Урок русского языка по теме : "Прямое и переносное значение слова"+ презентация.
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)

Свешникова  Лидия Ивановна

На мой взгляд, в разработке урока и презентации подобран интересный материал , позволяющий детям легко усвоить данную тему.

В работе использую технологию разноуровневого обучения. Урок составлен с учетом  разноуровневой дифференциации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_po_teme_pryamoe_i_perenosnoe_znachenie.docx33.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Большое Попово

Лебедянского муниципального района Липецкой области

Урок русского  языка  в 5 классе по теме:

« Прямое и переносное значение слов»

Урок подготовила учитель русского языка и литературы

 I квалификационной категории

Лидия Ивановна Свешникова

Учитель русского языка и литературы

Лидия Ивановна Свешникова

Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема урока: « Прямое и переносное значение слов»

Тип урока: изучение нового материала

Представление о результатах:

Личностные результаты:

 - готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, готовность и способность вести диалог с другими людьми.

Метапредметные результаты:

личностные УУД (мотивация): умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

регулятивные УУД (планирование): умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности

коммуникативные УУД: умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

познавательные УУД: осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

личностные УУД (творчество): умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей

регулятивные УУД (контроль и оценка): умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственных возможностей

Предметные результаты: уметь определять слова с прямым и переносным значением, уметь находить в тексте и использовать в речи, определить роль этих слов в  речи.

Место урока в теме: урок «открытия новых» знаний

Цель урока: создание условий для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся в соответствии с  требованиями ФГОС при решении учебной задачи: распознание слов в прямом и переносном значении.

Оборудование: Русский язык. 5 класс Учебник для общеобразовательных  организаций под ред.Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова и др.

                             Презентация по теме , раздаточный материал (карточки с заданиями), Большой Академический Толковый словарь

                             

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

Самоопределение к          деятельности. Организационный момент

Приветствие. Мотивация урока.

Урок начинается  с приёма «Перепутанная логическая цепочка»

На доске запись:

Начинается, С, успех! Удачи, малой.

Задание:

-постройте предложение из  данных слов.

 - Как вы понимаете эти слова?

- Я вам желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!

Подготовка класса к работе

«С малой удачи начинается успех!»

Регулятивные: включение в деловой ритм

 

Повторение изученного на прошлом уроке

Слайд 2. (Карта земли русского языка)

Мы сегодня с вами продолжаем  путешествие по ЛЕКСИЧЕСКОМУ ЛУКОМОРЬЮ.

 

(Слайд 3)

На пути нам встретился  Дракончик. Он  поздравляет всех присутствующих  с наступающим Новым годом. Но он хочет проверить, насколько вы усвоили то, о чем узнали  во время прошлой экскурсии по полуострову. У него  к вам, ребята, вопрос:

-  почему он с тремя головами? Найдите слова-ответы на его вопрос в стихах, выпишите, объясните  орфограммы в них. –

- Как называются  такие слова?

Вот шофёр  какой чудак:

Он поесть не мог никак,

Потому что спозаранку

Он крутил-вертел баранку.

А зачем крутил-вертел ? 

Лучше взял бы да и съел!

                        А. Шибаев

Я знаком с одним моржом.

Ест он кашу , пьёт боржом,

Очень любит эскимо.

Вместе ходим мы в кино.

Я к моржу домой хожу,

С ним за партою сижу.

                     А.Стройло

Странные вещи в природе бывают:

Ножки у стула, а стул не шагает.

Часто часы бьют,

Но мы не слыхали,

Чтобы кого-то они обижали.

                             К. Корд

  • Объясните орфограммы в словах.

  • Где можно найти подтверждение тому, что это многозначные слова?  
  • Найдите в  толковом словаре  определения найденных слов, доказывающие  правильность ответа.

Мы продолжаем нашу экскурсию.

(Слайд 4 )

 Нам встретился Илья Муромец, который очень зорко следит за всем происходящим в его царстве-государстве.  И слово молвил он такое: «Слово, оно что яблочко: с одного –то боку зелёное, так с другого румяное, ты умей его, девица, повёртывать…» (Выражение записано  на слайде)

  • Прочитайте на слайде. Как вы понимаете  смысл его предложения?

