Сценарий урока русского языка по теме «Лаборатория слова. Описание природы»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Сценарий урока русского языка по теме «Лаборатория слова. Описание природы» 6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Лаборатория слова. Описание природы»

1.Организационный  момент.

Здравствуйте. Сегодня наш кабинет будет лабораторией. Я старший сотрудник,  вы мои помощники в разных направлениях (теоретики, литературоведы , практики) .

- Чем же мы будем заниматься в нашей лаборатории?

 (придумывать , совершенствовать свою речь, вспоминать ,учиться чему-нибудь).

- Да, мы будем работать не только со словом, а со всеми единицами языка. Назовите их.

2 этап урока

-Итак, начинаем. По загадке  узнайте наш 1 объект.

Я белым одеялом всю землю укрываю, в лёд реки убираю, белю поля, дома, а зовут меня ...!  Предлагаю сыграть в ассоциации. К нашему слову назвать поочерёдно по 3 существительных, имеющих отношение к зиме,  и бросить снежок в направлении доски.

-А теперь подумайте, зачем нам нужно это « холодное » слово.

( за окном – зима; полюбоваться ею; описать зимнюю природу).

2. Посмотрите на великолепные  творения, которые дарит нам каждая зима ( см слайды). Назовите это одним словом.

Что называется пейзажем?

-Какие чувства вызывают эти пейзажи?  Зачем нам эта снежная галерея? Какую задачу мы должны выполнить на уроке?

Наш конечный результат – создание собственных зарисовок, в которых покажем красоту и величие зимней природы. Поэтому внимательность, организованность, сообразительность  берём с собой!

3 этап. Работа в группах.

Чтобы получить объект второй,

Работать будем в группах.

 Поделимся информацией нужной

И закончим фразу так.  

 Опишите зимнюю природу, используя …

1 группа

Теоретики

Что такое прилагательное?

Какова роль прилагательных?

Какой постоянный признак?

Что могут иметь качественные прилагательные? ( образуйте это  от  слов красивый, лёгкий)

К существительным подберите по  возможности прилагательные- эпитеты разных разрядов.

Природа ( красивая, восхитительная

Лес ( загадочный, таинственный, великолепный, задумчивый)

Сказка ( зимняя, удивительная, прекрасная

Снежинки ( пушистые, лёгкие, серебристые,

Морозы ( январские, лютые, крепкие

Красота ( воздушная, мимолётная,

Следы ( заячьи, лисьи

2 группа

Литературоведы

 Поэты о зиме.

Какие строки понравились? Почему?

Выписать средства выразительности. Какое преобладает? Почему?

Для чего поэты включают в свои произведения описание природы?

3 группа

Практики

1.Составить синквейн. ( зима!!). Образец

2.Продолжить предложения.

Я люблю это время года…

Я не люблю зиму…

1Зима.

2 Снежная, очаровательная.

3 Радоваться, восхищаться, любить.

4 Зима - волшебница!

5 Красота.

4 этап. Обмен информацией.

 ( досказать фразу и поместить на доску наши круги)

-У нас получается образ?

-Дорисуем остальные части.

Итак, мы получили 2 объект и нужную информацию.

5 этап

 Физминутка.

6 этап.

Творческий эксперимент.

-Безусловно, зима вызывает восторг и радостные чувства не только у творческих людей, но и нас очаровывает своим волшебством, ведь  от её прикосновения  всё преображается, как будто ювелир растерял жемчуга, алмазы, бриллианты.

-Теперь всем вам нужно стать практиками и коллективно или индивидуально описать зимний лес , сад  по личным наблюдениям (3 объект ) .

-Возьмём руководство к действию.

Композицию описания ( см слайд),  советы от каждой группы, фантазию, индивидуальность.

7 этап.

 (чтение работ)

-Какое описание было лучшим? Что не удалось другим?

Мы не волшебники, мы только учимся!!

8 этап.

Домашнее задание.

1.написать мини- сочинение на тему «Зима за моим окном», «Узоры на окне». 2.составить 7 словосочетаний на эти темы и определите  разряд прилагательных.

9 этап.

 Рефлексия.

Я научился…

Теперь я могу…

Мне было трудно…

Мне захотелось…

Своей работой…

Оцените свою работу на уроке количеством снежинок (1-3-5)



Предварительный просмотр:

1 группа

Теоретики

-Что такое прилагательное?

-Какова роль прилагательных?

-Какой постоянный признак имеет эта часть речи?

-Что отличает качественные прилагательные от других разрядов? (образуйте это  от  слов красивый, лёгкий)

-К существительным подберите по  возможности прилагательные - эпитеты разных разрядов.

Природа

Лес

Сказка

Снежинки

Морозы

Красота

Следы

1 группа

Теоретики

-Что такое прилагательное?

-Какова роль прилагательных?

-Какой постоянный признак имеет эта часть речи?

