Урок объяснения нового материала "Одна и две Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна Н в отглагольных прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Царёва Мария Ермиловна

Урок по читательской грамотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формат описания урока для формирования читательской грамотности по русскому   языку

  1. Фамилия, имя, отчество автора: Царева Мария Ермиловна
  2. Место работы: МКОУ  Никольская СОШ  Абанского района Красноярского края
  3. Должность: учитель русского языка и литературы
  4. Класс:  7 класс
  5. Предмет:  русский язык
  6. Тема:  «СмышлеНые и эрудироваННые причастия» (одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных)
  7. Место урока в теме и программе по предмету: Урок «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных» - урок открытия новых знаний. На изучение Причастие» всего  отводится тридцать часов. Это пятнадцатый урок, за ним последуют ещё пятнадцать уроков. Учащиеся умеют определять причастия и причастный оборот, знают правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Последующие уроки будут посвящены правописанию причастий.  Закончится изучение «Причастия»  контрольным диктантом с грамматическим заданием (произвести синтаксический разбор предложения с причастным оборотом, выполнить морфемный  и морфологический разбор причастий)
  8. Ключевая идея урока в формате проблемного вопроса:

Тема: «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных».

Вопрос: От чего зависит выбор правописания Н - НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных?

  1. Цель (прописанная через результат): к концу урока каждый ученик будет:

знать:

  • Будут знать правописание Н – НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
  • Будут знать, как отличать  причастия от отглагольных прилагательных.

уметь (сможет продемонстрировать):

  • Будут уметь различать суффиксы   причастий и  отглагольных прилагательных.
  • Будут уметь объяснять правописание Н – НН в суффиксах причастий.
  1. Инструменты и критерии/показатели/индикаторы оценки достижения запланированных результатов Инструменты проверки достижения результата:

Устный опрос - игра «Веришь - не веришь» (текст№1) Интернет Незванова Валерия Владимировна  МБОУ Ульяновская ОШ №57, Видеоуроки и игры для учителей,  multiurok.ru›nezvanova_valeria. Посещение сайта 22. 11. 2021.

1. Верите ли вы, что причастие образовано от глагола? (да)

2. Верите ли вы, что причастие имеет признаки наречия? (нет)

3. Верите ли вы, что причастие имеет признаки прилагательного? (да)

4. Верите ли вы, что причастие обозначает признак действия? (нет)

5. Верите ли вы, что причастие с определяемым словом называется причастным оборотом? (нет)

6. Верите ли вы, что краткое причастие в предложении является  сказуемым? (да)

7. Верите ли вы, что причастный оборот на письме всегда выделяется звпятыми? (нет)

Лист достижений (текст №2) Интернет, Князева Юлия Владимировна учитель русского языка и литературы МБОУ Мурманская СОШ  №106, Инфоурок.  Переработанный 21. 11. 2021. Царёвой МЕ, учителем   русского языка и литературы МКОУ Никольская СОШ.

Ученика (цы) 7 класса: ________________________________.

по теме «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных».

этапа

Вид  работы

Критерии оценивания

Баллы

1

Игра

«Веришь - не веришь» (опрос)

Правильно  ответил (а) на все вопросы

Допустил (а) одну- две ошибки

Допустил (а)  более двух ошибок

2

1

0

2.

Работа в группах

Принимал (а)  активное участие в работе

Участвовал (а)  в работе по мере своих возможностей

Слушал (а)  обсуждение своих партнеров

2

1

0

3

Работа в парах

Активно, участвовал (а) в обсуждении

Принимал (а)  участие в обсуждении

Передал (а)  инициативу партнеру, работая в паре

2

1

0

4

Самостоятельная

Работа (тесты)

Выполнил (а)  работу без ошибок

Допустил (а)  одну - две ошибки

Допустил (а)  более двух ошибок

2

1

0

Критерии оценки:

7 - 8  баллов – «5»

5 - 6 баллов – «4»

3 - 4 балла – «3»

2  и  менее  - «2»

Таблица  «Н – НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных» (текст №….) Группа учащихся: Чепелова В, Чернышов К, Фомин Д, Игнатьев Н)

НН

Н

1. Есть приставка,  кроме НЕ

- Покрашенный пол

1. Нет приставки, кроме НЕ

Невареный борщ

2.Есть  зависимое слово

- Вязанная бабушкой кофта

2. Нет зависимого слова

- Вязаная кофта

3. Образовано от глаголов совершенного вида

- решённая задача – от глагола решить ( что сделать- сов. в.)

3. Образовано от глагола несовершенного вида

- крашеный пол

4. Образовано  от глаголов  на ова, -ева, -ирова:

маринованный (мариновать),

.В кратких страдательных  причастиях

- Задача решена  (какова?)

