Открытый урок по русскому языку в 7 классе. «Познай слово. Рождается внезапная строка» Урок развития речи.
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Развитие речи учащихся для седьмого класса по предмету Русский язык.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rozhd._vnezap._stroka.docx29.98 КБ

Предварительный просмотр:

 Открытый урок по русскому языку в 7 классе. «Познай слово. Рождается внезапная строка» Урок развития речи.

Цели:  1)  активизировать внимание школьников на   вдумчивое и чуткое  отношение к каждому слову и оттенкам значений, умение определять его лексическое значение,  ассоциативные связи и образы,  а также  этимологию, символику и мифологические представления;                                                                        2)  развивать устную и письменную речь учащихся на примере мастеров слова, образное мышление, воображение, наблюдательность;                                                  3) воспитывать любовь к русскому языку.

                                                              Дивишься драгоценности нашего языка: что

                                                       ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно,  

                                                        как сам жемчуг, и, право,  иное названье  еще

                                                    драгоценней  самой   вещи.

Н.В.Гоголь.                                                                                                                                                             Оборудование: карточки, иллюстрации, компьютер, экран проектора, рисунки.                                                                          

1.Вступительное слово учителя:

Добрый день, дорогие ребята! Я рада вас видеть на нашем  необычном уроке. У нас сегодня присутствуют гости, но это не должно вас  смущать. Наоборот, вы должны показать, на что вы способны. Надеюсь, что мы с вами будем сотрудничать. Тему урока и цели мы сформулируем позже, а сейчас внимательно послушайте.

Настоящий писательский труд сродни  некоему таинству.                                     Разве не чудо, что  из обыденных слов, которые мы слышим и произносим едва ли  не с пеленок, вдруг в силу какой-то магической власти художника слова возникает живое человеческое лицо или  прекрасный в своем увядании осенний лес; слышатся людские голоса, исполненные восторга, радости,  гнева или печали; ощущается утренняя прохлада речной воды или  сладковато-терпкий запах дыма костра!  И все это переживается нами, трогает  сердце и бередит душу. Эти прекрасные  художественные образы возникают в нашем сознании оттого, что писатели и поэты очень бережно относятся к каждому слову, создавая настоящие жемчужины.

Писатель Е.И.Носов говорил: «Слово к слову, крестик к крестику - и возникает многоцветный рисунок, а то и  произведение подлинного искусства, если его творила рука мастера»

-Вот и мы сегодня  попробуем вдумчиво относиться  буквально к каждому слову, постараемся его познать и,  может быть,  из-под нашего пера  вдруг родится внезапная строка.                                                                                                                            - Итак, какова тема нашего урока развития речи?                                                          (ученица формулирует сама, например, «Узнай слово»)                                            Учитель корректирует: «Познай слово. Рождается внезапная строка»                          - Записываем тему урока  и эпиграф.                                                                                                                 - А чтобы лучше познать слово, что нам для этого надо?                                                    - Сформулируем цели урока:                                                                                                  ( ученица : уметь определять лексическое значение слова, его происхождение, развивать устную и письменную речь)                                                                                                                                 - И еще мы поговорим о символике, мифологических представлениях данного слова, будем стараться формировать и развивать образное мышление, воображение, наблюдательность.

Итак, первая наша рубрика «Познай слово»

- Подумаем,  о чем пойдет речь?

Это бывает после дождя, когда солнечные лучи преломляются в дождевых каплях (радуга)

 - Вы дома выписали лексическое значение этого слова, давайте прочитаем.

( одновременно высвечивается на экране проектора)

Радуга* - разноцветная дугообразная полоса на небе, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях.

( показ иллюстраций радуги по компьютеру, рисунки ученицы)

- А теперь вспомним, что такое ассоциации?

 Ассоциации* - связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое, например, ассоциации по сходству                               (на экране проектора)                                                                                                    

- Какие словесные ассоциации вызывает слово радуга?

(семь цветов, дождик, веселье,  смех, небо,  шум реки, яркие лучи)

- А как по порядку распределены цвета в радуге?

