Комплексный анализ текста.
презентация к уроку по русскому языку (11 класс)

Царёва Мария Ермиловна

В презентации даны этапы работы над сочинением-рассуждением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kompleksnyy_analiz_teksta.ppt394 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

.

Слайд 2

Цель урока: совершенствование умений и навыков по лексике, морфемике, морфологии, словообразованию, фонетике, синтаксису; развитие творческих способностей учащихся. Задачи: Закрепление лексического и грамматического материала по пройденным темам; Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков; Отработка навыков работы с текстом с целью подготовки к итоговой аттестации ; Развитие навыков написания сочинения-миниатюры; Развитие читательского интереса к классической литературе .

Слайд 3

Текст 1. Он вступил в темные широкие сени, от которых подуло хол…дом, как из погреба. 2. Из сеней он попал в комнату, тоже темную, чуть-чуть оз…ренную светом, выходившим из(под) широкой щели, находившейся внизу двери. 3. Отворивши эту дверь он наконец очутился в свету и был пор…жен представшим бе…порядком. 4. Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. 5. На одном столе стоял даже слома…ый стул и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже пр…ладил паутину. 6. Тут же стоял пр…слоненный боком к стене шкаф с старинным серебром графинчиками и китайским ф…рфором. 7. На бюре выложе…ом перламутною мозаикой которая местами уже выпала и оставила после себя одни желтенькие желобки наполненные клеем лежало множество всякой всячины…

Слайд 4

текст 1. Он вступил в темные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. 2. Из сеней он попал в комнату, тоже темную, чуть-чуть озаренную светом, выходившим из-под широкой щели, находившейся внизу двери. 3. Отворивши эту дверь, он наконец очутился в свету и был поражен представшим беспорядком. 4. Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. 5. На одном столе стоял даже сломанный стул и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину. 6. Тут же стоял прислоненный боком к стене шкаф с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором. 7. На бюре, выложенном перламутною мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни желтенькие желобки, наполненные клеем, лежало множество всякой всячины…

Слайд 5

Устаревшие слова а ) отворивши – отворив. б) (очутился) в свету – (очутился) на свету; в) на бюре – на бюро. г) (выложенном) перламутною (мозаикой ) – совр.: перламутровой (мозаикой).

Слайд 6

лексический разбор погреб – помещение ниже уровня земли для хранения припасов погребать (книжн., устар.) – = хоронить погребение (устар.) – = похороны погребальный обряд (устар.) - = похоронный обряд

Слайд 7

Фонетический разбор От-во-рив-ши – 4 слога, 3-й ударный. о – [а] – гласный, безударный. т – [т] – согласный, глухой, твердый. в – [в] – согласный, звонкий, твердый. о – [а] – гласный, безударный. р – [р’] – согласный, звонкий, мягкий. и – [и] – гласный, ударный. в – [ф] – согласный, глухой, твердый. ш – [ш] – согласный, глухой, твердый. и – [ы] – гласный, безударный. ___________________________ 9 букв, 9 звуков.

Слайд 8

Морфемный и словообразовательный разбор сломанный отворивши

Слайд 9

Морфемный и словообразовательный разбор с-лом-а-нн-ый Слома-нн-ый ← сломать (суффиксальный) о-твор-и-вши отвори-вши ← отворить (суффиксальный)

Слайд 10

словосочетания Светом, выходивш- им (как- им ?) Из-под щели, находивш- ей -ся (как- ой ?) Представш- им беспорядком (как- им ?) С остановивш- им -ся маятником (как- им ?)

Слайд 11

Синтаксический разбор Из сеней он попал в комнату, тоже темную, чуть-чуть озаренную светом, выходившим из-под широкой щели, находившейся внизу двери.

Слайд 12

Синтаксический разбор На бюре, выложенном перламутною мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни желтенькие желобки, наполненные клеем, лежало множество всякой всячины...

Слайд 13

Синтаксический разбор Из сеней он попал в комнату , тоже темную , чуть-чуть озаренную светом , выходившим из-под широкой щели , находившейся внизу двери .

Слайд 14

Синтаксический разбор На бюре , выложенном перламутною мозаикой , которая местами уже выпала и оставила после себя одни желтенькие желобки , наполненные клеем , лежало множество всякой всячины ...

Слайд 15

Найдите средства выразительности в данном тексте

Слайд 16

Средства выразительности : 1. Сравнение (как из погреба); 2. Эпитеты (темные сени; темная комната); 3. Синтаксический параллелизм (5, 7 предложения); 4. Ряды однородных членов (5, 6 предложения); 5. Аллитерация (1-2, 7 предложения)

Слайд 17

Творческое задание Вариант 1: Какой звуковой образ создает Н.В. Гоголь в этих предложениях? Вариант 2: Какой образ дома Плюшкина создает данная аллитерация?

Слайд 18

Домашнее задание Роль средств выразительности в данном тексте?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный анализ текста. Работа с текстом И.Бунина.

Данные материалы должны послужить для расширении словарного запаса, воспитанния чувства любви к прекрасному и умение видеть это прекрасное в окружающем мире,  для закрепления навыков анализ текст...

урок-исследование "Комплексный анализ текста" (по тексту Ю.Бондарева "Звезда и Земля")

Разработка открытого урока по комплексному анализу текста Ю.Бондарева "Звезда и земля"....

Работа с текстом. Комплексный анализ текста. 9 класс.

Комплексный анализ текста предназначен для подготовки учащихся 9 класса ГИА по русскому языку. В него входит синтаксический материал части В9 - В14. Повторяются простое осложненное предложение, а так ...

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...