Конспект уроков русского языка в 9 классе по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными уступки"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

           

Цель урока русского языка - познакомить со сложноподчиненными предложениями  с  придаточными уступки, со средствами связи в предложениях данного типа, повторить изученные виды придаточных, воспитывать патриотизмн на основе дидактического материала к уроку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustupka.docx27.53 КБ
Файл pridatochnye_ustupki.pptx137.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект уроков  русского языка в 9 классе по теме:   «Сложноподчиненные предложения с придаточными уступки                                 

Цели:

Обучающие:

                      - познакомить со сложноподчиненными предложениями  с                          

                       придаточными уступки, со средствами связи в предложениях

                       данного типа, повторить изученные виды придаточных;

Развивающие:

                       - содействовать развитию пунктуационной зоркости, умений

                        определять вид придаточных

                        - содействовать подготовке к сдаче ГИА

Воспитывающие:

                        - воспитание патриотизма

Оборудование:

                          - видеопрезентация  «Сложноподчиненные предложения   с при-

                            даточными  уступки»

                            - карточки личного контроля

 

Оформление доски:

Сложноподчиненные предложения с придаточными уступки

Береги платье снову, а честь смолоду

Цели урока:

1.Познакомиться с придаточными уступки

2. Подготовка к ГИА

3. Воспитывать чувство гордости за героев

                 

Союзы  в придаточных уступки:

Хотя, невзирая на то что, даром что,

Несмотря на то что, сколько ни

Пускай, как ни

Ход урока

  1. Слово учителя.

- Дорогие ребята, добро пожаловать на урок.

Эпиграфом к нашему уроку будет пословица:  

 Береги платье снову, а честь смолоду.  

                                                                                                                                          - Как вы понимаете смысл этой пословицы?                                                          Мы будем говорить о очень важных вещах. А заодно познакомимся еще с одним видом придаточных предложений – придаточным уступки.                                    - Проговорите, как вы поняли цели нашего урока. ( Цели на доске до этого момента закрыты).

- Записываем в тетрадях число. Классная работа.

2. Орфографическая разминка

Во..радоваться,бе..грамотный,ни..падать,пр..морский,пр..старелый, пр..длинный,и..текший,пр..увеличить, ра..глядеть,бе..печный,ра..певать, пр..образить,пр..открытый, ра..сказывать,бе..козырка.

Дорога дин..а,стекля..ый сосуд,испуга..ый воробей, смотрел растеря..о,задача реше..а,безветре..ый день,багря..ый закат, кова..ый сундук, вяза..я кофта,гуси..ое перо, дикови..ая шкатулка, глиня..ый кувшин, сплетё..ая корзина.

3.Лингвистическая разминка.

-Расставьте ударение в словах.

Договор, столяр, предположить, красивее, начал, начала,  алфавит, позвонит, облегчить, патриот.

Проверим

Кто такой патриот? Слово патриот произошло от греческого patriotes, что в переводе означает «земляк».  

  Патриот — это человек, который любит свою Родину, готов на подвиги во имя Отечества и предан своему народу.

- Сделайте синтаксический анализ предложения.

- Продолжите предложение, чтобы получилось СПП с придаточным условия

Патриотом можно назвать человека …

- Подберите аргументы из жизни к сочинению на тему патриотизма

Рассказ Шолохова «Судьба человека»

4. Повторение пройденного материала

Сложноподчинённые предложения  (СПП)состоят из …

Придаточное образа действия отвечает на вопрос…  

Придаточное…. отвечает на вопрос зачем?

Придаточное…. связано с главным при помощи союза чем…. ,тем…

Придаточное места отвечает на вопрос…

Союзное слово в отличие  от союза ….

5.Расставить знаки препинания, указать типы придаточных.

Великая Отечественная война была трудным испытанием и для солдат и для людей в тылу.

Там где было особенно трудно лошадям мы слезали с брички шли пешком.

Какие же это плечи нашим женщинам и детишкам надо было иметь, чтобы под такой тяжестью не согнуться?

Знал, что не картошку везу, что с этим грузом осторожность в езде нужна, но  какая же тут может быть осторожность, когда там ребятам с пустыми руками воюют, когда дорога вся насквозь артогнем простреливается.

