Открытый урок по русскому языку: "Части речи".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Генрихс Анна Андреевна

Открытый урок по русскому языку: "Части речи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chasti_rechi_.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Урок русского языка в 5 классе МБОУ «Авдинская СОШ»

Учитель Генрихс Анна Андреевна

По теме: «Морфология. Самостоятельные и служебные части речи (повторение изученного в начальной школе)».

Тип урока: урок систематизации знаний, полученных в начальной школе.

Цели урока: продолжить формирование представления о самостоятельных и служебных частях речи, организовать деятельность обучающихся для достижения ими следующих результатов:

Задачи:

1. Знакомство с делением частей речи на самостоятельные и служебные.

2. Формирование умения разграничивать самостоятельные и служебные части речи.

3. Воспитание интереса к урокам русского языка, чувства ответственности, взаимопомощи товарищу.

Требования к уровню подготовки:

Предметные – умение на практике применять теоретические знания о самостоятельных частях речи; овладение навыками анализа морфологических признаков изученных частей речи.

Личностные – формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Метапредметные – умение выявлять проблему, определять цель работы; умение грамотно строить устное монологическое высказывание; умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Оборудование: ПК учителя, мультимедийное оборудование, учебники, рабочие тетради, раздаточный материал.

Этапы урока

1. Мотивация к учебной деятельности. Организационный этап (2 мин)

Актуализация знаний

(5 мин)

Постановка учебной задачи

(5 мин)

Совместное исследование проблемы. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (6 мин).

Реализация построенного проекта. Составление алгоритма

(5 мин)

Физминутка

(3 мин)

Этап закрепления и применения полученных знаний (6 мин).

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (5 мин)

Включение в систему знаний, повторение. (4 мин)

Рефлексия учебной деятельности на уроке (4 мин).

Домашнее задание

(1 мин).

формы

Фронтальная, индивидуальная

Фронтальная, индивидуальная

Фронтальная, индивидуальная

Индивидуальная, фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная, парная

Индивидуальная

Фронтальная

Фронтальная, индивидуальная

Индивидуальная

Деятельность учителя

Приветствие.

Здравствуйте, ребята. Тема, которую мы будем изучать сегодня, является очень актуальной. Важность ее определяется тем, что в дальнейшем вы будете более подробно и основательно изучать то, о чем мы сегодня начнем разговор. Поэтому от того, как вы поймете сегодняшнюю тему, во многом будет зависеть, насколько успешно будет проходить дальнейшее ваше знакомство с языком.

Определение темы урока:

Ребята, тему нашего урока я спрятала в стихотворном тексте. Внимательно прослушайте стихотворение и подумайте, какова тема нашего урока? Назовите её.

Существительное - школа,

Просыпается - глагол.

С прилагательным весёлый

Новый школьный день пришел.

Встали мы - местоименье,

Бьёт числительное семь.

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично

На уроках дорожим.

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Не и ни - у нас частицы.

Нам их надо повторять.

И при этом не лениться

И ни часу не терять!

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья ох и ах!

А потом

У тёплой печи

Тема нашего урока- части речи.

В тетрадь записывается число и тема урока.

На прошлом уроке вы работали над правописанием гласных и у а после шипящих.

Составьте предложения со словами брошюра, жюри, парашют, жюльен. Почему это слова названы исключениями? Прочитайте составленные предложения. К какой части речи принадлежат эти слова?

Прочитайте тему нашего урока. Как думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?

О каких частях речи будем говорить сегодня?

Подводит к постановке цели и задач урока.

Сегодня мы начинаем изучение раздела «Морфология».

- Что вы знаете о происхождении этого слова?

- Что изучается в этом разделе?

- Какие части речи существуют в нашем языке?

Работа с текстом. Прочитайте текст. (Карточка)

Определите его тему и основную мысль.

Разбейте его на два абзаца.

Вопрос о частях речи – один из наиболее древних в языкознании. Части речи были выделены в Индии в V в. до н.э., в Греции в IV в. до н.э. Части речи русского языка впервые описаны Михаилом Васильевичем Ломоносовым в «Российской грамматике», которую он опубликовал в 1757 году. Несмотря на это учёные до сих пор окончательно не решили, сколько частей речи в русском языке и на основе каких признаков их следует выделять.

На этот сложный вопрос мы сегодня попробуем дать ответ.

- Как отличить самостоятельные части речи от служебных?

- Какой алгоритм можно использовать?

Давайте попробуем составить этот алгоритм.

- Какие признаки частей речи мы выделяем?

Составляется совместно таблица.

Признак

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

Значение

имеют, отвечают на вопрос

не имеют, служат для связи самостоятельных частей речи

Вопросы

можно задать вопрос

не имеет вопроса

Морфологические признаки

имеют

частично

Синтаксическая роль

являются членом предложения

не являются

членом предложения

Если я назову глагол, вы хлопайте, существительное – топайте, прилагательное – приседайте.

