Опыт работы
методическая разработка по русскому языку

Денисова Ирина Николаевна

Опыт работы по теме: «Работа с текстом - средство формирования коммуникативной компетенции учащихся»  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx28.06 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме: «Работа с текстом - средство формирования коммуникативной компетенции учащихся»  

Три года я работаю над проблемой «Работа с текстом - средство формирования коммуникативной компетенции учащихся»

Актуальность. Интерес к этой проблеме вызван многими обстоятельствами:

Во-первых модернизацией процесса обучения в современных условиях;

Во-вторых, утверждением нового стиля педагогического мышления, ориентирующегося на интенсивное и эффективное решение воспитательно-образовательных задач, направленных  на творческо-поисковую самостоятельность школьников.

Современному обществу нужны образованные, коммуникабельные, нравственные люди. На сегодняшний день перед учителем стоит задача воспитать культурную личность,   с уважением относящуюся к духовным ценностям. Чтобы воспитать такую личность, необходимо научить ученика коммуникативные задачи решать языковыми средствами   в разных сферах и ситуациях общения.

Задачу учителя русского языка и литературы в организации такого процесса вижу в формировании читательской грамотности. Анализ результатов ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку выпускников МАОУ «Школа-сад №10» выявил недостаточное умение школьников работать с текстом, правильно выражать свои мысли, редактировать высказывания. Существует противоречие между общим снижением уровня культуры речи учащихся и требованием общества.

Содержание опыта работы по теме «Работа с текстом - средство формирования коммуникативной компетенции учащихся» способствует преодолению этого противоречия. Текст в условиях классно-урочной системы должен стать стимулом для обсуждения различных проблем и предоставить необходимые факты и языковой материал для создания собственного речевого высказывания.

Главная идея педагогическая опыта

Главная идея – использование текста как основы создания на уроках русского языка развивающей речевой среды, обеспечивающей воспитание общечеловеческих ценностей, реализацию практической направленности обучения.

Проблема заключается в выявлении содержательной и разработке процессуальной стороны формирования коммуникативной компетенции в процессе работы над текстом.

Цель:   выявление и разработка методических подходов при формировании коммуникативной компетенции в процессе работы над текстом.

Объект  исследования - процесс анализа текста как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся.

Задачи:

  • Внедрение  форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся.
  • Подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц.
  • Вовлечение во внеклассную работу учащихся с целью развития их творческих способностей .

Решение этих задач осуществляется в процессе формирования коммуникативной компетенции учащихся. Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы на уроке с текстом:

  • комплексная работа с текстом ;
  • лингвистический анализ текста ;
  • различные виды диктантов;
  • сочинение-рассуждение;
  • -мини-изложения и мини-сочинения;
  • редактирование текста;
  • -работа с текстами-миниатюрами;
  • -сравнение двух текстов;
  • -лексические разминки;
  • -интеллектуально-лингвистические упражнения;
  • упражнения на определение функционально-смыслового типа речи;
  • упражнения на осознание связи содержания текста с его заголовком;
  • -составление текста из отдельных предложений;
  • упражнения, раскрывающие особенности употребления языковых единиц в устной и письменной речи;
  • работа с изобразительно-выразительными средствами;
  • коммуникативные и игровые ситуации.

В работе по формированию коммуникативной компетентности я использую нестандартные формы проведения занятий, например:

  • урок-исследование;
  • урок-тест;
  •  урок - творческая мастерская;
  • урок-практикум;
  • урок-игра;
  • внеурочные занятия по формированию функциональной грамотности

Формированию речевой компетентности способствует использование элементов современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, технологии разноуровневого обучения, групповых технологий, игровых технологий, информационных технологий.

Цели обучения русскому языку определяются и через формирование коммуникативной компетенции, это

  • -понимать читаемый текст;
  • определять тему и основную мысль текста;
  • формулировать основную мысль своего высказывания;
  • аргументировать свою точку зрения;
  • строить композицию письменного высказывания,
  • уметь последовательно и связность излагать свои мысли,
  • отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи,
  • соблюдать нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.

Теоретическая значимость опыта заключается в том, что уточнена сущность коммуникативной компетенции школьников, выявлены возможности уроков русского языка для ее формирования, построена теоретическая модель формирования коммуникативной компетентности.

Практическая значимость опыта заключается в том, что его результаты могут быть использованы не только учителями русского языка, но и преподавателями других  дисциплин гуманитарного цикла.

