Методические материалы по русскому языку для 6 класса "Практикум. Основные способы словообразования в русском языке"
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)

Спиридонова Анна Валерьевна

Данные материалы помогут провести интересный урок по теме "Практикум. Основные способы словообразования в русском языке". В перечень входят конспект урока, презентация, рабочие листы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык. 6 класс.

Основные способы образования слов в русском языке.

Цель:  повторить основные способы образования слов в русском языке и закрепить умение определять способ образования слова.

Ход урока

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация (слайд 1)

Здравствуйте,  ребята! Я очень рада видеть вас! И очень надеюсь на то, что сегодня на уроке вы будете внимательными, целеустремлёнными, активными и честными передо мной и друг с другом.

«Мои ожидания»:

- Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу.

- Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?

- Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся, а насколько - посмотрим в конце урока.

  1. Тема урока. Целеполагание.

Тема урока связана с темой домашнего задания. Как вы считаете, как она звучит? (слайд 2).

Опираясь на тему урока, предположите, какую цель мы должны сегодня достичь?

  1. Актуализация имеющихся знаний по теме урока (слайд 3+ параграф 36 в учебнике: сравнить!!!)
  2. Выполнение заданий на повторение по теме урока (слайд 4-11).

Откройте тетради, запишите число, классная работа и  тему урока.

Выполним задания в тетради.

  1. Самостоятельная работа обучающихся с  заданиями рабочего листа.

1) Задание № 1 (5 минут): распределите слова на группы в зависимости от способа их образования:

(1) Каменщик, (2) зашел, (3) прибрежный, (4) диван-кровать, (5) ванная, (6) парнишка-боец, (7) зимний, (8) перебежка, (9) столовая, (10) рассмешить, (11) ракета-носитель, (12) моржовый, (13) подснежник, (14) новенький, (15) приехать.

Ключ (см. презентацию):

суффиксальный

приставочный

приставочно-суффиксальный

сложение основ и слов

переход одной части речи в другую

1

(1) Камен/щик/

(2) за/шел

(3) при/бреж/н/ый

(4) диван-кровать

(5) ванная

2

(7) зим/н/ий

(10) рас/смешить

(8) пере/беж/к/а

(6) парнишка-боец

(9) столовая

3

(12) морж/ов/ый

(15) при/ехать

(13) под/снеж/н/ик

(11) ракета-носитель

(14) новенький

 Слайд 12.

Критерии оценивания (1 балл за каждый правильный ответ):

13-15 б. – «5»,

10-12 б. – «4»,

6-9 б. – «3»,

менее 6 б. – «2».                      

После выполнения осуществляется взаимопроверка и комментирование (в случае вопросов).

2)Задание 2.  Тот, кто лучше выполнил задание 1 временно становится экспертом при работе с заданием 2.

Остальные ребята будут работать у доски.

1 ученик

Назовите способ образования слов, выделенных жирным шрифтом:

(1) Славный – бесславный, (2) двор – дворец, (3) барабан – барабанщик, (4) беру – разберу, (5) дно – бездонный, (6) выходить – выход.

Ключ:

(1) Славный – бес/славный (приставочный),

(2) двор – двор/ец (суффиксальный),

(3) барабан – барабан/щик (суффиксальный),

(4) выходить – выход (бессуфиксный).

(5) дно – без/дон/н/ый (приставочно-суффиксальный),

Слайд 13

Критерии оценивания (1 балл за каждый правильный ответ

5 б. – «5»

4 б. – «4»

3 б. – «3»

Менее 3 б. – «2»

2 ученик

Восстановите пропущенные звенья в словообразовательных цепочках:

(1) Давний  ...  недавно; (2) теннис  ...  теннисистка; (3) велосипед  ...  велосипедистка; (4) блистать  ...  блистательность; (5) разделить  ...  разделительный.

Ключ:

(1) Давний  ... (недавний)  недавно;

(2) теннис  ... (теннисист)  теннисистка;

(3) велосипед  ... (велосипедист)  велосипедистка;

(4) блистать  ... (блистательный)  блистательность;

(5) разделить  ... (разделитель)  разделительный.

Слайд 14

Критерии оценивания (1 балл за каждый правильный ответ

5 б. – «5»

4 б. – «4»

3 б. – «3»

Менее 3 б. – «2»

Работа эксперта оценивается учителем. Эксперт проверяет по критериям, при этом объясняет, каким должен быть правильный ответ в случае ошибки.

3) Задание 3: от каждой пары слов образуйте сложное слово:

(1) Вода, проводить; (2) ловить, рыба; (3) копать, земля; (4) строить, самолеты; (5) газ, проводить; (6) лед, колоть; (7) общий, жить; (8) атом, ходить; (9) буря, ломать; (10) путь, шествовать; (11) луна, ходить; (12) вода, падать.