Алгоритм Н – НН в суффиксах страдательных причастий (текст №3) Группа учащихся: Дубовик Д,  Пусь А, Байдуров К, Ковтун Н).

1. Есть ли в слове приставка?

ДА – НН       ------------     НЕТ – Н

2. Есть ли при  слове зависимые слова?

ДА – НН       ------------     НЕТ – Н

3.Образовано ли это слово от глагола совершенного вида?

ДА – НН       ------------     НЕТ – Н

4. Есть ли в слове суффикс - ОВА – ЕВА, - ИРОВА?

ДА – НН        ------------     НЕТ – Н

Проверочный тест «Правописание Н и НН в суффиксах причастий и

отглагольных прилагательных»  (текст №5) . Брынцева О.Л. Русский язык. Тренинг. Контрольные работы 7 класс.- М.: «Айрис-пресс» 2016.- 43.

1. Обозначьте строчку, где пишется НН

1) Изране…ый солдат, подкова…ая лошадь

2) Реше…ая задача, краше…ый забор

3) Писа…ый портрет, коше…ый луг

4) Слома…ый велосипед, жаре…ая рыба

2. Обозначьте строчку, где пишется НН

1) Подметё…ый пол, плетё…ая корзина

2) Рва…ая куртка, варё…ый картофель

3) Топлё…ое молоко, газирова…ая вода

4) Высуше…ое растение, посеребрё…ая тарелка

3. Обозначьте строчку, где пишется НН

1) Замеше…ое тесто, рассея…ые семена

2) Сушё…ая ягода, пересоле…ый суп

3) Кова…ое железо, раскалё…ый уголь

4) Точё…ый карандаш, наполне…ое ведро

4. Обозначьте строчку, где пишется Н

1) Солё…ые в бочке помидоры, Жёва…ый листок

2) Жаре…ое мясо, высуше…ое бельё

3) Ноше..ое платье, кипячё…ое молоко

4) Окружё…ый лесом, лакирова…ая мебель

5. Обозначьте строчку, где пишется Н

1) Заплака…ые глаза, просмотре…ый фильм

2) Исправле…ая работа, изображё…ые фигуры

3) Краше…ый забор, чита…ая книга

4) Размеше…ые краски, перепечата…ый материал

6. Обозначьте строчку, где пишется Н

1) Организова…ая экскурсия, построе…ое здание

2) Развея…ые ветром, услыша…ый шорох

3) Асфальтирова…ый, среза…ая ветка

4) Рва…ая рана, пиле…ый лес

7.  Обозначьте строчку, где пишется Н

1) Тяжело гружё…ые, изране…ый человек

2) Лома…ая линия, очень рва…ый рукав

3) Опрпавда…ый человек, взбешё…ый решением

4) Пута…ый кустарник, плетё…ая корзина

8. Обозначьте строчку, где пишется Н

1) Призы завоёва…ые, взабаламуче…ая вода

2) Смягчё…ая вода, запряжё…ые кони

3) Вяза…ые варежки, мочё…ое яблоко

4) Застрое…ый район, лома…ая линия

ОТВЕТЫ:

Задания

1

2

3

4

5

6

7

8

Правильный

ответ

1

4

1

3

3

4

4

3

Критерии оценивания домашнего задания по русскому языку

Параметры

Критерии оценивания

Баллы

Правило

- Не выучено

 - Недоучено и рассказано не полностью

 - Выучено и рассказано полностью

- 0

 - 1

 - 2

Качество выполнения задания

- Задания выполнены неверно

- В заданиях допущено много ошибок (более 5)

В заданиях допущено несколько ошибок (2-4)

- Все задания выполнены верно или допущена одна негрубая ошибка

-  0

 - 1

-  2

-  3

Грамотность

Допущено более 6 орфографических или пунктуационных ошибок.

Допущено от 3 до 5 орфографических или пунктуационных ошибок

Допущены 1-2 орфографические или пунктуационные ошибки

Орфографических и пунктуационных ошибок нет.

 - 0

 - 1

 - 2

  - 3

Оформление текста

Написано неаккуратно, много исправлений.

Написано аккуратно, но есть исправления

Написано аккуратно, без исправлений.

 - 0

 - 1

 - 3

11- 12 баллов – «5»

9 – 10 баллов -  «4»

8 - 7  баллов –     «3»

6 и  менее баллов – «2»

  1. Организационно-педагогические условия проведение урока

А) Описание учебной задачи.

Тема: Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных.

Словарный диктант - запись на интерактивной доске: детям предлагается списать слова, выделить суффиксы с Н - НН, объяснить правописание суффиксов. Учитель спрашивает, какое слово здесь лишнее? Ребята определяют причастие. Но правописание  Н – НН в суффиксах причастий они ещё не изучали. Определили тему урока. Поставили проблемный вопрос, который они должны решить на уроке.

