ЕГЭ Своя позиция
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

ЕГЭ Своя позиция

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ege_svoya_pozitsiya.ppt677.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

ОБОСНОВАНИЕ СОБСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ в сочинении ЕГЭ по русскому языку. За собственное мнение (отношение к позиции автора) + обоснование можно получить только 1 балл. Самый популярный вопрос, который волнует выпускников: нужен ли теперь аргумент в сочинении или его можно не писать?

Слайд 3

НЕЛЬЗЯ просто согласиться или не согласиться с автором . ФИПИ говорит: «обоснуйте»! Значит ли это, что можно не приводить аргументы?

Слайд 4

Давайте посмотрим на определение глагола «обосновать»: «Обосновать - подкрепить доказательствами что-нибудь; привести убедительные доводы для доказательства чего-нибудь, доказать правильность чего-нибудь» (словарь Ушакова)

Слайд 5

↑ Так что такое обоснование? Обоснование – это подтверждение истинности высказывания (тезиса), приведение убедительных аргументов или доводов, которые позволяют согласиться с высказыванием (тезисом).

Слайд 6

↑ Способы(виды) обоснования: Доказательство Опровержение Подтверждение Объяснение Интерпретация Определение Оправдание

Слайд 7

↑ Как соотносится обоснование и аргументация? Обоснование – это цель, а аргументы – средства, которые мы используем для обоснования. Обосновать собственную позицию (тезис) можно двумя основными способами: Подтвердить тезис (привести аргументы "за") Опровергнуть противоположные тезис (контраргументация: доказать тезис, опровергая противоположный).

Слайд 8

↑ В качестве аргументов могут выступать: ↑ Логические (рациональные) факты (представлены в предложениях, фиксирующих эмпирические знания). выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т. д.). статистика (количественные показатели развития производства и общества). объективные показатели состояния дел (например: Волга длиннее Оки). законы природы. определение, задача которого — обобщить, дать представление о предмете как части более широкой категории, выявить сущностные признаки определяемого предмета (например: терминологические определения). положения юридических законов, официальных документов, постановлений и иных нормативных актов, обязательных для выполнения. данные экспериментов и экспертиз. свидетельства очевидцев. обращение к теоретическим знаниям, терминологии (в науке, искусстве, культуре и т.д.) обращение к логике (индукция, дедукция) опыт (личный, конкретный, общечеловеческий, исторический, научный эксперимент, исследования и т.д.)

Слайд 9

↑ Иллюстративные В отличие от факта — обобщённо-объективированного утверждения — пример имеет наглядную описательную форму; его задача — объяснить понимание тезиса, доказать его правильность. Конкретный пример: пример — сообщение о событии (берётся из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае); Литературный пример (пример — текст из общеизвестного произведения). Предположительный пример (рассказывает о том, что могло бы быть при определённых условиях).

Слайд 10

↑ Ссылки на авторитет Мнение известного, уважаемого человека — ученого, философа, общественного деятеля и т. п. Цитата из авторитетного источника. Мнение специалиста, эксперта. Обращение к опыту и здравому смыслу аудитории. Мнение очевидцев. Мнение должностных лиц (когда речь идёт о вопросах, находящихся в сфере их компетенции). Общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.

Слайд 11

Пример 1 (аргумент из художественной литературы). Авторская позиция четко прослеживает в данном тексте: детство – это время удивления. Это очень важное время для каждого человека. Сохранив это время в памяти, человек сбережет тем самым радостное восприятие окружающего. Детское восприятие мира, способность удивляться поможет раскрыть человеку его таланты. Моя позиция по данной проблеме полностью совпадает с авторской. Если с человеком его детство, окружающий мир воспринимается в ярких красках. Именно детство дарит человеку незабываемое ощущение радости от самых простых, на первый взгляд вещей. Хорошим примером может служить история жизни главного героя романа И.А. Гончарова «Обломов» Ильи Ильича Обломова, который с особенным трепетом относился к своим детским воспоминаниям. Герой романа дорожил пережитым в детстве, как самым прекрасным в жизни, Именно такая позиция позволила Обломову сохранить доброту души уже в зрелом возрасте*.

Слайд 12

Пример 2: (отсылка к культурным фактам, историческим событиям, известным личностям) Я согласен с автором! Художественное произведение не обязательно должно быть поучительным, навязывать мораль. Оно должно передавать течение жизни во всем его многообразии: богатство впечатлений, открытии нового вокруг, пусть даже в мелочах. Наверное, ради этого и пишутся книги. Примеры автора можно легко дополнить ссылками на других классиков и известных художников. Выбор их случаен, но в этой случайности есть и свои преимущества: Толстой, Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Флобер, Ибсен, Блок, Андрей Белый, Есенин, - люди различных эпох, среды, темперамента. Однако в признаниях их героев и их собственных есть общее. Увидеть мир, прекрасный сам по себе, так, чтобы чувствовать «природы жаркие объятия», мир во всей его свежести и непосредственности, небо, как увидел его однажды Болконский, - очень трудно, этому надо учиться. А учит этому искусство, которое «не боится» открывать великое в простых вещах. Именно об этом пишет Паустовский.

Слайд 13

Пример 3 (обращение к логике без привлечения примеров) Моя позиция по данной проблеме полностью совпадает с авторской. Художественное произведение не должно навязывать мораль, оно должно передавать «течение жизни», а выводы сделает читатель сам. Ведь мало кому будет интересно читать сборник правил поведения. И уж совсем мало людей будут следовать им в жизни. Наоборот, жизненная ситуация, описываемая в романе или повести, переживается острее, осмысливается читателем, соотносится с его опытом. И выводы делаются сознательно.

