Что такое текст?
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Конспект урока "Что такое текст?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk._chto_takoe_tekst.docx24.78 КБ

Предварительный просмотр:

1.Филиппова Вера Борисовна

2. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Балахтинская средняя школа № 1 имени Героя Советского Союза Ф.Л. Каткова»

3. Учитель русского языка и литературы

4. 5 класс

5. Русский язык

6. Используемый УМК: Русский язы. 5 кл.: учебник/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под редакцией М. М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2020.

7. Тема урока: «Что такое текст».

8. Место урока в теме и в программе по предмету: данный урок позволит сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков.  При помощи приёмов, используемых на уроке,  у обучающихся формируется умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных  задач и в повседневной жизни. Тип урока: ознакомление с новым материалом,  урок-практикум.

9. Цель

Учащиеся будут знать: что такое текст, его отличительные особенности.

Учащиеся будут уметь: определять тему текста, составлять текст по заданной теме.

10.  1. Кластер (тема, основная мысль, композиционная цельность, завершённость, предложения связаны по смыслу и грамматически).

11.  Описание урока

Действия учителя

Действия/предполагаемые ответы обучающихся

Отведённое время

1.Организационный этап

Приветствует обучающихся.

Готовятся к уроку. Настраиваются на работу.

1 м.

2.Актуализация знаний.

На доске записаны предложения:

    Холодно.  В смешанном лесу часто встречаются грибы. Мальчик шёл в школу.

- Что записано на доске?

- Являются ли эти предложения текстом? Почему?

Читают предложения.

Отвечают на вопросы.

-Это не текст. Предложения никак не связаны по смыслу.

3 м.

3..Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Итак, скажите, пожалуйста, какова

тема сегодняшнего  урока и какие цели мы должны перед собой поставить? 

- Ребята, а нужно ли вам  знать, что такое текст и как его построить? Как вам понадобятся эти знания в жизни?

Тема урока - текст.

Узнаем, что такое текст, выявим его основные признаки.

Отвечают на вопросы

3 м.

4.Первичное усвоение новых знаний.

Ребята, прочитайте два определения и § 8 , найдите общие признаки текста. Составьте кластер на тему «Текст».

1.Текст имеет свои черты, не свойственные предложению. Части текста объединяются не только союзами и союзными словами, но и другими средствами: использованием синонимов, местоимений или повтором одних и тех же слов, некоторых словосочетаний и предложений.

Текст – это композиционная цельность и завершённость, а предложения часто этими свойствами не обладают.

Содержание текста – это описание фактов, событий, места действия и времени протекания этого действия, рассуждения автора, движения сюжета и т.п. Текст – это выражение основной мысли, идеи произведения. Текст может быть и очень большим (например, роман), и очень маленьким (например, справка).

Энциклопедический словарь юного филолога. Языкознание

2.Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений, порядок слов в предложениях, интонация и др.

В тексте предложения связаны не только общей темой, но и определённой идеей, основной мыслью.

Тема – это то, о чём говорится в тексте.

Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан.

Е. Никитина. Русская речь. 5 класс

Составляют кластер.

10 м.

5.Первичная проверка понимания.

Откройте учебники на стр.19 упр. 38.

- Ребята, прочитайте  предложения. С помощью кластера определите, какая группа предложений является текстом. Почему нельзя назвать текстом другие высказывания?

Читают текст. Отвечают на вопросы. Доказывают, что свои предположения.

12 м.

6.Первичное закрепление.

Задание «Собери тест» (приём «Мозаика», приложение 1).

- Ребята, вам в парах необходимо собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности.

Работают в парах.

10 м.

7.Информация о домашнем задании.

1. Подготовиться к воспроизведению к кластера по памяти.

2. Подобрать стихотворение о зиме и записать его в тетрадь. Устно доказать, что это текст.

Записывают домашнее задание.

2 м.

8.Рефлексия.

- Наш урок подошёл к концу,

 поставьте  + на линии в том месте, которое отражает ваше отношение к занятию и степень участия в уроке:

1. Я считаю, что занятие было

интересным ___ скучным___.

2.Я научился

многому ___ малому_____.

3. Я думаю, что слушал других

внимательно ___невнимательно__4. Я принимал участие в дискуссии часто __ редко__.

.

4 м.

12. Приложение 1.

1) Они беспомощно пищали и дрожали.2) Кошка была заботливой родительницей: вылизывала своих детёнышей, не оставляла их ни на минуту.3)Та сначала зафырчала на них и отошла.4) Принесённые котята, почуяв материнское тепло, тут же успокоились и деловито принялись за еду.5)Они, вероятно, появились на свет совсем недавно.  6) У нашей кошки были котята .7) Глаза у несчастных ещё не прорезались.8) Но однажды в посадке мы нашли брошенных кем –то котят.9) Однако их жалкий вид заставил дрогнуть её сердце, и она по одному перетаскала их в свой ящик.10) Принесли их кошке.11)Один серый, другой рыжий, третий вышел весь в маму: на белой шёрстке жёлто-чёрные пятна.12) Приёмыши были  намного  меньше её собственных детей.13) Нам показалось, что мурлыкала кошка для них даже нежнее, чем для своих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценическая постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»

Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека...

Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"

Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения  Ц...

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?"

 Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь катего...

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?" (текстовый вариант)

Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь категорий: красный цвет – категория «Имена собственные», оранжевый ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Что такое? Кто такой? (повторение по теме "Африка")

Игра для повторения темы " Африка" 7класс...