Урок русского языка «Там, где музыка живет…»Основные способы словообразования. Словообразовательный словарь.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок формироует представление о словообразовании как разделе языкознания, о различиях морфемики и словообразования; позволяет углубить знания учащихся об основных способах образования слов в РЯ (с опорой на знание родного языка); знакомит с механизмом образования новых слов с помощью морфем; развивает логическое мышление, внимание, устную речь, навыки самостоятельного выполнении заданий; воспитывает интерес к изучению русского языка; уважение к творческим профессиям, любовь к искусству.
К уроку прилагается ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок руского языка в 6 классе. Словообразование. ( на коммуникативной основе) | 172.5 КБ |
tam_gde_muzyka_zhivet.ppt | 1.6 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок
Тема: «Там, где музыка живет…»
Основные способы словообразования. Словообразовательный словарь.
Цели: Формировать представление о словообразовании как разделе языкознания, о различиях морфемики и словообразования; углублять знания учащихся об основных способах образования слов в РЯ (с опорой на знание родного языка); познакомить с механизмом образования новых слов с помощью морфем; развивать логическое мышление, внимание, устную речь, навыки самостоятельного выполнении заданий; воспитывать интерес к изучению русского языка; уважение к творческим профессиям, любовь к искусству.
Содержание урока.
1. Организационный момент.
2. Приветствие учителя :
а) - Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада сообщить вам, что сегодня мы продолжим наше путешествие в страну знаний…
- Поезда собираются в путь на станции, корабли подымают паруса и уходят в море из гавани, самолеты снаряжаются в аэропорту.
- И мы с вами тоже отправимся в путь. И пойдем, и поедем, и поплывем, и полетим… И нашими гаванью , станцией, аэропортом будет МУЗЫКА. И я приглашаю вас войти в ее мир. Вот дверь. ( Слайд 1.) Она не случайно похожа на букву П.
(звучит фрагмент песни «Музыка феи» Нелли Азизовой)
Здесь вас ждут ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, ПРЕВРАЩЕНИЯ, ПУТЕШЕСТВИЯ, ПРИКЛЮЧЕНИЯ.
б) - Но ведь речь – это тоже музыка – самая замечательная человеческая речь ТА, в которой есть смысл, красота, чувство.
3. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
а) -Посмотрите внимательно: на доске размещены ребусы, и наша задача – решить их так, чтобы у нас получились слова.
-Вы видите, ребята, что зашифровывать в ребусе слова можно и с помощью музыкальных знаков.
Наклон
Подшивка
Королева
Рука
Защелка
Фамилия
- Вот какие слова у нас получились.
- Запишите их столбиком в тетради.
б) (Слайд 2,3 )
- Прочтите слова .
- Что вы можете сказать о происхождении данных слов? ( заимствованные)
- Каково их лексическое значении?
- В каком словаре мы можем узнать это? (словарь иноязычных слов)
в) Давайте сыграем в языковое ЛОТО:
• подберите к каждому слову –отгадке слово из этого списка
Наклон пюпитра
Подшивка партитуры
Королева оперы
Рука дирижера
Защелка мундштука
Фамилия солиста
• посмотрите и определите, какое из слов-отгадок соответствует такой схеме
¬
• Докажите, сделав морфемный разбор слова ЗАЩЕЛКА
(повторение определений морфем – мячик)
(Слайд 4 ) Слово делится на части.
Ах, какое это счастье:
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!
4. Запись темы урока. Постановка целей и задач.
а)
- Сегодня на уроке мы поговорим о том, как образуются новые слова. И тема нашего урока :
ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
( запись в тетради)
- Какие цели мы определим для себя? (ответы учащихся)
Да, цель нашего занятия : (Слайд 5)
выяснить , что такое словообразование и каковы его функция и единицы;
отработать умение определять способ образования слова.
-Но мы не ограничимся только грамматическим материалом. Перед нами откроется удивительный мир творчества: музыка, красота слова и мысли сольются в единое целое.
