Урок-1 с использованием элементов читательской грамотности. 9 класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Шуина Елена Олеговна

На данном уроке я использую метод "6 шляп" для более глубокого анализа текста. Затем используются элементы читательской грамотности как способ подготовки к ОГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_fg_9_klass.docx47.69 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku_po_fg_9_klass.pptx1.6 МБ

Предварительный просмотр:

Урок на тему: «Использование элементов читательской грамотности на уроках русского языка как способ подготовки к ОГЭ»

Цель: использование элементов читательской грамотности как способ подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Задачи:

  1. применить элементы читательской грамотности на уроке русского языка;
  2. использовать методику «6 шляп» как один из элементов работы с текстом;
  3. использовать комплексный анализ текста как способ подготовки к ОГЭ;
  4. активизировать познавательную деятельность обучающихся;
  5. формировать собственные нравственные мировоззренческие установки у обучающихся;
  6. продолжать формировать опыт смыслового чтения, мотивацию к учебной деятельности;
  7. продолжить обучать общению в парах, группах, высказывать свое мнение, отстаивать точку зрения группы.

Ход урока

I.  Организационный момент (Слайд 1): приветствие детей, присутствующих гостей, деление на группы.

Проговорить правила общения в группе, ведения дискуссии:

Критиковать, перебивать группы и выступающего нельзя. Можно лишь слегка поправить что-либо после их выступления.

II. Проведение игры «6 шляп» (Слайд 2)

Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления». Использование данного метода на уроке развивает способность структурировать информацию, в «Шести шляпах мышления» автор представляет простой, но эффективный метод, позволяющий стать лучшим мыслителем. Он разделяет мышление на шесть отличных друг от друга режимов, обозначенных шляпами разного цвета. «Надевание» шляпы фокусирует мышление, «смена» шляпы изменяет его направление.

           Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять, кроме того, шляпы указывают на роль. «Примеряя» на себя шляпу определённого цветы, мы учимся думать в заданном направлении. Смена шляп приучает видеть один и тот же предмет с разных позиций, в результате чего складывается наиболее полная картина.

          Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять.

           Эдвард де Боно разделяет мышление на шесть типов: белая шляпа, красная, чёрная, жёлтая, зелёная, синяя. Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления и деятельности.

 

БЕЛАЯ ШЛЯПА (Слайд 3)

- С чем связан белый цвет, ваши ассоциации? (бумага, документальность, факты, цифры и информация).

           Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Белая шляпа учит человека работать только с конкретными фактами, цифрами и событиями.

Вопросы, если мы надеваем белу ю шляпу:

- Какая информация у нас есть? Какая информация нам нужна? Какой информации нам не хватает? Как получить недостающую информацию? Какие вопросы мы должны задать? Как мы собираемся получить новую информацию? На какие вопросы мы должны получить ответы?

КРАСНАЯ ШЛЯПА (Слайд 4)

С чем связан красный цвет, ваши ассоциации?  (свет, огонь, тепло, эмоции, чувства, интуиция и предчувствия.)

          Когда используется красная шляпа, у нас появляется возможность описать свои чувства. Красная шляпа дает право на собственное мнение, возможность высказать свои чувства, догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.

Вопрос если мы надеваем красную шляпу:  

- Что я чувствую по поводу данной проблемы?

 

ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА (Слайд 5)

         С чем связан зелёный свет, ваши ассоциации? (растение, рост, развитие, энергия) 

Исследования, предложения, новые идеи, возможности альтернативы, креативность, творческое вдохновение.

         Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, подходы, исследуем возможности, ищем альтернативы, в общем, даем креативности зеленый свет. Когда используется Зеленая шляпа, каждый прикладывает творческие усилия.

Вопросы если мы надеваем зелёную шляпу:

- Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи?

ЖЁЛТАЯ ШЛЯПА (Слайд 6)

         С чем связан жёлтый цвет, ваши ассоциации? (солнечный свет, оптимизм, надежда, преимущества, выгода, логический позитив, оптимистичный настрой)

         Жёлтая шляпа- поддерживающая, вселяет оптимизм и надежду на благоприятный исход проблемы. Помогает раскрыть положительные стороны ситуации, увидеть все «плюсы».