Тут самое главное – не ранить сердце ребёнка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза.

На доске

Не смотря на трудности и боль потерь, люди сохранили гуманность и сострадание. так главный герой рассказа Андрей Соколов смог подарить свою родительскую любовь сироте. ( вопреки чему?)

6.Новый материал        ( учебник страница 91)

Проанализировать  предложения

Придаточные уступительные. Просмотр видеопрезентации о придаточных уступки на РЭШ.

7. Допишите незаконченные предложения. Проследите, какое место в предложении может занимать придаточное уступки

1) Домой мы вернулись благополучно, хотя ….          .

2) Настроение у всех превосходное, несмотря на то что ….  

3) Хотя в неутеплённых палатках было холодно,   ….    .

4) В марте обычно снег тает, хотя … .

5) На душе у него было светло, как в праздник, несмотря на то что  ….

8. Анализ текста


    Два  осиротевших  человека,  две  песчинки, заброшенные в  чужие  края военным ураганом невиданной силы...  Что-то ждет их впереди?  И  хотелось бы думать,  что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот,  который,  повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.


    Два  осиротевших  человека(1) две  песчинки(2)заброшенные в  чужие  края(3) военным ураганом невиданной силы...  Что-то ждет их впереди?  И  хотелось бы думать(4)  что этот русский человек(5) человек несгибаемой воли(6) выдюжит (7) и около отцовского плеча вырастет тот(8) который(9)  повзрослев(10) сможет все вытерпеть(11) все преодолеть на своем пути(12)если к этому позовет его Родина.

(1,2,4,5,6,8,9,10,11,12)

 9 декабря – День героя Отечества – Это настоящие герои, которые способны взять на себя ответственность за жизнь и здоровье людей.

9. Выводы  по уроку. Рефлексия.

- Используя начало, создайте 2 предложения, применяя знания, полученные на уроке, определите вид придаточных,  составьте схемы:

Я понял, что…

Несмотря на то что

Несколько человек зачитывают, объясняют.

10. Отметки за урок.

Ученики сдают карточки личного контроля. Каждый ученик оценивается.

11. Домашнее задание  

Написать сочинение - рассуждение  на тему                                                                     « Кого можно назвать патриотом?»

карточки личного контроля

задания

оценка

2Орфографическая разминка

3 Лингвистическая разминка.

4 Повторение пройденного материала

5Расставить знаки препинания, указать типы придаточных.

7.Допишите незаконченные предложения. Проследите, какое место в предложении может занимать придаточное уступки

8. Анализ текста

карточки личного контроля

задания

оценка

2Орфографическая разминка

3 Лингвистическая разминка.

4 Повторение пройденного материала

5 Расставить знаки препинания, указать типы придаточных.

7.Допишите незаконченные предложения. Проследите, какое место в предложении может занимать придаточное уступки

8. Анализ текста

карточки личного контроля

задания

оценка

2Орфографическая разминка

3 Лингвистическая разминка.

4 Повторение пройденного материала

5 Расставить знаки препинания, указать типы придаточных.

7.Допишите незаконченные предложения. Проследите, какое место в предложении может занимать придаточное уступки

8. Анализ текста

                                 

                     

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сложноподчинённые предложения с придаточными уступки Презентация учителя русского языка МАОУ СОШ п.Головановский Сачковой Л.А.

Слайд 2

Лингвистическая разминка - Расставьте ударение в словах. Договор, столяр, предположить, красивее, начал, начала, алфавит, позвонит, облегчить, патриот.

Слайд 3

Проверь ДоговОр , столЯр , предположИть , красИвее , нАчал , началА , алфавИт , позвонИт , облегчИть , патриОт .

Слайд 4

Патриот Кто такой патриот? Слово патриот произошло от греческого patriotes , что в переводе означает «земляк». Патриот — это человек, который любит свою Родину, готов на подвиги во имя Отечества и предан своему народу . - Сделайте синтаксический анализ предложения. - Продолжите предложение, чтобы получилось СПП с придаточным условия Патриотом можно назвать человека … - Подберите аргументы из жизни или художественной литературы к сочинению на тему патриотизма

Слайд 5

Повторение Сложноподчинённые предложения ( СПП ) с остоят из … Придаточное образа действия отвечает на вопрос… Придаточное…. отвечает на вопрос зачем? Придаточное…. связано с главным при помощи союза чем…. ,тем… Придаточное места отвечает на вопрос… Союзное слово в отличие от союза ….

