Урок "Возвратное местоимение себя
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Материал  поможет начинающему учителю провести урок в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «  Возвратное  местоимение  себя»  (§  81)

Ц е л и   у р о к а:  познакомить  с  особенностями  возвратного местоимения  себя;  научить  употреблять  его  в  нужной  форме; сформировать  представление  об  активном  использовании  местоимения  себя  во  фразеологизмах, правильно использовать в речи.

Личностные  УУД.  Саморазвитие.  Регулятивные  УУД.  Целеполагание.  Коррекция.  Познавательные  УУД.  Анализ  и  синтез явлений.  Познавательная  инициатива.  Коммуникативные  УУД. Работа  в  группе.

Х од  урока

I.  Лингвистическая  разминка. 

-Что такое местоимение?

- Какие местоимения вспомнили?

II.  Проверка  домашнего  задания. 

 Упр 490.

Один ученик у доски  выполняет синтаксический разбор

Для проверки обратитесь к эталону, который проецируется на экране.

  1. Раз мы поймали молодого журавля и дали ему лягушку. Журавль её проглотил. Дали другую, третью (порядк.), четвёртую (порядк.), пятую (порядк.) — проглотил. 
  2. Подрезали мы этому журавлю крылья, и стал он за женою всюду ходить.
  3. Жена корову доить — и Журка с ней, и в огород за ней, и на полевые работы ходит с ней, и за водой.
  4. Привыкла к журавлю жена, и без него ей уже скучно, без него никуда. 
  5. Крикнет: «Фру−фру!», журавль к ней бежит. Такой умница! (По М. Пришвину)
    Существительное общего рода — умница.
    Третью — числит.
    I. (Какую?) третью.
    Н. ф. — третий.
    II. Пост. — прост., порядк.; непост. — вин. п., ж. р., ед. ч.
    III. Лягушку (какую?) третью (определение, подчеркиваем волнистой чертой)

III.  Изучение  нового  материала.

- Найдите «Четвертое лишнее»

Я,  он,   нас,  тебя,  себя.

1.  Анализ  темы  урока.

- Как вы думаете, какую тему после личных местоимений мы будем изучать? (Возвратное местоимение себя).

-Кто знает что себя - местоимение?

- Кто хочет узнать о нем больше?

- Почему это местоимение сопровождает слово возвратный? (Действие возвращается к действующему лицу.)  

2.  Чтение  сведений  о  местоимении  себя. ( Параграф 81 после темы.)

  Склонение  местоимения ты, себя.  (Устно один ученик)

И.п.  ты,    -

Р.п.  тебя, себя

Д.п.  тебе, себе

В.п.  тебя, себя

Т.п.  тобой (тобою), собой(собою)

П.п. о тебе, о себе.

Какой можете сделать вывод о склонении местоимения?

(Это местоимение склоняется как местоимение ты)

  В чем особенность  формы  творительного  падежа местоимения себя? (Имеет 2 формы (  собой  —  собою).

В древнерусском языке существовало 2 формы возвратного местоимения себя: себе, ся. Они были самостоятельными словами. Постепенно ся утратило самостоятельность и превратилось в суффикс. (девочка облила себя. Девочка облилась)

3. Усвоение новых знаний.

 Упр.494.

  1. Для себя (род. п.) жить — тлеть, для семьи — гореть, а для народа — светить. 
  2. Не кричи о себе (предл. п.), пусть другие о тебе хоть тихо скажут. 
  3. Нет лучше шутки, чем над собой (твор. п.). 
  4. Кто только о себе (предл. п.) хлопочет, тот о других и знать не хочет.
    (Пословицы)


Шутки — сущ.
I. (Чего?) шутки.
Н. ф. — шутка.
II. Пост. — нариц., неодуш., ж. р., 1−е скл.; непост. — в род. п., ед. ч.
III. Нет лучше (чего?) шутки (Дополнение)

4. Редактирование  предложений  с  местоимениями.

С  помощью  учителя  выполняется  упр.  495

Каждая четверка получает по 1 предложению. Нужно заменить  местоимения на существительные или местоимением, заменяющее конкретное существительное, поставив в нужный падеж

Чтение образца выполнения упр.495.

Выполнение. Проверка.

Плотник вынул из ящика рубанок и положил инструмент на верстак. 

Охотник снял колпачок с головы беркута и подбросил птицу в воздух. 