Вопросы, если мы надеваем жёлтую шляпу:

- Что в этом хорошего? Каковы преимущества? Кому это выгодно? Откуда появятся преимущества? Каковы различные ценности? Зачем это делать? Каковыми будут результаты? Есть ли в этом выгодные стороны? При каких условиях это будет выгодно?

ЧЕРНАЯ ШЛЯПА (Слайд 7)

         С чем связан чёрный цвет, ваши ассоциации? (осторожность, критика, опасность)

Черная шляпа позволяет сосредоточить свое внимание на обнаружении слабых мест в обсуждаемой проблеме. Это, возможно, самая полезная шляпа (чаще всего используемая).

 Вопросы если мы надеваем чёрную шляпу:

- Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея? Стоит ли это делать? Какие есть слабые места?

 

СИНЯЯ ШЛЯПА (Слайд 8)

         Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы.

         В синей шляпе отстаивают своё мнение согласно выбранной роли, соответственно, не обижаюсь на критику. Потому, что знают, какой бы не была идея, желтая шляпа ее похвалит, черная покритикует, красная предложит интуитивное решение, зеленая–креативное. Синей шляпе необходимо разработать план реализации идеи.

 Вопросы если мы надеваем синюю шляпу:

- Чего мы хотим достичь в конце наших размышлений? Что можно делать дальше? Чего мы хотим добиться? Чего мы достигли на текущий момент?

         

          На группы уч-ся делятся самостоятельно (в большинстве своём, как сидят по 4 человека). Цвет шляпы выбирается или методом жеребьёвки, или я сама им раздаю. Затем внутри группы выбирается капитан. Время выполнения -10 минут. На выступление группы- 2-3 минуты.

В начале урока перед уч-ся ставится проблемный вопрос. ПОСЛЕ выступлений групп на него даётся ответ синей шляпой.

Предлагаю вам «примерить» одну из шляп. Материалом для работы будет притча о шляпах

ПРИТЧА(Слайд 9)

           В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.

Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.

           Первый говорит: «Возьми белую шляпу, так как белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу.

           Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.

Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события.

           Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет.

           Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось.

            Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.

            Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал.

Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше.

(Слайд 10)

Братья в белой шляпе будут искать в тексте только факты. Никаких эмоций и чувств, только факты.

Братья в красной шляпе – проанализируют притчу с позиции чувств, расскажут нам, что почувствовали, какие испытали чувства при чтении притчи.

Братья в чёрной шляпе попытаются предостеречь нас, найти возможные риски и опасности.

 Братья в жёлтой шляпе будут искать только всё самое хорошее, будут смотреть на содержание притчи с позиции оптимиста.

Братья в зелёной шляпе попытаются уйти от стереотипов и стандартного мышления и предложить нам креативные идеи (возможно новую версию деления имущества отца, версию продолжения притчи)

Ну а братья в синей шляпе обобщат выступления и дадут оценку работе групп.

Подведение итогов

        А теперь послушайте окончание притчи:

Обсудив изменения, произошедшие в их жизни, братья пришли к выводу, что это и есть наследство отца, и решили… поменяться шляпами для того, чтобы взглянуть на мир с другой стороны.

 

Предлагаю вам выбрать для своей группы шляпу.

Я дам вам 10 минут, чтобы вы ответили на вопросы для своей шляпы по тексту, с которым будем работать.

(Смена шляп – ключевая идея метода де Боно. Меняйте шляпы, коллеги!

        Таким образом, за один урок можно освоить довольно большой пласт информации. На практике дети быстро втягиваются в процесс, т.к. работа в группах активизирует элемент соревнования, ценность приёма составляет процесс отбора информации, её кодирование, неоднократность прорабатывания.

Смена шляп – ключевая идея метода де Боно. Меняйте шляпы, коллеги!)

МОЖНО НЕ МЕНЯТЬ, т.к. синяя шляпа подводит итоги.

II. Дотекстовый этап 

Перед вами текст. Посмотрите, кто автор этого текста

(Максим Анисимович Кронгауз (род. в 1958) – российский лингвист, профессор, автор книги «Русский язык на грани нервного срыва».).  

Знакомы ли вы с произведениями данного публициста?

Определите по первому предложению, о чём пойдёт речь.  

 

III. Текстовый этап (Слайд 11)

Прочитайте выразительно текст (читает кто-то из учеников выразительно).

(1)Русский язык в Интернете – это, конечно же, чёрт знает что такое! (2)Но при том это всё равно русский язык.

