Учебное занятие по развитию речи в 5 классе. Работа с ключевым понятием.
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)

Григорьева Оюна Дмитриевна

Учебное занятие по развитию речи в 5 классе предполагает работу над понятием с использованием технологии творческой мастерской, технологии скрайбинга

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебное занятие по развитию речи.

Тема: Работа с ключевым понятием.

Технология: творческая мастерская, скрайбинг

Цели урока.

Личностные: предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознать самих себя и своё место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут.

Метапредметные: проделать с учениками путь от культуры полезности к культуре достоинства (человек самоценен); сформировать учебно-познавательные, коммуникативные, социальные компетенции учащихся на основе совершенствования устной и письменной речи.

Предметные: научить детей мыслить раскованно, творчески путём через сочинение; познакомить с технологией и приёмами работы в мастерской; продолжать формировать абстрактно-логический тип мышления; повторить орфограммы, пунктуационные правила, синтаксические характеристики предложения.

План урока:

1.     Подготовка к восприятию.

2.     Сообщение темы урока

3.     Работа над новым материалом.

3.1           Индуктор

3.2           Первичная социализация

3.3           Социализация

4.     Творческое задание.

4.1           Разрыв.

5.     Рефлексия

  1. Подготовка к восприятию.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок необычный, урок открытый. А значит мы открыты для новых знаний и свершений. Начинаем урок русского языка, урок развития речи. А чем, ребята, мы занимаемся на уроках развития речи? (развиваем речь устную и письменную, совершенствуем ее, правильно составляем предложения, пишем сочинение)

  1. Сообщение темы урока

- Для того чтобы продолжать работать над совершенствованием речи необходимо повторить орфографические правила, правильность построения предложений

(на доске отрывки из стихотворений)

1 текст – списать, вставить пропущенные буквы-орфограммы, графически обозначить орфограммы, графически объяснить постановку знаков препинания.

Обл..ка, обл..ка –

Кучерявые б..ка,

Обл..ка кудрявые,

Целые, дырявые,

Лё..кие, в..здушные,

       В..терку п..слушные. (С.Михалков)

2 текст.

Охарактеризуйте предложения по цели высказывания и по интонации.

Облака, облака.

Пышные, белые.

Расскажите, облака,

Из чего вы сделаны?

Может, вас, облака,

Делали из молока?

Может быть из мела?

Может быть, из ваты?

Может быть, из белой

Из бумаги мятой?

- Никогда, никогда,-

Никогда не делали

Нас из молока,

Никогда из мела,

Никогда из ваты,

Никогда из белой

Из бумаги мятой.

Мы – дождевые,

Мы – снеговые.

Если летом мы плывём,

Мы с собой грозу несём,

Если мы плывём зимою,

Мы пургу несём с собою.

Вот какие мы! (И. Мазник)

3 текст

Драчуны.

Плыло по небу большое мохнатое облако. Плыло гордо, неторопливо. И встретилось с другим облаком.

- Эй ты, прочь с дороги! – закричало первое облако.

- Это ты убирайся! – рассердилось второе.

- Ах, ты так! Ну, погоди же! – и первое облако толкнуло второе в бок.

- Ты ещё и драться лезешь? – рассвирепело второе облако и почернело от злости. Получилось не облако, а туча. Первое тоже нахмурилось, в тучу превратилось. Сшиблись великаны лбами, аж искры посыпались. А вслед за искрами из глаз полились слёзы.

- О чем говорится в 3 тексте? (об облаках)

- Какими предстают облака здесь, в отличие от первых двух текстов? (другими, драчунами, которые потом превращаются из-за своей  злости в тучи. Какие слова характеризуют их)

- Вспомните о чем говорилось во всех трех  текстах. Определите ключевое слово, с которым мы будем сегодня работать (облака).

Итак, ключевым понятием нашего занятия будет слово «облака».

  1. Работа над новым материалом.

  1. Индуктор

Учитель: Прослушав тексты, запишите все ассоциации, которые пришли к вам на ум к понятию «облака».

      - Итак, ребята. С чем у вас ассоциируются облака? (легкость, свобода, ясность, пушистые, воздушные и др)

  1. Социализация

- С чем или кем можно сравнить облака?

- А с людьми можно сравнить? Почему?  (Люди бывают разные: с которыми легко в общении, например, с другом – пушистые, добрые; с мамой – мягкие. Можно сравнить с драчунами – это кучевые, большие облака;)

- А теперь, ребята, прослушайте песню «Облака» в исполнении Н.Румянцевой.

- Какое настроение у вас возникло при прослушивании песни?(веселое, хочется танцевать, двигаться в такт музыке)

- Какими здесь представляются нам облака? (игривые, легкие) И я вам желаю быть в жизни легкими, добрыми, отзывчивыми)

  1. Творческое задание.

 Предлагаю написать сочинение-миниатюру «Мое облачко».

Прочтение  творческих работ.

  1. Рефлексия

Составление синквейна.

Пример.

Облака.

Пышные, дырявые.

Плывут, бегут, дразнят.

Похожи на ребят.

Озорники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия по развитию речи вне класса по теме "Я и мои права"

на занятии идет закрепление знаний учащихся об ООН и принятых ею документах, о Конвенции прав ребенка, о единстве прав и обязанностей в обществе. Занятие проводится в форме  игры КВН...

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.

Упражнение в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического слуха и логического мышления и внимания. Упражнение  в звуковом ...

Занятие по развитию речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Тема: Составление описательного рассказа по портрету, с опорной на                таблицу – алгоритм.Цели: - Закрепить умение дете...

Формы и методы работы на занятиях по развитию речи учащихся

В статье говорится о наиболее доступных в дополнительном образовании методах организации учебного процесса....

Занятие по развитию речи вне класса "Древо рода"

Прививать интерес к своей родословной учить и понимать историю своих предков, дать понятие о генетике и генеалогии. Работа над РСВ, работа над произношением, расширение кругозора, пополнение словарног...

Рабочая учебная программа Чтение развитие речи 6 класс.

Пояснительная запискаРабочая программа по чтению и развитию речи предназначена для обучения учащихся 6 класса коррекционной школы.Программа разработана  на основе программы по чтению и развитию р...