Урок русского языка «Там, где музыка живет…»Основные способы словообразования. Словообразовательный словарь.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Галаган Ирина Вячеславовна

Урок формироует представление о словообразовании как разделе языкознания, о различиях морфемики и словообразования; позволяет углубить знания учащихся  об основных способах образования слов в РЯ (с опорой на знание родного языка); знакомит с механизмом образования новых слов с помощью морфем; развивает логическое мышление, внимание, устную речь, навыки самостоятельного выполнении заданий; воспитывает интерес к изучению русского языка; уважение к творческим профессиям,  любовь к искусству.

К уроку прилагается ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок

Тема: «Там, где музыка живет…»

         Основные способы словообразования. Словообразовательный словарь.

Цели: Формировать представление о словообразовании как разделе языкознания, о различиях морфемики и словообразования; углублять знания учащихся  об основных способах образования слов в РЯ (с опорой на знание родного языка); познакомить с механизмом образования новых слов с помощью морфем; развивать логическое мышление, внимание, устную речь, навыки самостоятельного выполнении заданий; воспитывать интерес к изучению русского языка; уважение к творческим профессиям,  любовь к искусству.

Содержание урока.

 

1. Организационный момент.

2. Приветствие учителя :

а)     - Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада сообщить вам, что сегодня мы продолжим наше путешествие в страну знаний…

- Поезда собираются в путь на станции, корабли подымают паруса и уходят в море из гавани, самолеты снаряжаются в аэропорту.

- И мы с вами тоже отправимся в путь. И пойдем, и поедем, и поплывем, и полетим… И нашими гаванью , станцией, аэропортом  будет МУЗЫКА. И я приглашаю вас войти в ее мир. Вот дверь. ( Слайд 1.) Она не случайно похожа на букву П.

      (звучит фрагмент  песни «Музыка феи» Нелли Азизовой)

Здесь вас ждут ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, ПРЕВРАЩЕНИЯ, ПУТЕШЕСТВИЯ, ПРИКЛЮЧЕНИЯ.

 б)    - Но ведь речь – это тоже музыка – самая замечательная человеческая речь ТА, в которой есть смысл, красота, чувство.

3. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

  а) -Посмотрите внимательно: на доске размещены ребусы, и наша задача – решить их так, чтобы у нас получились слова.

       

               

              

   

 

                                                                                                                                                                 

     -Вы видите, ребята, что зашифровывать в ребусе слова можно и с помощью музыкальных знаков.

Наклон

Подшивка

Королева

Рука

Защелка

Фамилия

 

- Вот какие слова у нас получились.

- Запишите их столбиком в тетради.

б) (Слайд 2,3 )

 - Прочтите слова .

- Что вы можете сказать о происхождении данных слов? ( заимствованные)

- Каково их лексическое значении?

- В каком словаре мы можем узнать это? (словарь иноязычных слов)

в) Давайте сыграем в языковое ЛОТО:

    • подберите к каждому слову –отгадке слово из этого списка

Наклон    пюпитра

Подшивка  партитуры

Королева         оперы

Рука         дирижера

Защелка      мундштука

Фамилия     солиста

 •  посмотрите и определите, какое из слов-отгадок соответствует такой схеме

¬

 

  • Докажите, сделав морфемный разбор слова ЗАЩЕЛКА

(повторение определений морфем – мячик)

(Слайд 4 ) Слово делится на части.

                  Ах, какое это счастье:

                  Может каждый грамотей

                  Делать слово из частей!

4. Запись темы урока. Постановка целей и задач.

   а)

- Сегодня на уроке мы поговорим о том, как образуются новые слова. И тема нашего урока :

       ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

       ( запись в тетради)

- Какие цели мы определим для себя? (ответы учащихся)

Да, цель нашего занятия : (Слайд 5)

         выяснить , что такое словообразование и каковы его функция и единицы;

         отработать умение определять способ образования слова.

-Но мы не ограничимся только грамматическим материалом. Перед нами откроется удивительный мир творчества: музыка, красота слова и мысли сольются в единое целое.