(обращаемся к тексту №2)

Б) Описание хода урока, его этапы, задания учащимся на основе сконструированных текстов.

Ход урока

I. Оргмомент 

Учитель здоровается с учениками, настраивает детей на активную и плодотворную работу. Говорит о том, что сегодня они сами будут добывать знания и оценивать себя и своих товарищей.

Для того,  чтобы результат урока был успешным, на уроке будут использованы следующие оргформы:  индивидуальная  работа,  работа в группах, работа в парах, самостоятельная работа.

II. Актуализация знаний

Учитель спрашивает учащихся, какую часть речи они сейчас  изучают?

Затем переходит к опросу по теме «Причастие».

Устный опрос  - игра «Веришь - не веришь» (обращаемся к тексту №1)

Задание: устно ответить на вопросы по теме «Причастие». Если ответ положительный, то ребята поднимают руки и доказывают свой вариант. Если ответ  отрицательный, то пытаются объяснить почему. При необходимости учащиеся помогают друг другу.

Оценивают себя в листах достижений.

 (Учитель в ходе игры определяет,  насколько правильно понимают учащиеся тему «Причастие», есть ли пробелы по данной теме).

Формируемые читательские умения:

- Находить и извлекать одну  единицу информации.

- Высказывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте.

III. Открытие новых знаний

1. Учебная задача (обращаемся к тексту №2)

Задание: списать слова, определить часть речи, выделить суффиксы.

Учащиеся самостоятельно исследуют данный материал, в ходе которого обнаруживают проблему, формулируют тему и ставят проблемный вопрос.

Формируемые читательские умения:

- уточнять поисковый запрос.

- Находить и извлекать одну единицу информации.

2. Работа с текстом

Учащиеся разделены на 2 группы: в каждой группе обязательно есть сильный учащийся, который помогает слабым.

Задание: прочитать и изучить  правило (обращаемся к учебному  тексту №1). В группах обсудить правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.   Преобразовать информацию из одного вида в другой. Учитель заранее готовит командиров групп, чтобы при обсуждении поправить ребят, если возникнет такая необходимость.

Группы учеников изучают параграф 23 «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных». Ребята обсуждают правописание Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных, высказывают свои мнения и  приступают к работе:

1 группа -  создаёт  таблицу «Н – НН в причастиях» (обращаемся к тексту №2)

2 группа – выстраивает  алгоритм «Н – НН в причастиях» (обращаемся к тексту №3)

Правильный вариант ответа на интерактивной доске, который учитель заготовил заранее.

Учащиеся  сравнивают  свою работу  с работой  учителя на интерактивной доске. Поправляют, если есть ошибки. Оценивают работу в группе, выставляют оценки в листах достижений.

Формируемые читательские умения:

- Определять место, где содержится искомая информация;

- Находить и извлекать одну или несколько единиц в одном фрагменте текста;

- Понимать графическую информацию;

- Интерпретировать текст для усвоения информации.

IV. Закрепление

1) Работа в группах - карточки – (Обращаемся к тексту № 3)

Задание: списать словосочетания, вставить пропущенные буквы, выделить суффиксы причастий  и отглагольных прилагательных с Н или НН.  

Ребята умеют и любят  работать в группах, чувствуют ответственность за выполнения работы  всей группы, помогают друг другу. Командиры отвечают за качество  выполнения,   оценивают работу каждого. Если кто-то не согласен, он может высказать своё мнение. Ребята в листах достижений выставляют оценки.

Формируемые читательские умения:

- Высказать и обосновать собственную точку зрения по данному вопросу;

- Определять место, где находится искомая информация;

2) Работа в парах -   упражнение 118- (обращаемся к тексту № 4)

Задание: распределить слова в две колонки с Н или НН?  Обратите внимание на слова исключения на полях (текст №4)

Учащиеся работают в парах постоянного состава. Эта самая распространенная форма работы: даёт быстрый и положительный результат.  Ребята объясняют друг другу правописание Н – НН в суффиксах прилагательных и причастий. Оценивают друг друга  в листах достижений.

Формируемые читательские умения:

- Понимать графическую информацию.

- Высказать и обосновать собственную точку зрения по данному вопросу.

 3) Самостоятельная  работа - проверочный тест (обращаемся к тексту №5)

Задание: обозначить верный вариант ответа. Проверить результат ответа по карточке (на столе учителя).

Учащиеся  самостоятельно выполняют тест. На столе учителя на карточках правильные ответы. Ребята подходят, сверяют ответы, находят ошибки. Оценивают себя в листах достижений.

Формируемые читательские умения:

- Использовать информацию из текста для решения практической задачи без привлечения фоновых знаний.

