Урок по теме "Правописание букв о-ё после шипящих" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Медная Алла Михайловна

Тема: «Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»

Урок открытия нового знания

Технология развития критического мышления

Виды работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, самостоятельная работа.

Цели урока:

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности;

Содержательная: развитие речевых способностей учащихся, формирование представления о правописании букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока русского языка в 5 классе с применением

технологии развития критического мышления

Учитель: Медная А.М.

Тема: «Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»

Урок открытия нового знания

Технология развития критического мышления

Виды работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, самостоятельная работа.

Цели урока:

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности;

Содержательная: развитие речевых способностей учащихся, формирование представления о правописании букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Планируемые результаты:

личностные: формирование навыков развёрнутого анализа, познавательного интереса; устойчивой мотивации к обучению, самосовершенствованию; работы в парах по алгоритму, самопроверки и взаимопроверки.

предметные: способствовать формированию понятий «часть речи», «часть слова», «ударение», «число», «шипящие согласные и ц», осуществлять выбор написания букв о/е в словах.

метапредметные: формирование знаний по теме на основе полученной информации.

Познавательные УУД:

•        выделять главное;

•        подводить информацию до ключевых понятий;

•        искать пути решения проблемы;

•        строить логически обоснованные рассуждения;

•        анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять причины;

•        преобразовывать информацию из одного вида в другой, составлять кластер, алгоритм.

Коммуникативные УУД:

•        использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью составления и выполнения алгоритма, творческого задания;

•        отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

•        формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы и работы в парах;

•        управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия);

•        планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

•        соблюдать правила речевого поведения.

Регулятивные УУД:

•        самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

•        выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

•        сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

•        в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии;

•        определять степень успешности работы.

Средства обучения: компьютер учителя, проектор, презентация, учебник, карточки с текстом, алгоритм.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Этап мотивации. Эмоциональное вхождение в урок

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

-Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнем урок.

Будем мы читать, трудиться,

 Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики!

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

Стадия I. Вызов

2.Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

3.Этап выявления места и причины затруднения

  1. Лингвистическая разминка. Диктант «Загадочный». Записать отгадки на доске и в тетрадях, объяснить орфограммы и графически их обозначить:

- В тесной избушке ткут холсты старушки.

(Пчёлы)

- Зубов много, а ничего не ест.

(Расчёска)

- По десятку на шесточке сели умные кружочки и считают громко вслух, только слышно: стук да стук.

(Счёты)

- Низок да колюч, сладок, а не пахуч.

 Ягоду сорвёшь, всю руку обдерёшь. (Крыжовник)

- Висит на ветке бочонок в беретке.. (Жёлудь)

- Костяная спинка, жёсткая щетинка.

С мятной пастой дружит, нам усердно служит. (Зуб. щётка)

- На улицу утром приходит весна, сосульки несёт за плечом, и каждый сугроб открывает она каким-то волшебным… (Ключом)

Приём «Проблемный вопрос»

 - Ребята, как вы думаете, можно ли применить правило «Буквы о-ё после шипящих в корне слова» к написанию слова «ключом»?

- Почему?

- Какая возникает проблема?  

1) Постановка учебной задачи.  

- Сформулируйте тему урока.

- Откройте учебники, п. 43, посмотрите, как называется параграф. Сравните свою формулировку темы с формулировкой в учебнике.

- Какова же цель нашего урока? (узнать, понять, выучить, научиться применять…)

Отгадывают загадки, записывают отгадки на доске и в тетрадях, объясняют орфограммы и графически их обозначают

Отвечают на вопросы учителя

Формулируют проблему

Формулируют тему урока

Читают в учебнике название параграфа, сравнивают  названия. Формулируют тему урока точнее. Записывают тему урока в тетради.

Формулируют цели урока

Стадия II. Осмысление содержания

4.Этап построения проекта выхода из затруднения

5.Этап реализации построенного проекта

Приём «Поиск ответов на поставленные вопросы»

2) – Ребята, представьте, что вы исследователи, вам надо «открыть» новое правило.  

а) Посмотрите на слайд. В какой части слова выделены буквы о и е? После каких согласных стоят эти буквы? Определите ударение в словах:

врачом                              товарищем

дворцом                            полотенцем

шалашом                          задачей

борцов                               сердце                            

плащом                             чертежей  

б) - Сформулируйте правило правописания букв о и е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных.

- Как проверить, правильно ли вы сформулировали правило?

(- Где мы можем найти ответ на вопрос?)

1) - Откройте учебник на стр. 76, найдите ответ на вопрос.

- Как графически обозначается орфограмма?

Приём «Кластер»

- Ребята, составьте кластер по этому правилу.

2) - Итак, что нужно уметь делать, чтобы правильно написать О-Е после шипящих и Ц в окончаниях сущ.? Составим алгоритм.

(Алгоритм появляется на слайде)

Алгоритм

1 шаг: Нахожу и подчёркиваю шипящую букву, ц.

2 шаг: Выделяю окончание  существительного.

3 шаг: Ставлю ударение.

4 шаг: Если окончание ударное, пишу букву О.

5 шаг: Если окончание безударное, пишу букву Е

Анализируют слова по вопросам, предложенным учителем

Формулируют правило.

Отвечают на вопрос

Читают правило в учебнике.