Из текста (текст на доске) выписать слова по группам, используя составленный алгоритм, объяснить свой выбор:

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, -

Говорит одна девица, -

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир».

«Кабы я была царица, -

Говорит ее сестрица, -

То на весь бы мир одна

Наткала бы полотна».

«Кабы я была царица, -

Третья молвила сестрица, -

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря».

(А.С. Пушкин)

Имя

сущ.

Имя

прил.

Имя

числит.

Местоимение

Глагол

Наречие

Предлог

Союз

Ча

с

тица

Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего товарища, пользуясь эталоном ответа (выводится на экран). Обнаруженные ошибки доказываются с опорой на алгоритм. Помог ли составленный нами алгоритм для определения частей речи?

Работа с учебником упр. 29

Распределить слова по столбикам (существительное, прилагательное, глагол). Доказать правильность своего решения. Выделить корни в словах.

Ребята, найдите, какие части речи спрятались в стихотворении.

Существительное школа.

Просыпаемся глагол.

С прилагательным весёлый

Новый школьный день пришёл.

Встали мыместоименье.

Бьёт числительноесемь.

За ученье, без сомненья.

Приниматься нужно всем.

Мы наречием отлично

На уроках дорожим.

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Не и ни у нас частицы.

Нам их надо повторять.

И при этом не лениться

И ни часу не терять!

После школы, как известно.

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья ох и ах.

А потом у тёплой печи

Повторяем части речи.

О. Высотская

- На какие вопросы мы сегодня нашли ответы?

-Закончите предложение:

Я узнал…

Я научился…

Отметьте на полях «+» если вы без затруднения определяете части речи, если вы еще затрудняетесь, поставьте «!», я буду знать, что вам нужна моя помощь.

Учитель объясняет домашнее задание.

Учебник стр. 15 упр. 30

Задание повышенной сложности упр. 33 (р/р).

Деятельность ученика

Учащиеся приветствуют учителя, прослушивают стихотворение, называют тему урока, записывают в тетрадь.

Дети работают с предложенными словами, составляют предложения, озвучивают их.

Дети анализируют тему урока и ставят перед собой цели: вспомнить какие в русском языке выделяют части речи, составить алгоритм различия служебных и самостоятельных частей речи, научиться пользоваться данным алгоритмом.

Отвечают на вопросы. Работают с карточкой.

Обдумывают тему и основную мысль текста. Строят план достижения цели, определяют средства, ресурсы.

Дети работают в своих тетрадях. Выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Обсуждают и выбирают оптимальный вариант.

Выполняют задание.

Выполняют задание, заполняют таблицу в тетради, объясняют свой выбор действия с проговариванием алгоритма решения вслух. Работают в парах, самопроверка по шаблону.

Самостоятельно выполняют задание. Осуществляют самопроверку, сравнивают с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их решить.

Озвучивают части речи.

Проговаривают, что узнали, чему научились и что ещё нужно доработать.

Записывают задание в дневник.

Формируемые УУД

Познавательные УУД: слушать, извлекая нужную информацию.

Коммуникативные УУД: вступать в диалог.

Личностные УУД: положительное отношение к познавательной деятельности.

Регулятивные УУД: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Предметные УУД:

воспроизводить знания о частях речи, формировать логическое мышление.

Коммуникативные УУД: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, формулировать собственные мысли.

Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу.

Регулятивные УУД: осознавать возникающие трудности и пути их преодоления.

Личностные УУД: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.

Предметные УУД: воспроизводить знания о частях речи, формировать логическое мышление.

Личностные УУД: желание приобретать новые знания.

Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу.

Коммуникативные УУД: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками; формулировать собственные мысли, задавать вопросы. Находить информацию в учебнике.

Регулятивные УУД: Осознавать возникающие трудности и пути их преодоления.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы.

Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, делать обобщения, выводы. Коммуникативные УУД: Вступать в учебный диалог с учителем; доказывать свою точку зрения, формулировать собственные мысли.

Личностные УУД: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания; способность к самооценке своих действий.

Познавательные УУД: умение обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, понимать информацию, представленную в схематичной, модельной форме.

Коммуникативные УУД: осознавать познавательную задачу

Предметные УУД: формирование представления о частях речи.

Личностные УУД: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения и достижения одноклассников.

Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Коммуникативные УУД: Вступать в учебный диалог с учителем и учеником; доказывать свою точку зрения, формулировать собственные мысли.

Предметные УУД: формирование представления о частях речи.

Познавательные УУД: умение обобщать и классифицировать по признакам.

Личностные УУД: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания.

Регулятивные УУД: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: осознавать познавательную задачу

Познавательные УУД: умение обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: осознавать познавательную задачу.

Личностные УУД: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания.

