Контрольная работа по теме "Лексика" (русский язык 6 класс)
тест по русскому языку (6 класс)

Горбачёва Ольга Николаевна

Контрольная работа по теме "Лексика" состоиит из 3-х вариантов, включающих задания как тестового характера, так и задания, требующие ответа. Рассчитана на обучающихся разного уровня знаний. Учитель может выбирать количество заданий, ориентируясь на конкретных обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksika_kontr_rab_po_russk_6_kl.docx33.75 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме: «Лексика».                                _______________________________

Вариант 1.

1. Закончить высказывания:

Лексикология  - это наука, которая изучает _________________________________________________.

Многозначными называются слова, у которых _______________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Синонимы – это ________________________________________________________________________

2.    Употребите данные слова в переносном значении, составив с ними словосочетание:

Тяжелый___________________________________________________________

Холодный__________________________________________________________

Лететь_____________________________________________________________

3. Распределите слова по группами:

Ветер, зубило, фиксаж, омшаник, мороз, окно, кафтан, буряк, кочет

Общеупотребительные                                 Малоупотребительные

4. Профессионализмы - это______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

5. Подчеркните слова, которые являются профессиональными:

Альбом, аэродинамика, суппорт, машина, шоссе, палитра, чело, здоровяк, педагогика, чашелистик.

 6. Замените устаревшие слова синонимами, расположенными в правом столбике:

1.Очи

2.чело

3.ланиты

4.уста

5.перст

6.баталия

7.глаголет

8.брадобрей        

А. Щеки

Б. глаза

В. губы

Г. лоб

Д. говорит

Е. битва

Ж. палец

З. парикмахер

1

2

3

4

5

6

7

8

7.    Найдите заимствованные слова, подчеркните и замените их русскими:

Во время отдыха за границей мы купили много разных сувениров.__________________________

Ваши аргументы убедительны._________________________________________________________

В дверях гостиницы нас встретил консьерж.______________________________________________

8.Установите соответствие:

1. цвет фиалки и сирени                                                       а. диалектизмы

2. намеченный путь следования                                          б. вообразить

3. мысленно представить себе что-нибудь                         в. лиловый

4. очень большой                                                                   г. буквы

5. слова, употребляемые жителями одной местности       д. громадный

6. знаки для обозначения звуков                                          е. маршрут

Ответ:1___2___3___4___5___6___.

9. «Четвёртое лишнее» ( найдите устаревшее слово и подчеркните его)

Обувь : кеды, босоножки, ботфорты,кроссовки

Одежда : пальто, плащ, шуба, кафтан

Игры : шашки, бирюльки, шахматы, лото .

10.Выпишите слова, употреблённые в переносном значении.

Сады, убранные сухим золотом, почти не роняли его на дорожки и горели во всей красоте. (К.Паустовский).

____________________________________________________________________________________

11.Выпишите синонимы из предложений.

Когда мальчик слушал его пение, полное беспредельной тоски, чувство бесконечной жалости охватывало его маленькое сердце. _______________________________________________________

12.Составьте 2 предложения так, чтобы в одном слово было употреблено в прямомзначении, в другом – в переносном.

РОДНИК (прямое)______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

РОДНИК (переносное)__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

13. Определите, в каком варианте даны неологизмы:

А) консалтинг, кастинг, конфессия;                  Б) царь, светлица, кафтан;

 В) курень, полуночник, шелоник;                    Г) опосля, слухайте, не серчай;

Д) офтальмолог, сетчатка, катаракта.

14.      В каком словаре можно уточнить значение слова?

А) орфографическом       В) этимологическом           Б) орфоэпическом                   Г) толковом

15. В каком предложении есть антонимы?

А) Муж да жена – одна сатана.                        Б) Мы шли долго, без отдыха, без остановок.

В) А за окном ветер то воет, то свистит.                Г) Ученье – свет, а неученье – тьма.

Контрольная работа по теме: «Лексика». Вариант 2.                                 _____________________

1. Закончить высказывания:

Лексика  – это раздел языкознания, который изучает ________________________________________.

______________________________________________________________________________________

Однозначными называются слова, у которых_______________________________________________

______________________________________________________________________________________

Антонимы – это _______________________________________________________________________.

