Срез по типам сложных предложений
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Мясникова Ирина Владимировна

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proverka_sredstv_vyraz9kl.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

Проверочная работа по группам сочинительных союзов.

ФИ____________________________________,кл__________

В предложении расставить знаки препинания, начертить (ручкой) схему, указать группу союза.

  1. То неожиданно падал туман то вдруг припускал косой дождь.

  1. Зубинский и моторист раскачивали погружённый в песок катер Рогозин тоже навалился всем телом на борт.

  1. Не только дети любят компьютерные игры но и взрослые часто увлекаются ими.

  1. Либо я всё устрою по-прежнему либо я его на дуэль вызову.

Проверочная работа по группам сочинительных союзов.

ФИ___________________________________,кл___________

В предложении расставить знаки препинания, начертить (ручкой) схему, указать группу союза.

  1. То неожиданно падал туман то вдруг припускал косой дождь.

  1. Зубинский и моторист раскачивали погружённый в песок катер Рогозин тоже навалился всем телом на борт.

  1. Не только дети любят компьютерные игры но и взрослые часто увлекаются ими.

  1. Либо я всё устрою по-прежнему либо я его на дуэль вызову.

Проверочная работа по группам сочинительных союзов.

ФИ_____________________________, кл_______

В предложении расставить знаки препинания, начертить (ручкой) схему, указать группу союза.

  1. То неожиданно падал туман то вдруг припускал косой дождь.

  1. Зубинский и моторист раскачивали погружённый в песок катер Рогозин тоже навалился всем телом на борт.

  1. Не только дети любят компьютерные игры но и взрослые часто увлекаются ими.

  1. Либо я всё устрою по-прежнему либо я его на дуэль вызову.

Проверочная работа по группам сочинительных союзов.

ФИ_________________________________,кл______________

В предложении расставить знаки препинания, начертить (ручкой) схему, указать группу союза.

  1. То неожиданно падал туман то вдруг припускал косой дождь.

  1. Зубинский и моторист раскачивали погружённый в песок катер Рогозин тоже навалился всем телом на борт.

  1. Не только дети любят компьютерные игры но и взрослые часто увлекаются ими.

  1. Либо я всё устрою по-прежнему либо я его на дуэль вызову.

Юркой змейкой извивалась лесная тропинка.                           (сравнение)

Застилало весь Петербург с его веселящей скукой и скучающие весёлостью. (Оксюморон)

Эти бедные селенья, эти скудная природа.            (эпитет)

И стройных жниц короткие подолы, как флаги в праздник, по ветру летят.         (сравнение)

В саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть.              (метафора)

Большинство природных инстинктов погружаются в спячку.                     (олицетворение)

Мы не виделись уже сто лет.               (гипербола)

Жизнь человека - один миг.                 (литота)

Люблю я пышное природы увядание.                  (оксюморон)

- Следующее задание поможет вам в выполнении домашнего задания, так что будьте внимательны.

  1. Анализ стихотворения на предмет изобразительно-выразительных средств. ( Стихотворение распечатано и лежит на парте)

Перед вами стихотворение В.А. Жуковского «Взошла заря. Дыханием приятным...».

Вам необходимо выписать из него изобразительно-выразительные средства.

Взошла заря. Дыханием приятным

 Сманила сон с моих она очей;

 Из хижины за гостем благодатным

 Я восходил на верх горы моей;

 Жемчуг росы по травкам ароматным

 Уже блистал младым огнем лучей,

 И день взлетел, как гений светлокрылый!

 И жизнью все живому сердцу было.        

Я восходил; вдруг тихо закурился

 Туманный дым в долине над рекой;

 Густел, редел, тянулся и клубился,

 И вдруг взлетел, крылатый, надо мной,

 И яркий день с ним в бледный сумрак cлился,

 Задернулась окрестность пеленой,

 И, влажною пустыней окруженный,

 Я в облаках исчез, уединенный...

  1. Дмитрий Иванович Менделеев – русский ученый. Открыл периодический закон химических элементов.

          В 1955 году американские физики во главе с Г. Сиборгом синтезировали химический элемент с порядковым номером 101. Они дали ему название “менделевий” - в знак признания заслуг выдающегося русского ученого. Периодическая система, созданная им уже более 100 лет назад, служит ключом к открытию новых элементов.

