Образование действительных причастий настоящего времени
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс)

Павлова Наталья Владимировна

Урок открытия новых знаний с элементами игровой технологии и  метода проблемного обучения

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разминка Д С Действительное или страдательное?

Слайд 2

Друг, чита ий это письмо. Пишу с тон щего корабля. Не перестаю ругать построящих эту дырявую посудину. Совсем скоро бурл щие волны сомкнутся над нашими головами. Молю: спаси.

Слайд 3

Образование действительных причастий настоящего времени

Слайд 4

Образуйте от инфинитива глаголов форму 3 лица множественного числа инфинитив Стро и ть Крас и ть Люб и ть Пл ы ть Стел и ться Дрем а ть Форма 3 л. мн.ч. Стро ят ( II c пр.) Крас ят ( II c пр.) Люб ят ( II c пр.) Плыв ут ( I c пр.) Стел ют ( I c пр.) Дремл ют ( I c пр.)

Слайд 5

Вид – несовершенный Переходность – переходные и непереходные Спряжение - I и II Возвратные и невозвратные От таких глаголов можно образовать действительные причастия настоящего времени .

Слайд 6

Образуйте причастия от глаголов инфинитив Стро и ть Крас и ть Люб и ть Пл ы ть Стел и ться Дрем а ть Форма 3 л. ед.ч. Стро ят ( II c пр.) Крас ят ( II c пр.) Люб ят ( II c пр.) Плыв ут ( I c пр.) Стел ют ( I c пр.) Дремл ют ( I c пр.) причастие Стро ящ ий Крас ящ ий Люб ящ ий Плыв ущ ий Стел ющ ий Дремл ющ ий

Слайд 7

Действительные причастия настоящего времени образуются с помощью суффиксов Действительные причастия настоящего времени Образуются от глаголов несовершенного вида от глаголов I спр. от глаголов II спр. -ущ- -ющ- -ащ- -ящ-

Слайд 8

ЗАПОМНИТЕ!!! Следу ющ ий следу ют Буд ущ ий буд ут Брезж ущ ий брезжить ( словарь )

Слайд 9

Образуйте действительные причастия настоящего времени Бурлить - Окружать – Реять – Двигаться – Таять - Звучать – Таить - бурл ящ ий окружа ющ ий ре ющ ий двига ющ ийся та ющ ий звуч ащ ий та ящ ий

Слайд 10

Вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы Движ...щийся корабль Рокоч...щий океан На пен...щихся волнах Стел...щийся туман Нависа...щие над горизонтом тучи Бодр...щий морской воздух Приближа...щаяся ночь

Слайд 11

Друг, чита ий это письмо. Пишу с тон щего корабля. Не перестаю ругать построящих эту дырявую посудину. Совсем скоро бурл щие волны сомкнутся над нашими головами. Молю: спаси. Помогите!

Слайд 12

Составьте текст (или предложения) на тему «Чудесное спасение», употребив использованные на уроке словосочетания с причастиями

Слайд 14

Рефлексия Продолжите одну из фраз я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я научился… у меня получилось … я смог… меня удивило…

Слайд 15

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №30

Конспект открытого урока по русскому языку

в 7 классе

«Образование действительных причастий настоящего времени»

Учитель:  Павлова Наталья Владимировна

2023 г.


   ОБРАЗОВАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ

Цели деятельности педагога

Познакомить учащихся со способами образования действительных причастий настоящего времени

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: знать, как образуются действительные причастия настоящего времени, суффиксы действительных причастий настоящего времени; уметь образовывать действительные причастия настоящего времени.

Метапредметные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. 

Личностные: формирование ответственного отношения к учению с учетом устойчивых познавательных интересов, на основе уважительного отношения к труду, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к русскому языку как ценности русского народа

Методы и формы
обучения

Проблемный метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

http://www.uroki.net                                       http://www.zavuch.info                           http://www.intergu.ru

http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html          http://festival.1september.ru/subjects       http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем

Основные понятия

Действительные причастия настоящего времени


Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
совзаимо-
действия
на уроке

Универсальные
учебные действия

Промежуточный
контроль

1. Актуализация и пробное учебное действие

Создание игровой ситуации

Определение темы, целей и задач урока

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних

и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа

Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя).

– Ребята, давайте вспомним, на какие разряды делятся причастия? (Действительные и страдательные.)

– Чем отличаются друг от друга эти разряды?

Я буду называть причастия, а вы поднимите красную карточку, если это действительное причастие, зеленую – если страдательное.

Построивший дом

Смотрящий вдаль

Засеянное поле

Бодрящий воздух

В тающей дымке

Колеблемый ветром

Дверь открывается, в класс попадает бутылка с запиской, в ней просьба о помощи. Отдельные слова размыло соленой водой

   Друг, читающий это письмо. Пишу с тонущего корабля. Не перестаю ругать  построящих эту дырявую посудину. Совсем скоро бурлящие волны сомкнутся над нашими головами.  Молю: спаси.

Определенно нужно спасать. Но для начала нужно исправить орфографию, иначе письмо не расшифровать. Давайте дадим название нашей «спасательной операции».

Что станет предметом нашего исследования? В каких словах ошибки? Это причастия. Что еще  вы можете о них сказать? Они действительные, настоящего времени. Это наша тема – «Действительные причастия настоящего времени»

- С каким затруднением столкнулся человек, писавший это письмо? (Он не знал, какую букву писать в суффиксах действительных причастий настоящего времени)

- Давайте сформулируем задачу, над которой будем работать. (-выяснить, какая буква пишется в суффиксах причастий настоящего времени)

_ А какие суффиксы имеют действительные причастия настоящего времени

Осваивают лингвистические термины.

Отвечают на вопросы.