  1. Учебные материалы (тексты), которые будут использованы на уроке.
  2. Рабочие листы для учеников (все тексты с вопросами и заданиями) на каждый этап урока или ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ урока.

Рабочий лист №1 Словарный диктант Казбек-Казиева М.М. Русский язык 7 класс: Тесты. Дидактические материалы.- М.: «Айрис-пресс» 2017. с. 98-100

Задание: списать слова, выделить суффиксы, определить часть речи. Обратить внимание на выделенное слово, к какой части речи оно относится?

Старин…ый, глинян…ый, оловян…ый, тыквен…ый, воробьин…ый, карман…ый, кожан…ый, умствен…ый, прочитан…ый.

- Какое слово здесь лишнее, почему?

- Какова тема нашего урока? Попробуем поставить проблемный вопрос?

- Что  будем знать к концу урока?

-  Что будем уметь после изучения темы?

Рабочий лист №2   Карточка Тростенцова Л.А. Дидактический материал по русскому языку для 7 класса, пособие для учителей.- М.: «Просвещение» 2018, с. 101 – 106.

Задание:  списать словосочетания, вставить пропущенные буквы, выделить суффиксы страдательных  причастий  с Н или НН.  

Вскопан…ый  участок, варён…ый  картофель, сломан…ая  игрушка, решён…ый пример, жарен…ая  курица, порван…ый  рюкзак, жарен…ый лещ, свешен…ый с балкона флаг, заброшен…ый родник, сушён…ые бабушкой ягоды, расположен…ый рядом, семена посажен…ы, печён…ые в духовке котлеты, очень путан…ая дорога, оклеветан…ый толпой.  

Рабочий лист №2   Карточка №2 Тростенцова Л.А. Дидактический материал по русскому языку для 7 класса, пособие для учителей.- М.: «Просвещение» 2018, с. 101 – 106.

Задание:  списать словосочетания, вставить пропущенные буквы, выделить суффиксы страдательных  причастий  с Н или НН.  

 Изранен…ый солдат, подкован…ая лошадь, решен…ая задача, крашен…ый забор, писан…ый портрет, кошен…ый луг, сломан…ый велосипед, жарен…ая рыба, подметён…ый пол, плетён…ая корзина, рван…ая куртка, варён…ый картофель, топлён…ое молоко, газирован…ая вода, сушен…ое на солнце  растение, посеребрён…ая тарелка,  заплакан…ые глаза.

Рабочий лист №3   Упражнение 118  Баранов М.Т., Ладыженская Т.А.Учебник русский язык 7 класс. - М.: «Просвещение», 2020. – раздел «Причастие». – с 79.

Задание: распределить слова в две колонки с Н или НН?  Обратить внимание на слова исключения на полях (текст №4)

Н

НН

Отреза…ый, неслыха…ый, раскрашше…ый, закопчё…ый, зва…ый, топлё…ый, связа…ый, жаре…ый, оклеветан…ый толпой, парен…ые овощи, сморщен…ое лицо, копчё…ое мясо, маринован…е огурцы, застеклён…ая веранда, сеян…ая рожь, рван…ый рукав, мочён…ые яблоки, призы завоёва…ы, взабаламуче…ая вода, запряжён…ые кони.

  1. Оснащение для урока:
  • Русский язык. 7 класс. Ладыженская Т.А., М.Т. Баранов М.Т. – М.: «Просвещение», 2020.
  • компьютер,
  • интерактивная доска
  • доска,
  • Словарь – указать данные?
  • дидактический материал: листы с таблицами и алгоритмами  «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных»
  • листы с тестовыми заданиями - по количеству учеников в классе.

  1. Домашнее задание:

1.Выучить правило – параграф 23  «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных». Учебник русский язык 7 класс  Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова. – М.: «Просвещение», 2020. – раздел «Причастие» – с 73.

2. Разноуровневое задание:

Базовый уровень – упр.135

 Задание: списать словосочетания, вставить пропущенные буквы. Выделить суффиксы причастий и отглагольных прилагательных. Составить  три предложения с прямой речью.

Уровень повышенной сложности – Сочинение  «Какими игрушками интересуются современные дети?»          Используйте по возможности  причастия с Н – НН  из  упр. 139-140. Рассмотрите рисунки игрушек на стр. 76. Опишите их в своих сочинениях.

Формируемые читательские умения:

- Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста;

- Умение понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль текста)

- Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте.