(3)Начнём с самого простого – с яростной порчи орфографии. (4)Возникла она не в Интернете, но именно в Интернете была поставлена на поток. (5)И наиболее ярко проявилась в так называемом языке падонков1 и истории со словом «превед». (6)Порча орфографии оказалась настолько привлекательной идеей, что сразу овладела умами и стала модной и почти обязательной.

(7)Хорошо известно, что именно орфография помогает легче воспринимать написанное, то есть попросту – быстрее читать. (8)Неправильное написание незначительно задерживает наш взгляд на слове, тормозя процесс чтения в целом. (9)Если таких задержек оказывается много, чтение тормозится не чуть-чуть, а сильно.

(10)На самом деле орфография помогает и быстрее писать, поскольку грамотный человек делает это автоматически. (11)И вот здесь прозвучало ключевое слово: грамотный. (12)Дело в том, что орфография облегчает жизнь далеко не всем, а только грамотным людям. (13)Именно поэтому при любых реформах орфографии и графики страдают прежде всего они. (14)И именно образованные люди сильнее всего сопротивляются таким реформам. (15)Остальные же без орфографии даже немного выигрывают: не надо думать, как писать, да и чтению это не мешает, поскольку привычки к определённому графическому облику слов у них не сформировано. (16)Главное же, что при отсутствии орфографии незнание орфографических правил им абсолютно не вредит, так что их социальный статус сильно повышается.

(Слайд 12) (17)Другая причина привлекательности неправильной орфографии заключается в том, что она придаёт слову дополнительную выразительность. (18)Один мой знакомый объявил, что будет писать жи и ши только с буквой ы – в частности, потому, что «жЫзнь более энергична и жЫзненна, чем жизнь». (19)И по-своему был прав. (20)Однако, будучи грамотным человеком, периодически забывался и срывался на нормативные «держИшь» и «пишИте».

(21)Безусловно, всевозможные выражения языка падонков – «аицкий сотона», «аффтар жжот» и «пеши исчо» – выразительны и потому так популярны. (22)Кое-кто стал даже говорить о новой неправильной орфографии, то есть новой системе антиправил. (23)На самом деле никакой особой системы нет. (24)По существу, есть лишь одно основное правило: там, где можно написать слово иначе, чем оно пишется, и это не повлияет на его произнесение, – пиши иначе.

(25)Но здесь-то и кроется опасность! (26)По-настоящему неправильно могут писать только очень грамотные люди, которые, во-первых, знают, как писать правильно, а во-вторых, понимают, какие ошибки не искажают произношение. (27)Так, очень трудно поверить в то, что неграмотный человек мог бы написать «превед, кросавчег!», потому что сделаны почти все возможные ошибки.

(28)Выразительность же всех этих написаний весьма условна. (29)Они выразительны, пока мы осознаём их необычность и неправильность. (30)По мере привыкания к ним и забывания «правильного прототипа» они станут совершенно обычными, нейтральными написаниями, но правила орфографии мы при этом потеряем безвозвратно.

(31)Меня поразила позиция одного грамотного и вполне образованного человека по этому поводу, сформулированная на одном из форумов: дайте мне самовыражаться в Интернете так, как я хочу, а вот моих детей в школе извольте учить правильному языку и правильной орфографии. (32)Этот человек, увы, не понимает одной простой вещи: то, что для него является игрой, для следующего поколения постепенно превращается в норму. (33)Язык осваивается не только в школе. (34)Возможно, его сын впервые увидит слово аффтар именно в Интернете и именно в таком виде. (35)И это окажется его первым и основным языковым опытом, который не перечеркнёшь школьной зубрёжкой.

(По М. Кронгаузу*)

*Максим Анисимович Кронгауз (род. в 1958) – российский лингвист, профессор, автор книги «Русский язык на грани нервного срыва».

1 Жаргон падонков («падонкаффский»«олбанский» йезыгйАзЫг пАдОнКаФф[1]) — распространившийся в Рунете в начале 2000-х годов стиль употребления русского языка с фонетически почти верным (с некоторыми исключениями вроде медвед и т. п.), но орфографически нарочно неправильным написанием слов (т. н. эрративом), частым употреблением ненормативной лексики и определённых штампов, характерных для сленгов. Чаще всего используется при написании комментариев к текстам в блогахчатах и веб-форумах.