(Красный,  оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)                       Есть такая фраза: каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

 - С восприятием радуги связаны капающий дождик, гром, шелест листьев, пение птиц, тишина,  запах цветов и сырости (свежести)

Поэтесса Л. Татьяничева писала:

Все на что-нибудь похоже,

На кого-то и на что-то

Встала радуга над рожью,

Как…(огромные ворота)                                                                                                                 – А сейчас вспомним  такие выразительные средства, как эпитеты, метафоры, сравнения ( ученик читает лексическое значение слов, выписанных из словаря)                                                                                                                                  Эпитет* - слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее его свойства, признаки. Эпитеты могут быть выражены разными частями речи: матушка – Волга, ветер – бродяга, очи светлые, солнце красное, сыра земля. Эпитет* - художественное, образное определение.                                                              Метафора* - переносное значение слова, когда одно явление уподобляется другому, причем, используется и сходство, и различие: костер рябины красной, ручка двери, подошва горы, хвост очереди.                                       Метафора* - скрытое сравнение.                                                                               Сравнение* -  это сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из  них с помощью другого. Например: как раскрытый зонтик мамин, шляпка тонкого опенка.

-Какие образы возникают, когда мы смотрим  на радугу? Используйте эти выразительные средства:

( разноцветная дуга, коромысло, одногорбый верблюд, мостик, дорога, по которой передвигаются различные сказочные герои; девушка-радуга вырвалась из темных туч; радуга, словно подкова; разноцветные ступени от горы до горы, дорога между небом и землей)                                                                    - Есть еще варианты: воздушная арка, семицветный полукруг из семи  широких дуг, поднебесные ворота                                                                                                  ( подчеркнутые записываем в тетрадь)

-Писатель И.С.Шмелев часто вспоминал весенние грозы в светлых полях и ласковую, милую с детства радугу. Сергей Шуртаков так писал о радуге:

(на экране проектора)

«Над чистым, сияющим миром - огромная, в полнеба, стояла радуга. Один конец чудесной семицветной дуги тонул далеко-далеко за лесами, другой опустился в голубую  излучину реки Истры»

Излучина - крутой поворот реки, изгиб.                                                                                                                                                                                           - Найдем  выразительные средства  в этом описании радуги:                                                                              ( чистый, сияющий мир; огромная, в полнеба радуга; чудесная семицветная дуга)

-А сейчас заглянем в этимологию, то есть в  происхождение слова радуга:

Итак, радуга (от укр.   диал.)- райдуга, которая является сложением  слов                 « рай» и  « дуга» В таком случае, радуга - «пестрая дуга»

-Какая же символика  заложена в это слово?

(  рассказывает  ученица)

Радуга - впечатляющее небесное явление. Во многих культурах - символ божественных проявлений доброжелательного характера. Так,  в  Библии радуга - это знак Бога, что с этого момента  больше не будет  всемирного потопа. В христианской символике Средневековья 3  цвета радуги объясняются так:  образ всемирного потопа - синий, мирового пожара -   красный и новой земли – зеленый.  А семь цветов - образы семи таинств и семи даров Святого Духа или примиряющий небо и землю символ Марии. В европейских  народных верованиях радуга часто ассоциируется с вестью о будущем богатстве или нахождении  сокровища (там, где радуга касается земли, там и  клад)

-Из чего  состоит слово радуга?

( Ра - дуга, где Ра - Бог солнца, смотрите:  солнце и дуга)

( ученик  читает наизусть )

От дуги до радуги - только слог,

От дуги до радуги - только вздох,

От дуги до радуги - семь цветов,

От дуги до радуги - сладость снов.

Дотянуться хочется до тебя,

Прикоснуться к поясу, теребя,

Разноцветье кисточек золотых.

Солнышко лучистое, покажи мне их.

-Послушаем  мифологические представления о радуге:

( рассказывает учитель)

В славянских  языках радуга имеет много названий, которые отражают  народные представления  о радуге: дуга, райская дуга, веселка, веселуха, Божий лук,  Божий пояс,  золотой мосток, коромысло, краса, красуля. У всех славян существует мнение, что радуга набирает, высасывает, пьет воду из озера, моря, реки или  колодца, подобно змею. В Болгарии известно даже представление о том, что радуга - это пояс Господа, который он полощет во время дождя или сушит после дождя.

( стихотворение  читает ученица)

Как неожиданно и ярко,

На влажной неба синеве,

Воздушная воздвиглась арка

В своем минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,

Другим за облака ушла-

Она полнеба обхватила

И в высоте изнемогла.

О, в этом радужном  виденье

Какая нега для очей!