Ключ:

(1) Вода, проводить - водопровóд.

(2) ловить, рыба - рыболов.

(3) копать, земля - землекоп.

(4) строить, самолеты - самолетостроитель.

(5) газ, проводить - газопровóд.

(6) лед, колоть - ледокол.

(7) общий, жить - общежитие.

(8) атом, ходить - атомоход.

(9) буря, ломать - бурелом.

(10) путь, шествовать - путешествие.

(11) луна, ходить - луноход.

(12) вода, падать – водопад.

 Слайд 15

Критерии оценивания:

11-12 б. – «5»,

8-10 б. – «4»,

5 – 7 б. – «3»,

Менее 5 – «2».                    

  1. Подсчёт баллов. Выведение итоговой отметки.
  2.  Подведение итогов. Слайд 16.

Оцените свою деятельность на уроке,  пользуясь диагностической картой.

Заполнение таблицы. Учащиеся должны прокомментировать свой выбор (до 1 минуты).

  Запишем домашнее задание (слайд 17). Раздать (в соответствии с выбором учащихся).

Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

1. Кто научился определять способы словообразования, но остался вопрос по теме урока, выполните упр. № 217 из  параграфа 36, повторите параграф 36.

2 Кто научился определять способы словообразования, но не уверен, что правильно самостоятельно сможет определять способы словообразования, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 216, 217 из  параграфа 36, повторите параграф 36.

3. Кто научился определять способы словообразования и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и подберите 3-4 слова по каждому способу словообразования и составьте с ними 5 предложений, повторите параграф 36.

Рефлексия.  Объяснить, выйдя к доске. Слайд 18.

«Маятник настроения» - отображает настроение ребёнка. Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

hello_html_205d2a89.jpg       hello_html_12254c4a.jpg

Р.S. Если останется время, поделиться интересными фактами из области словообразования друг с другом (в рабочих листах!).

 - Итак, наш урок подходит к концу. Благодарю вас за внимание, за старательность и честность.

Морфемика и словообразование

Задание № 1: распределите слова на группы в зависимости от способа их образования:

(1) Каменщик, (2) зашел, (3) прибрежный, (4) диван-кровать, (5) ванная, (6) парнишка-боец, (7) зимний, (8) перебежка, (9) столовая, (10) рассмешить, (11) ракета-носитель, (12) моржовый, (13) подснежник, (14) новенький, (15) приехать.

Задание № 2: из данного перечня выпишите только те слова, которые образованы приставочным способом:

Слова для справок: (1) березовый, (2) слёт, (3) Ленинград, (4) тишина, (5) рассвет, (6) подснежник, (7) сбить, (8) моржовый, (9) вертолет, (10) столовая, (11) приговаривать, (12) вечнозеленый, (13) вздох, (14) подгруппа, (15) прохожий, (16) сверхмощная, (17) загородный, (18) меч-рыба, (19) стенгазета, (20) рабочий, (21) платочек, (22) выдумать.

Задание № 3: а) от данных слов с помощью суффиксов -чик, -ик, -н-, -ость-, -ек, -ник, -очк, -еньк- образуйте новые слова; б) для каждого суффикса подберите по 2 новых слова:

(1) Газета, (2) мяч, (3) почет, (4) рад, (5) денёк, (6) садовый, (7) сказка, (8) умный.

Задание № 4: распределите слова в две колонки: 1) слова, образованные приставочным способом, 2) слова, образованные приставочно-суффиксальным способом. Выделите морфемы, с помощью которых образовались данные слова от исходных (исходные слова запишите рядом в скобках):

(1) Соавтор, (2) собеседник, (3) пригород, (4) пригорок, (5) разговор, (6) бессмыслица, (7) освежить, (8) сбежать.

Задание № 5: назовите способ образования слов, выделенных жирным шрифтом:

(1) Славный – бесславный, (2) двор – дворец, (3) барабан – барабанщик, (4) беру – разберу, (5) дно – бездонный, (6) выходить – выход.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Морфемика и словообразование

Задание № 1: распределите слова на группы в зависимости от способа их образования:

(1) Каменщик, (2) зашел, (3) прибрежный, (4) диван-кровать, (5) ванная, (6) парнишка-боец, (7) зимний, (8) перебежка, (9) столовая, (10) рассмешить, (11) ракета-носитель, (12) моржовый, (13) подснежник, (14) новенький, (15) приехать.

Задание № 2: из данного перечня выпишите только те слова, которые образованы приставочным способом:

Слова для справок: (1) березовый, (2) слёт, (3) Ленинград, (4) тишина, (5) рассвет, (6) подснежник, (7) сбить, (8) моржовый, (9) вертолет, (10) столовая, (11) приговаривать, (12) вечнозеленый, (13) вздох, (14) подгруппа, (15) прохожий, (16) сверхмощная, (17) загородный, (18) меч-рыба, (19) стенгазета, (20) рабочий, (21) платочек, (22) выдумать.