(Слайд 13)

Белая шляпа – только факты (информация)

Что делает:

  • собирает информацию (числа, данные)
  • систематизирует
  • анализирует

Что говорит:

  • Я знаю это…
  • У меня есть информация о…
  • Я узнал, что …
  • Из каких элементов…
  • Какие результаты…

Вопросы:

- Какая информация имеется?

-Какая информация необходима?

-Как и где получить информацию?

Красная шляпа – эмоции

Что делает:

  • прислушивается к эмоциям
  • выражает чувства
  • согласовывает с ценностями

Что говорит:

  • Когда я думаю о… во мне возникают чувства…
  • Он вызывает у меня такие эмоции, как…
  • У меня смешанные чувства…
  • Что вызывает радость…
  • Что вызывает тревогу…

Вопросы:

- Что я сейчас чувствую?

- Что мне подсказывает моя интуиция?

- Что говорит мне внутренний голос?

Черная шляпа — пессимизм (критика)

Что делает:

  • ищет недостатки
  • критикует
  • обращает внимание на слабые места

Что говорит:

  • Я должен критиковать…
  • Очевидным недостатком является…
  • Следует указать, что…

Вопросы:

- Каковы возможные проблемы?

- Каковы вероятные сложности?

- На что нужно обратить внимание?

- В чем заключается опасность?

Желтая шляпа — оптимизм (позитив)

Что делает:

  • смотрит сквозь розовые очки
  • ищет преимущества
  • делает оптимистичные выводы
  • подмечает положительные стороны

Что говорит:

  • Неоспоримыми преимуществами являются…
  • Достоинства, которые сложно не заметить…
  • Преимущества могут быть умножены, просто чтобы упомянуть …
  • Кому будет выгодно решение…
  • Каковы могут быть преимущества…

Вопросы:

- Каковы преимущества?

- Каковы положительные стороны? В чем ценность?

- Привлекательно ли данное предложение?

- Можно ли воплотить это в жизнь?

Зеленая шляпа — творчество (креатив)

Что делает:

  • ищет нестандартные решения
  • видит и уходит от шаблонов
  • прокладывает новые пути

Что говорит:

  • Предположим, что…
  • Что если …
  • Кажется, это отличная идея…
  • Что бы сказала на это ваша собака?

Вопросы:

- Какие творческие идеи имеются?

- Каковы возможные альтернативы?

- Как преодолеть сложности, обнаруженные под «черной шляпой»?

Синяя шляпа — модератор (управление)

Что делает:

  • контролирует ход встречи
  • обеспечивает соблюдение правил игры
  • облегчает споры
  • собирает информацию
  • создает ее полную картину

Что говорит:

  • Цели нашей встречи…
  • Следующим шагом будет…
  • Сейчас голос получает…
  • Итак, подводя итог…

Применение:

Синяя шляпа первая и последняя. Связывает все вместе. В начале озвучивает цель встречи и ожидаемый результат. А в конце подводит итог.

Отвечает за правильный и эффективный ход обсуждения. Определяет порядок использования отдельных шляп. Ее носитель следит за тем, чтобы встреча не зашла в тупик, а продолжающийся мыслительный процесс не превратился в бесплодную драку или болтовню с нелогичными аргументами.

Помогает разобраться в том, что удалось придумать, а затем выбрать список приоритетов, которые ведут к решению проблемы.

Вопросы:

- С чего начать?

- Каковы цели?

- Как подвести итог?

- Что делать дальше?

- Какие шляпы использовать?

Вернемся к нашему основному тексту.

Проводим игру «6 шляп».

(Слайд 14)

Послетекстовый этап 

Подтвердилось ли ваше предположение, о чём пойдёт речь в этом тексте?

Понравился ли вам этот текст?

Как вы думаете, почему автор выбрал эту тему?

 

Задание на выбор правильного ответа из списка.  

 

Задание 1. Выберите правильный ответ:

  1. распространившийся в  Рунете  в начале 2000-х годов стиль употребления русского языка с фонетически почти верным, но орфографически нарочно неправильным написанием слов;
  2. распространившийся в Рунете в начале 2000-х годов стиль употребления русского языка с орфографически почти верным, но фонетически нарочно неправильным написанием слов ;
  3. распространившийся в  Рунете  в начале 2000-х годов стиль употребления русского языка с грамматически почти верным, но морфологически нарочно неправильным написанием слов.

