Рабочая программа по предмету русский язык для 7 класса
рабочая программа по русскому языку (7 класс)

Куулар Кынгыраа Шолбановна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_kl_yazyk.doc710 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена в соответствии нормативными документами:

  • Федерального закона от №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от г. № 1897(далее - ФГОС основного общего образования);
  • Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от № 413 (далее – ФГОС среднего общего образования);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ от № 286 Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»).
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ от № 287 Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования)
  • Письма Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от №08-709 «О списках рекомендуемых произведений».

Региональных:

  • Конституции Республики Тыва (принята г.);
  • Закона Республики Тыва от 21 июня 2014г. №2562 ВХ-I «Об образовании в Республике Тыва»;
  • Постановления Правительства Республики Тыва от 12 февраля 2019 года N 73 «Об утверждении Концепции духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи Республики Тыва до 2025 года»;
  • Приказа Министерства образования Республики Тыва от 4 марта 2022г. №159- д «О введении обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования в Республики Тыва»

  • Письмо Министерства образования и науки Республики Тыва от 31 августа 2022 г. № 8396 «О формировании календарного учебного графика образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2023-2024 учебном году».
  • Устав МБОУ Шеминской СОШ
  • Локальные акты школы
  • Учебный план школы на 2023-2024 учебный год

Основные цели и задачи изучения русского языка в основной школе

воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего русский язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего русский язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе, овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности русского языка;

совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Место учебного предмета

На изучение предмета отводится 4 часа в неделю; итого 136 часа за учебный год.

Планируемые результаты освоения учебного предмета русский язык в 7 классе

Личностные результаты:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;
  • осознание эстетической ценности русского языка;
  • уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
  • стремление к речевому самосовершенствованию;
  • достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству;
  • воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
  • готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты:

  • использовать грамматические словари и справочники в речевой практике;
  • понимать текст как речевое произведение, выявлять его структуру, особенности абзацного членения, языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные, лексические, различать понятия «разговорный язык», «функциональные стили речи» (научный, публицистический, официально-деловой), «язык художественной литературы»;
  • характеризовать особенности публицистического стиля речи (в том числе сферу употребления, функции), употребление языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля нормы его построения, особенности жанров (репортаж, заметка);
  • владеть различными видами аудирования (выборочным, детальным) публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
  • понимать содержание прослушанных и прочитанных публицистических текстов (рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста, вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и прочитанных публицистических текстов;

  • составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном и прочитанном тексте; передавать содержание текста с изменением лица рассказчика, представлять содержание текста в виде таблицы, схемы;
  • устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст;
  • создавать устные монологические высказывания на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование); выступать с научным сообщением;
  • участвовать в диалоге на лингвистические (в рамках изученного) темы и темы на основе жизненных наблюдений (диалог – запрос информации, диалог – сообщение информации);
  • распознавать тексты разных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение); понимать структурные особенности текста-рассуждения;
  • анализировать тексты разных стилей и жанров (интервью, репортаж, заметка); применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении различных видов анализа и в речевой практике;
  • создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры);
  • создавать тексты в жанре научного сообщения, в публицистических жанрах (интервью, репортаж, заметка); оформлять деловые бумаги (инструкция);
  • анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам; использовать способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста, виды и приемы чтения в практике осмысления и создания собственного текста;
  • редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы;

  • распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слова; применять знания по орфографии в практике правописания;
  • использовать знания по морфемике и словообразованию при выполнении различных видов языкового анализа и в практике правописания;
  • объяснять значение фразеологизмов, пословиц и поговорок, афоризмов, крылатых слов (на основе изученного);
  • распознавать метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, литоту;
  • характеризовать слово с точки зрения сферы его употребления, происхождения, активного и пассивного запаса и стилистической окраски; проводить лексический анализ слова; применять знания по лексике и фразеологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике;
  • распознавать омонимию слов разных частей речи; различать лексическую и грамматическую омонимию; понимать особенности употребления омонимов в речи;
  • характеризовать причастия как форму глагола, выделять признаки глагола и имени прилагательного в причастии; различать причастия настоящего и прошедшего времени, действительные и страдательные причастия, полные и краткие формы страдательных причастий; склонять причастия; выделять причастный оборот, правильно ставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом, объяснять роль причастия в предложении; понимать особенности постановки ударения в некоторых формах причастий; правильно употреблять в речи однокоренные слова типа «висящийвисячий», «горящийгорячий», причастия с суффиксом – ся; правильно согласовывать причастия в словосочетаниях типа прич. + сущ.; соблюдать нормы правописания причастий (падежные окончания, гласные в суффиксах причастий, н и нн в суффиксах причастий и отглагольных имен прилагательных; слитное и раздельное написание не с причастиями);
  • определять общее грамматическое значение наречий; различать разряды наречий по значению; характеризовать особенности словообразования наречий, их синтаксических свойств, роли в речи; соблюдать нормы образования степеней сравнения наречий, произношения наречий, постановки в них ударения, правописания наречий (слитное, дефисное, раздельное написание; слитное или раздельное написание не с наречиями; н и нн в наречиях

  • на и ; правописание суффиксов наречий; употребление ь на конце наречий после шипящих; правописание о – е после шипящих в суффиксах наречий, е и и в приставках не- и ни- наречий);
  • определять общее грамматическое значение, морфологические признаки слов категории состояния, характеризовать их синтаксическую роль и роль в речи;
  • характеризовать деепричастия как форму глагола, выделять признаки глагола и наречия в деепричастии; различать деепричастия совершенного и несовершенного вида; распознавать деепричастный оборот, правильно ставить знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом, объяснять роль деепричастия в предложении; правильно строить предложения с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами; понимать особенности постановки ударения в некоторых формах деепричастий; соблюдать нормы правописания деепричастий (гласные в суффиксах деепричастий, слитное и раздельное написание не с деепричастиями);
  • давать общую характеристику служебных частей речи; объяснять их отличия от самостоятельных частей речи;
  • характеризовать предлог как служебную часть речи; различать производные и непроизводные предлоги, простые и составные предлоги; соблюдать нормы употребления имен существительных и местоимений с предлогами, правописания производных предлогов;
  • характеризовать союз как служебную часть речи; различать разряды союзов по значению, по строению; объяснять роль союза в тексте, в том числе как средства связи однородных членов предложения и частей сложного предложения; употреблять союзы в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями; соблюдать нормы правописания союзов, постановки знаков препинания в сложных союзных предложениях; знаков препинания в предложениях с союзом и;
  • характеризовать частицу как служебную часть речи; различать разряды частиц по значению, по составу; объяснять роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола, степеней сравнения имени прилагательного, наречия; понимать интонационные особенности предложений с частицами; употреблять частицы в предложении и тексте в соответствии с их значением и стилистической окраской; соблюдать нормы правописания частиц не и ни, формообразующих частиц;

  • характеризовать междометия как часть речи, различать группы междометий по значению; объяснять роль междометий в речи, особенности звукоподражательных слов и их употребление в разговорной речи, в художественной литературе; соблюдать пунктуационные нормы оформления междометий в предложении;
  • распознавать причастия, наречия, слова категории состояния, деепричастия, предлоги, союзы, частицы, междометия, звукоподражательные слова в речи; проводить их морфологический анализ; применять знания по морфологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике;
  • распознавать морфологические средства выражения подлежащего, сказуемого, второстепенных членов предложений (на основе изученного); проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений; применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике;
  • соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка; соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета.

Содержание учебного предмета

Введение. Русский язык как развивающееся явление (1 час)

Введение. Русский язык как развивающееся явление.

Повторение изученного в 5-6 классах (12 часов)

Синтаксис. Синтаксический разбор.

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

Лексика и фразеология.

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор.

Морфология и орфография.