Студенты посмотрели в новом кинотеатре фильм, от которого у них осталось неизгладимое впечатление. 

Учитель предложил Мише, чтобы тот отнёс тетради к нему домой.

Бабушка попросила внучку, чтобы та налила ей воды. 

Отец велел сыновьям, чтобы они купили себе новые авторучки.

В чем состояли ошибки при употреблении местоимений?

Какие трудности были у вас при выполнении упражнения?

5.Физкультминутка.

Я, ты, он, она,
Вместе – целая страна,
Вместе – дружная семья,
В слове «мы» — сто тысяч «я»,
Большеглазых, озорных,
Черных, рыжих и льняных,
Грустных и веселых
В городах и селах.

6.  

   Местоимения  себя  в часто употребляется в составе  фразеологизмов.  И сейчас мы будем употреблять эти фразеологизмы в речи.

Какие трудности можем испытать при выполнении этого задания? (Нужно вспомнить, что такое фразеологизм. Это устойчивые сочетания слов).

Класс делится на группы.

 Одни выполняют упр 497.

Другие составляют 5—6  предложений  с  указанными  выражениями  (особую  оценку  получает  группа,

составившая  связный  текст)  объяснить фразеологизмы, найти их в  словх для справок:

 вбить  себе  в  голову,  знать  себе цену, набивать себе цену, не по себе, развязать себе руки, рвать  на  себе  волосы,  сам  по  себе,  брать  себя  в

руки,  вне  себя,  выводить  из  себя,  выдавать  себя  с  головой,  выходить из  себя,  держать  себя  в  руках,    не  помнить  себя,   отрывать  от  себя, приходить в  себя,  сдерживать  себя,  ставить  себя  на  место,  строить  из  себя.

Слова для справок:

       Внушать, запомнить. 

          Правильно оценивать свои возможности,  не унижаться.

          Стараться  более важным в глазах других людей.

          В душевном расстройстве.

           Неприятно.

           Нездоровится кому-н.

          Быть в отчаянии, сильно досадовать на себя.

          Самостоятельно, независимо от прочего

          Овладевать собой

           В крайнем волнении, возбуждении

           Заставлять

           Потерять самообладание

           Обнаружить свою вину

           Сильно раздражаться.

           Сдерживать свои чувства, быть спокойным.

           Терять рассудок от чего-н. 

           Отдавать с большой трудностью

             Опомниться

                Обрести способность  соображать 

                Не позволять себе какие-либо действия; не  настроений.

                Принимать положение кого- либо

            Стараться создать о себе какое-л. впечатление

-Были ли трудности при выполнении упр? ( Не все фразеологизмы знаем, нажо больше читать.

V.  Подведение  итогов  урока.

Что я знал о возвратном местоимении себя?

Что узнал? ( Не имеет рода, числа, падежа, формы Р.п.

Что хотите узнать о местоимении?

VI. Домашнее задание. Повторить композицию рассказа

Написать соч. по рис. Упр. 496 «Как я помогал маме с использованием возвратного местоимения себя», слова в рамке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Урок ознакомления с новым материалом по теме «Возвратное местоимение СЕБЯ» в 6 классе

Урок ознакомления с новым материалом  по теме«Возвратное местоимение СЕБЯ»в 6 классе Цели:Ознакомление учащихся с лексическим значением и особенностями склонения возвратного местоимени...

Возвратное местоимение себя. Урок русского языка в 6

Урок русского языка в 6 классе по учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской....

разработка урока русского языка на тему: Возвратное местоимение СЕБЯ.

Разработка урока русского языка на тему "Возвратное местоимение СЕБЯ" для 6  класса предназначена для отработки умения отличать личные местоимения от возвратного.  Работа представлена с...

Конспект урока русского языка "Возвратное местоимение СЕБЯ"

Урок русского языка в 6 классе  УМК Р.Н. Бунеев, программа "Школа 2100"...

Презентация к уроку по теме: "Возвратное местоимение СЕБЯ"

Презентация к уроку содержит в себе разработанный тест с применением интерактивной доски, а также элементы творческого задания...

Методическая разработка урока русского языка с презентацией "Возвратное местоимение себя"

Данный урок был разработан и проведён в 6 класе для детей с ЗПР. Цель урока: повторить ранее изученное о местоимении, познакомить с особенностями склонения местоимения себя, научить употреблять местои...