Теоретико-методологическую основу опыта составили

  • научные труды Т.А.Ладыженской,
  • работы Е.И.Никитиной, 
  • екомендации Т.М.Пахновой 
  • методика поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.

         Согласно теории, мотивация работы с текстом заключается в вопросах к содержанию текста. На этапе ориентирования необходимо привлечение опорных материалов (схем, памяток, планов, конспектов) для того, чтобы выполнить поисковую задачу в работе с текстом.

Затем исполнение операции: анализ текстов, обобщение речеведческих навыков, синтез, моделирование, итоговое уточнение языковых понятий, оценка. На этапе самооценка формируется знание и умение включается в систему ранее познанного. 

           Основой для выбора темы явилась дидактическая система работы методиста Г.М.Соколовой, Заслуженного учителя РСФСР, которая состоит в совершенствовании правописных навыков, речевого и интеллектуального развития учащихся в единстве.

Новизна опыта заключается в практическом применении полученных знаний в жизненных ситуациях, личностно – ориентированном взаимодействии учителя с учениками. Разработан комплекс дидактических материалов работы с текстом, включающий графические и словесные опоры, карточки, содержащие основные типы заданий по формированию речетворческих умений и навыков.

О результативности данного опыта свидетельствуют выросшие показатели качества ЕГЭ, результаты итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе,   стабильные результаты контрольных и диагностических работ, 100% освоение государственных образовательных стандартов.

Работа с текстом способствует развитию речетворческих навыков, внимания, выработке стремления учиться, формированию коммуникативных умений, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащению словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитию готовности и способности к речевому самосовершенствованию.

У учащихся формируется умение говорить, слушать, анализировать, приобретается опыт самостоятельной творческой деятельности, положительный опыт сотрудничества, совершенствуется речевое развитие, что способствует повышению качества знаний, позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах.

Примерные тексты по формированию читательской грамотности.

ТЕКСТ 1

Первая встреча Пушкина с Николаем I произошла в Москве, куда царь вызвал поэта из Михайловской ссылки. Это было через два месяца после расправы над декабристами, многие из которых были друзьями поэта. Пушкин знал, что в делах почти всех осуждённых декабристов находили его вольнолюбивые стихи, что стихи эти были широко распространены в армии и что сам он у царя на подозрении. Когда Николай не добился от арестованных показаний о прямой связи с ними поэта, он приказал сжечь его «возмутительные» стихи.

Ещё в Михайловском Пушкин тщательно пересматривает свои бумаги и уничтожает наиболее опасные страницы драгоценных записок о выдающихся современниках, которые он вёл в продолжение пяти лет. Поэт боялся, что записи его могут многим повредить, а может, и умножить число жертв.

Царь спросил Пушкина, переменился ли за годы ссылки его образ мыслей и даёт ли он слово думать и действовать иначе. Поэт не мог, однако, сделаться другим и по-прежнему вёл себя свободно и независимо. Об этом говорит хотя бы стихотворение «Арион», в котором Пушкин провозглашает свою верность друзьям-декабристам: «Я гимны прежние пою…»

(Из книги А. Гессена «Набережная Мойки, 12»)

Умение: Нахождение информации.  

Ответь на вопросы:  

  1. Когда произошла первая встреча А.С. Пушкина с Николаем I?  
  2. Знал ли Пушкин о том, его вольнолюбивые стихи можно было найти во всех делах декабристов?
  3. Как Николай Iобошёлся со стихами Пушкина?
  4. Пушкин уничтожил «опасные» бумаги , которые он вел в течение пяти лет. Почему?
  5.  Поменял ли Пушкин свой образ мыслей после восстания декабристов?

Умение: осмысление и оценивание содержания и формы текста.  

Выбери вариант, который объясняет  смысл выражения "«Я гимны прежние пою…»".

А.  Лирический герой поёт гимн своей страны.  

Б. Поэт предан идеалам своих друзей-декабристов.

В.  Поэт совершает  геройский поступок.

ТЕКСТ 2

Ростов Великий — самый древний город в Северо-Восточной Руси. Только два города Древней Руси были удостоены почетного звания «Великий»: Новгород и Ростов Ярославский (Ростов Великий). При князе Юрии Долгоруком Ростово-Суздальское княжество прекратило платить дань Киеву, стало одним из сильнейших в Европе, именно тогда Ростов и получил название Великого.

С XVIII в. Ростов стал крупным торгово-ярмарочным центром. В XIX в. Ростовская ярмарка была третьей в России по объемам торговли — после Нижегородской и Ирбитской.