Оно дано нам на мгновенье,

Лови его, лови скорей!

Смотри - оно уж побледнело,

Еще минута, две - и что ж?

Ушло, как  то уйдет всецело,

Чем ты и дышишь и живешь.

                            Ф.И.Тютчев.

( далее учитель читает отрывок из рассказа Е.Носова «Радуга»)

2. Следующая наша рубрика «Подари сюжет»                                                                -  А сейчас постараемся внимательно понаблюдать за окружающим миром и  рассказать о том, что поразило вас. Может быть, вы что -  то вспомните,  а, может быть,  вы сделали какое- то открытие.

( рассказывает ученица)

Однажды я увидела, как на каменистой почве пробивается маленький зеленый росточек. Я была поражена! Какой надо обладать силой, чтобы пробиться через небольшое отверстие твердого камня! Какое жизнелюбие у этого растения! С каждым днем росток становился все больше и больше. Вот на нем уже появились молодые клейкие листочки, а сам ствол становился все толще и толще. Да ведь это настоящее чудо! « А почему на моем пути встретился этот цветок?»- подумала я.  Наверное, я должна быть такой  же стойкой и волевой, как это крохотное растеньице.                                                              – Пусть каждый прожитый день станет для вас  новым открытием!

-А сейчас проверим письменное домашнее задание.                                                               - У нас   следующая рубрика: «Представь и опиши»

-Вы стоите у подножия водопада,  посмотрите  вверх. Какое чувство вы испытываете?

-Вы лежите на теплой траве и смотрите в небо. О чем вы думаете?                                 - Вы стоите на вершине высокой горы, посмотрите вниз, опишите увиденное.

 ( могут быть, такие  примерно варианты  мини – сочинений)

а) Я никогда своими глазами не видела водопад, только читала о нем в книгах, но сейчас попробую представить это чудо природы хоть на несколько минут. Мощные потоки воды с бешеной скоростью  падают с вершины вниз. Я смотрю, как завороженная. Мне  кажется, что это я стою у  подножия  водопада, и меня сейчас тоже унесет сильной волной в эту бездну. На минуту мне сделалось даже страшно, но все же  красота водопада покорила меня. Интересно, сколько на земле таких замечательных явлений природы? Я думаю, что их надо беречь для будущих поколений.                                                         б) Хорошо в летний солнечный день лежать на теплой траве и смотреть в бездонное голубое небо. Ласково смотрит солнышко с ясного неба. Свежий ветерок гонит легкие облака, похожие на разные фигурки. Вот армады кораблей, плывущих по безбрежному океану. А это белые пушистые медведи на больших глыбах льда. Вокруг меня много васильков, кашки, буйство ромашек. Всюду стрекочут кузнечики, вьются разноцветные бабочки. Легко дышится, на душе какое – то умиротворение. Так и лежал бы здесь часами, думая о своем. Быть наедине с природой – это прекрасно.                                   в)  Я с детства боюсь высоты, но, однако, какая – то неведомая сила тянет меня взобраться на самую высокую гору, какая только есть у нас. Когда я стою на вершине горы, меня охватывает чувство радости и восхищения красотами родного края. Только с высоты птичьего полета можно оценить всю прелесть  нашей природы. И мне хочется лететь, парить в воздухе, как птица под облаками. Я стою здесь, и мой взор падает далеко – далеко, но с высоты это расстояние не ощущается. Я долго нахожусь в этом сказочном мире, и мне не хочется уходить.

3.-А сейчас  попробуем  из ярких, образных словосочетаний придумать предложения.                                                                                                                                      - Итак, рубрика:  «Создайте контекст по образному средству»

- Возьмем, например,   образное словосочетание «золотистые косы» и придумаем с ним предложение:

 У поэта С.А.Есенина есть такие строки:

 Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

 И холщовый ее сарафан.

                       (Осенью у березки веточки, словно золотистые косы)

 - А теперь такое образное словосочетание: мороз-воевода.                                         Вспомним у  Н.А.Некрасова:

 Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи-

 Мороз-воевода  дозором

Обходит владенья свои.

   ( Мороз – воевода сковал все реки льдом)                                                          Записываем предложения в тетрадь.                          

