Конспект урока русского языка в 7 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме "Деепричастие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Журавлева Оксана Сергеевна

Урок систематизации и обобщения знаний по теме "Деепричастие" стоит в конце изучения темы и ориентирован на достижение определённого результата на последующих уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_deeprichastie.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение и систематизация знаний по теме «Деепричастие»

Класс – 7 «А»

Тема урока: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Деепричастие».

Тип урока – обобщение и систематизация знаний.

Форма урока: урок-путешествие.

Задача: обобщить, закрепить и усовершенствовать знания, умения и навыки, которые учащиеся получили на уроках о деепричастиях; выявить пробелы в знаниях учащихся.

Цели урока:
1) Обобщение и систематизация сведений о деепричастии и деепричастном обороте.

2) Развитие умения применять знания на практике - определять деепричастия в тексте, образовывать деепричастия, выделять на письме деепричастие и деепричастный оборот;
 правильности письменной речи при составлении предложений с деепричастиями, памяти, логического мышления и творческих способностей.
3) Обучение умению составлять рассказ на лингвистическую тему.
4) Повторение ранее изученного: Не с разными частями речи, правописание безударной гласной в корнях слов;
5) Воспитание культуры речевого поведения учащихся в различных формах общения; любви и уважения к русскому языку.

Ход урока

1.      Орг. момент

2.      Вступительное слово учителя.

  - Вот и пришла волшебница – зима. Пушистый снег укрыл ковром всю землю, мороз раскрасил стёкла причудливым рисунком. Коньки, санки, лыжи, игра в снежки – вот ваши занятия и игры зимой. Урок у нас сегодня необычный – «Грамматический биатлон». Наше средство передвижения – лыжи. Проходя лыжную трассу, мы должны закрепить и обобщить все сведения о деепричастии и прийти к финишу с хорошим результатом.

- Ребята, а что такое биатлон?  (словарная работа)   -  ответы учащихся

БИАТЛОН – вид зимнего двоеборья, включающий лыжную гонку и стрельбу.

 Каждая остановка на трассе биатлона имеет свое название.

 3. 1 станция «Теоретическая».

На доске записано четверостишие.

                                 Спит лес, к..чаясь на ветру,

                                 В той снежной белой вышине,

                                 Ра..дастся скрип, разрушив тишину

                                И мысли возвратив к зиме.

                                                     Ольга Портала

 - прочитать внимательно четверостишие;

- вставить и объяснить пропущенные буквы

- выделить главные члены предложения,

- какой художественный прием использует автор, когда говорит, что «лес спит» (олицетворение)

- найти деепричастные обороты, объяснить знаки препинания при них, подчеркнуть деепричастные обороты как члены предложения.

- Какой еще оборот вы знаете?

- Дать сравнительную характеристику деепричастию и причастию.

(работа по карточкам у доски).

4.  2 станция «Поэтическая»

- Как вы думаете, ребята, зачем известные поэты и писатели использовали деепричастия и деепричастные обороты в своих произведениях?

(Деепричастия дорисовывают основное действие, делают речь более точной, яркой эмоциональной, предложения с деепричастными оборотами более выразительны, живописны).

- Ребята, вашим домашним заданием было: найти в стихотворениях известных поэтов и писателей предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами и выделить их как члены предложения.

(Учащиеся зачитывают свои предложения, называют деепричастные обороты).

5. 3 станция «Синтаксическая»

- Движемся дальше. Перед нами станция «Синтаксическая».

Приближается самый замечательный праздник в году – Новый год.

Каждый из нас будет наряжать елку у себя в доме. А как правильно нарядить елочку? С чего нужно начинать наряжать елку?

Перед вами лежит инструкция «Как нарядить новогоднюю ель».

Нужно образовать от глаголов деепричастия и расставить знаки препинания при деепричастных оборотах, выделите их суффиксы.  

- Прежде, чем выполнить задание, давайте с вами вспомним условия постановки знаков препинания при деепричастном обороте.

Укр..шение нов..годней елки - один из самых долг..жданных и радос..ных моментов в году. В коробке с елочными игрушками всегда можно найти что (то) сказочное, неожиданное. В давние времена  елку наряжали  игрушками (мастерить) их своими руками.  Мы (открывать) коробку каждый раз вспом..наем свое де..ство. Люди укр..шают лесную красавицу шарами, фонариками, бусами.  (Начать) укр..шение нов..годней красавицы сначала навесьте электрическую гирлянду. Крупный дождик и мишуру (завязать)  в “хвостики” красиво разл..жите на ветках.