2. Употребите данные слова в переносном значении, составив с ними словосочетание:

Горький______________________________________________________________________________

Каша_________________________________________________________________________________

Туманный_____________________________________________________________________________

3. Соотнесите слова с группами.

Каменный, зеницы, автомобиль, перст, буерак, доска, студень, зажигание, тугоплавкие, здание, лексика

             Общеупотребительные                                                          Малоупотребительные

4.Диалектизмы – это __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________.

5. Подчеркните слова, которые являются диалектными:

Фиксаж, деруны, яблонь, кочет, дождь, рогач, сон, учение, буряк, квохтушка.

6.   Замените устаревшие слова синонимами, расположенными в правом столбике:

1.очи

2.чело

3.стопа

4.уста

5.перст

6.баталия

7.глаголет

8.брадобрей        

А. нога

Б. глаза

В. губы

Г. лоб

Д. говорит

Е. битва

Ж. палец

З. парикмахер

1

2

3

4

5

6

7

8

7.  Найдите заимствованные слова, подчеркните и замените их русскими:

         Недавно мы с друзьями обсуждали наши хобби._________________________________

Ребята заключили пари.______________________________________________________

Все работали с энтузиазмом.___________________________________________________

8.Установите соответствие:

1. цвет фиалки и сирени                                                      а. диалектизмы

2. намеченный путь следования                                          б. вообразить

3. мысленно представить себе что-нибудь                          в. лиловый

4. очень большой                                                                   г. буквы

5. слова, употребляемые жителями одной местности       д. громадный

6. знаки для обозначения звуков                                          е. маршрут

Ответ:1___2___3___4___5___6___.

9. «Четвёртое лишнее» ( найдите устаревшее слово и подчеркните его)

Обувь: кеды, босоножки, ботильоны, кроссовки.

Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.

Игры : шашки,  бирюльки, шахматы, лото.

10.Выпишите слова, употреблённые в переносном значении.

В саду горит костёр рябины красной.

Ходят волны по реке, тёмные, свинцовые.

_____________________________________________________________________________

11.Выпишите синонимы из предложений.

С каменного утёса, возвышающегося над извилистой рекой, смотрел гордо и одиноко огромный кедр, раскидавший по поднебесью свои огромные ветви. _____________________________________ _____________________________________________________________________________________

12.Составьте 2 предложения так, чтобы в одном слово было употреблено в прямомзначении, в другом – в переносном.

КЛЮЧ________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

КЛЮЧ________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

13. Определите, в каком варианте даны неологизмы:

А) бартер, кастинг, конфессия;

Б) армяк, боярин, лапти;

В) курень, полуночник, шелоник;

Г) загодя, прислухаться, не серчай;

Д) отоларинголог, ринит, отит.

14. В каком(их) словаре(ях) можно уточнить значение слова?

А) орфографическом              Б) орфоэпическом                        В) этимологическом      

Г) толковом                             Д) словаре иностранных слов

15. В каком предложении есть антонимы?

А) Молоко козье утрешнее, свежее.                 Г) Корень учения горек, а плод его сладок.

Б) Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.         В) Дерево держится корнями, а человек — друзьями.

Контрольная работа по теме: «Лексика».      Вариант 3.    ______________________________

1. Закончить высказывания:

Лексикология  - это наука, которая изучает _________________________________________________.

Диалектизмы - это слова, которые _________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Профессионализмы – это слова, которые ___________________________________________________ _______________________________________________________________________________________

2. Употребите данные слова в переносном значении, составив с ними словосочетание:

Трудный_______________________________________________________________________________

Ледяной _______________________________________________________________________________

Бежать_________________________________________________________________________________

3. Распределите слова по группами:

Небо, скальпель, синева, классно, деруны, дорога, улица, гутарить, птица, курень, животное, ланцет, векша, ишак, хворь, лекало.

Общеупотребительные

Малоупотребительные

4. Омонимы – это слова, которые _________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

5. Подчеркните слова, которые являются жаргонными:

Строить, хата, гомонок, затвор, суффикс, тетрадь, аватарка, разборки, ксива, наезд, книга, девушка.