Задание № 3: а) от данных слов с помощью суффиксов -чик, -ик, -н-, -ость-, -ек, -ник, -очк, -еньк- образуйте новые слова; б) для каждого суффикса подберите по 2 новых слова:

(1) Газета, (2) мяч, (3) почет, (4) рад, (5) денёк, (6) садовый, (7) сказка, (8) умный.

Задание № 4: распределите слова в две колонки: 1) слова, образованные приставочным способом, 2) слова, образованные приставочно-суффиксальным способом. Выделите морфемы, с помощью которых образовались данные слова от исходных (исходные слова запишите рядом в скобках):

(1) Соавтор, (2) собеседник, (3) пригород, (4) пригорок, (5) разговор, (6) бессмыслица, (7) освежить, (8) сбежать.

Задание № 5: назовите способ образования слов, выделенных жирным шрифтом:

(1) Славный – бесславный, (2) двор – дворец, (3) барабан – барабанщик, (4) беру – разберу, (5) дно – бездонный, (6) выходить – выход.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Морфемика и словообразование

Задание № 1: распределите слова на группы в зависимости от способа их образования:

(1) Каменщик, (2) зашел, (3) прибрежный, (4) диван-кровать, (5) ванная, (6) парнишка-боец, (7) зимний, (8) перебежка, (9) столовая, (10) рассмешить, (11) ракета-носитель, (12) моржовый, (13) подснежник, (14) новенький, (15) приехать.

Задание № 2: из данного перечня выпишите только те слова, которые образованы приставочным способом:

Слова для справок: (1) березовый, (2) слёт, (3) Ленинград, (4) тишина, (5) рассвет, (6) подснежник, (7) сбить, (8) моржовый, (9) вертолет, (10) столовая, (11) приговаривать, (12) вечнозеленый, (13) вздох, (14) подгруппа, (15) прохожий, (16) сверхмощная, (17) загородный, (18) меч-рыба, (19) стенгазета, (20) рабочий, (21) платочек, (22) выдумать.

Задание № 3: а) от данных слов с помощью суффиксов -чик, -ик, -н-, -ость-, -ек, -ник, -очк, -еньк- образуйте новые слова; б) для каждого суффикса подберите по 2 новых слова:

(1) Газета, (2) мяч, (3) почет, (4) рад, (5) денёк, (6) садовый, (7) сказка, (8) умный.

Задание № 4: распределите слова в две колонки: 1) слова, образованные приставочным способом, 2) слова, образованные приставочно-суффиксальным способом. Выделите морфемы, с помощью которых образовались данные слова от исходных (исходные слова запишите рядом в скобках):

(1) Соавтор, (2) собеседник, (3) пригород, (4) пригорок, (5) разговор, (6) бессмыслица, (7) освежить, (8) сбежать.

Задание № 5: назовите способ образования слов, выделенных жирным шрифтом:

(1) Славный – бесславный, (2) двор – дворец, (3) барабан – барабанщик, (4) беру – разберу, (5) дно – бездонный, (6) выходить – выход.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 6: от каждой пары слов образуйте сложносокращенное слово:

(1) Вода, проводить; (2) ловить, рыба; (3) копать, земля; (4) строить, самолеты; (5) газ, проводить; (6) лед, колоть; (7) общий, жить; (8) атом, ходить; (9) буря, ломать; (10) путь, шествовать; (11) луна, ходить; (12) вода, падать.

Задание № 7: к каждому слову подберите существительное, обозначающее род занятий, профессию (в полученных словах выделите суффиксы):

(1) Барабан, (2) табун; (3) трактор, (4) журнал; (5) программа, (6) артиллерия; (7) учить, (8) воспитать.

Задание № 8: от данных существительных суффиксальным способом образуйте прилагательные:

(1) Интерес, (2) учеба, (3) гигант, (4) стихия, (5) магистраль.

Задание № 9: восстановите пропущенные звенья в словообразовательных цепочках:

(1) Давний  ...  недавно; (2) теннис  ...  теннисистка; (3) велосипед  ...  велосипедистка; (4) блистать  ...  блистательность; (5) разделить  ...  разделительный.

Задание № 10: в данных парах предложений найдите слова-омонимы, которые относятся к разным частям речи, подчеркните их как члены предложения. Какой словообразовательный процесс они иллюстрируют?