- Думаю, знания, полученные на этом уроке , пригодятся вам не только на занятиях по развитию связной речи, но и в повседневной жизни, раскрывая способность видеть необычное в привычном.
б)
- Тема, о которой сегодня пойдет речь, вам известна из уроков украинского языка.
- Вспомните, используя сигнальную схему, что вы знаете. (Слайд 6)
5. Изучение нового материала
а) давайте сопоставим уже известное вам с новым материалом учебника РЯ.
С. 124, § 25. Теория А.
б) слово учителя:
- Работа бывает разная: физическая, умственная , а еще ТВОРЧЕСКАЯ.
- Какие творческие профессии вы знаете?
(ответы детей)
- Да, таких профессий много. Все они связаны с различными видами искусства.
- Музыка тоже трудится , воюет, врачует, развлекает, борется за правду и честь…
- Для тех, кто слушает, наслаждаясь ее красотой, - это мимолетное прикосновение к миру прекрасного; а для тех, кто ее создает – это работа : вокалиста, композитора, настройщика, исполнителя, мастера по изготовлению музыкальных инструментов. (Слайд 7)
- Мы с вами сегодня тоже мастера своего дела и мы мастерски сможем выполнить следующую работу:
в) выполнение упражнения № 261 с. 124. ( в тетрадях, один – у доски)
г) способы словообразования
- С точки зрения лингвистической науки (языкознания) все способы словообразования делятся на две группы (Слайд 8 )
Способы словообразования
Морфемные безморфемные
(аффиксные) (безаффиксные)
-Что такое морфема?
Аффиксы это общее слово, которым называют префикс и суффикс.
- Обратимся к учебнику. с. 125. Теория Б.
Сегодня на уроке мы слышим много терминов и заимствованных слов.
- С помощью какого словаря мы определяем их лексическое значение?
( словарь иностранных слов)
- Каким словарем мы можем воспользоваться, чтобы выяснить , из каких частей состоит слово или как оно образовано?
- Посмотрите, как выглядит словарная статья слова МУЗЫКА. (Слайд 9)
-Музыка в нашей жизни присутствует всегда, и сейчас она поможет нам немножко отдохнуть. Давайте отложим тетрадки, поднимитесь и повторяйте за мной.
6. Физкультминутка. (звучит песня «Рядом ты и я») (Слайд 10)
- Повторяйте вслед за мной эти несложные движения.
7.Выполнение упражнений. Мотивация учебной деятельности :
- Только что вы слышали музыкальный фрагмент . В нем важны не только слова, но и мелодия.
- Вспомните из уроков музыки, с помощью чего композиторы изображают действительность. (звук)
-Пока мы с вами танцевали, у нас произошло непредвиденное : несколько однокоренных слов рассыпались на отдельные части.
-Ребята, помогите мне их собрать. Кто быстрее? (слайд 11)
-Запишите их. Укажите способ образования каждого слова и словообразующую морфему.
ЗВУК
О -, -н-, -ан-, -о-, -ов- (озвучить, звучный, звучание, звукоряд, звуковой)
- Значение каких слов вам непонятно?
Звучит скрипичная музыка
-Какие образы-ассоциации у вас возникли при этих звуках?
-Вы узнали этот музыкальный инструмент? (Слайд 12)
8. Работа с текстом.
- Давайте послушаем, что нам расскажет скрипичных дел мастер.
а) чтение текста в лицах ( два героя, а слова автора – все по цепочке)
б) вопросы по содержанию: (Слайд 13)
-Знакомо ли вам имя Антонио Страдивари?
-Что сказал о нем мастер?
- Почему все скрипичные мастера хотят походить на талантливого итальянца?
- Что объединяет людей, которые изготавливают скрипки?
-Какова главная мысль текста? ( «Только красивый и сильный человек мог создать такое чудо»)(Слайд 14)
в) творческое конструирование
- Каждый мастер должен успеть сотворить что-то хорошее. Давайте и мы займемся творчеством – СЛОВОТВОРЧЕСТВОМ!
