ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ: «НАРЕЧИЕ»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Повторение по теме: «Наречие»

Урок повторительно-обобщающий (по дидактическим целям).

Урок-соревнование  (по используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности).

Исследовательский урок (по приоритетно используемому методу обучения).

Медиаурок  (по типу межпредметных связей).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ: «НАРЕЧИЕ»»

Предмет

Русский язык

Класс

7

Тема

Повторение по теме: «Наречие»

УМК

Авторская программа по русскому языку к учебнику для 7 класса образовательной школы М.М. Разумовской, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львова, М.: Дрофа, 2012

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Павлова Лилия Васильевна, учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение

МБОУ Зонская СОШ

Цели деятельности педагога

- обобщение и расширение сведений о наречии как части речи, повторение орфограмм, связанных с изучением наречия;

- систематизация знаний учащихся о значении наречий, формирование умения определять принадлежность наречия к той или иной смысловой группе:

- развитие и обогащение словарного запаса и грамматического строя  речи учащихся;

- развитие логического мышления;

- совершенствование навыков правописания наречий, развитие навыков самостоятельной работы с предлагаемым учителем материалом;

- практическое закрепление навыков правописания наречий;

- создание условий для развития коммуникативных и творческих способностей ученика; воспитания интереса к родному языку;

- воспитание бережного отношения к слову

Здоровьесберегающие – планировать объем материала с учетом индивидуальных особенностей и возможностей детей, производить смену деятельности обучающихся,

следить за правильной осанкой детей, соблюдать режим охраны  зрения, способствовать созданию благоприятного психологического  климата

Задачи

  1. Образовательные:

Формирование устойчивого представления о наречии и его соотнесенности с другими частями речи;

Развитие орфографической зоркости, навыков грамотного  письма, развитие устной и письменной речи учащихся.

Развитие  умения  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать  информацию;

Обогащать словарный запас учащихся;

Совершенствовать орфографические и пунктуационные умения.  

  1. Развивающие:

Осуществление системно-деятельностного подхода;

Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

Развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

Развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать;

Развивать умения применять знания в новых условиях (в нестандартной ситуации);

Развитие творческих, речевых способностей учащихся;

Формирование логических умений;

Развитие умений формулировать проблему;

Развитие умения работать в парах, индивидуально и в группе.

  1. Воспитательные:

Воспитание интереса и уважения к родному языку;

Воспитание  ценностного отношения к слову;

Развитие коммуникативных УУД;

Создание  благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

Взаимодействие учащихся  в парах: развитие уважения друг к другу.

Тип урока

Урок повторительно-обобщающий (по дидактическим целям).

Урок-соревнование  (по используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности).

Исследовательский урок (по приоритетно используемому методу обучения).

Медиаурок  (по типу межпредметных связей).

Планируемые
образовательные
результаты

Личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;  стремление к речевому самосовершенствованию, понимание определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Предметные: знать лексико-синтаксические значения, выражаемые наречиями, вопросы, на которые отвечают смысловые группы наречий;  уметь распознавать наречия, правильно писать и произносить наречия, употреблять их в своей речи, определять лексико-синтаксические значения, выражаемые наречиями; группировать наречия по их значению; определять вопросы, на которые они отвечают; определять синтаксическую роль наречий в предложении, употреблять наречия для связи предложений в тексте, находить и исправлять ошибки в употреблении наречий

 Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение
 организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, овладение приемами отбора и систематизации материала по теме «Наречие»; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или проектной деятельности.

Работать индивидуально, в парах  и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Методы и формы
обучения

Проблемный метод; системно-деятельностный,   исследовательско-поисковый метод, метод контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся, метод проекта. Индивидуальная, групповая, работа в парах. 

Образовательные
ресурсы

Сетевой  сервис  Web 2.0  learningapps.org  (http://www.learningapps.org)

Справочно-информационный  портал «Грамота.Ру» (http://www. gramota.ru)

Этимологический словарь М.Р. Фасмера (http://www. vasmer.narod.ru)

Этимологический  онлайн-словарь  Шанского Н.М. (http://www .shansky.lexicography.online)

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер,  мультимедийный проектор.

Демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем (или группой подготовленных учащихся),  проектные карты.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Мотивация к учебной деятельности. (2 мин.)

