Конспект урока "Типы словарей"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Конспект урока для 6 класса, цель которого- познакомить школьников с типами словарей русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka._tipy_slovarey._6_klass.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Словари. Типы словарей.

Цели урока:

образовательные – познакомить учащихся с основными типами словарей; научить работать со словарной статьей;

развивающие – активизировать  самостоятельную деятельность;  развивать познавательную активность, навыки публичной выступления;

воспитательные - воспитывать интерес к предмету; формировать положительные качества личности.

Тип урока:  нестандартный, открытия новых знаний.

Форма урока: урок-заседание, работа в группах.

Оборудование: проектор, словари, карточки с заданиями, групповые листы самооценки.

Ход урока.

I. Организационный момент.  Деление на группы по типам используемых словарей. Инструкция учителя. Каждая группа учащихся накануне получает задание подготовить описание  одного из типов словарей. При этом в каждой группе есть все словари, с которыми будут знакомиться на уроке. Задания, предлагаемые учителем, выполняют участники всех групп, учитель проверяет правильность выполнения заданий, учащиеся фиксируют результаты в групповых листах самооценки.

II. Формулирование темы и целей урока.

Вступительное слово учителя.

Обращение к эпиграфу урока (проецируется на экран) – «Словарь – это целый мир, расположенный в алфавитном порядке. Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков и наши собственные» А. Франс. (Беседа по содержанию высказывания).

Сообщение учителем кратких сведений по лексикографии.

Закончить вступительное слово можно словами: «Сегодня в гостях у Словарей слово, на котором «мир стоит», которое «в огне не горит и в огне не тонет», «суда не боится» и всегда живет с хорошими людьми». Что это за слово? Конечно, это одно из самых главных для человека слов - слово правда.

Уважаемые Словари, сегодня каждый из вас расскажет нам об этом замечательном слове.

. III.  Работа в группах.

 А) Работа с толковыми словарями.

- Что же такое правда? О значении любого слова мы можем узнать из толковых словарей.

Учащиеся рассказывают о существующих  толковых словарях, пометах, которые они содержат.

Задание для данной группы: сопоставить словарные статьи к слову «правда» во всех имеющихся толковых словарях, выявить различия. Особое внимание обращается на иллюстративный материал В.В. Даля, предлагается вспомнить пословицы и поговорки со словом «правда».

Б) Работа со словарями синонимов.

- Русская пословица гласит: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». О друзьях слова «правда» нам поведает словарь синонимов. Скажите, а какие синонимы есть у слова «правда»?

Учащиеся рассказывают о структуре словаря, правилах работы с ним.

- Синонимы являются таковыми до тех пор, пока находятся в словаре. Случается так, что близкие по значению слова в определенном контексте утрачивают свойства синонимов. Именно это происходит со словами «правда» и «истина» у М. Пришвина: « Правда требует стойкости: за правду надо стоять или висеть на кресте, к истине человек движется… Правды надо держаться, истину надо искать».

Задание: объяснить, почему М. Пришвин разделяет и даже противопоставляет эти слова? Составьте свои предложения с данными словами и определите их вид по цели высказывания и интонации.

В) Работа со словарями антонимов.

- Случается, что и враг даст полезный совет. С врагами слова «правда» нас познакомит словарь антонимов.

Учащиеся рассказывают о словарях антонимов.

Задание: запишите пословицы, в состав которых входят антонимические пары со словом «правда», сделайте синтаксический анализ одной из них.

Г) Работа со словообразовательными словарями.

- Чтобы о слове подлинную правду узнать, надо его по косточкам разобрать, с родней его до седьмого колена познакомиться. В этом нам помогут словообразовательные словари.

Рассказ учащихся о словообразовательных словарях.

Задание: сделать морфемный разбор и найти слова, от которых образовались слова «правда» и его синонимы и антонимы, подобрать однокоренные слова к слову «правда».

Д) Работа с фразеологическими словарями.

- Огромное значение слова «правда» подтверждает большим количеством устойчивых оборотов с этим словом, которые можно найти во фразеологических словарях.

Рассказ учащихся о фразеологических словарях.

Задание: запишите ФО со словом «правда», объясните их значения,  составьте предложения, включив в них данные выражения.

Е) Работа с этимологическими словарями.

- А всю подноготную о слове: его происхождении, значении в прошлом- можно узнать из этимологических словарей.

Учащиеся рассказывают об этимологических словарях.

Задание: определить, с какими словами состояло в близком родстве слово «правда».

VI. Подведение итогов. Выставление оценок.

Домашнее задание: написать эссе на одну из тем – «Для чего нам нужны словари?» или «Словарь – это целый мир…»

V. Рефлексия.

Чем был полезен для вас урок? Чему научились? К каким вопросам стоит вернуться еще раз? Каковы ваши впечатления об уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА В ГОСТЯХ У СЛОВАРЕЙ

В гостях у словарей Цель урока.1. Учить детей пользоваться разными словарями как помощниками в углублении знаний по предмету.2.  Развивать у учащихся интерес к предмету, что в значител...

Конспект проведения фронтального логопедического занятия по обогащению и активизации словаря в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Зимующие птицы. Прогулка в лес»

Занятие проводится в игровой форме, что позволяет удерживать внимание и интерес детей на всё время его проведения. Зал желательно украсить деревьями, сугробами, что создает у детей эффект присутствия ...

конспект урока по теме "Словари русского языка"

методический комплекс включает в себя конспект, презентацию и оценочный лист занятия по теме "Словари русского языка"...

Конспект урока "Этимологические словари"

Цель урока: познакомить школьников со спецификой этимологического словаря, научить пользоваться данными этимологии при объяснении современных лингвистических фактов....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛОГОПЕДИИ В0 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ С-Ш, РАСШИРЕНИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ ПО ТЕМЕ «ПОСУДА» У ДЕТЕЙ С СНР СРЕДНЕЙ И ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНИ».

Цель:Автоматизация и дифференциация С-Ш в речи.Расширение и активизация словаря по теме «посуда», развитие грамматического строя речи, связной речи.  Коррекционно-образовательные задачи:-...

Тема: Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей, словари лингвистические и нелингвистические.

Цели: 1. Знать особенности словарей, отражающие нормы правописания и произношения, энциклопедические и толковые словари, их структуру.2. Уметь ими пользоваться в исследовательской деятельности, при по...