Предварительный просмотр:

Формат описания урока для формирования читательской грамотности по русскому   языку

  1. Фамилия, имя, отчество автора: Царева Мария Ермиловна
  2. Место работы: МКОУ  Никольская СОШ  Абанского района Красноярского края
  3. Должность: учитель русского языка и литературы
  4. Класс:  7 класс
  5. Предмет:  русский язык
  6. Тема:  «СмышлеНые и эрудироваННые причастия» (одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных)
  7. Место урока в теме и программе по предмету: Урок «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных» - урок открытия новых знаний. На изучение Причастие» всего  отводится тридцать часов. Это пятнадцатый урок, за ним последуют ещё пятнадцать уроков. Учащиеся умеют определять причастия и причастный оборот, знают правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Последующие уроки будут посвящены правописанию причастий.  Закончится изучение «Причастия»  контрольным диктантом с грамматическим заданием (произвести синтаксический разбор предложения с причастным оборотом, выполнить морфемный  и морфологический разбор причастий)
  8. Ключевая идея урока в формате проблемного вопроса:

Тема: «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных».

Вопрос: От чего зависит выбор правописания Н - НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных?

  1. Цель (прописанная через результат): к концу урока каждый ученик будет:

знать:

  • Будут знать правописание Н – НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
  • Будут знать, как отличать  причастия от отглагольных прилагательных.

уметь (сможет продемонстрировать):

  • Будут уметь различать суффиксы   причастий и  отглагольных прилагательных.
  • Будут уметь объяснять правописание Н – НН в суффиксах причастий.
  1. Инструменты и критерии/показатели/индикаторы оценки достижения запланированных результатов Инструменты проверки достижения результата:

Устный опрос - игра «Веришь - не веришь» (текст№1) Интернет Незванова Валерия Владимировна  МБОУ Ульяновская ОШ №57, Видеоуроки и игры для учителей,  multiurok.ru›nezvanova_valeria. Посещение сайта 22. 11. 2021.

1. Верите ли вы, что причастие образовано от глагола? (да)

2. Верите ли вы, что причастие имеет признаки наречия? (нет)

3. Верите ли вы, что причастие имеет признаки прилагательного? (да)

4. Верите ли вы, что причастие обозначает признак действия? (нет)

5. Верите ли вы, что причастие с определяемым словом называется причастным оборотом? (нет)

6. Верите ли вы, что краткое причастие в предложении является  сказуемым? (да)

7. Верите ли вы, что причастный оборот на письме всегда выделяется звпятыми? (нет)

Лист достижений (текст №2) Интернет, Князева Юлия Владимировна учитель русского языка и литературы МБОУ Мурманская СОШ  №106, Инфоурок.  Переработанный 21. 11. 2021. Царёвой МЕ, учителем   русского языка и литературы МКОУ Никольская СОШ.

Ученика (цы) 7 класса: ________________________________.

по теме «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных».

этапа

Вид  работы

Критерии оценивания

Баллы

1

Игра

«Веришь - не веришь» (опрос)

Правильно  ответил (а) на все вопросы

Допустил (а) одну- две ошибки

Допустил (а)  более двух ошибок

2

1

0

2.

Работа в группах

Принимал (а)  активное участие в работе

Участвовал (а)  в работе по мере своих возможностей

Слушал (а)  обсуждение своих партнеров

2

1

0

3

Работа в парах

Активно, участвовал (а) в обсуждении

Принимал (а)  участие в обсуждении

Передал (а)  инициативу партнеру, работая в паре

2

1

0

4

Самостоятельная

Работа (тесты)

Выполнил (а)  работу без ошибок

Допустил (а)  одну - две ошибки

Допустил (а)  более двух ошибок

2

1

0

Критерии оценки:

7 - 8  баллов – «5»

5 - 6 баллов – «4»

3 - 4 балла – «3»

2  и  менее  - «2»

Таблица  «Н – НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных» (текст №….) Группа учащихся: Чепелова В, Чернышов К, Фомин Д, Игнатьев Н)

НН

Н

1. Есть приставка,  кроме НЕ

- Покрашенный пол

1. Нет приставки, кроме НЕ

Невареный борщ

2.Есть  зависимое слово

- Вязанная бабушкой кофта

2. Нет зависимого слова

- Вязаная кофта

3. Образовано от глаголов совершенного вида

- решённая задача – от глагола решить ( что сделать- сов. в.)

3. Образовано от глагола несовершенного вида

- крашеный пол

4. Образовано  от глаголов  на ова, -ева, -ирова:

маринованный (мариновать),

.В кратких страдательных  причастиях

- Задача решена  (какова?)

Алгоритм Н – НН в суффиксах страдательных причастий (текст №3) Группа учащихся: Дубовик Д,  Пусь А, Байдуров К, Ковтун Н).

1. Есть ли в слове приставка?

ДА – НН       ------------     НЕТ – Н

2. Есть ли при  слове зависимые слова?

ДА – НН       ------------     НЕТ – Н

3.Образовано ли это слово от глагола совершенного вида?

