урок по русскому языку "Главные и второстепенные члены предложения в форме игры "А что у вас?""
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

урок по русскому языку для учащихся 5 класса на тему: "Главные и второстепенные члены предложения" в форме игры "А что у вас?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Мойганская средняя общеобразовательная школа

Урок русского языка в 5 классе

по теме « Главные и второстепенные члены предложения»

в форме игры «А что у вас?»

Составила и провела учитель русского языка литературы

Бусло Ирина Михайловна

Мойган 2023г

Тип урока: урок систематизации ЗУН

Цели деятельности учителя: закрепить полученные обучающимися знания о второстепенных членах предложения в игровой форме; учить использовать знания при конструировании предложений; развивать речь учащихся, пробуждать интерес к предмету.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные: знать опознавательные признаки простого предложения, понятия «главные и второстепенные члены предложения», виды предложений по цели высказывания, способы выражения подлежащего и сказуемого,

Уметь различать сложное и простое предложения, правильно расставлять знаки препинания, производить синтаксический разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи

Метапредметные: способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения, оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления, умение находить грамматические и речевые ошибки ,исправлять их и редактировать собственные тексты.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку и друг к другу, учителю, гордость за родной язык потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые способы деятельности

#1054;рганизационный этап

«Минутка приятных воспоминаний»

#1055;роверка домашнего задания

В классе 2 ряда парт, стоящих друг против друга, учитель раздает карточки с заданиями, алгоритмами ,схемами. Учитель предлагает учащимся закрыть глаза, вспомнить о чем-то хорошем и улыбнуться.

-Каждый из нас, Улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное – доброе начало.

Сегодня у нас не обычный урок, а урок-практикум в форме игры « А что у вас?»

Дети показывают, что они готовы к уроку(костюмы, мяч, вопросы в тетрадях, текст, карточки с предложением для синтаксического разбора)

Ребята образовали 4 группы ,расселись, приготовились к уроку

Учащиеся выполняют просьбу учителя, внимательно слушают.

Овладевают способами организации, формирования равносильных групп.

Воспитывают в себе

Доброе, уважительное отношение к друг другу, учителю.

Формирование организованности, активности, подготовленности к главному труду-учебе, ответственности перед учителем и товарищами.

#1056;абота по теме урока.

а). Девчоночьи посиделки

Учитель подходит к группе девочек ,наряженных в русские сарафаны и спрашивает: «А что у вас?»

Диалог девочек:

-Девчоночьи посиделки

-А почему мы сидим молча?

-Давайте хоть загадки друг другу загадывать или песню споем, или пословицы вспомним? -Пословицы! -Пословицы!-Ведь это меткие выражения и о природе, и о Родине, и о нашем языке! –Да о чем только нет пословиц!--Вот, например: чужбина-калина Родина- малина- Кто еще знает пословицы?- А какие знаки препинания надо расставить в предложении»Зима-мачеха, лето-матушка»? Работают по карточке 1. -А теперь давайте вспомним, что называется грамматической основой предложения?- А что такое подлежащее?- А что такое сказуемое? -Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире?(Ребята отвечают на вопросы друг друга ,за каждый правильный ответ ребята выдают жетон)

уметь осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевой деятельности и в повседневной практике речевого общения, оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку и друг к другу, учителю, гордость за родной язык потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Знают главные члены предложения, что такое грамматическая основа предложения, условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Б)Рыцарский турнир

Учитель подходит ко 2 группе и спрашивает: «А что у вас?» .

Следит за порядком диалога (ответами и вопросами),за раздачей жетонов.

Ответ: -А у нас рыцарский турнир! Начинаем первый поединок!- Какие бывают предложения по цели высказывания? -Составьте и запишите разные предложения по цели высказывания.(За каждый правильный ответ –жетон)-Второй поединок!-Есть у меня шестерка слуг проворных, удалых и все, что вижу я вокруг, все знаю я от них. Они по знаку моему являются в нужде, зовут их как и почему, кто, что, когда и где.- Какие предложения по цели высказывания начинаются с этих слов?-Составьте такие предложения.(Жетоны)

Знают на какие виды делятся предложения по цели высказывания ,по каким признакам отличить их друг от друга, проявляют начитанность, знания стихотворений известных авторов ,способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения, оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления, гордость за родной язык потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому совершенствованию.