- Думаю, знания, полученные на этом уроке , пригодятся вам не только на занятиях по развитию связной речи, но и в повседневной жизни, раскрывая способность видеть необычное в привычном.

  б)

- Тема, о которой сегодня пойдет речь, вам известна из уроков украинского языка.

   - Вспомните, используя сигнальную схему, что вы знаете. (Слайд 6)

5. Изучение нового материала

а) давайте сопоставим уже известное вам с новым материалом учебника РЯ.

    С. 124, § 25. Теория А.

б) слово учителя:

- Работа бывает разная: физическая, умственная , а еще ТВОРЧЕСКАЯ.

- Какие творческие профессии вы знаете?

(ответы детей)

- Да, таких профессий много. Все они связаны с различными видами искусства.

- Музыка тоже трудится , воюет, врачует, развлекает, борется за правду и честь…

- Для тех, кто слушает, наслаждаясь ее красотой, - это мимолетное прикосновение к миру прекрасного; а для тех, кто ее создает – это работа : вокалиста, композитора, настройщика, исполнителя, мастера по изготовлению музыкальных инструментов. (Слайд 7)

- Мы с вами сегодня тоже мастера своего дела и мы мастерски сможем выполнить следующую работу:

  в) выполнение упражнения № 261 с. 124. ( в тетрадях, один – у доски)

  г) способы словообразования

- С точки зрения лингвистической науки (языкознания) все способы словообразования делятся на две группы (Слайд  8 )

           

Способы словообразования

Морфемные                                                                          безморфемные

(аффиксные)                                                                        (безаффиксные)

                             

-Что такое морфема?        

Аффиксы это общее слово, которым называют префикс и суффикс.

- Обратимся к учебнику. с. 125. Теория Б.

Сегодня на уроке мы слышим много терминов и заимствованных слов.

- С помощью какого словаря мы определяем их лексическое значение?

( словарь иностранных слов)            

- Каким словарем мы можем воспользоваться, чтобы выяснить , из каких частей состоит слово или как оно образовано?    

           

- Посмотрите, как выглядит словарная статья слова МУЗЫКА.  (Слайд 9)

-Музыка в нашей жизни присутствует всегда, и сейчас она поможет нам немножко отдохнуть. Давайте отложим тетрадки, поднимитесь и повторяйте за мной.

6. Физкультминутка. (звучит песня «Рядом ты и я») (Слайд 10)

- Повторяйте вслед за мной эти несложные движения.

7.Выполнение упражнений. Мотивация учебной деятельности :

- Только что вы слышали  музыкальный фрагмент . В нем важны не только слова, но и мелодия.

- Вспомните из уроков музыки, с помощью чего  композиторы изображают действительность. (звук)

-Пока мы с вами танцевали, у нас произошло непредвиденное : несколько однокоренных слов рассыпались на отдельные части.

-Ребята, помогите мне их собрать. Кто быстрее? (слайд 11)

-Запишите их. Укажите способ образования каждого слова и словообразующую морфему.

ЗВУК

О -, -н-, -ан-, -о-, -ов- (озвучить, звучный, звучание, звукоряд, звуковой)

- Значение каких слов вам непонятно?

Звучит скрипичная музыка

-Какие образы-ассоциации у вас возникли при этих звуках?

-Вы узнали этот музыкальный инструмент? (Слайд 12)

8. Работа с текстом.

- Давайте послушаем, что нам расскажет скрипичных дел мастер.

        а) чтение текста в лицах ( два героя, а слова автора – все по цепочке)

        б) вопросы по содержанию: (Слайд 13)

-Знакомо ли вам имя Антонио Страдивари?

-Что сказал о нем мастер?

- Почему все скрипичные мастера хотят походить на талантливого итальянца?

- Что объединяет людей, которые изготавливают скрипки?

-Какова главная мысль текста? ( «Только красивый и сильный человек мог создать такое чудо»)(Слайд 14)

          в) творческое конструирование

- Каждый мастер должен успеть сотворить что-то хорошее. Давайте и мы займемся творчеством – СЛОВОТВОРЧЕСТВОМ!