- Мастера  слова часто используют такие яркие, образные  выразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения,  например, у Е. И.Носова:                                                    (текст напечатан у ученицы на карточке и на экране проектора)                                                                                              

« В синеве неба старый тополь раскрыл свою кружевную вершину в черной короне грачиного гнездовья. Толстые ветви, похожие на воздетые руки,  золотисто млеют от вешней теплыни, и перезимовавшие птицы, еще набитые слежалым снегом, роняют часто посверкивающую  капель. Грачи с гамом… мельтешат над своим поселением, и тогда видно, как они… страстно, с поклоном весне, ее светозарному диву, раскрывают клювы и веером разбрасывают  хвосты, а на  неплотно запахнутых крыльях, готовых в любой миг снова нести в небо, промелькивают солнечные блики»

( из набросков к  «Моей Джомолунгме»)                                                                         - Найдем такие выразительные средства: кружевная вершина тополя; черная корона грачиного гнездовья; ветви – воздетые* руки; золотисто млеют от вешней теплыни;  часто посверкивающая капель; светозарное диво; веером разбрасывают хвосты; солнечные блики.                                                               Воздетые* руки -    (устар.) поднять вверх руки (в знак возмущения, мольбы, призыва к справедливости)                                                                                                                                      - Посмотрите, сколько здесь ярких выразительных средств! Это говорит о богатстве и выразительности русского языка. Не случайно Н.В. Гоголь сказал о русском языке (обращаемся к эпиграфу урока)  Выделить графически изученные орфограммы и прокомментировать их.

- «Художник»,- так называется наша следующая рубрика.

 Мы знаем, что  Е.И.Носов, наш земляк, не только мастер слова, но еще и настоящий художник. Давай  посмотрим репродукции его картин

                                           (на экране проектора)

Вот картины «Среди долины ровныя…», «Березовый свет» Придумайте свои варианты названий картин.

 ( «Дуб как былинный ратник»,  «Мощный дуб у дороги», «Дуб на страже леса», «Белоствольные красавицы», «Люблю березку русскую»)

-А сейчас мы познакомимся с замечательным русским художником Иваном Константиновичем Айвазовским (1817-1900)

(ученица рассказывает  биографию)

 Айвазовский И.К. родился в Феодосии на берегу Черного моря и с детства любил морскую стихию. За свою долгую жизнь  он написал невероятно много картин- 6 тысяч! И  почти все его картины  посвящены морю. Будущий художник рос в бедной семье. Он увлекся рисованием, когда ему и не было и 10 лет. Но мальчику не на что было покупать бумагу и краски, поэтому он рисовал свое любимое море и корабли  углем  прямо на  белых стенах домов в Феодосии. Со временем он поступил  в Академию художеств в Петербурге, где  стал одним из лучших учеников и после  окончания получил  Большую золотую медаль. Закончив  Академию, Айвазовский  отправляется в путешествие по Европе, и везде, где бы он ни бывал,  он писал море. Переправляясь на корабле из Франции в Португалию, художник едва не погиб во время бури. А вскоре была создана знаменитая картина «Девятый вал» и другие  произведения о море. Слава пришла  к нему быстро. Никто лучше его не умел писать морские пейзажи, корабли, высокое небо над морем.

(показ  по компьютеру картины « Девятый вал»)                                                                       - Какое впечатление производит  на вас  эта картина?                                                 (ученик делится своими впечатлениями от  полотна)                                                                  И.К.Айвазовский  на своем полотне показывает море, которое еще не успело успокоиться после ночного шторма, и людей, потерпевших крушение. Золотые лучи восходящего солнца освещают катящиеся волны. Самая большая из них  девятый  вал – снова готова обрушиться на людей.  Измученные неравной борьбой со стихией, они пытаются спастись на деревянных обломках мачты своего корабля.  Всеми изобразительными средствами художник подчеркивает величие моря и упорство людей.  Но мы не видим ужаса катастрофы. Пусть бушует стихия, и катятся гигантские волны.  Вера и мужество людей помогут им справиться с бедой.  Все здесь находится в движении, и море кажется живым.  Художник использует  яркие краски. Верхняя часть полотна в розово – фиолетовых тонах – небо, через облака проходят первые лучи солнца.  Внизу – тревожное сине – зеленое море, гребни которого переливаются всеми цветами радуги.                                      Картина – гимн мужеству человека, берущего верх над силами природы.