              Периодический закон и периодическая система стали важнейшим вкладом Д.И. Менделеева в развитие естествознания. Но они составляют лишь часть огромного творческого наследия ученого. Полное собрание его сочинений – 25 объемистых томов, настоящая энциклопедия знаний.

               В научной деятельности ученый видел, по его словам, “первую службу Родине”.  Вторая служба – педагогическая деятельность.  Многогранной и полезной была “третья служба Родине” - на ниве промышленности и сельского хозяйства.   “Посев научный взойдет для жатвы народной” - таков был девиз всей деятельности ученого.

                   Сто пятьдесят лет назад, когда Д.И. Менделеев создал Периодическую систему химических элементов, самым тяжелым из них был уран. Радиоактивный уран присутствует в природе в заметных количествах, его распространенность в земной коре выше распространенности многих “обычных” химических элементов, например, йода. Химические свойства урана изучают уже более 200 лет, и о них известно, пожалуй, больше, чем о свойствах почти всех остальных металлов и неметаллов с большой периодической системы. Долгое время верхняя ее граница проходила

через уран.

  1. Уже доказано, что лекарственные свойства золотого уса обусловлены содержанием в нем витаминов, флавоноидов, стероидов и ряда микроэлементов (железа, хрома, меди). Эти вещества оказывают антибактериальное и общеукрепляющее действие, поэтому препараты из золотого уса полезно принимать не только для лечения, но и для профилактики заболеваний. Например, прием отвара каллизии в осенне-зимний период помогает уберечься от простудных заболеваний и гриппа.

Источник: https://russkiiyazyk.ru/stilistika/nauchnyy-stil-rechi.html

Процесс формирования языковых семей тесно связан с расселением человечества по земному шару. Наиболее близкие между собой языки обычно встречаются у соседних народов, связанных общностью происхождения. В некоторых случаях имеется сходство языков и у народов, расположенных далеко друг от друга (например, у малайцев и мальгашей, венгров и манси, якутов и турок и т. д. ). Однако в далеком прошлом народы, говорящие на этих языках, также жили в близком соседстве и разобщились лишь после переселения одного из них в новый район обитания. (Справочник. Население земного шара. М., «Наука», 1965

Процесс формирования языковых семей тесно связан с расселением человечества по земному шару. Наиболее близкие между собой языки обычно встречаются у соседних народов, связанных общностью происхождения. В некоторых случаях имеется сходство языков и у народов, расположенных далеко друг от друга (например, у малайцев и мальгашей, венгров и манси, якутов и турок и т. д. ). Однако в далеком прошлом народы, говорящие на этих языках, также жили в близком соседстве и разобщились лишь после переселения одного из них в новый район обитания. (Справочник. Население земного шара. М., «Наука», 1965)

Процесс формирования языковых семей тесно связан с расселением человечества по земному шару. Наиболее близкие между собой языки обычно встречаются у соседних народов, связанных общностью происхождения. В некоторых случаях имеется сходство языков и у народов, расположенных далеко друг от друга (например, у малайцев и мальгашей, венгров и манси, якутов и турок и т. д. ). Однако в далеком прошлом народы, говорящие на этих языках, также жили в близком соседстве и разобщились лишь после переселения одного из них в новый район обитания. (Справочник. Население земного шара. М., «Наука», 1965)

Процесс формирования языковых семей тесно связан с расселением человечества по земному шару. Наиболее близкие между собой языки обычно встречаются у соседних народов, связанных общностью происхождения. В некоторых случаях имеется сходство языков и у народов, расположенных далеко друг от друга (например, у малайцев и мальгашей, венгров и манси, якутов и турок и т. д. ). Однако в далеком прошлом народы, говорящие на этих языках, также жили в близком соседстве и разобщились лишь после переселения одного из них в новый район обитания. (Справочник. Население земного шара. М., «Наука», 1965)

Процесс формирования языковых семей тесно связан с расселением человечества по земному шару. Наиболее близкие между собой языки обычно встречаются у соседних народов, связанных общностью происхождения. В некоторых случаях имеется сходство языков и у народов, расположенных далеко друг от друга (например, у малайцев и мальгашей, венгров и манси, якутов и турок и т. д. ). Однако в далеком прошлом народы, говорящие на этих языках, также жили в близком соседстве и разобщились лишь после переселения одного из них в новый район обитания. (Справочник. Население земного шара. М., «Наука», 1965)