Строят понятные для партнера высказывания

Он не знал, какую букву писать в суффиксах действительных причастий настоящего времени

-выяснить, какая буква пишется в суффиксах причастий настоящего времени

Групповая, индивидуальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной
деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные
связи.
 

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Уст-
ные ответы, практическая работа

в тетрадях

2. Выявление места и причины затруднения. Целеполагание и построение выхода из затруднения

Эвристическая беседа, ответы

на вопросы.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа

– А какой же суффикс выбрать, чтобы не сделать орфографической ошибки? От чего зависит правописание суффиксов действительных причастий настоящего времени? 

Дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность учащихся. Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

– Выработаем алгоритм выбора суффиксов действительного причастия настоящего времени.

Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке

Делают выводы.

Отвеча-

ют на вопросы

Групповая, индивидуальная, фронтальная

Познавательные: делают выводы. 

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний; планируют необходимые действия, операции, действуют по плану

Воп-росы, уст-
ные ответы

3. Творческая практическая деятельность

по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Письменная работа

Работа над составлением алгоритма выбора суффиксов действительного причастия настоящего времени.

1. Запишите глаголы в форме 3-го лица мн. ч. Обозначьте условия выбора окончания.

        Плыть – плывут  

Красить – красят          Стелить – стелют  

Смотреть – смотрят          Дремать – дремлют   

2. Образуйте действительные причастия настоящего времени.

        Пишут – пишущий

Красят – красящий        Стелют – стелющий

смотрят– смотрящий        Дремлют – дремлющий 

Проверка задания по ключу на слайде. Анализ причин допущенных ошибок.

– Ребята, какой шаг алгоритма мы пропустили? (Не определили спряжение глагола, прежде чем образовывать причастие.)

Внесение исправлений в алгоритм и в суффиксы причастий (если допущены ошибки).

– А теперь снова обратите внимание на слова, с которыми мы работаем. Теперь они перед вами записаны все сразу (слайд). Какую закономерность заметили?

Красить – красят – красящий.

Смотреть – смотрят – смотрящий.

Плыть – плывут – плывущий.

Стелить – стелют – стелющий.

Дремать – дремлют – дремлющий. 

(От инфинитива образуем глагол 3-го лица множественного числа настоящего времени, гласную букву из этого окончания переносим в причастие и получаем суффикс причастия настоящего времени: -ущ- – -ющ- или -ащ- –
-ящ-.)

Принимают участие в работе, отвечают на вопросы, под руководством педагога выполняют

задания, выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями

Групповая, индивидуальная

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию,

а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. 

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной
задачи.
 

Коммуникативные: осуществляют деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Вопросы для уточнения

информации, уст-
ные ответы, практическая работа

в тетрадях

4. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Письменная работа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления,

составление связных рассказов об изученных нормах

 А теперь проверим правильность усвоения материала. Еще раз отрабатываем алгоритм выбора суффиксов действительного причастия настоящего времени.

Задание 1. Теперь давайте отредактируем письмо, вставим пропущенные суффиксы.

Все ли получилось?

Где возникла проблема? От глагола построить нельзя образовать действительное причастие настоящего времени. А почему? Оно совершенного вида.

Задание 2. Образуйте действительные причастия настоящего времени, составьте с ними словосочетания.

Глаголы на слайде:

Бурлить, окружать, реять, двигаться, таять, звучать, рокотать.

Ученики записывают в тетрадь только причастия, а устно объясняют, как они их образовали.

Учащиеся выбирают один из предложенных глаголов, образуют причастие и составляют словосочетание
«прич. + сущ.»

Выполняют задание, работают

с учебником. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Индивидуальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной
форме.

Регулятивные: адекватно оценивают достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. 

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Выполнение упражнений

в тетрадях,

уст-
ные

ответы

5. Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, письменная работа, оценивание

Теперь мы готовы. Но так как это письмо попало к нам волшебным образом, я предлагаю спасти тонущих силой нашего воображения  - написать рассказ-миниатюру «Спасение корабля».  Теперь в ваших руках, станет ли эта история чудесным спасением или «гибелью Титаника».

Задание 3.

– Составьте текст (или предложения) на тему «Чудесное спасение», употребив словосочетания с причастиями, использованные на уроке.

Демонстрация учащимися результатов самостоятельной творческой работы.

Составляют текст мини-сочи-нения

Индивидуальная, групповая

Регулятивные: оценивают свою работу. 

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Практическая работа

в тетрадях

6. Рефлексия

Продолжите одну из фраз

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

7. Домашнее задание

Параграф __, упражнение __  (как вариант – составить текст, например, описание картины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические карточки с индивидуальными проверочными заданиями по теме "Образование действительных причастий настоящего времени"

Предлагаемые на карточках задания дают возможность учителю оперативно по ходу урока  диагностировать умение учащихся образовывать действитель...

Проект "Интерактивные грамматические таблицы" Выпуск №2 "Образование действительных причастий настоящего времени"

Эффективность интерактивных грамматических таблиц в сравнении со статичными состоит в том, что при работе с ними внимание учеников не рассеивается, а концентрируется на необходимом пункте...

Действительные причастия настоящего времени. Суффиксы действительных причастий настоящего времени.

Формирование у учащихся умений , связанных со способами образования действительных причастий настоящего времени и правописанием гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени...

Технологическая карта урока по русскому языку "Образование действительных причастий настоящего времени".

Технологическая карта урока по русскому языку "Образование действительных причастий настоящего времени".УМК: Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Нарушевич А. Г. Русский язык. 7 класс. В 2-...

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Поурочная разработка по  русскому языку:  7 класс , учебник "Русский язык" авторы М. Т. Баранова, Т.А. Ладыженская и др....

ФГОС . Технологическая карта по русскому языку 7 класс. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Технологическая карта урока по теме " Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени"....