 6. Найдите к устаревшим словам синонимы, расположенными в правом столбике:

  1. Кафтан
  2. Кивер
  3. Редут
  4. Конник
  5. Вершок
  6. Сажень
  7. Золотник
  8. Поставец
  1. Наездник
  2. Окоп
  3. Мера длины, равная 2,13 м.
  4. Мера веса, равная 4,26 гр.
  5. Подставка под лучину.
  6. Мера длины, равна 4,45 см.
  7. Головной убор гусара.
  8. Верхняя мужская одежда

1

2

3

4

5

6

7

8

7.    Найдите заимствованные слова, подчеркните и замените их русскими:

На шоссе произошла крупная авария. ___________________________________________________

Мы побывали на презентации новых косметических товаров. ______________________________

Абсолютным чемпионом мира стал наш соотечественник. _________________________________

8.Установите соответствие:

1. алый, пламенный, багровый                                                      

2. последовательность действий                                          

3. нарисовать, передать в рисунке                          

4. очень маленький, крошечный

5. слова, употребляемые школьниками, студентами

6. условные обозначения

а. сленг

б. изобразить

в. красный

 г. значки

д. мизерный

е. план

Ответ:1______2______3______4______5______6______.

9. «Четвёртое лишнее» ( найдите устаревшее слово и подчеркните его)

А) Обувь: сапоги, ботильоны, башмаки, туфли.

Б) Одежда: пиджак, рубашка, жакет, свитер.

В) Игры: лото, нарды, монополия, лего.

10.Выпишите слова, употреблённые в переносном значении.

Сельское озеро в раме зеленых дерев блестело серебряной гладью с розовым отливом на утренней заре.

____________________________________________________________________________________

11.Выпишите синонимы из предложений.

Перед казаками раскрылась степь, широкая, привольная, бесконечная, вся в ковыле и маках до самого горизонта. ________________________________________________________________

12.Составьте 2 предложения так, чтобы в одном слово было употреблено в прямом значении, в другом – в переносном.

РУЧКА (прямое)_______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

РУЧКА (переносное)____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

13. Определите, в каком варианте даны неологизмы:

А) конгломерат, маркетинг, хит-парад;

Б) косоворотка, шаровары, лапоть;

 В) мшары, музга, цибуля;

Г) далече, чаять, не серчай;

Д) чашелистик, плодоножка, ядро клетки.

14. В каком словаре можно уточнить значение слова?

А) орфографическом                 В) этимологическом                             Б) орфоэпическом    

Г) толковом                                Д) словаре иностранных слов             Е) лингвистическом

15. В каком(их) предложении(ях) есть антонимы?

А) Сам погибай, а товарища выручай.                Б) Утро вечера мудренее.

В) Родина – мать, а чужбина – мачеха..                Г) Два сапога – пара, да и те на левую ногу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа №6 по немецкому языку в 5 классе

По учебнику И.Л.Бим, Л.И.Рыжова 5класс. (6 раздел)...

Диагностическая контрольная работа по типу ГИА 8 класс (русский язык) на начало учебного года

Диагностическая контрольная работа по типу ГИА  по русскому языку в 8 классе на начало учебного года (6 вариантов часть А, часть В, бланки ответов, ответы).При подготовке контрольной работы испол...

Диагностическая контрольная работа по типу ГИА 9 класс (русский язык) на начало учебного года

Диагностическая контрольная работа по русскому языку в 9 классе на начало учебного года построена по типу ГИА, состоит из двух частей А и В, 6 вариантов....

Анализ письменных контрольных работ (диктантов) по русскому языку (опыт работы)

Учебный материал посвящен анализу диктантов по русскому языку. Дано описание основных разделов и порядок работы при проведении анализа диктанта (работы над ошибками). Проведение анализа позволяет...

Контрольная работа (тестирование) по английскому языку (углублённый курс изучения) по грамматике, лексике и письму по теме: «Родная страна и страны изучаемого языка. Мир вокруг нас» (II четверть). 5 класс.

Контрольная работа (тестирование) по английскому языку (углублённый курс изучения) по грамматике,  лексике и письму по теме: «Родная страна и страны изучаемого языка.  Мир вокруг нас» (II че...

Итоговая контрольная работа по алгебре за 9 класс, входная контрольная работа по математике 10 класс

Итоговая контрольная работа по алгебре за 9 класс, входная контрольная работа по математике 10 класс...