Третий поединок -веселые вопросы! Юра спрашивает хмуро: «Есть у вас макулатура?- Это что за остановка Балогое иль Поповка?- Интересно, что вкуснее: колбаса или салат?- Интересно, кто главнее генерал или солдат?- Сколько звезд на небесах? -А веснушек на носах? -Где течет река Нева? -А когда же спит сова? –А кто еще может привести примеры вопросительных предложений из известных стихотворений ? (Жетоны)

Знают вопросительные предложения, умеют находить их в тексте ,проявляют знания в литературе

В) Спартакиада

Учитель спрашивает у 3 группы учащихся «А что у вас?»

-В нашей группе впервые проходит малая спартакиада. Первым будет соревнование по волейболу. (дети образовали круг. В центре стоит водящий с мячом, играет музыка , в это время водящий кидает мяч кому- нибудь по кругу и задает вопрос и т.п: «Какие ты знаешь члены предложения?- На какие группы они делятся?- Какие члены предложения называются главными?- Что такое определение? -Обстоятельство? -Дополнение?- Какой второстепенный член обозначает признак?- Как называются предложения, в которых есть второстепенные члены? –А если их нет? (За правильные ответы ведущий выдает жетоны)

Знают главные и второстепенные члены предложения,у меют их графически выделять, умеют различать предложения по наличию второстепенных членов предложения, знают ,как они называются ,

способны осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения, оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления.

Г)Игра «Корректор»

Учитель подходит к 4 группе ребят и спрашивает: « А что у вас?»

-А у нас редакция газет и журналов. К нам приходят тысячи писем от читателей с разнообразными текстами и многие из них приходится править, так как в них огромное количество ошибок.

Вот,например,один из них.

«Кругом деревни паля ище голые а адно поле будта зиленай краскай залита.В солнечьную пагоду ано такое солнечьнае празничнае Тарчат кустиками ропкие зиленые росточьки Мама обясняит что это азимый хлеп растет иго пасеяли позней осинью До холодов зерна проросли а потом их закрыл пушистый снег .

Но вот наступила ранняя весна Хлеб не пропустил первое тепло Тянется к солнышку старается Скоро колосья стали жоским жолтыми Идут люди полем удивляются» У нас ответственное задание: исправить ошибки, расставить знаки препинания и выполнить синтаксический разбор 9 предложения.

А чтобы остальным ребятам не было скучно, предлагаем и вам оказать нам помощь в коррекции некоторых писем.(Раздают карточки остальным группам)Карточки проверяются и за .

правильные ответы выдаются жетоны.

Могут находить грамматические и речевые ошибки ,исправлять их и редактировать собственные тексты. Способны осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения, знают известные орфограммы и пунктограммы. Умеют находить границы предложений.

Д) Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

«Все дело в шляпе»

Е)Домашнее задание :

Повторить все правила пунктуации, изученные 5 классе, подготовиться к диктанту.

Ребята, наша игра подошла к концу и, наконец ,последний конкурс для всех-составить синквейн по теме нашего урока, алгоритм по составлению синквейна есть у каждой группы.

За удачное составление синквейна учитель раздает жетоны.

А теперь определим количество жетонов в каждой группе и выявим победителей-знатоков русского языка.(Выдача призов и заслуженных оценок)

И последнее- напишите на листочках отзыв об уроке и киньте мне в шляпу.(план отзыва есть у каждой группы)

Дети составляют синквейн.

Подсчитывают жетоны.

Пишут отзыв об уроке.

Формируется толерантность, коллективизм, сплоченность ,активная жизненная позиция, справедливость, честность, любовь к языку. Гордость за него.

Знают части речи. Умеют строить красивые, связные предложения.

-Ребята, спасибо за внимание! Урок окончен ! До новых встреч на следущем уроке!

Ресурсный материал.