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
  • осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

У нас сегодня не совсем обычный урок. Урок-соревнование. Что значит соревнование? Для этого мы и разделились на команды. Вам, ребята, предстоит в упорной борьбе не только показать отличные знания теоретического материала, но и умение применять его на практике, продемонстрировать смекалку, находчивость и творческие способности. Я знаю, что вы имеете для этого все необходимое. Это не только знания, но и  плечо товарища. Вы работаете в команде, а это значит – командой. Вперед!

.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок, отвечают на вопросы учителя.

Личностные: внимание, уважение к окружающим.

Коммуникативные УУД

Уметь слушать собеседника; формулировать свои мысли, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

Регулятивные: волевая саморегуляция

II. Актуализация знаний (5 мин.)

Цель:

  • организовать создание проблемной ситуации;
  • сформулировать тему, цель, предмет исследования;

Требования к этапу:

1. воспроизведение в памяти знаний необходимых для восприятия нового материала.                      2. создание затруднения.

III. Проверка домашнего задания (4 мин.)

Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление

ранее изученного при выполнении заданий практико-ориентированного, познавательного и компетентностного характера.

IV. Орфографическая разминка. (5 мин.)

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.

V.Физминутка  с  наречиями. (1-2 мин.)

Цель: сменить вид деятельности.

VI. Закрепление  (12- 15  мин.)

Творческая практическая деятельность по реализации  проектов.

Цель:

Повторение и закрепление

ранее изученного при выполнении заданий практико-ориентированного, познавательного и компетентностного характера.

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Составление связных рассказов об изученных нормах, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления.

  • Координировать деятельность учащихся;
  • контролировать выполнения заданий.

Усердней с каждым днём гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдёт искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах – события печать,
Они дались недаром человеку…
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать. Век доживать чужой…»
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
                                   С.Я. Маршак.

 - У вас на парте лежат словари: у кого - толковые, у кого - фразеологические. Полистайте странички словаря, прочитайте отдельные словарные статьи и докажите справедливость мысли С.Маршака, заключенной в двух последних строках стихотворения.

- Совершенно верно. На все вопросы мы можем найти ответы в словарях. Словарь – это надежный и мудрый друг, к которому мы можем всегда обратиться.

Тогда, кто догадается,  что мы сегодня будем делать на уроке?  Ответы учащихся.

Итак, правильно, цель нашего урока - мы должны

закрепить все, что знаем о наречии, повторить орфограммы, изученные в этой теме. И предметом нашего исследования сегодня будет являться … наречие

Проекция на экран интерактивной доски.  Из истории слов.

Задание. Определите, как произошли наречия авось, навзничь, ничком.

Авось – наречие – «может быть» (от него произошло существительное авоська). Исконно русское авоська – плетеная или вязаная сумочка (сетка) под продукты питания или иные нетяжелые предметы, которую берут с собой на всякий случай, на авось. В словарях в этом значении отмечается с 50-х годов XX века.

Наречие навзничь обозначает «лицом вверх». Это наречие противоположно по смыслу ничком, т.е. «лицом к земле, лицом вниз». Тот же корень -ник-,
-нич- и в глаголе никнуть – «склоняться вниз». Приставка вз- в слове навзничь близка по значению к наречию вверх. Поэтому если ничком обозначает «лицом вниз», то навзничь – «лицом верх».

Конкурс. Вставьте пропущенные слова в данных предложениях.

1) Наречие – это …………   часть речи.

2) Наречие никогда не ………

3) У наречия никогда не бывает ………….

4) В предложении наречие чаще всего является …………..

Конкурс. Разгадайте ребусы и определите части речи слов-отгадок.

 Ответ: вокруг.

Ответ: внизу.

Задание. Разгадайте ребусы и определите части речи слов-отгадок.

Ответ: внутри.

Ответ: сзади.

Ответ: около.

 Ответ: рядом.

Мы с вами хорошо поработали, а теперь проведем небольшую физ.минутку.

- Выполните мои просьбы в точности. Сколько наречий  вы услышите в моей речи?

 (12 наречий)

      Медленно встаньте, поверните олову налево, направо, посмотрите вверх, вниз, слегка закройте глаза, посмотрите вверх, резко поднимите руки,  плавно их опустите,  чуть  подпрыгните,  низко присядьте,  тихо сядьте за парту.

