Урок-3 с использованием элементов читательской грамотности как способ подготовки к ОГЭ
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Шуина Елена Олеговна

На данном уроке я использую метод "6 шляп" для более глубокого анализа текста. Затем используются элементы читательской грамотности как способ подготовки к ОГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok3_po_fg_9_klass.docx47.87 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku_po_fg_9_klass.pptx1.61 МБ

Предварительный просмотр:

Урок на тему: «Использование элементов читательской грамотности на уроках русского языка как способ подготовки к ОГЭ»

Цель: использование элементов читательской грамотности и как способ подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Задачи:

  1. применить элементы читательской грамотности на уроке русского языка;
  2. использовать методику «6 шляп» как один из элементов работы с текстом;
  3. использовать комплексный анализ текста как способ подготовки к ОГЭ;
  4. активизировать познавательную деятельность обучающихся;
  5. формировать собственные нравственные мировоззренческие установки у обучающихся;
  6. продолжать формировать опыт смыслового чтения, мотивацию к учебной деятельности;
  7. продолжить обучать общению в парах, группах, высказывать свое мнение, отстаивать точку зрения группы.

Ход урока

I.  Организационный момент (Слайд 1): приветствие детей, присутствующих гостей, деление на группы.

Проговорить правила общения в группе, ведения дискуссии:

Критиковать, перебивать группы и выступающего нельзя. Можно лишь слегка поправить что-либо после их выступления.

II. Проведение игры «6 шляп» (Слайд 2)

          Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять.

           Эдвард де Боно разделяет мышление на шесть типов: белая шляпа, красная, чёрная, жёлтая, зелёная, синяя. Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления и деятельности.

Напомню:

 

БЕЛАЯ ШЛЯПА (Слайд 3)

- С чем связан белый цвет? (факты, цифры и информация).

           Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Белая шляпа учит человека работать только с конкретными фактами, цифрами и событиями.

Вопросы, если мы надеваем белую шляпу:

- Какая информация у нас есть? На какие вопросы по тексту мы можем ответить? Какой информации нам не хватает? Какие вопросы мы должны задать? Как мы собираемся получить новую информацию? 

КРАСНАЯ ШЛЯПА (Слайд 4)

С чем связан красный цвет?  (эмоции, чувства, предчувствия)

          Когда используется красная шляпа, у нас появляется возможность описать свои чувства. Красная шляпа дает право на собственное мнение, возможность высказать свои чувства, догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.

Вопрос если мы надеваем красную шляпу:  

- Что я чувствую по поводу данной проблемы? Какие тревоги вызывает у меня данная информация?

 

ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА (Слайд 5)

         С чем связан зелёный свет? (развитие, энергия) 

Исследования, предложения, новые идеи, возможности альтернативы, креативность, творческое вдохновение.

         Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, подходы, исследуем возможности, ищем альтернативы, в общем, даем креативности зеленый свет. Когда используется Зеленая шляпа, каждый прикладывает творческие усилия.

Вопросы если мы надеваем зелёную шляпу:

- Как главный герой решает поставленную перед ним задачу? Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи?

ЖЁЛТАЯ ШЛЯПА (Слайд 6)

         С чем связан жёлтый цвет? (преимущества, логический позитив, оптимистичный настрой)

         Жёлтая шляпа- поддерживающая, вселяет оптимизм и надежду на благоприятный исход проблемы. Помогает раскрыть положительные стороны ситуации, увидеть все «плюсы».

Вопросы, если мы надеваем жёлтую шляпу:

- Что в этом хорошего? Каковы преимущества? Кому это выгодно? Откуда появятся преимущества? Каковы различные ценности? Зачем это делать? Каковыми будут результаты? Есть ли в этом выгодные стороны? При каких условиях это будет выгодно?

ЧЕРНАЯ ШЛЯПА (Слайд 7)

         С чем связан чёрный цвет, ваши ассоциации? (осторожность, критика, опасность)

Черная шляпа позволяет сосредоточить свое внимание на обнаружении слабых мест в обсуждаемой проблеме. Это, возможно, самая полезная шляпа (чаще всего используемая).

 Вопросы если мы надеваем чёрную шляпу:

- Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея? Стоит ли это делать? Какие есть слабые места?

 

СИНЯЯ ШЛЯПА (Слайд 8)

         Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы.