-Что отличает качественные прилагательные от других разрядов? (образуйте это  от  слов красивый, лёгкий)

-К существительным подберите по  возможности прилагательные - эпитеты разных разрядов.

Природа

Лес

Сказка

Снежинки

Морозы

Красота

Следы

2 группа

Литературоведы

Поэты о зиме.

Федор Тютчев «Чародейкою Зимою…»

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

31 декабря 1852

Н. Заболоцкий «Начало зимы»

Заковывая холодом природу,

Зима идет и руки тянет в воду.

Река дрожит и, чуя смертный час,

Уже открыть не может томных глаз,

И все ее беспомощное тело

Вдруг страшно вытянулось и оцепенело

И, еле двигая свинцовою волной,

Теперь лежит и бьется головой.

А.С.Пушкин

***

Какая ночь! Мороз трескучий,
На небе ни единой тучи;
Как шитый полог, синий свод
Пестреет частыми звездами.

***

Вот север, тучи нагоняя, 
Дохнул, завыл – и вот сама 
Идет волшебница-зима, 
Пришла, рассыпалась; клоками 
Повисла на суках дубов, 
Легла волнистыми коврами 
Среди полей вокруг холмов.

Татьяна Шатских

Ах ты, зимушка-зима,

Ты пришла с морозами,

Нам сугробы намела

Ледяными косами.

Пробежала босиком

По дорожкам весело,

Кружевами нам потом

Окна занавесила.

Т. Растяпина

Зима – королева холодных ветров,
Одержит победу однажды,
Расстелет повсюду свой снежный покров
И властвовать будет. Неважно,
Что ледяная ее красота,
Ведь в этом величье царицы.

-Какие строки понравились? Почему?

-Выписать средства выразительности. Какое преобладает? Почему?

Федор Тютчев «Чародейкою Зимою…»

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

31 декабря 1852

Н. Заболоцкий «Начало зимы»

Заковывая холодом природу,

Зима идет и руки тянет в воду.

Река дрожит и, чуя смертный час,

Уже открыть не может томных глаз,

И все ее беспомощное тело

Вдруг страшно вытянулось и оцепенело

И, еле двигая свинцовою волной,

Теперь лежит и бьется головой.

А.С.Пушкин

***

Какая ночь! Мороз трескучий,
На небе ни единой тучи;
Как шитый полог, синий свод
Пестреет частыми звездами.

***

Вот север, тучи нагоняя, 
Дохнул, завыл – и вот сама 
Идет волшебница-зима, 
Пришла, рассыпалась; клоками 
Повисла на суках дубов, 
Легла волнистыми коврами 
Среди полей вокруг холмов.

Татьяна Шатских

Ах ты, зимушка-зима,

Ты пришла с морозами,

Нам сугробы намела

Ледяными косами.

Пробежала босиком

По дорожкам весело,

Кружевами нам потом

Окна занавесила.

Т. Растяпина

Зима – королева холодных ветров,
Одержит победу однажды,
Расстелет повсюду свой снежный покров
И властвовать будет. Неважно,
Что ледяная ее красота,
Ведь в этом величье царицы.

-Какие строки понравились? Почему?

-Выписать средства выразительности. Какое преобладает? Почему?

3 группа

Практики

Составить синквейн( пятистишье)

1.  Ключевое слово.  Существительное. (Зима или природа.  )

2.  2 прилагательных.

3.  3 глагола.

4.  Предложение.

5.  Вывод,  одно слово. Существительное.

Продолжить предложения.

Я люблю это время года...

Я не люблю зиму...

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме:"Сложные слова. Урок новых знаний"для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида.

В данной презентации представлен материал для проведения урока новых знаний по теме : "Сложные слова", 7 класс коррекционной школы 8 вида....

Презентация к уроку русского языка на тему "Вводные слова"

Данная презентация поможет учителю доступно и интересно познакомить учеников 8 класса с новой темой, покажет особенности расстановки энаков препинания при вводных словах....

Конспект урока русского языка по теме "Этикетные слова"

К данному уроку собрано огромное количество дополнительного материала: используйте его по  своему усмотрению, пусть он поможет вам реализовать свои идеи по данной теме....

Урок русского языка по теме Порядок слов в предолжении

Представлен конспект урока с презентацией...

План - конспект урока русского языка в 6 классе "Сочинение "Описание природы.Зима"

План – конспект урока содержит описание разных видов работ на уроке развития речи. В плане предложена грамматическая, стилистическая, орфографическая работа в рамках урока развития речи, а так же рабо...

Презентация к уроку русского языка на тему Зачем нужно охранять природу 6 класс

Презентация к уроку русского языка на тему Зачем нужно охранять природу 6 класс...

Технологическая карта открытого урока русского языка в 6 «А» классе по теме «Лаборатория слова. Описание природы»

Технологическая карта открытого урока русского языка в 6 «А» классе по теме «Лаборатория слова. Описание природы»...