Наречие – теперь не новая для вас часть речи, Мы с вами, как  самые настоящие исследователи, попробуем поработать над этой темой, составим проекты. Вы разбиты на 3 группы, каждая группа выполняет задания. Внимательно прочитайте инструкции и приступайте к их выполнению. На эту работу даётся 12-15 минут. Если вы справились с работой раньше, для вас на карточках дополнительное задание.

Перед началом работы распределите роли в группе, разобрав их на карточках:

  • руководитель группы, оценивающий работу по баллам каждого,  
  • выступающий,
  • записывающий,
  • рисующий,
  • следящий за временем.

После работы руководитель группы должен заполнить оценочный лист.

Работа в группах-командах.

Контролирует правильность приемов работы с Интернет-ресурсами. Организует и сопровождает деятельность детей.

Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания.

Конкурс-задание 1.

Вспомните и запишите пословицы, в которых встречаются наречия. За каждый правильный ответ – 1 балл

(Примеры для учителя)

1) Авось не веревку вьет, но больно петлю закидает.

2) Баба с возу – кобыле легче.

3) Беда да нужда выходят наружу.

4) Без детей горе, а с детьми – вдвое.

5) Без хлеба и у воды худо жить.

6) Береги платье снову, а честь смолоду.

7) Берись дружно – не будет грузно.

8) Богатому и в пекле хорошо.

9) Бог высоко, а царь далеко.

10) Близко, да склизко; далеко, да легко.

11) Больному все горько.

12) Бойся коровы спереди, а лошади – сзади.

13) Болезнь да горе изведут скоро.

14) В болоте тихо, да жить там лихо.

15) В долг брать легко, да отдавать тяжело.

16) Везде хорошо, где нас нет.

17) Видишь мило, да идешь мимо.

18) Во всяком мудреце довольно простоты.

19) Во сне счастье, наяву ненастье.

20) Кошка с собакой дружно не живут.  

Конкурс-задание 2.

Задание. Определите, к какой смысловой группе относятся наречия.

1. Красиво, робко, по-хорошему, геройски, наизусть, пешком – образа действия.

2. Назло, нарочно, специально, наконец – цели.

3. Сверху, сбоку, направо, вбок, влево, близко, недалеко – места.

4. Мало, вдоволь, вдвое, чересчур, очень, весьма, слишком – меры и степени.

5. Завтра, давным-давно, всегда, издавна, смолоду, скоро, тотчас – времени.

6. Спроста, сгоряча, поневоле, со зла, сослепу – причины.

Конкурс-задание 3. Подбор синонимов к наречиям.

Задание. Подберите к данным наречиям синонимы, запишите их.

Старательно – усердно.

Близко – неподалеку.

Воодушевленно – эмоционально.

Искусно – мастерски.

Ласково – нежно.

Ученики слушают текст, делают анализ прослушанного текста,  отвечают на вопросы учителя.

Ребята выходят к доске и выполняют задание, записывая слова и их значения  

Ребята работают в командах и выполняют задания, записывая в проектные карты  

Команды выполняют задания из физ.минутки, отвечают на вопрос

Ученики выполняют задания по группам формулируют свои задачи, решают их, используя  Интернет-ресурсы. Самостоятельно оформляют свои проекты.

Конкурс-задание 1.

Вспомните и запишите пословицы, в которых встречаются наречия.

Конкурс-задание 2.

Задание. Определите, к какой смысловой группе относятся наречия.

Конкурс-задание 3.

Задание. Подберите к данным наречиям синонимы, запишите их.

Коммуникативные УУД

Уметь определять  тему урока-исследования, ставить цель учебной деятельности,  определять предмет исследования, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УУД

Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию

Познавательные:

Извлекать информацию,

грамотно оформлять и передавать сверстникам;

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Умение преобразовывать её и передавать  в других формах (интерактивные  тесты, викторины, ребусы, кроссворды и т.д.), используя интернет-технологии.

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные  (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

Производить взаимоконтроль в процессе работы и взаимооценку по окончании выполнения. Технология оценки учебных умений.

Личностные УУД Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других,

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли. Уметь отвечать на вопросы, делать правильный выбор, уметь работать в парах.

Регулятивные УУД.

Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

контролировать учебные действия, замечать

допущенные ошибки.