         В синей шляпе отстаивают своё мнение согласно выбранной роли, соответственно, не обижаюсь на критику. Потому, что знают, какой бы не была идея, желтая шляпа ее похвалит, черная покритикует, красная предложит интуитивное решение, зеленая–креативное. Синей шляпе необходимо разработать план реализации идеи.

 Вопросы если мы надеваем синюю шляпу:

- Чего мы хотим достичь в конце наших размышлений? Что можно делать дальше? Чего мы хотим добиться? Чего мы достигли на текущий момент?

         

          На группы уч-ся делятся самостоятельно (в большинстве своём, как сидят по 4-5 человек). Цвет шляпы выбирается или методом жеребьёвки, или я сама им раздаю. Затем внутри группы выбирается капитан. Время выполнения -10 минут. На выступление группы- 2-3 минуты.

В начале урока перед уч-ся ставится проблемный вопрос. ПОСЛЕ выступлений групп на него даётся ответ синей шляпой.

        Таким образом, за один урок можно освоить довольно большой пласт информации. На практике дети быстро втягиваются в процесс, т.к. работа в группах активизирует элемент соревнования, ценность приёма составляет процесс отбора информации, её кодирование, неоднократность прорабатывания.

Смена шляп – ключевая идея метода де Боно. Меняйте шляпы, коллеги!)

МОЖНО НЕ МЕНЯТЬ, т.к. синяя шляпа подводит итоги.

Белая шляпа – только факты (информация)

Вопросы:

- Какая информация имеется?

-Какая информация необходима?

-Как и где получить информацию?

Красная шляпа – эмоции

Вопросы:

- Что я сейчас чувствую?

- Что мне подсказывает моя интуиция?

- Что говорит мне внутренний голос?

Черная шляпа — пессимизм (критика)

Вопросы:

- Каковы возможные проблемы?

- Каковы вероятные сложности?

- На что нужно обратить внимание?

- В чем заключается опасность?

Желтая шляпа — оптимизм (позитив)

Вопросы:

- Что можно наметить как позитивное начало?

- Каковы положительные стороны? В чем ценность?

- Привлекательна ли данная тема для читателей?

- Можно ли воплотить это в жизнь?

Зеленая шляпа — творчество (креатив)

Вопросы:

- Какие творческие идеи имеются для разрешения данной проблемы?

- Каковы возможные альтернативы (иные подходы)?

- Как преодолеть сложности, обнаруженные под «черной шляпой»?

Синяя шляпа — модератор (управление)

Вопросы:

- Какую проблему выдвигает автор статьи?

- Какова цель? Каковы замыслы автора

- К чему приходит читатель после прочтения статьи?

- Какие вопросы можно задать читателю

II. Дотекстовый этап 

Перед вами текст. Посмотрите, кто автор этого текста

(* Валентин Григорьевич Распутин (1937–2015) — русский писатель и публицист, общественный деятель, один из наиболее значительных представителей «деревенской прозы»

-Как вы понимаете определение представитель «деревенской прозы»? (Под деревенской прозой понимать стали не просто произведения, посвященные жителям села, но и комплекс художественных и стилевых особенностей. Писатели-"деревенщики" в своих произведениях поднимали вопросы экологии, сохранения национальных русских традиций. Эти прозаики говорили об истории, культуре, нравственных аспектах в жизни обитателей глубинки)  

-Знакомы ли вы с произведениями данного публициста? («Уроки французского», «Женский разговор»)

-Какие проблемы поднимает автор в своих произведениях?  

 

III. Текстовый этап (Слайд 11)

Давайте выразительно прочитаем текст (читает кто-то из учеников выразительно).

(1)Моё детство прошло в глухой ангарской деревне, в четырёхстах километрах от Иркутска. (2)Жили мы бедно, и не мы одни, вся деревня жила бедно, земли для хлебов были худородные, мошка (мелкий гнус) заедала скотину, которая днями во всё лето спасалась только под дымокуром и лишь на короткие ночные часы выбегала на выгон. (3)Да и сами мы ходили в сетках из конского волоса, натягиваемых на голову, мазались дёгтем. (4)Колхоз наш не вылезал из долгов, они время от времени списывались и снова нарастали, и жила деревня огородами. (5)Да ещё тайгой и Ангарой.