Процесс формирования языковых семей тесно связан с расселением человечества по земному шару. Наиболее близкие между собой языки обычно встречаются у соседних народов, связанных общностью происхождения. В некоторых случаях имеется сходство языков и у народов, расположенных далеко друг от друга (например, у малайцев и мальгашей, венгров и манси, якутов и турок и т. д. ). Однако в далеком прошлом народы, говорящие на этих языках, также жили в близком соседстве и разобщились лишь после переселения одного из них в новый район обитания. (Справочник. Население земного шара. М., «Наука», 1965)

9 кл Научный стиль текста

Цель: выявить особенности научного стиля, выработать навык комплексного анализа текста

 Обратите внимание на эпиграф к уроку (эпиграф записан на доске):

“Знать в совершенстве язык – значит владеть его стилями”

(Г. Солганик)

1.   Орг.работы

2.   Актуализация знаний.

- Как вы понимаете значение выражения “стили речи”? Какие стили ещё знаете? На прошлом уроке мы говорили о средствах художественной выразительности, как вы считаете, они характерны для какого стиля? (худ.)

На доске на лепестках записаны предложения, ваша задача, выбрать один, определить, какое средство выразительности использовано в предложении.    («Ромашка»)

  1. Проверка д/з

Мы заканчиваем разговор о ССП, группах сочинительных союзов, используя табл.в учебнике , выполните небольшую сам.раб. на листочке, подпишите вверху ФИ,кл, выполните раб. В них. У вас 8 мин.

  1. Новая тема.

Вернемся к стилям речи. Чтобы отличить научный стиль от других стилей, попробуйте ответить на следующие вопросы, записанные на доске:

Какова цель научного стиля? К кому обращены тексты Нстиля? Где используются ? Какие черты научного стиля вы можете самостоятельно назвать? Теперь попробуем выявить, проверить, все ли черты назвали, прочитав текст на партах (тема, идея?)

Отличительные признаки научного стиля. Записать в тетрадь.

Научный стиль речи характеризуется следующими признаками:

1) сфера использования: в научных статьях, учебниках, докладах;

2) задачи речи – точная передача и доказательное изложение научной информации.

3) основные черты: точность, логичность, отвлеченность, объективность изложения, минимальная эмоциональность;

4) термины, общенаучные слова, общеупотребительные слова, абстрактные имена существительные, отсутствие разговорной лексики

5) простые распространенные и сложные предложения с союзами что, который, так как, если, предложения без подлежащего, сказуемое выражено существительным или прилагательным.

В зависимости от конкретных задач и сферы использования можно выделить такие подстили, как:

1)учебно-научный – монография (научный труд, углубленно разрабатывающий одну тему, один круг вопросов), статья, доклад и др.;

2) научно-информативный – реферат (краткое изложение содержания научной работы), аннотация (краткая характеристика книги, статьи и т. п.), учебник, учебное пособие и др.;

3) научно-популярный – очерк, книга, лекция и др.

4) научно-публицистический.

5. Закрепление. (работа с учебником или с текстом)

6. Рефлексия – Достигнута ли цель? Что осталось для меня непонятным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типы сложных предложений и средства связи между их частями

Урок  повторения  и обобщения  знаний по теме «Синтаксис и пунктуация» для 9 класса...

Упражнение типы сложного предложения Арзамас

Материал будет полезен учителям города Арзамаса и интересен всем, кто увлечен краеведением.Краеведческий материал всегда находит отклик у учащихся и позволяет по-новому взглянуть на изучаемую граммати...

Конспект открытого урока по русскому языку в 10 классе "Типы сложных предложений и средства связи в них"

Тема: Типы сложных предложений и средства связи в них.                                        ...

Презентация к уроку русского языка по теме "Типы сложных предложении и средства связи в них"

Материал представляет собой презентацию к уроку русского языка в 10 классе по теме "Типы сложных предложении и средства связи в них". Цели и задачи:*Систематизация, углубление и обобщение знаний ...

Типы сложных предложений и средства связи между его частями

Данная презентация поможес спланировать работу учителя и ученика  на уроке...

Конспект урок в 9 классе по теме: «Сложное предложение. Основные типы сложных предложений».

Цель урока: дать общее представление о признаках разграничения сложных и простых предложений, рассмотреть типы сложных предложений. Урок предполагает наличие рабочих листов и презентации....

Методическая разработка открытого урока: «Сложное предложение. Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению»

Методическая разработка открытого урока: «Сложное предложение. Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению» для обучающихся СПО по профессии "Пова...