 

Жаргон падонков («падонкаффский»«олбанский» йезыгйАзЫг пАдОнКаФф[1]) — распространившийся в Рунете в начале 2000-х годов стиль употребления русского языка с фонетически почти верным (с некоторыми исключениями вроде медвед и т. п.), но орфографически нарочно неправильным написанием слов

Задания на выбор правильного ответа из списка.  

 Ответ: 1.

               

              (Слайд 15)

Задание 2. Выберите из перечня правильный вариант ответа.

Какова тема этого текста?

  1. Как работать в Интернете;
  2. Почему надо писать жи-ши с буквой И;
  3. Язык падонков – это способ самовыражения и привлечения внимания к рекламе определенного продукта.

Ответ: 3.

               

               (Слайд 16)

Задание 3. Задание с множественным выбором. Выберите из перечня правильные варианты ответов.

Какова основная мысль текста?  

  1. Орфография помогает не только легко воспринимать текст, но быстрее его читать;
  2. Орфография облегчает жизнь далеко не всем, а только людям, получившим высшее образование;
  3. В будущем мы придем к тому, что люди будут писать так, как они слышат слово.
  4. Привлекательность неправильной орфографии в том, что она придает слову дополнительную выразительность.
  5. Кто-то говорит о неправильной орфографии как новой системе антиправил.

              Ответ: 1, 4, 5.

              (Слайд 17)

Задание 4. Укажите предложение(-я), в котором(-ых) средством выразительности является метафора:

Предложение

Есть

Нет

(3) Начнем с самого простого – с яростной порчи орфографии.

(4)Возникла она не в Интернете, но именно в Интернете была поставлена на поток.

(5)И наиболее ярко проявилась в так называемом языке падонков и истории со словом «превед».

(6)Порча орфографии оказалась настолько привлекательной идеей, что сразу овладела умами и стала модной и почти обязательной.

Ответ: 4,6

            (Слайд 18)

Задание 5. В каких предложениях есть фразеологизм?.

(1)Русский язык в Интернете – это, конечно же, чёрт знает что такое!

(2)Но при том это всё равно русский язык.

(3)Начнём с самого простого – с яростной порчи орфографии.

(4)Возникла она не в Интернете, но именно в Интернете была поставлена на поток.

(5)И наиболее ярко проявилась в так называемом языке падонков1 и истории со словом «превед».

(6)Порча орфографии оказалась настолько привлекательной идеей, что сразу овладела умами и стала модной и почти обязательной.

Ответ: 1, 6

              (Слайд 19)

Задание 6. Установите соответствие между орфограммой и словом.

Орфограмма

Слово

А

Правописание приставки зависит от звонкости/глухости последующего согласного

Не перечеркнешь

1

Б

Правописание приставки зависит от лексического значения

По-настоящему

2

В

Написание НН в причастии совершенного вида

Безвозвратно

3

Г

Ситное/раздельное написание НЕ с глаголом

Придаёт

4

Д

Написание НЕ с прилагательным зависит от подбора синонима без НЕ

Сформулированная

5

Е

Написание наречия с приставкой ПО через дефис объясняется наличием суффикса -ЕМУ

Неправильный

6

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

3

4

5

1

6

2

                    (Слайд 20)

Задание 7. Определите, сколько грамматических основ в 26 предложении:

По-настоящему неправильно могут писать только очень грамотные люди, которые, во-первых, знают, как писать правильно, а во-вторых, понимают, какие ошибки не искажают произношение.  

  1. 1;
  2. 2;
  3. 3;
  4. 4;
  5. 5.

Ответ: 4.

              (Слайд 21)

Задание 8. Определите грамматическую основу в предложении 8:

Неправильное написание незначительно задерживает наш взгляд на слове, тормозя процесс чтения в целом.

  1. написание задерживает тормозя;
  2. написание задерживает взгляд;
  3. написание задерживает;
  4. процесс тормозя;
  5. задерживает взгляд.

Ответ: написание задерживает

              (Слайд 22)

Задание 9. Среди предложений 7-12 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

Ответ: 8

               (Слайд 23)

             Этап рефлексии

            (Слайд 24) Домашнее задание:

Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое орфографическая зоркость?», взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируйте свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, в второй – из Вашего жизненного опыта.