Морфологический разбор слова.

Р.р. Текст.

Р.р. Диалог как текст. Виды диалога.

Р.р. Стили литературного языка. Публицистический стиль.

Контрольный диктант по разделу «Повторение изученного в 5-6 классах».

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

Причастие (24 часа)

Причастие как часть речи.

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

Причастный оборот.

Выделение причастного оборота запятыми.

Р.р. Описание внешности человека.

Действительные и страдательные причастия.

Краткие и полные страдательные причастия.

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Действительные причастия прошедшего времени.

Р.р. Изложение

Страдательные причастия настоящего времени.

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

Страдательные причастия прошедшего времени.

Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях.

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Одна буква н в отглагольных прилагательных.

Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.

Р.р. Выборочное изложение

Морфологический разбор причастия.

Слитное и раздельное написание не с причастиями.

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Повторение по теме «Причастие»

Контрольный диктант по разделу «Причастие».

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

Р.Р. Сочинение «Успешный телеведущий». Портретное описание.

Деепричастие (11 часов)

Деепричастие как часть речи.

Деепричастный оборот.

Запятые при деепричастном обороте.

Раздельное написание не с деепричастиями.

Деепричастия несовершенного вида.

Деепричастия совершенного вида.

Р.р. Описание действий людей. Обучающее сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь».

Морфологический разбор деепричастия.

Повторение темы «Деепричастие». Тест.

Контрольный диктант по разделу «Деепричастие».

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

Наречие (29 часов)

Наречие как часть речи.

Употребление наречий в речи.

Разряды наречий.

Степени сравнения наречий.

Морфологический разбор наречия.

Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е.

Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий.

Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е.

Р.р. Описание действий по наблюдениям.

Р.р. Подготовка к изложению с описанием действия.

Р.р. Изложение с описанием действия.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий.

Контрольный диктант по разделу " Наречие"

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

Буквы о и а на конце наречий.

Дефис между частями слова в наречиях.

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

Р.р. Подготовка к сочинению по картине Е.Широкова «Друзья».

Р.р. Сочинение по картине Е.Широкова «Друзья».

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Р.р. Учебно-научная речь. Отзыв.

Р.р. Учебно-научная речь.

Р.р. Учебный доклад.

Повторение темы «Наречие». Тест.

Подготовка к контрольному диктанту по разделу " Наречие".

Контрольный диктант по разделу «Наречие».

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

Категория состояния (7 часов)

Категория состояния как часть речи.

Морфологический разбор категории состояния.

Р.р. Сжатое изложение.

Р.р. Анализ сжатого изложения

Повторение темы «Категория состояния».Тест.

Самостоятельные и служебные части речи.

Предлог (10 часов)

Предлог как часть речи.

Употребление предлогов.

Непроизводные и производные предлоги.

Простые и составные предлоги.

Р.р. Подготовка к подробному изложению "Сердце матери".

Р.р. Подробное изложение "Сердце матери".

Морфологический разбор предлога.

Р.р. Репортаж.

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

Обобщающий урок по теме «Предлог». Тест.

Союз (19 часов)

Союз как часть речи.

Простые и составные союзы.

Союзы сочинительные и подчинительные.

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.

Контрольный тест по теме " Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении".

Анализ теста. Работа над ошибками.

Сочинительные союзы.

Подчинительные союзы.

Морфологический разбор союза.

Р.р. Сочинение «Книга – наш друг и советчик».

Слитное написание союзов тоже,также, чтобы.

Повторение темы «Союз». Тест.

Подготовка к контрольному диктанту по разделу " Предлоги и союзы".

Контрольный диктант по разделу «Предлоги и союзы».

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

Частица (12 часов)

Частица как часть речи.

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

Смыслоразличительные частицы.

Раздельное и дефисное написание частиц.

Морфологический разбор частицы.

Отрицательные частицы не и ни.

Различение частицы не и приставки не-.

Частица ни, приставка ни-, союз ни…ни.