-Учитель:

Его картины -  как живые. Художник  говорил, что море - это самая интересная тема в живописи, ведь оно всегда разное: то тихое, спокойное, то бурное и грозное, на закате  солнца оно иное, чем на рассвете, а зимой не такое, как летом. У каждого моря свой, особенный характер.

                     (во время рассказа показ картин на экране проектора)

Уже при жизни  Айвазовского  окружала поистине мировая слава. Один из биографов писал, что его жизнь была « одной из  счастливейших человеческих жизней»,  настоящей волшебной сказкой, богатой событиями и прекрасной, как чудесный, пленительный сон. Но художник мало походил на сказочного  кудесника с волшебной палочкой. Исключительная работоспособность - вот слагаемые успеха. Столь  огромное количество произведений (6 тысяч!) можно было написать, только владея техникой быстрого письма. Об этой быстроте ходили легенды. Известно, что огромное полотно «Момент  мироздания» было написано за один день. В присутствии генерала Ермолова в течение 2 часов был создан «Вид Кавказских скал у берегов Черного моря» Скорости работы способствовала удивительная память художника. Он считал, что человек, не одаренный памятью, может быть живым фотоаппаратом, но истинный художник-никогда. Движение живых струй неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны - немыслимо с натуры.

Летом 1838 года художник принял участие в маневрах военного флота. Он познакомился с  адмиралами Корниловым, Нахимовым, которые с удовольствием объяснили ему устройство кораблей. Его знания о том, что судно кренится под ветром, горит, тонет, были точными. Даже секретные детали конструкции российских военных кораблей того времени были ему известны. В его доме была собрана богатая коллекция моделей парусников, а  гибель русского флота во время неудачной Крымской кампании художник переживал как личное горе. Как  истинному художнику, Айвазовскому нужен был большой масштаб, его привлекали сенсации в мире природы: наводнения, водопады, штормы, крушения.

4.-Следующая наша рубрика «Композитор»

Послушайте музыкальное произведение (симфоническая поэма М.Черлениса «Море») Какие мысли и чувства оно у вас вызывает?  Опишите  свое состояние:

Стою на берегу  такого могучего и бескрайнего моря.  Хочется чайкой полететь в голубую даль, парить над морем, в полной мере сознавая, что это свобода. Душа наполняется  чистотой и свежестью.  Как легко дышится!  Вольный ветер и я   - в едином порыве.

-А теперь наоборот. Я прочитаю вам текст, а вы  займитесь словесным рисованием.

День был ясный, прозрачный, слегка морозный, один из тех осенних  дней, в которые охотно миришься и с холодом, и с сыростью, и с тяжелыми калошами. Воздух прозрачен до того,  что виден клюв у галки, сидящей на самой высокой колокольне; он весь пропитан запахом осени. Выйдите вы на улицу, и ваши щеки покроются  здоровым, широким румянцем, напоминающим хорошее крымское яблоко. Давно опавшие желтые листья, терпеливо ожидающие первого снега и попираемые ногами, золотятся на солнце, испуская из себя лучи, как червонцы. Природа засыпает тихо, смирно. Ни ветра, ни звука. Она, неподвижная и немая, точно утомленная за весну и лето, нежится под греющими, ласкающими лучами солнца, и, глядя на этот начинающийся покой, вам самим хочется успокоиться.

                                                              А.П.Чехов.

( Я слышу чистые,  теплые,  по-осеннему прозрачные звуки.                                                                          Льется плавная, нежная, спокойная, даже убаюкивающая мелодия. Чуть скрипнула калитка, послышались тихие шаги. Прошуршала под ногами осенняя листва.  Тишина в природе -   и у меня спокойно на душе)

5.И  последняя наша рубрика: «Словесно-художественная рефлексия. Рябина»                                                                                                                           Рефлексия*  (книж.) – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ слова.                                                                                                                                        (Показ иллюстраций рябины по компьютеру)

- Попробуем охарактеризовать  рябину с разных сторон:                                                        (на карточках)

а) Звучание слова (резко, с болью начинает звучать слово, потом смягчается)

б) Ассоциации:  гроздь,  огонь, осень, аллея, дом, деревья, окно, заморозки, снегири, воспоминания.

в) Рифмовка-тренировка (рябина-калина, осина, паутина, корзина)

г) Цвет (охристые листья, бордовые ягоды осени, цвет крови, цвет старого вина, золотистая)                                                                                                                    Охра* – порошок желтого цвета.