Объем сочинения должен составлять не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(Слайд 25) Спасибо! Отлично поработали!

               


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок с использованием элементов читательской грамотности как способ подготовки к ОГЭ в 9 классе Урок подготовила: учитель МБОУ СОШ № 5 имени Ю.А.Гарнаева русского языка и литературы Шуина Е.О.

Слайд 3

БЕЛАЯ ШЛЯПА Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Белая шляпа учит человека работать только с конкретными фактами, цифрами и событиями. Вопросы: - Какая информация у нас есть? Какая информация нам нужна? Какой информации нам не хватает? Как получить недостающую информацию? Какие вопросы мы должны задать? Как мы собираемся получить новую информацию? На какие вопросы мы должны получить ответы?

Слайд 4

КРАСНАЯ ШЛЯПА Когда используется красная шляпа, у нас появляется возможность описать свои чувства. Красная шляпа дает право на собственное мнение, возможность высказать свои чувства, догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Вопрос: - Что я чувствую по поводу данной проблемы?

Слайд 5

ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, подходы, исследуем возможности, ищем альтернативы, в общем, даем креативности зеленый свет. Когда используется Зеленая шляпа, каждый прикладывает творческие усилия. Вопросы: - Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи?

Слайд 6

ЖЁЛТАЯ ШЛЯПА Жёлтая шляпа- поддерживающая, вселяет оптимизм и надежду на благоприятный исход проблемы. Помогает раскрыть положительные стороны ситуации, увидеть все «плюсы». Вопросы: - Что в этом хорошего? Каковы преимущества? Кому это выгодно? Откуда появятся преимущества? Каковы различные ценности? Зачем это делать? Каковыми будут результаты? Есть ли в этом выгодные стороны? При каких условиях это будет выгодно?

Слайд 7

ЧЕРНАЯ ШЛЯПА Черная шляпа позволяет сосредоточить свое внимание на обнаружении слабых мест в обсуждаемой проблеме. Это, возможно, самая полезная шляпа (чаще всего используемая) . Вопросы: - Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея? Стоит ли это делать? Какие есть слабые места?

Слайд 8

СИНЯЯ ШЛЯПА В синей шляпе отстаивают своё мнение согласно выбранной роли, соответственно, не обижаюсь на критику. Потому, что знают, какой бы не была идея, желтая шляпа ее похвалит, черная покритикует, красная предложит интуитивное решение, зеленая–креативное. Синей шляпе необходимо разработать план реализации идеи. Вопросы : - Чего мы хотим достичь в конце наших размышлений? Что можно делать дальше? Чего мы хотим добиться? Чего мы достигли на текущий момент?

Слайд 9

ПРИТЧА В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам. Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе. Первый говорит: «Возьми белую шляпу, так как белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу. Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца. Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события. Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет. Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось. Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным. Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал. Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше.

Слайд 10

Братья в белой шляпе будут искать в тексте только факты. Никаких эмоций и чувств, только факты. Братья в красной шляпе – проанализируют притчу с позиции чувств, расскажут нам, что почувствовали, какие испытали чувства при чтении притчи. Братья в чёрной шляпе попытаются предостеречь нас, найти возможные риски и опасности. Братья в жёлтой шляпе будут искать только всё самое хорошее, будут смотреть на содержание притчи с позиции оптимиста. Братья в зелёной шляпе попытаются уйти от стереотипов и стандартного мышления и предложить нам креативные идеи (возможно новую версию деления имущества отца, версию продолжения притчи) Ну а братья в синей шляпе обобщат выступления и дадут оценку работе групп. Обсудив изменения, произошедшие в их жизни, братья пришли к выводу, что это и есть наследство отца, и решили… поменяться шляпами для того, чтобы взглянуть на мир с другой стороны.