Р.р. Сочинение-рассказ по данному сюжету.

Повторение темы «Частица». Тест.

Контрольный диктант по разделу «Частица».

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

Междометие (3 часа)

Междометие как часть речи.

Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Знаки препинания при междометиях..

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Морфологический разбор междометия.

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (8 часов)

Разделы науки о языке. Текст и стили речи. Учебно-научная речь.

Фонетика. Графика.

Лексика и фразеология.

Морфемика. Словообразование.

Морфология. Орфография.

Синтаксис. Пунктуация.

Итоговый годовой контрольный диктант.

Анализ диктанта. Работа над ошибками. Подведение итогов за год.

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Русский язык» к концу 7 класса

I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

речевая деятельность:

аудирование:

  • адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
  • выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;
  • составлять план текста, производить полный и сжатый пересказ (устный и письменный);
  • обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника;

чтение:

  • дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста;
  • выделять иллюстрирующую, аргументирующую информацию;
  • находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;
  • проводить маркировку текста (подчёркивать основную информацию, выделять непонятные слова и орфограммы текста, делить текст на части и т. п.);
  • составлять тезисный план исходного текста;
  • владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения;
  • прогнозировать содержание текста по данному началу; с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;

говорение:

  • сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру и выразительные языковые речевые средства;

  • создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи;
  • строить небольшое по объёму устное высказывание на основе данного плана;
  • формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведённого языкового анализа, после выполнения упражнения и т. п.;
  • размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические, интонационные);
  • уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учётом речевой ситуации;

письмо:

  • сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные языковые и речевые средства;
  • создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;
  • писать тексты-размышления на лингвистические, морально-этические темы дискуссионного характера;
  • соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные);
  • уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте;
  • использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению и при редактировании текста;
  • редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;

текст:

  • анализировать тексты с точки зрения их соответствия требованиям точности и логичности речи;
  • рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учётом требований к построению связного текста;

  • устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нём фрагменты с иным типовым значением;
  • определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте;

фонетика и орфоэпия:

  • проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
  • правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;
  • анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

морфемика и словообразование:

  • по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части и их формы;
  • объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов;
  • определять способы образования слов различных частей речи;
  • анализировать словообразовательные гнёзда на основе учебного словообразовательного словаря;
  • составлять словообразовательные гнёзда однокоренных слов (простые случаи);
  • с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова;

лексикология и фразеология:

  • соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, с условиями и задачами общения;
  • толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
  • пользоваться различными видами лексических словарей;
  • находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;

  • использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устного неоправданного повтора;
  • проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нём примеры употребления слова в переносном значении;

морфология:

  • различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
  • правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
  • использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;

орфография:

  • владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
  • учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов при выборе правильного написания;
  • аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;

синтаксис и пунктуация:

  • составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
  • различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;
  • использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;
  • соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
  • устно объяснить пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;
  • самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

По плану

Фактически

1

Введение. Русский язык как развивающееся явление.

1

2

Синтаксис. Синтаксический разбор.

1

3

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

1

4

Лексика и фразеология.

1

5

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.

1

6

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор.

1

7

Морфология и орфография.

1

8

Морфологический разбор слова.

1

9

Р.р. Текст.

1

10

Р.р. Диалог как текст. Виды диалога.

1

11

Р.р. Стили литературного языка. Публицистический стиль.

1

12

Контрольный диктант по разделу «Повторение изученного в 5-6 классах».

1

13

Анализ контрольного диктанта.

1

14

Причастие как часть речи.

1

15

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

1

16

Причастный оборот.

1

17

Выделение причастного оборота запятыми.

1

18

Р.р. Описание внешности человека.

1

19

Действительные и страдательные причастия.

1

20

Краткие и полные страдательные причастия.

1

21

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

1

22

Действительные причастия прошедшего времени.

1

23

Действительные причастия прошедшего времени.

1

24

Страдательные причастия настоящего времени.