(6)Но бедность быта никак не влияла на богатство души. (7)Судьба моих односельчан и моей деревни почти во всех книгах. (8)И их, этих судеб, хватило бы ещё на многие. (9)Будь у меня три жизни и пиши я в десять раз быстрей (а я всегда писал медленно), то и тогда мне вполовину не выбрать судеб, которые складывались только в одной нашей деревне, тихой, незаметной, полусонной. (10)Но в этой неказистой деревне жила часть русского народа, пусть очень малая часть, но той же кости, того же духа, сохранившегося ещё и лучше, чем в людных местах, на семи ветрах. (11)Да и что такое «полусонная» деревня, если этот народ жил в беспрестанных трудах, играл свадьбы, рожал детей и воспитывал их, хранил традиции, держался вместе и не гнался за «современностью»?

(12)А как говорили у нас в деревне, как говорили! (13)Баско баяли – метко, точно, не растекаясь мыслью по древу. (14)У нас все знали уйму пословиц, без них речь не лепилась. (15)Все имели прозвища, пристававшие намертво. (16)Одним словом умели сказать многое, словесная мелочь была не в ходу. (17)Болтливость высмеивалась. (18)По русскому языку, да позволено будет так выразиться, ходили пешком, пo-рабочему, а не разъезжали в лимузинах. (19)И какая же это была живая речь! (20)И так мне хочется передать хотя бы часть этой простой красоты деревенского языка в своих книгах!

(21)Должен признаться я в грехе: было время, когда я, смущённый университетом, образованием, стал стыдиться своего деревенского языка, считать его несовременным. (22)О, эта «современность», скольким она закружила головы! (23)Позже я прочитал у Шукшина, что и он, попав в Москву, прикусывал своё простонародное слово, стараясь говорить на городской манер. (24)То же самое было и со мной в Иркутском университете. (25)Как же – ведь я изучал теперь Гомера и Шекспира! (26)Надо было соответствовать филологической выправке, не показывать себя лаптем. (27)Вынесенный из деревни язык, конечно, нуждался в обогащении... (28)Но в обогащении, а не замене. (29)Я и не подозревал, каким владел богатством, заталкивая его поглубже и с удовольствием названивая всякими «эквивалентами» и «экзистенциализмами». (30)И даже когда начал писать – начал вычурно, неестественно. (31)О самых первых своих опытах я стараюсь не вспоминать, там были и Хемингуэй, и Ремарк, и Борхерт. (32)Выручила бабушка, моя незабвенная Марья Герасимовна. (33)Когда я задумал рассказ о ней, тот самый, где она Василиса, эта самая Василиса решительно отказалась говорить на чужом языке. (34)Я и так и этак, послащивая городским, давал для утешения погорчить во рту деревенским – ничего не выходило. (35)Пришлось подчиниться. (36)Мне с самого начала следовало догадаться, что их «в одну телегу впрячь неможно». (37)Получив своё слово, Василиса сразу заговорила легко – и заставила освободиться от вычурной «книжности» и меня.

(38)Меня много упрекали за сибирский диалект, которым я пользуюсь якобы без меры. (39)Но что такое диалект? (40)Это местные прибавки к языку, заимствования от местных народов, подвёрнутые под нашу речь, обозначение областной предметности. (41)Пользоваться диалектом действительно нужно разумно. (42)Но ведь за диалект зачастую принимают сам досельный русский язык, его заглубленную позднейшими наростами корневую породу. (43)А её предлагают зарыть ещё глубже: своё зарыть, а чужое, валом повалившее из «красивых» стран, принять с великими почестями.

(44)Ничего плохого, я считаю, нет в том, если читатель, встретив незнакомое слово, пороется в памяти, пороется в словарях и – вспомнит, ещё на одну крупицу обогатится родным, удерживающим нас в отчих пределах. (45)Это не может быть только филологической радостью: смысловой звук, вставший на своё место, – это радость исцеляющегося человека.

 

(по В.Г. Распутину*)

* Валентин Григорьевич Распутин (1937–2015) — русский писатель и публицист, общественный деятель, один из наиболее значительных представителей «деревенской прозы».

(Слайд 13)

-Для лучшего понимания текста проведем игру «6 шляп». Пожалуйста, ответьте на вопросы, характерные для вашей шляпы.

Белая шляпа – только факты (информация)

Вопросы:

- Какая информация имеется?

-Какая информация необходима?

-Как и где получить информацию?

Красная шляпа – эмоции

Вопросы:

- Что я сейчас чувствую?

- Что мне подсказывает моя интуиция?

- Что говорит мне внутренний голос?