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

Познавательные УУД:

Уметь систематизировать материал, полученный на уроке, читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно осуществлять ее поиск, используя образовательные ресурсы. Приобретают умения использовать полученные знания и умения. 

Регулятивные УУД:

Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные УУД:

Уметь слушать и понимать речь других,

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, уметь  задавать вопросы для уточнения последовательности работы 

VII. Защита проектов (5-6 минут)

Цель: 

Подведение итогов решения проблемных задач.

Время исследовательской работы подошло к концу. Прошу представителя первой группы озвучить итоги выполнения задания 1.

Выступления групп по выполнению заданий 2,3, озвучивающих итоги решения проблемных задач, систематизация выводов на слайдах в виде презентаций, проектных карт и др. 

Учащиеся выступают, представители других команд дополняют, исправляют, делают замечания

Личностные: внимание, уважение к окружающим.

Познавательные: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, анализ, умение доказывать;

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

VII.I. Контроль и коррекция

(При наличии времени – 2-3 минуты )

VIII.Рефлексия. (3  мин.)

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности

Подведение итогов, проведение самооценки

-  А сейчас  я вам предлагаю проверить полученные знания в форме тестирования.  Работать будем в парах. С помощью этого теста вы проверите, как усвоили пройденный материал.

Интерес – Что интересно было на уроке ?

Творчество – Какие творческие работы вы   выполняли ?

Обучение – Чему вы научились?

Главное – Что принёс мне сегодняшний урок?

Подберите к каждой букве слОва «наречие» словА, характеризующее нашу работу на уроке.

Н -  настойчиво

А - аккуратно, активно

Р - радостно

Е - естественно

Ч - честно

И – изящно, исключительно

Е – е(ё)мко

Заключительное слово учителя.

Вот и закончился наш урок. Спасибо всем, кто принимал участие. Надеюсь, что сегодняшний урок убедил вас, какая замечательная часть речи – наречие, сколько удивительных открытий можно сделать, изучая русский язык.

Учащиеся

выполняют электронные тесты по теме и оценивают свою деятельность.

Учащиеся  дают ответы,

анализируют результаты, слушают высказывания одноклассников,

сами оценивают свою работу и конечный результат.

Технология оценки (самооценки)  учебных умений

Регулятивные УУД

Уметь осуществлять итоговый контроль деятельности

Личностные УУД

Мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других.

IХ. Домашнее задание (1мин.)

Домашнее задание: составить ребус или кроссворд по теме «Наречие», используя сетевой  сервис learningapps.org.

Учащиеся получают задание, осуществляют выбор формы и способа выполнения

Познавательные УУД

Уметь выбирать решение, обосновывать выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторение по теме "Наречие"

Разработка урока по русскому языку в 7 классе "Повторение по теме "Наречие". Урок проходит в форме заседания редакционной коллегии газеты "Словесник". Дети, составляя рубрики газеты, повторяют теорети...

Повторение по теме "Наречие"

После изучения темы "Наречие" идут уроки повторения, на которых закрепляются знания, умения и навыки, полученные на предыдущих уроках. Цель таких уроков: 1) повторить и систематизировать знания ...

Повторение по теме "Наречие". Урок с презентацией.

На уроке с мультимедийной презентацией обобщается материал по теме "Наречие". Ликвидируются пробелы в знаниях по этой теме, совершенствуются умения находить заданную орфограмму и готовить учащихся к т...

Урок русского языка в 7 классе «Повторение по теме «Наречие»

Урок русского языка в 7 классе «Повторение по теме «Наречие» является обобщающим по данному разделу. На уроке используется  педагогическая технология  КОНОП (контрольный опрос учащихся с огр...

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Повторение по теме "Наречие".

Яркая, образная презентация к уроку русского языка в 7 классе " Повторение по теме "Наречие" позволяет провести урок динамично, в хорошем темпе и сформировать интерес учащихся к изучаемому предмету....

Дидактический материал (тест )для повторения по теме "Наречие"

Дидактический материал (тест )для повторения по теме "Наречие"...

Урок русского языка в 7 классе. Тема урока: « В стране изученных наречий» Тип урока : обобщающее повторение по теме « Наречие».

Цели  урока : 1) обобщить знания по теме « Наречие» ; 2)развивать умения  правильно  применять изученные правила ; 3) совершенствовать умения и навыки , связанные с нахождением наречий ...