1

25

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

1

26

Страдательные причастия прошедшего времени.

1

27

Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях.

1

28

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

1

29

Одна буква н в отглагольных прилагательных.

1

30

Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.

1

31

Морфологический разбор причастия.

1

32

Морфологический разбор причастия.

1

33

Слитное и раздельное написание не с причастиями.

1

34

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Повторение по теме «Причастие».

1

35

Контрольный диктант по разделу «Причастие».

1

36

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1

37

Р.Р. Сочинение «Успешный телеведущий». Портретное описание.

1

38

Деепричастие как часть речи.

1

39

Деепричастный оборот.

1

40

Запятые при деепричастном обороте.

1

41

Раздельное написание не с деепричастиями.

1

42

Деепричастия несовершенного вида.

1

43

Деепричастия совершенного вида.

1

44

Морфологический разбор деепричастия.

1

45

Морфологический разбор деепричастия.

1

46

Повторение темы «Деепричастие». Тест.

1

47

Контрольный диктант по разделу «Деепричастие».

1

48

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1

49

Наречие как часть речи.

1

50

Употребление наречий в речи.

1

51

Разряды наречий.

1

52

Степени сравнения наречий.

1

53

Морфологический разбор наречия.

1

54

Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е.

1

55

Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е.

1

56

Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий.

1

57

Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е.

1

58

Одна и две буквы н в наречиях на о и –е.

1

59

Р.р. Подготовка к изложению с описанием действия.

1

60

Р.р. Изложение с описанием действия.

1

61

Буквы о и е после шипящих на конце наречий.

1

62

Контрольный тест по разделу " Наречие"

1

63

Буквы о и а на конце наречий.

1

64

Буквы о и а на конце наречий.

1

65

Дефис между частями слова в наречиях.

1

66

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

1

67

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

1

68

Р.р. Подготовка к сочинению по картине Е. Широкова «Друзья».

1

69

Р.р. Сочинение по картине Е. Широкова «Друзья».

1

70

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

1

71

Р.р. Учебно-научная речь. Отзыв.

1

72

Р.р. Учебный доклад

1

73

Р.р. Учебный доклад.

1

74

Повторение и обобщение темы «Наречие».

1

75

Контрольный диктант с грамматическим заданием по разделу «Наречие».

1

76

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1

77

Категория состояния как часть речи.

1

78

Категория состояния как часть речи.

1

79

Морфологический разбор категории состояния.

1

80

Р.р. Сжатое изложение.

1

81

Р.р. Анализ сжатого изложения

1

82

Повторение и обобщение темы «Категория состояния».

1

83

Самостоятельные и служебные части речи.

1

84

Предлог как часть речи.

1

85

Употребление предлогов.

1

86

Непроизводные и производные предлоги.

1

87

Непроизводные и производные предлоги.

1

88

Простые и составные предлоги.

1

89

Простые и составные предлоги.

1

90

Морфологический разбор предлога.

1

91

Морфологический разбор предлога.

1

92

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

1

93

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

1

94

Обобщающий урок по теме «Предлог». Тест.

1

95

Союз как часть речи.

1

96

Простые и составные союзы.

1

97

Союзы сочинительные и подчинительные.

1

98

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.

1

99

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.

1

100

Контрольный тест по теме " Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении".

1

101

Анализ теста. Работа над ошибками.

1

102

Сочинительные союзы.

1

103

Сочинительные союзы.

1

104

Подчинительные союзы.

1

105

Подчинительные союзы.

1

106

Морфологический разбор союза.

1

107

Слитное написание союзов тоже,также, чтобы.

1

108

Слитное написание союзов тоже,также, чтобы.

1

109

Повторение и обобщение темы «Союз».

1

110

Подготовка к контрольному диктанту по разделу " Предлоги и союзы".

1

111

Контрольный диктант с грамматическим заданием по разделу «Предлоги и союзы».

1

112

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1

113

Частица как часть речи.

1

114

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

1

115

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

1

116

Смыслоразличительные частицы.