Отвечают на вопрос

Составляют кластер на доске и в тетради

Высказывают предположения, обсуждают, составляют алгоритм

Стадия III. Рефлексия

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Физминутка

7.Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

8. Этап включения в систему знаний и повторения

9. Подведение итогов урока. Оценки за урок.

Рефлексия

Дом. задание:

 - Правило вы знаете. Какой же этап следующий?

Приём «Сообщение по алгоритму»

1)Диктант – молчание

Посмотрите на слайд, подберите к картинкам подписи, имена существительные запишите в творительном падеже, обозначьте изученную орфограмму.

Зайцем, мячом, камышом, ландышем, сердцем, кирпичом, шалашом.

Физминутка

- Я читаю вам слова. Если в слове после шипящих и Ц пишется О – вы поднимаетесь на носках, если Е – выполняете наклон вперед. Будьте внимательны:  дворцом, товарищем, плащом, задачей, горцев, певцов.

2)Творческое списывание: «Как называют по-другому? К данным существительным подберите синонимы-слова на изучаемое правило.

- Доктора по-другому называют… (врачом).

- Поэта… (стихотворцем).

- Суп со свёклой… (борщом).

- Невежливого, грубого человека…(невежей).

- Родник…(ключом).

- Луну…(месяцем)

В это время два ученика работают по карточкам

Индивидуальная работа

Первый ученик. Пользуясь толковым словарём, объяснить лексическое значение слов: невежа, невежда.

 Второй ученик. Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы, устно объяснить значение фразеологизмов:

Не ударить в грязь лиц…м.

Любить всем сердц…м.

Знать как свои пять пальц…в.

Работа бьёт ключ…м.

  1. – Ребята, с правилом вы познакомились, на уроке учились применять его, попробуйте оценить себя, на полях тетради отметьте:

«V» – уже знал;
«–» – думал иначе;
«+» – новое;
«?» – не понял, есть вопросы.

Самостоятельная работа

- Учащиеся  по желанию выбирают задания, связанные с орфографической грамотностью или творческое задание

 Сегодня каждый за работу получит оценку.

Задание, связанное с орфографической грамотностью:

Найди и исправь ошибки

1) Пригреваются стёкла лучём золотым, вербы почки распустили. (И.Никитин)

2) Под солнцом тает снег и лёд, везде пестрят проталинки. (Скребицкий)

3) На улицу утром приходит весна, сосульки несёт за плечём, и каждый сугроб открывает она каким-то волшебным ключом. (Е.Трутнева)

 Творческое задание

Составьте текст, используя слова больница, врач, шприц, братец, сестрица. (Употреби данные существительные в творительном падеже единственного числа). Озаглавьте полученный текст.

-Что вы делали на уроке?

Приём «Поиск ответов на поставленные вопросы»

1) -  С каким правилом вы познакомились сегодня на уроке?

- Когда в окончаниях существительных после шипящих и ц пишется о когда е?

Приём «Закончи фразу»

На уроке

Я узнал…

Я научился…

Я затруднялся…

Дом. задание: п. 99, упр.557

Определяют следующий этап

Записывают слова, объясняют написанное , используя алгоритм

Делают зарядку

Работа в парах.

Записывают слова, применяют алгоритм. Взаимопроверка работы

по эталону

Индивидуальная работа

Первый ученик работает с толковым словарём

Второй ученик выполняет задание на доске

Рисуют в тетради шкалу и определяют степень своей успешности

Самостоятельная работа учащихся

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы

Учащиеся выбирают фразу, читают и заканчивают её

Записывают домашнее задание

Список литературы

  1. Добротина И. Г. Современные модели уроков русского языка в 5-9 классах: пособие для учителей общеобразоват. организаций.– М.: Просвещение, 2014.
  2. А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева, Т.М. Пахнова Русский язык.  Практика 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций.  – М.: Дрофа, 2016.
  3. Никитина Е. И. Уроки русского языка в 5 классе.– М.: Просвещение, 2001.
  4. Изюмникова Г. Н.  Конспект урока «Буквы о-ё после шипящих и ц в окончаниях существительных»//ns portal.ru
  5. Басалова Е. С. Конспект урока «Буквы о-ё после шипящих и ц в окончаниях существительных»// kopilka urokov.ru  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка "Буквы о-е после шипящих в словах разных частей речи"

Представлена методическая разработка открытого урока по русскому языку для 8-го класса....

Конспект урока по теме:"Буквы Ы-И после Ц"

Урок разработан для учащихся 5 класса...

Конспект урока по теме "буквы О-Ё после шипящих"

Урок по теме "Буквы О-Ё после шипящих " представляет собой урок повторения и знакомства с новым материалом на основе уже изученного материала.Постороен в виде путешествия, с применением современных пе...

разработка урока русского языка "Буквы и-ы после ц"

Класс  6Предмет  русский языкТема  Буквы и-ы после цЦели:Предметные- познакомить обучающихся с орфограммой «Буквы ы-и после ц»- формировать умение применять орфограмму в зависимос...

Конкурсный урок по теме Буквы И-Ы после Ц

Конкурсный урок по теме Буквы И-Ы после Ц...

Конспект урока русского языка "Буквы И-Ы после Ц"

В сценарии урока представлены различные формы работы с учащимися, позволяющими закрепить знания, умения и навыки по теме "Буквы И-Ы после Ц"...

Конспект урока по теме «Буквы о — ё после шипящих в корне» в 5 классе.

Подробный конспект урока русского языка в 5 классе.Учебник Т.А. Ладыженской....