ДА – НН       ------------     НЕТ – Н

4. Есть ли в слове суффикс - ОВА – ЕВА, - ИРОВА?

ДА – НН        ------------     НЕТ – Н

Проверочный тест «Правописание Н и НН в суффиксах причастий и

отглагольных прилагательных»  (текст №5) . Брынцева О.Л. Русский язык. Тренинг. Контрольные работы 7 класс.- М.: «Айрис-пресс» 2016.- 43.

1. Обозначьте строчку, где пишется НН

1) Изране…ый солдат, подкова…ая лошадь

2) Реше…ая задача, краше…ый забор

3) Писа…ый портрет, коше…ый луг

4) Слома…ый велосипед, жаре…ая рыба

2. Обозначьте строчку, где пишется НН

1) Подметё…ый пол, плетё…ая корзина

2) Рва…ая куртка, варё…ый картофель

3) Топлё…ое молоко, газирова…ая вода

4) Высуше…ое растение, посеребрё…ая тарелка

3. Обозначьте строчку, где пишется НН

1) Замеше…ое тесто, рассея…ые семена

2) Сушё…ая ягода, пересоле…ый суп

3) Кова…ое железо, раскалё…ый уголь

4) Точё…ый карандаш, наполне…ое ведро

4. Обозначьте строчку, где пишется Н

1) Солё…ые в бочке помидоры, Жёва…ый листок

2) Жаре…ое мясо, высуше…ое бельё

3) Ноше..ое платье, кипячё…ое молоко

4) Окружё…ый лесом, лакирова…ая мебель

5. Обозначьте строчку, где пишется Н

1) Заплака…ые глаза, просмотре…ый фильм

2) Исправле…ая работа, изображё…ые фигуры

3) Краше…ый забор, чита…ая книга

4) Размеше…ые краски, перепечата…ый материал

6. Обозначьте строчку, где пишется Н

1) Организова…ая экскурсия, построе…ое здание

2) Развея…ые ветром, услыша…ый шорох

3) Асфальтирова…ый, среза…ая ветка

4) Рва…ая рана, пиле…ый лес

7.  Обозначьте строчку, где пишется Н

1) Тяжело гружё…ые, изране…ый человек

2) Лома…ая линия, очень рва…ый рукав

3) Опрпавда…ый человек, взбешё…ый решением

4) Пута…ый кустарник, плетё…ая корзина

8. Обозначьте строчку, где пишется Н

1) Призы завоёва…ые, взабаламуче…ая вода

2) Смягчё…ая вода, запряжё…ые кони

3) Вяза…ые варежки, мочё…ое яблоко

4) Застрое…ый район, лома…ая линия

ОТВЕТЫ:

Задания

1

2

3

4

5

6

7

8

Правильный

ответ

1

4

1

3

3

4

4

3

Критерии оценивания домашнего задания по русскому языку

Параметры

Критерии оценивания

Баллы

Правило

- Не выучено

 - Недоучено и рассказано не полностью

 - Выучено и рассказано полностью

- 0

 - 1

 - 2

Качество выполнения задания

- Задания выполнены неверно

- В заданиях допущено много ошибок (более 5)

В заданиях допущено несколько ошибок (2-4)

- Все задания выполнены верно или допущена одна негрубая ошибка

-  0

 - 1

-  2

-  3

Грамотность

Допущено более 6 орфографических или пунктуационных ошибок.

Допущено от 3 до 5 орфографических или пунктуационных ошибок

Допущены 1-2 орфографические или пунктуационные ошибки

Орфографических и пунктуационных ошибок нет.

 - 0

 - 1

 - 2

  - 3

Оформление текста

Написано неаккуратно, много исправлений.

Написано аккуратно, но есть исправления

Написано аккуратно, без исправлений.

 - 0

 - 1

 - 3

11- 12 баллов – «5»

9 – 10 баллов -  «4»

8 - 7  баллов –     «3»

6 и  менее баллов – «2»

  1. Организационно-педагогические условия проведение урока

А) Описание учебной задачи.

Тема: Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных.

Словарный диктант - запись на интерактивной доске: детям предлагается списать слова, выделить суффиксы с Н - НН, объяснить правописание суффиксов. Учитель спрашивает, какое слово здесь лишнее? Ребята определяют причастие. Но правописание  Н – НН в суффиксах причастий они ещё не изучали. Определили тему урока. Поставили проблемный вопрос, который они должны решить на уроке.

(обращаемся к тексту №2)

Б) Описание хода урока, его этапы, задания учащимся на основе сконструированных текстов.

Ход урока

I. Оргмомент 

Учитель здоровается с учениками, настраивает детей на активную и плодотворную работу. Говорит о том, что сегодня они сами будут добывать знания и оценивать себя и своих товарищей.