-Образуйте новые однокоренные слова к понятию «чудо»:
Суффиксальным способом – ЧУДЕСНЫЙ
ЧУДЕСНИК
ЧУДЕСА
Префиксальным РАСЧУДЕСНЫЙ
Сложением основ слов ЧУДОТВОРНЫЙ (Слайд 15)
- Используя главную мысль прочитанного нами текста , давайте построим собственное размышление, включив в него образованные слова.
Эту работу мы выполним по цепочке, начиная с меня.
(учитель)- В жизни много чудес.
- Большинство из них – рукотворные. Люди, создающие их, называются чудесниками. Они мастерят расчудесные музыкальные инструменты, которые способны разбудить добрые чувства. В этом их чудотворная сила.
(учитель)- Может быть, и внутри каждого из вас тоже живет еще не раскрытое чудо. (Слайд 16)
Если хочешь чуда – будь им!
9. Подведение итогов урока.
а) Слово учителя
- Каждая работа имеет свое начало и свой финал. И как бы ни было прекрасно путешествие в мир музыки, пришло время подвести итоги.
б) самопроверка
( 4 человека работают с заданиями на карточках).
№1. Реши анаграмму
Анаграмма ( ana – пере; gramma– буква) её изобрели ещё Древней Греции. Анаграмма – это такая загадка, в которой при перестановке слогов и букв слово приобретает новое значение.
Воздух в шины я вдуваю,
Жизнь несу я колесу.
Если ж слоги мы смешаем,
Буду деревом в лесу
№2. Реши метаграмму
Метаграмма (meta – между ; gramma – буква) придумал эту хитроумную загадку писатель, математик и логик Л.Кэрролл
- это загадка, в которой зашифрованы различные слова (2 слова) , состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов , нужно заменить в нем одну букву так, чтобы получилось новое слово.
С буквой «З» - оно блестит,
В сейфах банковских лежит.
С буквой «Б» - гнилое место,
Там земля, как будто тесто.
№3. Заполни таблицу словами.
1. Путешественник по морям.
2. Запас бензина.
3. Помещение для совместного проживания людей.
4. Человек, занимающийся пчеловодством.
5. Аппарат, передвигающийся по Луне
№4. Сконструируй слова с помощью отдельных морфем. Выдели морфемы в словах.
-От глагола понёс взять приставку,
от глагола дарить корень,
от существительного кружок суффикс.
- Какое слово получилось?
-От глагола побелел взять корень,
от прилагательного маленький суффикс,
от прилагательного синий окончание.
-От глагола пришёл взять приставку,
от глагола улетел взять корень,
от глагола бежит окончание.
Остальные работают по вопросам для самоконтроля.(Слайд 17) – работа в парах
- Словообразование изучает…
- Различают два вида образования слов …
-Какие морфемы используют для образования новых слов?
- Какова роль словообразования в речи?
10. Домашнее задание
- Свои знания и умения вы сможете закрепить и проверить при выполнении домашнего задания.
1. с. 124-125, § 25, упр. 264.
2. Выписать в таблицу из произведений русской литературы по 5 слов , образованных разными способами.
префиксальный | суффиксальный | сложение |
3.Творческое : Словообразовательный рисунок- для любящих и умеющих рисовать. Даны словообразовательные пары; попробуйте передать смысл каждой пары в рисунках. Одинаково ли вы изобразите эти слова ?
Стриж- стрижонок;
Чемодан- чемоданчик;
Мыло- мыльница,
Крыса- крысища
Красивый – некрасивый
Кто не умеет рисовать- не огорчайтесь: о различии слов в парах можно рассказать в миниатюре. Желательно с юмором.
11. Рефлексия.(Слайд 18)
- Поделитесь впечатлениями от сегодняшнего урока….
- И я бы хотела поделиться с вами своими впечатлениями.