Слайд 11

(1)Русский язык в Интернете – это, конечно же, чёрт знает что такое! (2)Но при том это всё равно русский язык. (3)Начнём с самого простого – с яростной порчи орфографии. (4)Возникла она не в Интернете, но именно в Интернете была поставлена на поток. (5)И наиболее ярко проявилась в так называемом языке падонков 1 и истории со словом «превед». (6)Порча орфографии оказалась настолько привлекательной идеей, что сразу овладела умами и стала модной и почти обязательной. (7)Хорошо известно, что именно орфография помогает легче воспринимать написанное, то есть попросту – быстрее читать. (8)Неправильное написание незначительно задерживает наш взгляд на слове, тормозя процесс чтения в целом. (9)Если таких задержек оказывается много, чтение тормозится не чуть-чуть, а сильно. (10)На самом деле орфография помогает и быстрее писать, поскольку грамотный человек делает это автоматически. (11)И вот здесь прозвучало ключевое слово: грамотный. (12)Дело в том, что орфография облегчает жизнь далеко не всем, а только грамотным людям. (13)Именно поэтому при любых реформах орфографии и графики страдают прежде всего они. (14)И именно образованные люди сильнее всего сопротивляются таким реформам. (15)Остальные же без орфографии даже немного выигрывают: не надо думать, как писать, да и чтению это не мешает, поскольку привычки к определённому графическому облику слов у них не сформировано. (16)Главное же, что при отсутствии орфографии незнание орфографических правил им абсолютно не вредит, так что их социальный статус сильно повышается.

Слайд 12

(17)Другая причина привлекательности неправильной орфографии заключается в том, что она придаёт слову дополнительную выразительность. (18)Один мой знакомый объявил, что будет писать жи и ши только с буквой ы – в частности, потому, что « жЫзнь более энергична и жЫзненна , чем жизнь». (19)И по-своему был прав. (20)Однако, будучи грамотным человеком, периодически забывался и срывался на нормативные « держИшь » и « пишИте ». 21)Безусловно, всевозможные выражения языка падонков – « аицкий сотона », « аффтар жжот » и «пеши исчо » – выразительны и потому так популярны. (22)Кое-кто стал даже говорить о новой неправильной орфографии, то есть новой системе антиправил . (23)На самом деле никакой особой системы нет. (24)По существу, есть лишь одно основное правило: там, где можно написать слово иначе, чем оно пишется, и это не повлияет на его произнесение, – пиши иначе. (25)Но здесь-то и кроется опасность! (26)По-настоящему неправильно могут писать только очень грамотные люди, которые, во-первых, знают, как писать правильно, а во-вторых, понимают, какие ошибки не искажают произношение. (27)Так, очень трудно поверить в то, что неграмотный человек мог бы написать «превед, кросавчег !», потому что сделаны почти все возможные ошибки. (28)Выразительность же всех этих написаний весьма условна. (29)Они выразительны, пока мы осознаём их необычность и неправильность. (30)По мере привыкания к ним и забывания «правильного прототипа» они станут совершенно обычными, нейтральными написаниями, но правила орфографии мы при этом потеряем безвозвратно. (31)Меня поразила позиция одного грамотного и вполне образованного человека по этому поводу, сформулированная на одном из форумов: дайте мне самовыражаться в Интернете так, как я хочу, а вот моих детей в школе извольте учить правильному языку и правильной орфографии. (32)Этот человек, увы, не понимает одной простой вещи: то, что для него является игрой, для следующего поколения постепенно превращается в норму. (33)Язык осваивается не только в школе. (34)Возможно, его сын впервые увидит слово аффтар именно в Интернете и именно в таком виде. (35)И это окажется его первым и основным языковым опытом, который не перечеркнёшь школьной зубрёжкой.

Слайд 14

Послетекстовый этап Подтвердилось ли ваше предположение, о чём пойдёт речь в этом тексте? Понравился ли вам этот текст? Как вы думаете, почему автор выбрал эту тему? Задание 1. Выберите правильный ответ: распространившийся в Рунете в начале 2000-х годов стиль употребления русского языка с фонетически почти верным, но орфографически нарочно неправильным написанием слов; 2) распространившийся в Рунете в начале 2000-х годов стиль употребления русского языка с орфографически почти верным, но фонетически нарочно неправильным написанием слов ; 3) распространившийся в Рунете в начале 2000-х годов стиль употребления русского языка с грамматически почти верным, но морфологически нарочно неправильным написанием слов.

Слайд 15

Задание 2. Выберите из перечня правильный вариант ответа. Какова тема этого текста? Как работать в Интернете; Почему надо писать жи -ши с буквой И; Язык падонков – это способ самовыражения и привлечения внимания к рекламе определенного продукта.