Для того,  чтобы результат урока был успешным, на уроке будут использованы следующие оргформы:  индивидуальная  работа,  работа в группах, работа в парах, самостоятельная работа.

II. Актуализация знаний

Учитель спрашивает учащихся, какую часть речи они сейчас  изучают?

Затем переходит к опросу по теме «Причастие».

Устный опрос  - игра «Веришь - не веришь» (обращаемся к тексту №1)

Задание: устно ответить на вопросы по теме «Причастие». Если ответ положительный, то ребята поднимают руки и доказывают свой вариант. Если ответ  отрицательный, то пытаются объяснить почему. При необходимости учащиеся помогают друг другу.

Оценивают себя в листах достижений.

 (Учитель в ходе игры определяет,  насколько правильно понимают учащиеся тему «Причастие», есть ли пробелы по данной теме).

Формируемые читательские умения:

- Находить и извлекать одну  единицу информации.

- Высказывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте.

III. Открытие новых знаний

1. Учебная задача (обращаемся к тексту №2)

Задание: списать слова, определить часть речи, выделить суффиксы.

Учащиеся самостоятельно исследуют данный материал, в ходе которого обнаруживают проблему, формулируют тему и ставят проблемный вопрос.

Формируемые читательские умения:

- уточнять поисковый запрос.

- Находить и извлекать одну единицу информации.

2. Работа с текстом

Учащиеся разделены на 2 группы: в каждой группе обязательно есть сильный учащийся, который помогает слабым.

Задание: прочитать и изучить  правило (обращаемся к учебному  тексту №1). В группах обсудить правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.   Преобразовать информацию из одного вида в другой. Учитель заранее готовит командиров групп, чтобы при обсуждении поправить ребят, если возникнет такая необходимость.

Группы учеников изучают параграф 23 «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных». Ребята обсуждают правописание Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных, высказывают свои мнения и  приступают к работе:

1 группа -  создаёт  таблицу «Н – НН в причастиях» (обращаемся к тексту №2)

2 группа – выстраивает  алгоритм «Н – НН в причастиях» (обращаемся к тексту №3)

Правильный вариант ответа на интерактивной доске, который учитель заготовил заранее.

Учащиеся  сравнивают  свою работу  с работой  учителя на интерактивной доске. Поправляют, если есть ошибки. Оценивают работу в группе, выставляют оценки в листах достижений.

Формируемые читательские умения:

- Определять место, где содержится искомая информация;

- Находить и извлекать одну или несколько единиц в одном фрагменте текста;

- Понимать графическую информацию;

- Интерпретировать текст для усвоения информации.

IV. Закрепление

1) Работа в группах - карточки – (Обращаемся к тексту № 3)

Задание: списать словосочетания, вставить пропущенные буквы, выделить суффиксы причастий  и отглагольных прилагательных с Н или НН.  

Ребята умеют и любят  работать в группах, чувствуют ответственность за выполнения работы  всей группы, помогают друг другу. Командиры отвечают за качество  выполнения,   оценивают работу каждого. Если кто-то не согласен, он может высказать своё мнение. Ребята в листах достижений выставляют оценки.

Формируемые читательские умения:

- Высказать и обосновать собственную точку зрения по данному вопросу;

- Определять место, где находится искомая информация;

2) Работа в парах -   упражнение 118- (обращаемся к тексту № 4)

Задание: распределить слова в две колонки с Н или НН?  Обратите внимание на слова исключения на полях (текст №4)

Учащиеся работают в парах постоянного состава. Эта самая распространенная форма работы: даёт быстрый и положительный результат.  Ребята объясняют друг другу правописание Н – НН в суффиксах прилагательных и причастий. Оценивают друг друга  в листах достижений.

Формируемые читательские умения:

- Понимать графическую информацию.

- Высказать и обосновать собственную точку зрения по данному вопросу.

 3) Самостоятельная  работа - проверочный тест (обращаемся к тексту №5)

Задание: обозначить верный вариант ответа. Проверить результат ответа по карточке (на столе учителя).

Учащиеся  самостоятельно выполняют тест. На столе учителя на карточках правильные ответы. Ребята подходят, сверяют ответы, находят ошибки. Оценивают себя в листах достижений.

Формируемые читательские умения:

- Использовать информацию из текста для решения практической задачи без привлечения фоновых знаний.

  1. Учебные материалы (тексты), которые будут использованы на уроке.
  2. Рабочие листы для учеников (все тексты с вопросами и заданиями) на каждый этап урока или ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ урока.

Рабочий лист №1 Словарный диктант Казбек-Казиева М.М. Русский язык 7 класс: Тесты. Дидактические материалы.- М.: «Айрис-пресс» 2017. с. 98-100

Задание: списать слова, выделить суффиксы, определить часть речи. Обратить внимание на выделенное слово, к какой части речи оно относится?