Все были очень активными, эмоциональными, знающими, любознательными…
Особо я хотела бы выделить…. , потому что ….
…. Она была….
ОЦЕНКИ. (звучит музыка)
А вместе с оценками каждый унесет с собой маленькую волшебную скрипку, которая родилась там, где музыка живет…
(Слайд – красивый)
Благодарю вас за урок, за творческое сотрудничество.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мундштук Пюпитр Партитура Солист Опера
Лексическое значение слов Мундштук – часть духового музыкального инструмента, которую музыкант во время игры приставляет к губам Пюпитр – подставка для нот Партитура – нотная запись многоголосного музыкального произведения для оркестра Солист – артист, исполняющий сольную партию, один Опера – музыкально-драматическое произведение
Эпиграф Слово делится на части. Ах, какое это счастье : Может каждый грамотей Делать слово из частей!
Цели и задачи: 1. выяснить, что такое словообразование и каковы его функции и единицы; 2. отработать умение определять способ образования слова.
Языковая параллель 1. Словотвір – це… 2. В українській мові існує … способів словотворення. 3. Це : а) … б) … ……
Профессии, связанные с музыкой Скрипичный мастер Исполнитель (пианист) вокалист композитор настройщик
Способы словообразования Морфемные (аффиксные) Безморфемные (безаффиксные) ¬ - - Λ ¬ + Λ чудотворный звукоподражающий ТЮЗ
Словообразовательный словарь не разлей вода — товарищ, друг приятель, приятель, дружок, , закадычный друг, водиться, закадыка, дружить, Словарь русских синонимов. не разлей вода сущ., кол во синонимов: (16) • ↑водившийся (41) • ↑друг … Друзья — не разлей вода — верные друзья … жить не разлей вода — General subject: get along like a house on fire … Универсальный русско-английский словарь
Рядом ты и я
Осколки слов ЗВУК О- -Н- -АН- -О- -ОВ-
Чарующие звуки
Ответьте на вопросы: Знакомо ли вам имя Антонио Страдивари? Что сказал о нем мастер? Почему все скрипичные мастера хотят походить на талантливого итальянца? Что объединяет людей, которые изготавливают скрипки? Какова главная мысль текста?
« Только красивый и сильный человек мог создать такое чудо».
Если хочешь чуда – БУДЬ ИМ!
Вопросы для самоконтроля: Словообразование изучает… Различают два вида образования слов… Какие морфемы используются для образования новых слов? Какова роль словообразования в речи?
Там, где музыка живет…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Систематизация и обобщение изученного по теме:" Словообразование и орфография" 6 класс
Методическая разработка урока включает план-конспект содержания урока и мультимедийную презентацию....
Урок русского языка в 6 классе "Путешествие по стране Словообразование."
Урок в игровой форме с использование ЭОР помогает систематизировать материал , изученный в разделе "Словообразование" в 6 классе....
урок русского языка "Повторение и обобщение знаний по разделу "Словообразование и орфография"
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе. Тип урока - повторительно-обобщающий, форма урока - игра "Умницы и умники 5 класса".базовая технология - игроваяЦели урока:- закрепление получе...
Урок русского языка в 10 классе профильного уровня на тему "Словообразовательные средства языка"
Урок русского языка в 10 классе: «Выразительные словообразовательные средства языка». На уроке ребята продолжают знакомство с выразительными средствами языка, а именно: с эмоционально-окрашенным...
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: "Морфемный и словообразовательный разбор слов"
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: "Морфемный и словообразовательный разбор слов"...
Урок русского языка в 10 классе по теме «Способы словообразования в русском языке»
Продолжить подготовку к ЕГЭ по русскому языку, повторить способы образования слов в русском языке....
Методические материалы по русскому языку для 6 класса "Практикум. Основные способы словообразования в русском языке"
Данные материалы помогут провести интересный урок по теме "Практикум. Основные способы словообразования в русском языке". В перечень входят конспект урока, презентация, рабочие листы....