Слайд 6

Проверь Сложноподчинённые предложения (СПП) состоят из главного и придаточного Придаточное образа действия отвечает на вопросы: как? каким образом? Придаточное причины отвечает на вопрос зачем? Придаточное сравнения связано с главным при помощи союза чем…. ,тем… Придаточное места отвечает на вопрос где? Союзное слово в отличие от союза тем, что с оюзное слово является членом предложения, а союз нет.

Слайд 7

Расставить знаки препинания, указать типы придаточных Там где было особенно трудно лошадям мы слезали с брички шли пешком.

Слайд 8

Расставить знаки препинания, указать типы придаточных Там, где было особенно трудно лошадям, мы слезали с брички, шли пешком

Слайд 9

Расставить знаки препинания, указать типы придаточных Какие же это плечи нашим женщинам и детишкам надо было иметь, чтобы под такой тяжестью не согнуться?

Слайд 10

Расставить знаки препинания, указать типы придаточных Какие же это плечи нашим женщинам и детишкам надо было иметь, чтобы под такой тяжестью не согнуться?

Слайд 11

Расставить знаки препинания, указать типы придаточных Знал, что не картошку везу, что с этим грузом осторожность в езде нужна, но какая же тут может быть осторожность, когда там ребятам с пустыми руками воюют, когда дорога вся насквозь артогнем простреливается.

Слайд 12

Расставить знаки препинания, указать типы придаточных Тут самое главное – не ранить сердце ребёнка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза.

Слайд 13

Придаточные уступки

Слайд 14

Сложноподчинённое предложение с придаточным уступки «содержат указание на условие, вопреки которому совершается то, о чём говорится в главной части предложения» ( Н.С.Валгина ) .

Слайд 15

Допишите незаконченные предложения. Проследите, какое место в предложении может занимать придаточное уступки 1) Домой мы вернулись благополучно, хотя …. . 2) Настроение у всех превосходное, несмотря на то что …. 3) Хотя в неутеплённых палатках было холодно, …. . 4) В марте обычно снег тает, хотя … . 5) На душе у него было светло, как в праздник, несмотря на то что ….

Слайд 16

Укажите цифры, на месте которых ставится запятая Два осиротевших человека(1) две песчинки(2)заброшенные в чужие края(3) военным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать(4) что этот русский человек(5) человек несгибаемой воли(6) выдюжит (7) и около отцовского плеча вырастет тот(8) который(9) повзрослев(10) сможет все вытерпеть(11) все преодолеть на своем пути(12)если к этому позовет его Родина.

Слайд 17

Проверьте Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.

Слайд 18

Рефлексия - Каково лексическое значение придаточных уступки? - Какие союзы употребляются в этих придаточных? - К каким предложениям по смыслу близки СПП с придаточным уступки?

Слайд 19

Домашняя работа Написать сочинение - рассуждение на тему « Кого можно назвать патриотом?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным".

Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"....

Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени"

Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени" ...

Конспект урока в 9 классе на тему: "Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными"

Тема урока: «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными»Цели урока:1.Обучающая цель: знакомство с придаточными определительными; умение находить придаточные определительные в состав...

Конспект урока для 9 класса по теме: "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными"

         Дата проведения урока  6  декабря 2012 года. Цели занятия, его план были открыты обучающимся, конкретны и побудительны для них. Замысел занятия реали...

Конспект урока на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными уступки"

Конспект урока в 9 классе на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными уступки"...

Урок русского языка в 9 классе на тему "Сложноподчинённые предложения с придаточными уступки"

В файле содержится презентация и конспект урока русского языка в 9 классе, основанный на романе М.Е.Салтыкова -Щедрина "Господа Головлёвы". Автор -учительМБОУ "Школа №44" г.Рязани ...

Русский язык 9 класс по теме: "Сложноподчиненные предложения с придаточными причины"

quot;Сложноподчиненные предложения с придаточными причины"...