Черная шляпа — пессимизм (критика)

Вопросы:

- Каковы возможные проблемы?

- Каковы вероятные сложности?

- На что нужно обратить внимание?

- В чем заключается опасность?

Желтая шляпа — оптимизм (позитив)

Вопросы:

- Каковы преимущества?

- Каковы положительные стороны? В чем ценность?

- Привлекательно ли данное предложение?

- Можно ли воплотить это в жизнь?

Зеленая шляпа — творчество (креатив)

Вопросы:

- Какие творческие идеи имеются?

- Каковы возможные альтернативы?

- Как преодолеть сложности, обнаруженные под «черной шляпой»?

Синяя шляпа — модератор (управление)

Применение:

Синяя шляпа первая и последняя. Связывает все вместе. В начале озвучивает цель встречи и ожидаемый результат. А в конце подводит итог.

Отвечает за правильный и эффективный ход обсуждения. Определяет порядок использования отдельных шляп. Ее носитель следит за тем, чтобы встреча не зашла в тупик, а продолжающийся мыслительный процесс не превратился в бесплодную драку или болтовню с нелогичными аргументами.

Помогает разобраться в том, что удалось придумать, а затем выбрать список приоритетов, которые ведут к решению проблемы.

Вопросы:

- С чего начать?

- Каковы цели?

- Как подвести итог?

- Что делать дальше?

- Какие шляпы использовать?

Вернемся к нашему основному тексту.

Проводим игру «6 шляп».

(Слайд 14)

Послетекстовый этап 

-Автор поднимает типичную для его произведений проблему? (Нет, он акцентирует внимание на особенностях речи жителей сибирской деревни)

Понравился ли вам этот текст? Чем?

Как вы думаете, почему автор выбрал эту тему?

 

Задание на выбор правильного ответа из списка.  

 Задание 1. Установите соответствие между автором и произведением.

А

В.Шукшин

«Гамлет», «Ромео и Джульетта»

1

Б

Гомер

«Старик и море»

2

В

У.Шекспир

«Три товарища», «На западном фронте без перемен»

3

Г

Э.Хемингуэй

«Там, за дверью»

4

Д

Э.М.Ремарк

«Критики», «Калина красная»

5

Е

В.Борхерт

«Илиада», «Одиссея»

6

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

5

6

1

2

3

4

               

              (Слайд 15)

Задание 2. Выберите из перечня правильный вариант ответа.

Какова тема этого текста?

  1. Большие колхозные долги мешали людям зарабатывать;
  2. О правилах общения в сибирской деревне;
  3. Использование диалектных слов в речи писателя придает ей выразительности и самобытности.
  4. Бабушка заставила главного героя говорить правильным, книжным языком.

Ответ: 3.

               

               (Слайд 16)

Задание 3. В каком(-их) из предложений(-ях) содержится информация, необходимая доя обоснования ответа на вопрос: «Кто помог главному герою освободиться от вычурной городской речи?»

  1. Я и так и этак, послащивая городским, давал для утешения погорчить во рту деревенским – ничего не выходило.
  2. Пришлось подчиниться.
  3. Мне с самого начала следовало догадаться, что их «в одну телегу впрячь неможно».
  4. Получив своё слово, Василиса сразу заговорила легко – и заставила освободиться от вычурной «книжности» и меня.

              Ответ: 4

              (Слайд 17)

Задание 4. Укажите предложение(-я), в котором(-ых) средством выразительности является фразеологический оборот:

Предложение

Есть

Нет

(4)Колхоз наш не вылезал из долгов, они время от времени списывались и снова нарастали, и жила деревня огородами.

(12)А как говорили у нас в деревне, как говорили!

(13) Баско баяли – метко, точно, не растекаясь мыслью по древу.

(16)Одним словом умели сказать многое, словесная мелочь была не в ходу.

(22)О, эта «современность», скольким она закружила головы!

Ответ: 4 (не вылезал из долгов – значит долгое время не может освободиться от долгов. Применимо и к одному человеку, 13 -  о краткости изъяснения)

            (Слайд 18)

Задание 5. Определите значение слова «баять» из 13 предложения, если в «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина представлены следующие строки:

«Князю лебедь отвечает: — Свет о белке правду бает; Это чудо знаю я».

  1. Играть на баяне;
  2. говорить/ толковать о чем-либо;
  3. бегать босиком;
  4. париться в бане.

Ответ: 2

             

 (Слайд 19)

Задание 6. Установите соответствие между орфограммой и словом.