д) Звук (стук капель по стеклу, шелест деревьев, щелканье спелых замороженных ягод, тяжелый, сухой)

е) Форма (листья-решетки)

ё) Характер (щедрая гроздь рябины, грациозная, безмолвная, грустная, царственно-красивая)

-А сейчас послушаем описание  рябины (читает ученица)

 Слово-то какое - в глазах рябит. Снегири прилетают клевать с нее ягоды, а эльфы боятся, не подходят. Она гонит глубокие мысли, и цвет у нее веселый - ярко-красный. Только мне не нужны ее терпкие ягоды, я больше люблю эльфов. Слышали ли вы когда-нибудь о столетних рябинах? Они всегда молодые. Как умирают рябины? Да разве мы знаем?! Это дерево для счастливых .

Эльфы – в герм.  мифах – сказочное существо, дух. Светлые эльфы – духи воздуха. Темные  эльфы - гномы, подземные кузнецы, хранители горных сокровищ.                                                                                                                                          – А сейчас на экране проектора иллюстрации  рябины зимой. Попробуем рассмотреть внимательно и описать зимние гроздья рябины. Итак, у нас творческая работа.                                                                                                                 (Может быть такой вариант)                                                                                                             У меня под окном растет очень красивая рябинка.  Она мне нравится во все времена года. Но особенно зимой ее  огненно – красные гроздья привлекают мое внимание, хотя они чуть – чуть запорошены снегом. Они, словно бисер, нанизаны на веточку и переливаются в лучах восходящего солнца. Вот на рябинку прилетела стайка синичек, а тут и дрозды явились. Хорошо им поживиться  сладкими, замороженными бусинками ягод  в  такую стужу! И мне приятно полюбоваться на пернатых друзей.

-Чтение  учителем  стихов о рябине:

1.Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья,

Я родилась.

Спорили  сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

   М.Цветаева.

2.Черный ворон, белый снег,

Наша русская картина.

И горит в снегу рябина,

Ярче прочих дальних вех.                                                                                             А.Жигулин.                                                                                                                                                                    – Попробуйте составить четверостишие о рябине. Может быть, в эту минуту у вас родится внезапная строка.                                                                                       Получилось вот такое четверостишие:

             Красные гроздья рябины

                Ярко алеют вдали.

              Осени этой картины

              Русскому сердцу милы.                  

 6. Обобщение урока (рефлексия)                                                                                     (на карточке)                                                                                                                                  - Сегодня на уроке мы узнали о том, что надо …                                                                       1) вдумчиво относиться к каждому слову, знать его лексическое значение, происхождение;                                                                                                                                    2) использовать замечательные выразительные средства настоящих мастеров слова в устной и письменной речи.                                                                                            - Наш урок я хочу закончить словами  поэта Ивана Бунина:

Молчат гробницы, мумии и кости;

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный - речь.

 Домашнее задание:                                                                                                 Написать мини – сочинение на выбор: 1.Представьте, что вы стоите на  берегу моря. О чем вы думаете?

2.Представьте, что вы  вошли в лес и увидели покрытые инеем деревья.  Опишите ваше состояние.

                                                                                                       

                               

                                                                                                       

                                                                                             

                                         

                                                                                                                                                                                                       

 

                                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                                     

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.

План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник  М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...

Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме: "Имя прилагательное как часть речи"

В материалах урока использованы элементы технологии критического мышления....

Разработка открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Фразеология. Роль фразеологизмов в речи»

Цель урока:  знакомство с фразеологизмами – устойчивыми сочетаниями слов, их ролью в обогащении речи.Задачи урока:1)    Образовательная: сформировать у учащихся представление о фра...

Открытый урок по русскому языку 5 класс "Самостоятельные и служебные части речи"

Урок открытия новых знаний. Закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознават...

Открытый урок по русскому языку " Однозначные и многозначные слова"

Урок русского языка в 5 в классеТема: «Однозначные и многозначные слова»Учитель: Сагайдулина Наталья ЕвгеньевнаРеализуемая программа:«Программа по русскому языку» под редакцией...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...

Открытый урок по русскому языку на тему "Деление слов на слоги"

Открытый урок по русскому языку на тему "Деление слов на слоги".Урок разработан для обучающихся 4 класса коррекционной школы...