Синквейн

#1053;азвание (существительное)

#1054;писание (два прилагательных)

#1044;ействия (три глагола)

#1063;увство (фраза из четырех слов ,показывающая отношение к теме)

#1057;иноним(повторение сути темы)

План отзыва на урок

#1055;онравился урок или нет?

#1063;то показалось самым интересным на уроке?

#1063;то было сложным?

#1042; чем видишь слабое место?

#1063;то необходимо подучить,выяснить?

Текст для коррекции

«Кругом деревни поля еще голые, а одно поле будто зеленой краской залито.В солнечную погоду оно такое солнечное, праздничное! Торчат кустиками робкие зеленые росточки. Мама объясняет, что это озимый хлеб растет, его посеяли поздней осенью. До холодов зерна проросли, а потом их закрыл пушистый снег .

Но вот наступила ранняя весна. Хлеб не пропустил первое тепло. Тянется к солнышку, старается. Скоро колосья стали жёстким, жёлтыми. Идут люди полем, удивляются»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК-ИГРА «А ЧТО У ВАС?» по теме «Главные и второстепенные члены предложения» Подготовила и провела учитель русского языка и литературы МБОУ Мойганской средней школы Иркутской области Заларинского района

Слайд 2

. Цели урока: закрепить полученные обучающимися знания о второстепенных членах предложения в игровой форме; учить использовать знания при конструировании предложений; развивать речь учащихся, пробуждать интерес к предмету

Слайд 3

Вставьте пропущенные знаки препинания Зима мачеха лето матушка

Слайд 4

К то еще может привести примеры вопросительных предложений из известных стихотворений ?

Слайд 5

« Кругом деревни паля ище голые а адно поле будта зиленай краскай залита.В солнечьную пагоду ано такое солнечьнае празничнае Тарчат кустиками ропкие зиленые росточьки Мама обясняит что это азимый хлеп растет иго пасеяли позней осинью До холодов зерна проросли а потом их закрыл пушистый снег . Но вот наступила ранняя весна Хлеб не пропустил первое тепло Тянется к солнышку старается Скоро колосья стали жоским жолтыми Идут люди полем удивляются» Отредактируйте текст

Слайд 6

План синквейна 1.Название (существительное) 2.Описание (два прилагательных) 3.Действия (три глагола) 4.Чувство (фраза из четырех слов ,показывающая отношение к теме) 5.Синоним(повторение сути темы)

Слайд 7

План отзыва на урок 1.Понравился урок или нет? 2.Что показалось самым интересным на уроке? 3.Что было сложным? 4.В чем видишь слабое место? 5.Что необходимо подучить,выяснить ?

Слайд 8

Домашнее задание: Повторить все правила пунктуации, изученные 5 классе, подготовиться к диктанту.

Слайд 9

проверь себя «Кругом деревни поля еще голые, а одно поле будто зеленой краской залито.В солнечную погоду оно такое солнечное, праздничное! Торчат кустиками робкие зеленые росточки. Мама объясняет, что это озимый хлеб растет, его посеяли поздней осенью. До холодов зерна проросли, а потом их закрыл пушистый снег . Но вот наступила ранняя весна. Хлеб не пропустил первое тепло. Тянется к солнышку, старается. Скоро колосья стали жёстким, жёлтыми. Идут люди полем, удивляются»

Слайд 10

Спасибо за внимание! До новых встреч на следующем уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок Русский язык/Информатика "Второстепенные члены предложения", 5 класс

Интегрированный урок Информатика /Русский язык 5 классВставка текста в графическом редакторе PaintВторостепенные члены предложения.Образовательные целипо русскому языку- проверить  знания учащихс...

Учебное занятие по русскому языку "Обособление второстепенных членов предложения"

Методическая цель:  повышение качества образования посредством использования современных образовательных технологий....

Конспект урока по теме "Главные и второстепенные члены предложения"

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС...

Конспект урока по русскому языку "Роль второстепенных членов предложения"

Конспект урока по русскому языку "Роль второстепенных членов предложения" для 8 класса...

Обобщающий урок по теме «Главные и второстепенные члены предложения»

Уроки закрепления пройденного материала чрезвычайно важны в общей системе уроков по разделу. Данный урок является обобщением по теме "Главные и второстепнные члены предложения" с использован...