-Образуйте новые однокоренные слова к понятию «чудо»:

      Суффиксальным способом – ЧУДЕСНЫЙ

                                                         ЧУДЕСНИК

                                                          ЧУДЕСА

       Префиксальным                   РАСЧУДЕСНЫЙ

       Сложением основ слов     ЧУДОТВОРНЫЙ (Слайд 15)

- Используя главную мысль прочитанного нами текста , давайте построим собственное размышление, включив в него образованные слова.

Эту работу мы выполним по цепочке, начиная с меня.

(учитель)- В жизни много чудес.

- Большинство из них – рукотворные. Люди, создающие их, называются чудесниками. Они мастерят расчудесные музыкальные инструменты, которые способны разбудить добрые чувства. В этом их чудотворная сила.

(учитель)- Может быть, и внутри каждого из вас тоже живет еще не раскрытое чудо. (Слайд 16)

         Если хочешь чуда – будь им!

9. Подведение итогов урока.

а) Слово учителя

- Каждая работа имеет свое начало и свой финал. И как бы ни было прекрасно путешествие в мир музыки, пришло время подвести итоги.

б) самопроверка

( 4 человека работают с заданиями на карточках).

    №1.  Реши анаграмму

Анаграмма ( ana – пере;  gramma–  буква) её изобрели ещё Древней Греции. Анаграмма – это такая загадка, в которой при перестановке слогов и букв слово приобретает новое значение.

Воздух в шины я вдуваю,

Жизнь несу я колесу.

Если ж слоги мы смешаем,

Буду деревом в лесу

   №2.  Реши метаграмму

Метаграмма (meta – между ; gramma – буква)  придумал эту хитроумную загадку писатель, математик и логик Л.Кэрролл

-  это загадка, в которой зашифрованы различные слова (2 слова) , состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов , нужно заменить в нем одну  букву так, чтобы получилось новое слово.

С буквой «З» - оно блестит,

В сейфах банковских лежит.

С буквой «Б» - гнилое место,

Там земля, как будто тесто.  

№3.  Заполни таблицу словами.

1. Путешественник по морям.

2. Запас бензина.
3. Помещение для совместного проживания людей.
4. Человек, занимающийся пчеловодством.
5. Аппарат, передвигающийся по Луне

№4. Сконструируй слова с помощью отдельных морфем. Выдели морфемы в словах.

-От глагола понёс взять приставку,

от глагола дарить корень,

от существительного кружок суффикс.

- Какое слово получилось?  

-От глагола побелел взять корень,

от прилагательного маленький суффикс,

от прилагательного синий окончание.  

-От глагола пришёл взять приставку,

от глагола улетел взять корень,

от глагола бежит окончание. 

Остальные работают по вопросам для самоконтроля.(Слайд 17) – работа в парах

  - Словообразование изучает…

  - Различают два вида образования слов …

  -Какие морфемы используют для образования новых слов?

  - Какова роль словообразования в речи?

10. Домашнее задание

- Свои знания и умения вы сможете закрепить и проверить при выполнении домашнего задания.

     1. с. 124-125, § 25, упр. 264.

     2. Выписать в таблицу из произведений русской литературы по 5 слов , образованных разными способами.

префиксальный

суффиксальный

сложение

     3.Творческое : Словообразовательный рисунок- для любящих и умеющих рисовать. Даны словообразовательные пары; попробуйте передать смысл каждой пары в рисунках. Одинаково ли вы изобразите эти слова ?

Стриж- стрижонок;

Чемодан- чемоданчик;

Мыло- мыльница,

Крыса- крысища

Красивый – некрасивый

Кто не умеет рисовать- не огорчайтесь: о различии слов в парах можно рассказать в миниатюре. Желательно с юмором.

11. Рефлексия.(Слайд 18)

- Поделитесь впечатлениями от сегодняшнего урока….

-  И я бы хотела поделиться с вами своими впечатлениями.

         Все были очень активными, эмоциональными, знающими, любознательными…

         Особо я хотела бы выделить…. , потому что ….  

           …. Она была….

