе стороны пытались преодолеть

А) чувство соперничества

Б) чувство собственничества

В) эгоизм

Г) индивидуализм

Задание  на исключение неправильных утверждений

2

Интегрировать и интерпретировать информацию

Основываясь на содержании текста, объясните, почему  «любовь требует ощущения воздуха и свободы души»? (составить текст из 4-6 предложений)

Задание с развёрнутым ответом

3

Интегрировать и интерпретировать информацию

 Выберите все правильные ответы на вопрос и обведите их. 

При каком условии взаимоотношения могут быть поставлены под угрозу?

А. Если нас связывают дом, дача, деньги.

Б. Если нас связывают общие проблемы.

В. Если нас связывают  внешняя привлекательность или любые другие краткосрочные вещи.

Г. Если нас связывают общие интересы.

Выбор всех правильных ответов

1

Осмыслять и оценивать содержание и форму текста

Как вы думаете, является ли последнее предложение текста « Люди, любящие друг друга, не растворяются друг в друге и не теряют своей индивидуальности; они – две колонны, поддерживающие крышу одного храма.» подходящим для него концом?

Обоснуйте свой ответ, показав свое понимание того, как последнее  предложение может пояснить смысл всего текста

Задание с развернутым ответом

2

Осмыслять и оценивать содержание и форму текста

Выберите вариант, который  объясняет смысл выражения  « потёмкинские деревни»

А. Потёмкинские деревни – богатые деревни, принадлежащие  князю Г.А. Потёмкину.

Б. Потёмкинские деревни  - ненастоящие деревни, которые внешне выглядят хорошо, но за красивым фасадом скрываются  проблемы и пустота.

В. Потёмкинские деревни – деревни, получившие название от слова «потёмки» -темные, забитые.

Задание на исключение неправильных утверждений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Мастер класс на тему "Продуктивное чтение как способ формирования читательской грамотности и читательской компетентности".

Мастер класс на одну из существующих актуальных тем "Формирование читательской грамотности". Материал предназначен для учителей гуманитарного научного направления и для учителей начальной шк...

Материалы семинара "Функциональная грамотность.Формирование читательской грамотности.

Материалы семинара "Функциональная грамотность.Формирование читательской грамотности". Подготовили семинар в рамках предметной недели учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ№4 имени Л.И...

Функциональная грамотность. Формирование читательской грамотности.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТпо формированию читательской грамотности...

Мастер - класс "Функциональная (читательская грамотность) Тема : Документы музея как один из источников формирования читательской грамотности учащихся"

Презеньтация и  мастер- класс посвящается формированию читательской грамиотности учащихся, материалом для его проведния стали письма бывшей участницы войны, хранящиеся в музее.Презентация к масте...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК ФУНДАМЕНТА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Читательская грамотность является одним из важнейших метапредметных результатов в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и составляющая оценки функционал...