Слайд 16

Задание 3. Задание с множественным выбором. Выберите из перечня правильные варианты ответов. Какова основная мысль текста? Орфография помогает не только легко воспринимать текст, но быстрее его читать; Орфография облегчает жизнь далеко не всем, а только людям, получившим высшее образование; В будущем мы придем к тому, что люди будут писать так, как они слышат слово. Привлекательность неправильной орфографии в том, что она придает слову дополнительную выразительность. Кто-то говорит о неправильной орфографии как новой системе антиправил .

Слайд 17

Задание 4. Укажите предложение(-я), в котором(-ых) средством выразительности является метафора: Предложение Есть Нет (3) Начнем с самого простого – с яростной порчи орфографии. (4)Возникла она не в Интернете, но именно в Интернете была поставлена на поток. (5)И наиболее ярко проявилась в так называемом языке падонков и истории со словом «превед». (6)Порча орфографии оказалась настолько привлекательной идеей, что сразу овладела умами и стала модной и почти обязательной.

Слайд 18

Задание 5. В каких предложениях есть фразеологизм? . (1)Русский язык в Интернете – это, конечно же, чёрт знает что такое! (2)Но при том это всё равно русский язык. (3)Начнём с самого простого – с яростной порчи орфографии. (4)Возникла она не в Интернете, но именно в Интернете была поставлена на поток. (5)И наиболее ярко проявилась в так называемом языке падонков 1 и истории со словом «превед». (6)Порча орфографии оказалась настолько привлекательной идеей, что сразу овладела умами и стала модной и почти обязательной.

Слайд 19

Задание 6. Установите соответствие между орфограммой и словом. Орфограмма Слово А Правописание приставки зависит от звонкости/глухости последующего согласного Не перечеркнешь 1 Б Правописание приставки зависит от лексического значения По-настоящему 2 В Написание НН в причастии совершенного вида Безвозвратно 3 Г Ситное/раздельное написание НЕ с глаголом Придаёт 4 Д Написание НЕ с прилагательным зависит от подбора синонима без НЕ Сформулированная 5 Е Написание наречия с приставкой ПО через дефис объясняется наличием суффикса -ЕМУ Неправильный 6

Слайд 20

Задание 7. Определите, сколько грамматических основ в 26 предложении: По-настоящему неправильно могут писать только очень грамотные люди, которые, во-первых, знают, как писать правильно, а во-вторых, понимают, какие ошибки не искажают произношение. 1; 2; 3; 4; 5.

Слайд 21

Задание 8. Определите грамматическую основу в предложении 8: Неправильное написание незначительно задерживает наш взгляд на слове, тормозя процесс чтения в целом. написание задерживает тормозя; написание задерживает взгляд; написание задерживает; процесс тормозя; задерживает взгляд.

Слайд 22

Задание 9. Среди предложений 7-12 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

Слайд 24

Домашнее задание: Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое орфографическая зоркость?», взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируйте свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, в второй – из Вашего жизненного опыта. Объем сочинения должен составлять не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы для формирования читательской грамотности

Данный урок по теме «Уроки выживания» является заключительным. На предыдущих уроках учащиеся познакомились с биографией В. П. Астафьева, сюжетом рассказа «Васюткино озеро» и ег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Курс внеурочной деятельности: «Читательская грамотность» Класс: 5-9

Программа нацелена на развитие:способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возмо...

Самоанализ урока русского языка "Формирование читательской грамотности" 9 класс

Самоанализ урока русского языка с позиции учителя-предметника....

Урок-2 с использованием элементов читательской грамотности как способ подготовки к ОГЭ

На данном уроке я использую метод "6 шляп" для более глубокого анализа текста. Затем используются элементы читательской грамотности как способ подготовки к ОГЭ...

Урок-3 с использованием элементов читательской грамотности как способ подготовки к ОГЭ

На данном уроке я использую метод "6 шляп" для более глубокого анализа текста. Затем используются элементы читательской грамотности как способ подготовки к ОГЭ...

Разработка урока литературы с элементами финансовой грамотности на примере произведения В. Г. Распутина «Деньги для Марии»

Предлагаемая разработка урока с элементами финансовой грамотности представляет опыт работы учителя русского языка и литературы....

Открытый урок на тему "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"

Создать условия для формирования умения искать информацию, вычленять ее в тексте; создать базы эффективных методов и приёмов по формированию читательской компетентности учащихся; добиться повышения уч...