Орфограмма

Слово

А

Правописание приставки зависит от звонкости/глухости последующего согласного

Мелочь

1

Б

Правописание приставки зависит от лексического значения

По-рабочему

2

В

В суффиксах прилагательных, образованных от существительных с основой на Н, пишется НН

Беспрестанных

3

Г

Написание буквы Ь на конце слова объясняется тем, что это существительное 3 склонения

Прикусывал

4

Д

Написание суффикса -ЮЩ- в действительном причастии зависит от глагола I спряжения

Полусонной

5

Е

Написание наречия с приставкой ПО через дефис объясняется наличием суффикса -ЕМУ

Удерживающим

6

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

3

4

5

1

6

2

                    (Слайд 20)

Задание 7. Из предложений 44-45 выпишите просторечное слова и замените его стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.

Ответ: пороется- поищет.

                    (Слайд 21)

 Задание 8. Замените словосочетание «ангарской деревне» (предложение 1), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: в деревне на(около) Ангаре(-ы)

                    (Слайд 22)

Задание 9. Определите, сколько грамматических основ в 26 предложении:

Должен признаться я в грехе: было время, когда я, смущённый университетом, образованием, стал стыдиться своего деревенского языка, считать его несовременным.

  1. 1;
  2. 2;
  3. 3;
  4. 4;

Ответ: 3.

              (Слайд 23)

Задание 10. Определите грамматическую основу в предложении 3:

Да и сами мы ходили в сетках из конского волоса, натягиваемых на голову, мазались дёгтем.

  1. мы ходили;
  2. мы ходили, мазались;
  3. сами мы ходили;
  4. натягиваемых на голову;
  5. мы ходили и мазались дёгтем.

Ответ: мы ходили и мазались

              (Слайд 24)

Задание 11. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

Ответ: 3

               (Слайд 25)

               Задание 12. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Напишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) знаки препинания при вводной конструкции и вводном слове.

Ничего плохого, (1)я считаю,(2) нет в том, (3) если читатель, (4) встретив незнакомое слово, (5) пороется в памяти, (6) пороется в словарях и (7) – вспомнит, (8) ещё на одну крупицу обогатится родным, (9) удерживающим нас в отчих пределах. Вынесенный из деревни язык, (10) конечно, (11) нуждался в обогащении...

Ответ:  1, 2, 10, 11

                        (Слайд 26)  Этап рефлексии

                 

   (Слайд 27)

Домашнее задание:

Напишите сочинение-рассуждение на тему: «В чем взаимосвязь языка, речи и личности?», Приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объем сочинения должен составлять не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(Слайд 28) Спасибо! Отлично поработали!

               


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок с использованием элементов читательской грамотности как способ подготовки к ОГЭ в 9 классе Урок подготовила: учитель МБОУ СОШ № 5 имени Ю.А.Гарнаева русского языка и литературы Шуина Е.О.

Слайд 3

БЕЛАЯ ШЛЯПА Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Белая шляпа учит человека работать только с конкретными фактами, цифрами и событиями. Вопросы: - Какая информация у нас есть? Какая информация нам нужна? Какой информации нам не хватает? Как получить недостающую информацию? Какие вопросы мы должны задать? Как мы собираемся получить новую информацию? На какие вопросы мы должны получить ответы?

Слайд 4

КРАСНАЯ ШЛЯПА Когда используется красная шляпа, у нас появляется возможность описать свои чувства. Красная шляпа дает право на собственное мнение, возможность высказать свои чувства, догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Вопрос: - Что я чувствую по поводу данной проблемы?

Слайд 5

ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, подходы, исследуем возможности, ищем альтернативы, в общем, даем креативности зеленый свет. Когда используется Зеленая шляпа, каждый прикладывает творческие усилия. Вопросы: - Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи?

Слайд 6

ЖЁЛТАЯ ШЛЯПА Жёлтая шляпа- поддерживающая, вселяет оптимизм и надежду на благоприятный исход проблемы. Помогает раскрыть положительные стороны ситуации, увидеть все «плюсы». Вопросы: - Что в этом хорошего? Каковы преимущества? Кому это выгодно? Откуда появятся преимущества? Каковы различные ценности? Зачем это делать? Каковыми будут результаты? Есть ли в этом выгодные стороны? При каких условиях это будет выгодно?