Личностные УУД: желание приобрести новые знания, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Регулятивные УУД: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Познавательные УУД: Понимать информацию, представленную в схематичной форме.

Коммуникативные УУД: формулировать собственные мысли.

Самоанализ урока

Предмет: русский язык

Класс: 5

Учитель: Генрихс А.А.

Тема урока: «Морфология. Самостоятельные и служебные части речи (повторение изученного в начальной школе)».

В классе обучается 12 учеников (3 девочки и 9 мальчиков). Уровень развития у детей различный, поэтому при работе учитывала способности и возможности каждого ученика. Класс обучается по учебнику УМК Т. А. Ладыженской.

Цель урока: создать условия для формирования представления о самостоятельных и служебных частях речи. Организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов:

предметные - умение на практике применять теоретические знания о самостоятельных частях речи и служебных.

личностные – формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

метапредметные – умение выявлять проблему; определять цель работы; грамотно строить устное монологическое высказывание; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Задачи:

1. Продолжить знакомство с делением частей речи на самостоятельные и служебные.

2. Формирование умения разграничивать самостоятельные и служебные части речи.

3. Воспитание интереса к урокам русского языка, чувства ответственности, взаимопомощи товарищу.

Тип урока: урок систематизации знаний, полученных в начальной школе.

На основе выявленных уровней учащихся, на данном этапе обучения, я планировала урок с использованием разных заданий и видов деятельности.

На данном занятии я старалась реализовать важные для современного урока русского языка подходы:

функциональный: распознавали части речи через постановку проблемных вопросов.

коммуникативно-деятельный: работа с текстом

организация самостоятельной деятельности учащихся: выполнения упражнения.

личностно-ориентированный подход реализовывался через внимание к речи других людей, обучению связной речи.

Исходя из целей, структура урока состоит из 11 этапов, которые все были соблюдены.

  1. Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент способствовал психологическому настрою учащихся на плодотворную работу и восприятию новых знаний.
  2. Актуализация знаний. Работа над правописанием гласных и у а после шипящих.
  3. Постановка учебной задачи. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  4. Совместное исследование проблемы. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. Учащиеся самостоятельно определили тему и цели урока.
  5. Реализация построенного проекта. Составление алгоритма. Разработали алгоритм.
  6. Физминутка.
  7. Этап закрепления и применения полученных знаний. Работа с текстом, применение знаний и умений. Работа в паре.
  8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самостоятельная работа и самопроверка способствовали выявлению затруднений в распознании частей речи.
  9. Включение в систему знаний и повторение. Обобщение знаний, полученных на уроке.
  10. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
  11. Домашняя работа. Задание направлено на закрепление полученных знаний (упр.30), развитие творческих способностей (упр. 33).

Урок был выстроен с целью обобщения и систематизации изученного материала в начальной школе. Тема урока сформулирована доступно; изложена цель урока. На уроке были использованы различные методы и приёмы: частично-поисковый, беседа, проблемные ситуации, диалог, работа с карточкой, информационно – коммуникативная технология. На уроке знания не предлагались обучающимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно. Обучающиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания.

Были применены следующие педагогические технологии:

- здоровьесберегающие технологии на этапе проведения физминутки, а также на этапе психологического настроя (организационный момент).

- информационо-коммуникативные технологии использовались с целью формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, соблюдая правила речевого поведения.

Учебная работа на уроке была разнообразна: чередовались виды организации деятельности учащихся, такие как: обсуждение, беседа (ответы на вопросы учителя), самостоятельная работа, взаимопроверка, самопроверка.

Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с обучающимися доброжелательный. На протяжении всех этапов урока реализовывались поставленные задачи. Дети были активны, адекватно оценивали свою учебную деятельность.

Приёмы подведения итогов урока, способствуют развитию мыслительных операций, таких как умение систематизировать, обобщать изученное, анализировать и оценивать свою деятельность на уроке.

Считаю, что проведенный урок реализовал поставленные задачи. Структура урока выдержана. Формы урока адекватны целям и задачам, предложенные задачи использованы целесообразно. Все предложенные задания имели практическую направленность. Гигиенические требования соблюдались, физкультминутка проводилась. Большинство детей справились со всеми заданиями, выявили трудности в работе, оценили свою деятельность на уроке, что является важным компонентом регулятивных УУД. Цель урока достигнута.

Оценки учащимся объявлены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Открытый урок по русскому языку "Озаряющие слова" (роль эпитетов в художественной речи)

Форма урока: работа в группах с элементами мастерской письма....

Методическая разработка по русскому языку "Части речи"

Методическая разработка по русскому языку по теме: "Части речи", 9 класс...

Русский язык. части речи. 3 класс. Перспектива

Русский язык. Климанова. Перспектива.3 класс...

Открытый урок по русскому языку в 7 классе. «Познай слово. Рождается внезапная строка» Урок развития речи.

Развитие речи учащихся для седьмого класса по предмету Русский язык....