 ОЦЕНКИ. (звучит музыка)

А вместе с оценками каждый унесет с собой маленькую волшебную скрипку, которая родилась там, где музыка живет…

 (Слайд – красивый)

 

Благодарю вас за урок, за творческое сотрудничество.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

редставления ревращения утешествия риключения

Слайд 2

Мундштук Пюпитр Партитура Солист Опера

Слайд 3

Лексическое значение слов Мундштук – часть духового музыкального инструмента, которую музыкант во время игры приставляет к губам Пюпитр – подставка для нот Партитура – нотная запись многоголосного музыкального произведения для оркестра Солист – артист, исполняющий сольную партию, один Опера – музыкально-драматическое произведение

Слайд 4

Эпиграф Слово делится на части. Ах, какое это счастье : Может каждый грамотей Делать слово из частей!

Слайд 5

Цели и задачи: 1. выяснить, что такое словообразование и каковы его функции и единицы; 2. отработать умение определять способ образования слова.

Слайд 6

Языковая параллель 1. Словотвір – це… 2. В українській мові існує … способів словотворення. 3. Це : а) … б) … ……

Слайд 7

Профессии, связанные с музыкой Скрипичный мастер Исполнитель (пианист) вокалист композитор настройщик

Слайд 8

Способы словообразования Морфемные (аффиксные) Безморфемные (безаффиксные) ¬ - - Λ ¬ + Λ чудотворный звукоподражающий ТЮЗ

Слайд 9

Словообразовательный словарь не разлей вода — товарищ, друг приятель, приятель, дружок, , закадычный друг, водиться, закадыка, дружить, Словарь русских синонимов. не разлей вода сущ., кол во синонимов: (16) • ↑водившийся (41) • ↑друг … Друзья — не разлей вода — верные друзья … жить не разлей вода — General subject: get along like a house on fire … Универсальный русско-английский словарь

Слайд 10

Рядом ты и я

Слайд 11

Осколки слов ЗВУК О- -Н- -АН- -О- -ОВ-

Слайд 12

Чарующие звуки

Слайд 13

Ответьте на вопросы: Знакомо ли вам имя Антонио Страдивари? Что сказал о нем мастер? Почему все скрипичные мастера хотят походить на талантливого итальянца? Что объединяет людей, которые изготавливают скрипки? Какова главная мысль текста?

Слайд 14

« Только красивый и сильный человек мог создать такое чудо».

Слайд 15

Если хочешь чуда – БУДЬ ИМ!

Слайд 16

Вопросы для самоконтроля: Словообразование изучает… Различают два вида образования слов… Какие морфемы используются для образования новых слов? Какова роль словообразования в речи?

Слайд 17

Там, где музыка живет…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Систематизация и обобщение изученного по теме:" Словообразование и орфография" 6 класс

Методическая разработка урока включает план-конспект содержания урока и мультимедийную презентацию....

Урок русского языка в 6 классе "Путешествие по стране Словообразование."

Урок в игровой форме с использование ЭОР помогает систематизировать материал , изученный в разделе "Словообразование" в 6 классе....

урок русского языка "Повторение и обобщение знаний по разделу "Словообразование и орфография"

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе. Тип урока - повторительно-обобщающий, форма урока - игра "Умницы и умники 5 класса".базовая технология - игроваяЦели урока:- закрепление получе...

Урок русского языка в 10 классе профильного уровня на тему "Словообразовательные средства языка"

Урок русского языка в 10 классе: «Выразительные словообразовательные средства языка». На уроке ребята продолжают знакомство с выразительными средствами языка, а именно: с эмоционально-окрашенным...

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: "Морфемный и словообразовательный разбор слов"

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: "Морфемный и словообразовательный разбор слов"...

Урок русского языка в 10 классе по теме «Способы словообразования в русском языке»

Продолжить подготовку к ЕГЭ по русскому языку, повторить способы образования слов в русском языке....

Методические материалы по русскому языку для 6 класса "Практикум. Основные способы словообразования в русском языке"

Данные материалы помогут провести интересный урок по теме "Практикум. Основные способы словообразования в русском языке". В перечень входят конспект урока, презентация, рабочие листы....