(1) (а) Раненая нога долго не заживала. (б) Раненый тихо стонал. (2) (а) На перроне вокзала продавали мороженое. (б) Мороженое мясо долго сохраняется. (3) (а) Столовая посуда была аккуратно расставлена на полке. (б) Столовая находилась недалеко. (4) (а) Свою норму рабочий выполнил досрочно. (б) Сталевар быстро надел свой рабочий костюм.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 6: от каждой пары слов образуйте сложносокращенное слово:

(1) Вода, проводить; (2) ловить, рыба; (3) копать, земля; (4) строить, самолеты; (5) газ, проводить; (6) лед, колоть; (7) общий, жить; (8) атом, ходить; (9) буря, ломать; (10) путь, шествовать; (11) луна, ходить; (12) вода, падать.

Задание № 7: к каждому слову подберите существительное, обозначающее род занятий, профессию (в полученных словах выделите суффиксы):

(1) Барабан, (2) табун; (3) трактор, (4) журнал; (5) программа, (6) артиллерия; (7) учить, (8) воспитать.

Задание № 8: от данных существительных суффиксальным способом образуйте прилагательные:

(1) Интерес, (2) учеба, (3) гигант, (4) стихия, (5) магистраль.

Задание № 9: восстановите пропущенные звенья в словообразовательных цепочках:

(1) Давний  ...  недавно; (2) теннис  ...  теннисистка; (3) велосипед  ...  велосипедистка; (4) блистать  ...  блистательность; (5) разделить  ...  разделительный.

Задание № 10: в данных парах предложений найдите слова-омонимы, которые относятся к разным частям речи, подчеркните их как члены предложения. Какой словообразовательный процесс они иллюстрируют?

(1) (а) Раненая нога долго не заживала. (б) Раненый тихо стонал. (2) (а) На перроне вокзала продавали мороженое. (б) Мороженое мясо долго сохраняется. (3) (а) Столовая посуда была аккуратно расставлена на полке. (б) Столовая находилась недалеко. (4) (а) Свою норму рабочий выполнил досрочно. (б) Сталевар быстро надел свой рабочий костюм.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 6: от каждой пары слов образуйте сложносокращенное слово:

(1) Вода, проводить; (2) ловить, рыба; (3) копать, земля; (4) строить, самолеты; (5) газ, проводить; (6) лед, колоть; (7) общий, жить; (8) атом, ходить; (9) буря, ломать; (10) путь, шествовать; (11) луна, ходить; (12) вода, падать.

Задание № 7: к каждому слову подберите существительное, обозначающее род занятий, профессию (в полученных словах выделите суффиксы):

(1) Барабан, (2) табун; (3) трактор, (4) журнал; (5) программа, (6) артиллерия; (7) учить, (8) воспитать.

Задание № 8: от данных существительных суффиксальным способом образуйте прилагательные:

(1) Интерес, (2) учеба, (3) гигант, (4) стихия, (5) магистраль.

Задание № 9: восстановите пропущенные звенья в словообразовательных цепочках:

(1) Давний  ...  недавно; (2) теннис  ...  теннисистка; (3) велосипед  ...  велосипедистка; (4) блистать  ...  блистательность; (5) разделить  ...  разделительный.

Задание № 10: в данных парах предложений найдите слова-омонимы, которые относятся к разным частям речи, подчеркните их как члены предложения. Какой словообразовательный процесс они иллюстрируют?

(1) (а) Раненая нога долго не заживала. (б) Раненый тихо стонал. (2) (а) На перроне вокзала продавали мороженое. (б) Мороженое мясо долго сохраняется. (3) (а) Столовая посуда была аккуратно расставлена на полке. (б) Столовая находилась недалеко. (4) (а) Свою норму рабочий выполнил досрочно. (б) Сталевар быстро надел свой рабочий костюм.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные способы словообразования в русском языке

Презентация подготовлена для 11 класса к ЕГЭ часть В1....

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Основные способы словообразования. Задание типа В1

Работа ставит своей целью повторить материал по теме и рассмотреть самые распространённые ошибки при определении способа словообразования....

Урок русского языка в 5 классе. Тема: Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования.

Урок разработан и проведен учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010»Цель: 1) дать представление о словообразовании как разделе линг...

Разработка урока по русскому языку в 11 классе по теме "Словообразовние. Основные способы словообразования. Задание В1 ЕГЭ"

Урок по русскому языку в 11 классе по теме "Словобразование" помогает учащимся обобщить  материал о способах словообразования. Данное задание присутствует и в материалах ЕГЭ, поэтому...

Урок русского языка «Там, где музыка живет…»Основные способы словообразования. Словообразовательный словарь.

Урок формироует представление о словообразовании как разделе языкознания, о различиях морфемики и словообразования; позволяет углубить знания учащихся  об основных способах образования слов в РЯ ...

Самостоятельная работа по теме "Основные способы словообразования" (русский язык, 6 класс)

Материал позволит проверить усвоение шестиклассниками программного материала по теме "Основные способы словообразования"....

Урок-практикум по теме "Основные способы словообразования в русском языке"

Презентация содержит теоретический и практический материал. Предназначена для учащихся 6 класса...