Современный Ростов Великий — это уникальный историко-архитектурный заповедник, удивительный город, существующий уже более одиннадцати столетий. Кроме величественного Кремля, монастырских ансамблей и храмов в Ростове сохранилось немало интереснейших памятников культового и гражданского зодчества. Архитектурные памятники Ростова Великого продолжают свою жизнь в современном городе, наполненном новой жизнью, незримо связанные с сегодняшним днем. Они — молчаливые свидетели прошлого и настоящего, и ростовцы бережно и трепетно заботятся об их сохранении.

Славен Ростов и своими художественными ремеслами. Ростовскую финифть — уникальный народный промысел, традиционно существующий только в Ростове — ценят и знают не только в нашей стране, но и за рубежом.

В 1970 Ростов объявлен городом-заповедником.

Умение: Нахождение информации.  

Ответь на вопросы:

  1. Когда Ростов Великий стал крупным торгово-ярмарочным центром?
  2. В какой перио он получил название Великоко?
  3. Когда он стал торгово-ярмарочным центром?
  4. Какой по рейтингу была ярмарка в Ростове Великом в xix веке?
  5. В каких ещё городах России были тогда ярмарки?
  6. Что собой представляет современный Ростов?
  7. Чем славен Ростов?

Умение: осмысление и оценивание содержания и формы текста.  

 Почему город Ростов объявлен городом-заповедником? Обоснуй ответ, приведи доказательство своей точки зрения из текста.

ТЕКСТ 3

Две башни В 2022 году Шаболовской башне, символу русского архитектурного авангарда, исполнится 100 лет. Ещё недавно она светилась, как новогодняя ёлка, украшая линию горизонта столицы. В 2015 году свет отключили. Год спустя башню внесли в список Всемирного фонда памятников как сооружение мирового значения, находящееся под угрозой разрушения.            Проектируя её первый вариант, Владимир Шухов наверняка хотел превзойти славу Эйфеля и его «Железной дамы». Но высотный рекорд не был побит: в стране не хватило металла. Тем не менее Шуховскую башню считают вершиной «железной архитектуры» XX века. Это ни на что прежнее не похожая «технологичная» красота без единого чисто декоративного элемента, как, например, в Эйфелевой башне. Там нижние арки поставлены исключительно ради украшения и реальной нагрузки не несут.

Телевизионный сигнал с башни впервые передали в 1939 году, последний раз – в 2002-м. В 2010-е она работала как опора для передатчиков сотовой связи, а с 2014 года, по-видимому, перестала использоваться вообще и оказалась никому не нужна. Произошло это в самый неподходящий момент: башня остро нуждается в противоаварийных мерах. Сталь, выделявшаяся на строительство в годы Гражданской войны, не шла ни в какое сравнение по качеству с металлом, который был в распоряжении В. Г. Шухова до революции. По данным экспертиз, коррозия настолько проела конструкцию, что ещё несколько лет, и восстанавливать будет нечего.

 Для сравнения: Эйфелеву башню в Париже, построенную в 1889 году как временное сооружение Всемирной промышленной выставки, каждые семь лет чистят, ремонтируют заклёпки и красят вручную. Шаболовская башня за всю свою вековую историю ни разу не реставрировалась.

Умение: Нахождение информации.  

Ответь на вопросы:

1. С какой целью написан текст «Две башни»?

2. Какие причины привели к тому, что конструкции Шаболовской башни проела коррозия?

3. В чём Шаболовская башня превосходит Эйфелеву башню в Париже?

4. Как вы считаете, для чего в последнем абзаце статьи приводится информация об Эйфелевой башне?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...

Анализ письменных контрольных работ (диктантов) по русскому языку (опыт работы)

Учебный материал посвящен анализу диктантов по русскому языку. Дано описание основных разделов и порядок работы при проведении анализа диктанта (работы над ошибками). Проведение анализа позволяет...

«Опыт работы по инновационной методике организации и проведения внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»

Автореферат для участия в X областном конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»...

Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".

       Опыт работы  показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...

Опыт работы по теме "Работа с одаренными детьми"

Материал был предоставлен на 1 этап областного конкурса "Лидер в образовании- 2013"...

"Пожарная профилактическая работа с учащимися в системе дополнительного образования" - опыт работы

Аннотация    Представлен опыт пожарной профилактической работы с учащимися в системе дополнительного образования в объединении «Юные пожарные» МБОУ СОШ №10 Абинского района.Мир, в котор...