Старин…ый, глинян…ый, оловян…ый, тыквен…ый, воробьин…ый, карман…ый, кожан…ый, умствен…ый, прочитан…ый.

- Какое слово здесь лишнее, почему?

- Какова тема нашего урока? Попробуем поставить проблемный вопрос?

- Что  будем знать к концу урока?

-  Что будем уметь после изучения темы?

Рабочий лист №2   Карточка Тростенцова Л.А. Дидактический материал по русскому языку для 7 класса, пособие для учителей.- М.: «Просвещение» 2018, с. 101 – 106.

Задание:  списать словосочетания, вставить пропущенные буквы, выделить суффиксы страдательных  причастий  с Н или НН.  

Вскопан…ый  участок, варён…ый  картофель, сломан…ая  игрушка, решён…ый пример, жарен…ая  курица, порван…ый  рюкзак, жарен…ый лещ, свешен…ый с балкона флаг, заброшен…ый родник, сушён…ые бабушкой ягоды, расположен…ый рядом, семена посажен…ы, печён…ые в духовке котлеты, очень путан…ая дорога, оклеветан…ый толпой.  

Рабочий лист №2   Карточка №2 Тростенцова Л.А. Дидактический материал по русскому языку для 7 класса, пособие для учителей.- М.: «Просвещение» 2018, с. 101 – 106.

Задание:  списать словосочетания, вставить пропущенные буквы, выделить суффиксы страдательных  причастий  с Н или НН.  

 Изранен…ый солдат, подкован…ая лошадь, решен…ая задача, крашен…ый забор, писан…ый портрет, кошен…ый луг, сломан…ый велосипед, жарен…ая рыба, подметён…ый пол, плетён…ая корзина, рван…ая куртка, варён…ый картофель, топлён…ое молоко, газирован…ая вода, сушен…ое на солнце  растение, посеребрён…ая тарелка,  заплакан…ые глаза.

Рабочий лист №3   Упражнение 118  Баранов М.Т., Ладыженская Т.А.Учебник русский язык 7 класс. - М.: «Просвещение», 2020. – раздел «Причастие». – с 79.

Задание: распределить слова в две колонки с Н или НН?  Обратить внимание на слова исключения на полях (текст №4)

Н

НН

Отреза…ый, неслыха…ый, раскрашше…ый, закопчё…ый, зва…ый, топлё…ый, связа…ый, жаре…ый, оклеветан…ый толпой, парен…ые овощи, сморщен…ое лицо, копчё…ое мясо, маринован…е огурцы, застеклён…ая веранда, сеян…ая рожь, рван…ый рукав, мочён…ые яблоки, призы завоёва…ы, взабаламуче…ая вода, запряжён…ые кони.

  1. Оснащение для урока:
  • Русский язык. 7 класс. Ладыженская Т.А., М.Т. Баранов М.Т. – М.: «Просвещение», 2020.
  • компьютер,
  • интерактивная доска
  • доска,
  • Словарь – указать данные?
  • дидактический материал: листы с таблицами и алгоритмами  «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных»
  • листы с тестовыми заданиями - по количеству учеников в классе.

  1. Домашнее задание:

1.Выучить правило – параграф 23  «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных». Учебник русский язык 7 класс  Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова. – М.: «Просвещение», 2020. – раздел «Причастие» – с 73.

2. Разноуровневое задание:

Базовый уровень – упр.135

 Задание: списать словосочетания, вставить пропущенные буквы. Выделить суффиксы причастий и отглагольных прилагательных. Составить  три предложения с прямой речью.

Уровень повышенной сложности – Сочинение  «Какими игрушками интересуются современные дети?»          Используйте по возможности  причастия с Н – НН  из  упр. 139-140. Рассмотрите рисунки игрушек на стр. 76. Опишите их в своих сочинениях.

Формируемые читательские умения:

- Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста;

- Умение понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль текста)

- Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе «Одна и две буквы -н- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных»

Данный урок позволяетПродолжить обучение навыкам распознавать одну и две буквы -н- в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных.Формировать навыки написания одной и двух...

Разработка урока русского языка в 7 классе «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных»

Цели урока: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий и отглагольных прилагательных;формировать навыки написания Н и НН в причастиях и Н в отглагольных прилагательных...

Урок по теме "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных". 7 класс

Урок по теме "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных". 7 класс...

Урок :Одна и две буквы «н» в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква «н» в отглагольных прилагательных

Одна и две буквы «н» в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква «н» в отглагольных прилагательных...

Конспект урока русского языка по теме: «Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» в 7 классе

Конспект урока русского языка по теме: «Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий  прошедшего времени и отглагольных прилагательных» в 7  классе...