(Развесить) елочные украшения приступите к укр..шению верхушки. (Нарядить) новогоднюю красавицу наденьте на ее верхушку звезду и зажгите разн..цветные огоньки. У вас получится пр..красная ель!

- подберите синонимы к слову «прекрасная» - чудесный, отличный, великолепный, удивительный.

6. «Выбирай-ка-поиграй-ка» (Физминутка).

- Активизация внимания учащихся.

Учитель называет слова: если услышали причастие – встаньте, если деепричастие - поднимите руку.

(Вспомнить, по каким признакам можно отличить причастие от деепричастия)

Украшенный, любуясь, заморозив, переливающийся, замерзая, мерцающий, скрипя, расположенный, разукрасив, стелющийся, скрипевший, растаявший, восхитившись, искрясь, накрываясь.

7. 4 станция «Орфографическая».

(вспомнить правописание частицы не с деепричастиями, причастиями и глаголами)

(Не) поднявшись на гору, (не) увидиш(?) и р..внину.

Друг (не)испыта(н,нн)ый, что орех (не)ра(з,с)колотый.
(Не) заходя в воду, плавать (не) научиш(?)ся.

(Не) знающий меры будет г..ревать и в бога..стве.
(Не) подумавши, за дело (не) берись.
(Не) учась, и лаптя (не) сплетёшь.

7. 5 станция «Творческая»

- Ребята, хотите побыть в роли писателей?

Мы с вами знаем, что деепричастия и деепричастные обороты писатели используют для того, чтобы дорисовать основное действие, сделать речь более точной, яркой эмоциональной. Вот и мы с вами попробуем составить текст на тему «Русская зима», используя в предложениях деепричастия и деепричастные обороты.

Русская зима

Образец:

  Хороша русская зима!

Не расчистив дорожку, просто так не выйдешь на улицу. Смотришь на снег, не отрывая глаз, и не налюбуешься.

  Сейчас стали очень популярны зимние виды спорта: санки, лыжи, коньки.      

  Трудно представить себе русскую зиму, не прокатившись на лыжах, не поиграв в снежки…

   В каникулы можно, проснувшись с утра, хватать коньки и бежать на ближайший каток.  

   Отправляясь гулять на лыжах в зимний лес, можно взять с собой подарки для его обитателей.  Деревья в лесу стоят не шевелясь.                                                                  

   Хорошо зимой!

Слова для справок: не расчистив дорожку; не отрывая глаз; не прокатившись на лыжах, не поиграв в снежки; проснувшись с утра; проснувшись с утра;

отправляясь гулять на лыжах в зимнем лесу; не шевелясь.

8. Итог урока:

- Вот и закончилось наше путешествие по зимней биатлонной трассе. Как хорошо, когда все уроки сделаны, все темы понятны. Тогда любая трудность нам не по плечу. Вы хорошо справились со всеми проблемами, которые возникли в ходе урока. Мы с вами шли по самым сложным тропам этой необычной трассы. Благодарю вас за урок.

9. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 7 классе "Систематизация и обобщение по теме "Деепричастие"

Урок систматизации и обобщения  по теме " Деепричастие"предназначенн для проведения урока русского языка в классе по программе Т.А. Ладыженской. В данный урок включены материалы по подготовке уча...

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: "Обобщение и систематизация изученного по теме "Имя прилагательное"

Урок разработан в соотвествии с новыми ФГОС ООО. Дидактический материал характеризуется тематическим единством ("Почему надо любить малую родину", "Что особенно привлекает в родном городе?")...

Конспект урока русского языка в 7 классе "Обобщение знаний по теме "Наречие"

Цели, задачи урока, оборудование к уроку. Поэтапный ход урока со слайдовой презентацией....

План-конспект урока русского языка "Предлог. Систематизация изученного." 7 класс

Разработка урока русского языка в 7 классе по теме: "Предлог. Систематиция изученного." К нему предожена презентация и разноуровненвые карточки....

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе "Систематизация и обобщение знаний по теме "Правописание наречий ".

Данный урок разработан по программе Бабайцевой . Тип урока – систематизация и обобщение знаний, коррекция умений и навыков....

Конспект урока русского языка в 6 классе "Систематизация знаний по теме"Глагол"

Конспект урока предполагает систематизацию знаний учащихся по теме "Глагол"....