 

   

И сегодня мы попытаемся следовать этому совету.

У него три головы, т.к. на этом полуострове встречаются слова не только однозначные, но  и многозначные.

Многозначные слова.(баранка,  ножки, бьют, морж)

Объясняют  орфограммы в словах

В толковом словаре

Работают с толковым словарём. 

Умей владеть языком, словом.  Умей правильно в нужный момент и в нужном месте его употребить.

Регулятивные

Коммуникативные

2

Совместное исследование проблемы.

Актуализация знаний

(Слайд 5)

Прочитайте высказывания малышей, которые записал детский писатель  К.Чуковский.

  1. Мама выстирала рубашку и попросила Петю

повесить её сушить на солнышке.

Петя ушёл, но скоро вернулся с рубашкой.

  • Почему ты не повесил её сушить? – спросила мама.
  • Я не достал до солнышка, - ответил Петя.

  • Почему Петя не выполнил поручение мамы?  

  • Что значит сушить на солнышке?

  •  В каком значении  употреблено  выражение: сушить на солнышке?

В буквальном

(прямом) смысле понял слова мамы.

Повесить бельё в том месте, где светит солнышко.

В переносном.

Коммуникативные:

учатся формировать свою позицию, учиться комментировать

Сообщение новой темы

  • О чём же сегодня на уроке пойдёт речь?

Слайд 6.

 

Запишите тему урока: «Прямое и переносное значение слов».

(Слайд 7): цели урока

Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используя опорные фразы на доске.

  1. Знать понятия …;
  2. Уметь выбирать … .

Дети на основе проведённого ранее исследования(наблюдений) называют тему урока:

-  о словах в переносном и прямом значении

Записывают тему урока в тетрадях

Знать понятия  “прямое ” и “переносное” значение слов; уметь выбирать слова соответствующие ситуации, закрепить полученные знания с помощью практических заданий.

Регулятивные  

определяют то, что будут изучать на уроке

Коммуникативные:

формулируют собственные мысли, высказывают и
обосновывают свою точку зрения, участвуют в диалоге
с учителем

3

Тренировочные упражнения по закреплению изученной темы

Озвучивают выполнение заданий СЛАБЫЕ учащиеся

Работа с учебником.

Рассмотрите рисунки  в упражнении №340.

  • Выполните задания, данные в этом упражнении.  
  • По каким признакам  происходит перенос значения с одного слова на другое?

  • Стр. учебника 140. Как определить в словаре, что слово многозначное?

(Слайд 8)

  • Работа со словарём.  Найдите в словаре учебника слова, которые могут быть как в прямом значении, так и в переносном. (2-3 слова)
  • Самостоятельная работа учащихся:

(Слайд 9) 

У вас на столах лежит текст.

   Прочитайте его.  Найдите слова, употреблённые в переносном значении. (Устно).

     

Всё лето  листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки1, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали золотыми6.

    Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щёлкнет, и сорвётся лист4. Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. Ветер налетит, и закружится пестрый смерч. Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут, качаются на паутинках.

                Шумит золотой дождь.

   Разборы письменно.  На доске.

Какую роль выполняют слова в переносном значении в тексте?

  • Выполните  дополнительные  задания под цифрами. (комментированно)

  • Найдите слова, в  которых букв больше, чем звуков

по сходству в чём-либо

пометка перен.

Работают со словарём

Текст читается вслух учащимися.

подставляли ладошки, щёчки, животики, спинки, налились, пропитались, золотой (дождь), брызнуть, скребутся, лопочут.

Благодаря им автор создаёт яркую, образную картину осеннего леса

Выполняют разборы.

(солнцем – 7б., 6зв, дождь – 5б., 4 зв.)

Познавательные: учатся воспроизводить алгоритм определения суффикса, анализировать результат,

презентовать информацию; работа с толковым словарём

Регулятивные: учатся оценивать рассуждения, анализировать свою работу, корректировать при необходимости свои действия.