Слайд 14

Как правильно приводить литературный аргумент? 1) Аргумент должен быть исчерпывающим, не должен представлять собой пересказ сюжета. Следует провести анализ ситуации и героя. 2) Аргумент должен доказывать конкретную позицию. То есть если ваша позиция звучит так: "Нужно бережно относиться к природе, потому что она дает человеку жизнь и только благодаря ей человек может существовать", то в аргументе можно показать: а) героя произведения или просто ситуацию, при которой очевидно небрежное отношение к природе вредит самому человеку. б) героя или ситуацию, в которой мы видим, как герой поистине бережно относится к природе, пользуется ее дарами, живет, благодаря природу за все дары. *Не подойдет аргумент, в которой просто говорится о человеке и природе, (например, восторженные описания природы под авторством Пришвина) или аргумент, в котором герой плохо относится к природе без всяких последствий. 3) Аргумент должен включать в себя микровывод. Необходимо подытожить, к чему вел этот аргумент, что вы доказывали.

Слайд 15

Если вы прочитали много: 1) Разберите произведения, которые вы хорошо знаете, подумайте, какие позиции могут доказывать поступки героев и ситуации, описанные в произведении. 2) Убедитесь, что вы хорошо помните название произведения, его автора и имени героев. 3) Учтите, в классической русской литературе, а именно в школьной программе, встречаются не все проблемы, которые могут попасться вам на экзамене. Например, сложно будет писать сочинение по проблеме компьютеризации, основываясь только лишь на произведениях Пушкина, Толстого, Лермонтова и т.д. Тут необходимы новые произведения, написанные гораздо позже. 4) Читайте зарубежную литературу. Можно использовать и произведения современных авторов. Рекомендуем ознакомиться с оптимальным списком литературы 5) Если вы знатный киноман, то знайте, это очень здорово, так как существует огромное количество экранизаций литературных произведений. Некоторые экранизации бывают практически идентичны книгам. Для того чтобы использовать фильм по мотивам книги в качестве аргумента, важно знать название книги и имя автора. Также вы должны понимать, что аргумент из экранизации может быть как аргументом из жизни, если вы не помните автора книги и ее название, так и аргументом из литературы в обратной ситуации. Вас же никто не заставляет писать честно о том, что вы не читали произведения. Но будьте осторожны, крайне редко бывают отступления от сюжета книги, но, как правило, каждую экранизацию ревностные критики всегда досконально сравнивают с первоисточником, так что уж найти статью о различия в книге и фильме, будет не сложно.

Слайд 16

6) Если у вас совсем мало времени, чтобы читать длинные произведения или смотреть фильмы, то всегда можно насладиться коротким рассказом. 7) И напоследок: Если вы читали мало, то обратитесь к произведениям, в которых затрагивается большое количество проблем. Это такие романы, как "Война и мир", "Гарри Поттер", "Властелин колец". Эти произведения отличаются своей эпичностью и вовлечением большого количества персонажей, которые сталкиваются с разными жизненными сложностями.

Слайд 17

Как можно оформить аргумент из литературы: Проблема ... находит свое отражение в художественной литературе. Так, в романе (повести и т.д.) В подтверждение своих слов приведу пример из художественной литературы. Подтверждением моих слов можно служить главный герой романа (повести и т.д.) «…» Герои произведений из художественной литературы помогают взглянуть по-новому на эту проблему. С этой проблемой сталкивались многие герои художественных произведений, в том числе ... Таким же вопросом задавался герой из произведения... ФИО в своем нетленном романе( повести и т.д.) «НАЗВАНИЕ» показывает нам героя, который тоже сталкивался с... Герой романа(повести и т.д. может служить ярким примером (чего) Ярким примером, подтверждающим мою точку зрения является ... Чтобы подтвердить мою позицию, обратимся к художественной литературе. Так,... Другим примером, иллюстрирующим.......является .... Где, как не в литературе, можно найти ответы на все вопросы. Например, ... Эта проблема (тема) нашла свое отражение в произведениях мировой (русской) художественной литературы. Проблема.... волновала писателей и поэтов разных времен. В творчестве ФИО эта проблема также нашла свое отражение. Судьба главного героя романа (повести и т.д.) ФИО подтверждает мою точку зрения (позицию, мое мнение)...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект « Гражданская позиция» (правовая культура школьников и формирование гражданской позиции в урочной и внеурочной деятельности учителя истории и обществознания)

Правовая культура и формирование гражданской позиции являются составляющей частью гражданского воспитания.  Гражданское образование – одно из ключевых понятий при разработке современных стратегий...

Конспект урока на тему «Как сформулировать позицию автора. Отражение авторской позиции на примере текстов духовно-нравственного содержания»

В работе  представлен материал по развитию речи обучающихся 11 класса при подготовке к сочинению в формате ЕГЭ, в частности формулировке позиции автора...

Формирование и совершенствование навыков написания сочинения в формате ЕГЭ; определение проблемы, поставленной автором текста, её комментирование; формулировка позиции автора; аргументация обучающимися своего мнения; развитие устной и письменной речи

Личностные:осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стр...

Как подобрать пример для аргументации своей позиции при написании эссе

Рекомендации по подбору примеров при написании сочинения-эссе в расмках подготовки к ЕГЭ...