1

117

Раздельное и дефисное написание частиц.

1

118

Морфологический разбор частицы.

1

119

Отрицательные частицы не и ни.

1

120

Различение частицы не и приставки не-.

1

121

Частица ни, приставка ни-, союз ни…ни.

1

122

Частица ни, приставка ни-, союз ни..ни.

1

123

Повторение и обобщение темы «Частица».

1

124

Контрольный диктант с грамматическим заданием по разделу «Частица».

1

125

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1

126

Междометие как часть речи.

1

127

Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Знаки препинания при междометиях.

1

128

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Морфологический разбор междометия.

1

129

Разделы науки о языке. Текст и стили речи. Учебно-научная речь.

1

130

Фонетика. Графика.

1

131

Лексика и фразеология.

1

132

Морфемика. Словообразование.

1

133

Морфология. Орфография.

1

134

Синтаксис. Пунктуация.

1

135

Итоговый годовой контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

136

Анализ диктанта. Работа над ошибками. Подведение итогов за год.

1

Учебно-методический комплекс:

  1. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2016.
  2. С.В. Абрамова. Русский язык. Проектная работа старшеклассников - М.:Просвещение, 2011.
  3. Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 7 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2016.
  4. Г.А. Богданова Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2012.
  5. М.Г. Бройде. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.
  6. Н.В. Егорова. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 7 класс – М.:ВАКО, 2013.
  7. П.Ф. Ивченков. Обучающее изложение: 5-9 кл. / П. Ф. Ивченков. - М., 2011.
  8. Н.А. Сенина. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 7 класс – Ростов н/Д: Легион, 2013.
  • Печатные пособия
  • Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 7 класса.
  • Мультимедийные пособия.

Образовательные электронные ресурсы:

  • - Информационные и коммуникационные технологии в обучении
  • - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.
  • - сетевое объединение методистов
  • -«Учительская газета»
  • -Российский образовательный портал
  • - образовательный сервер «Школы в Интернет»
  • - газета «Первое сентября»
  • - Все образование Интернета
  • - теория и практика русской орфографии и пунктуации
  • Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы
  • Навигатор. Грамота. ру
  • Новый словарь русского язык
  • Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии)
  • Русский филологический портал
  • Русский язык и культура речи #4
  • Самый полный словарь сокращений русского языка
  • Санкт-Петербургские Ведомости (Русский язык на рубеже тысячелетий)
  • Словарь русских фамилий
  • Уроки русского языка в школе Бабы-Яги
  • Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен")
  • Основные правила грамматики русского языка ~
  • Урок. Русский язык для школьников и преподавателей
  • Толковый словарь В.И. Даля
  • Русские словари. Служба русского языка
  • Словарь-справочник русского языка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шеминская средняя общеобразовательная школа

Дзун-Хемчикского района Республики Тыва

«Рассмотрено»

Заместитель директора по ВР

_________/А.С.Монгуш/

от __________________

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

___________/В.Х. Ондар/

от ___________________

«Утверждаю»

Директор МБОУ Шеминской СОШ

______________/С.С. Куулар/

от ______________________

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Мой выбор»

для 6 класса

учителя русского языка и литературы

Куулар Кынгыраа Шолбановны

на 2023-2024 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Русский язык» 9 класс VIII вид

Рабочая программа по русскому языку в 9 классе, разработана на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 классы /  И.М. Бгажнокова. – М.: Просвещение...

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык". 8 класс

Данная учебная рабочая программа - нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебного предмета "Русский язык" в 8 классе, основывающийся на типовой программ...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 5 класс

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 5 класса создана на основе  Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089),  При...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 7 класс

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7 класса создана на основе  Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004),  Примерно...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 7 класс

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7 класса создана на основе  Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004),  Примерно...

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" 5 класс

Рабочая программа по русскому языку для 5— 11 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, включённых в Фед...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета  «Русский язык» 5 класс основного общего образования       на  2013-2014 учебный год составлена в соответствии с Ф...