Коммуникативные: учатся оформлять и составлять свой ответ

Личностные:  самоопределение

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Дидактическая игра

Я буду называть слова многозначные и однозначные, в прямом и переносном значении. Когда вы услышите многозначное слово - поднимите руки вверх и хорошо потянитесь кверху. Когда услышите  в прямом значении -  присядьте на корточки. Когда я назову в переносном значении -  имитируйте ходьбу на месте, не отрывая носков от пола.
    горит костёр, соль, железный характер, кран, коса девицы, щёки горят, кисть, железная дисциплина, рукав, синее море,лук, море цветов,

Делают физкультминутку

Регулятивные:

 быстро переключаются от умственной деятельности к физической и обратно

Закрепление изученного

Работа  в парах  

(СИЛЬНЫЙ +        

                       СЛАБЫЙ)

(Сильный ребёнок помогает наглядно найти необходимую информацию слабому)

В художественных произведениях слова с переносным значением часто используются как выразительное средство речи.

(Слайд 11)

МЕТАФОРА, ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, ЭПИТЕТЫ.

  • Работа со стихотворением С. Есенина.

2- находят метафору, 2- олицетворение, 2- эпитеты.

Отговорила роща золотая

Берёзовым, весёлым языком,

И журавли, печально пролетая, 

Уж не жалеют больше ни о чём…

Не жалеть мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костёр рябины красной,

Но никого не может не согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадёт трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова…

Берёзовым, весёлым языком,

И журавли, печально пролетая, 

Уж не жалеют больше ни о чём…

Не жалеть мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костёр рябины красной,

Но никого не может не согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадёт трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова…

Распределяют слова

Слова в переносном значении:  отговорила, роща золотая, горит костёр рябины, цветь души, роняю слова.

Метафора: костёр рябины красной, Отговорила роща золотая

Берёзовым, весёлым языком, души сиреневую цветь.

Олицетворение: журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о чём; костёр рябины красной не может не согреть, дерево роняет тихо листья,

Эпитеты: роща золотая, весёлым языком, грустные слова…

Познавательные:
извлекают
информацию
высказываний,
систематизируют
собственные знания

4

Контроль

Самостоятельная работа.

(Слайд 12 )

  1. задание.

    Распределите по столбикам – слова в прямом значении, слова в переносном значении.

        Глубокий колодец, горит желанием помочь, золото в слитках, крыжовник был кислым, горят дрова в печи, лес рук, золото волос, ходит такой кислый, хвойный лес, стальной обруч, каменное сердце, море улыбок, глубокое море, разбить надежды. ( с последующей самопроверкой)

  • Составьте предложение со словом в переносном значении.

2  задание.

Выполните тесты:

(тесты на столах)

  1. Задание.

Выбери многозначные слова и впиши соответствующие им буквы в прямоугольник.

Учащиеся выбирают сами, какое заданием они будут выполнять

Познавательные

извлекают
информацию определений,
систематизируют
собственные знания

Регулятивные:

Умение применять полученные знания на практике

контроль по образцу,

работа с эталоном,

самоконтроль

5

Рефлексия

Лесенка успеха.

Нижняя ступенька – у меня ничего не получилось

Средняя ступенька -  у меня были проблемы

Верхняя ступенька-  мне всё удалось

На отдельных листочках выполняют задание

Личностные

6

Задание на дом

параграф 52 Упр. №295

Записывают домашнее задание в дневник, уточняют непонятное.

Регулятивные: воспринимают задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему :"Прямое и переносное значение слова" (ФГОС)

Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему: "Прямое и переносное значение слов"....

Разработка урока по русскому языку по теме:" Прямое и переносное значение слова"

Разработка урока по русскому языку по теме: "Прямое и переносное значение слова"...

Технологическая карта урока русского языка в 5 кл. по теме: "Прямое и переносное значение слова"

Технологическая карта урока русского языка в 5 кл. по теме: "Прямое и переносное значение слова"...

Презентация к уроку русского языка в 5 кл. по теме "Прямое и переносное значение слова"

Презентация к уроку русского языка в 5 кл. по теме: "Прямое и переносное значение слова"...

Презентация к уроку русского языка 5 класс "Прямое и переносное значение слов"

Презентация разработана в виде игры для изучения темы по русскому языку в 5 классе. Содержит занимательный материал....

План-конспект урока русского языка по теме: "Прямое и переносное значение слов"

Данный материал содержит план-конспект урока русского языка "Прямое и переносное значение слов". Урок направлен на формирование коммуникативных навыков и развитие разных видов речевой деятел...