Слайд 7

ЧЕРНАЯ ШЛЯПА Черная шляпа позволяет сосредоточить свое внимание на обнаружении слабых мест в обсуждаемой проблеме. Это, возможно, самая полезная шляпа (чаще всего используемая) . Вопросы: - Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея? Стоит ли это делать? Какие есть слабые места?

Слайд 8

СИНЯЯ ШЛЯПА В синей шляпе отстаивают своё мнение согласно выбранной роли, соответственно, не обижаюсь на критику. Потому, что знают, какой бы не была идея, желтая шляпа ее похвалит, черная покритикует, красная предложит интуитивное решение, зеленая–креативное. Синей шляпе необходимо разработать план реализации идеи. Вопросы : - Чего мы хотим достичь в конце наших размышлений? Что можно делать дальше? Чего мы хотим добиться? Чего мы достигли на текущий момент?

Слайд 9

(1)Моё детство прошло в глухой ангарской деревне, в четырёхстах километрах от Иркутска. (2)Жили мы бедно, и не мы одни, вся деревня жила бедно, земли для хлебов были худородные, мошка (мелкий гнус) заедала скотину, которая днями во всё лето спасалась только под дымокуром и лишь на короткие ночные часы выбегала на выгон. (3)Да и сами мы ходили в сетках из конского волоса, натягиваемых на голову, мазались дёгтем. (4)Колхоз наш не вылезал из долгов, они время от времени списывались и снова нарастали, и жила деревня огородами. (5)Да ещё тайгой и Ангарой. (6)Но бедность быта никак не влияла на богатство души. (7)Судьба моих односельчан и моей деревни почти во всех книгах. (8)И их, этих судеб, хватило бы ещё на многие. (9)Будь у меня три жизни и пиши я в десять раз быстрей (а я всегда писал медленно), то и тогда мне вполовину не выбрать судеб, которые складывались только в одной нашей деревне, тихой, незаметной, полусонной. (10)Но в этой неказистой деревне жила часть русского народа, пусть очень малая часть, но той же кости, того же духа, сохранившегося ещё и лучше, чем в людных местах, на семи ветрах. (11)Да и что такое «полусонная» деревня, если этот народ жил в беспрестанных трудах, играл свадьбы, рожал детей и воспитывал их, хранил традиции, держался вместе и не гнался за «современностью»? (12)А как говорили у нас в деревне, как говорили! (13)Баско баяли – метко, точно, не растекаясь мыслью по древу. (14)У нас все знали уйму пословиц, без них речь не лепилась. (15)Все имели прозвища, пристававшие намертво. (16)Одним словом умели сказать многое, словесная мелочь была не в ходу. (17)Болтливость высмеивалась. (18)По русскому языку, да позволено будет так выразиться, ходили пешком, пo -рабочему, а не разъезжали в лимузинах. (19)И какая же это была живая речь! (20)И так мне хочется передать хотя бы часть этой простой красоты деревенского языка в своих книгах!

Слайд 10

(21)Должен признаться я в грехе: было время, когда я, смущённый университетом, образованием, стал стыдиться своего деревенского языка, считать его несовременным. (22)О, эта «современность», скольким она закружила головы! (23)Позже я прочитал у Шукшина, что и он, попав в Москву, прикусывал своё простонародное слово, стараясь говорить на городской манер. (24)То же самое было и со мной в Иркутском университете. (25)Как же – ведь я изучал теперь Гомера и Шекспира! (26)Надо было соответствовать филологической выправке, не показывать себя лаптем. (27)Вынесенный из деревни язык, конечно, нуждался в обогащении... (28)Но в обогащении, а не замене. (29)Я и не подозревал, каким владел богатством, заталкивая его поглубже и с удовольствием названивая всякими «эквивалентами» и «экзистенциализмами». (30)И даже когда начал писать – начал вычурно, неестественно. (31)О самых первых своих опытах я стараюсь не вспоминать, там были и Хемингуэй, и Ремарк, и Борхерт . (32)Выручила бабушка, моя незабвенная Марья Герасимовна. (33)Когда я задумал рассказ о ней, тот самый, где она Василиса, эта самая Василиса решительно отказалась говорить на чужом языке. (34)Я и так и этак, послащивая городским, давал для утешения погорчить во рту деревенским – ничего не выходило. (35)Пришлось подчиниться. (36)Мне с самого начала следовало догадаться, что их «в одну телегу впрячь неможно ». (37)Получив своё слово, Василиса сразу заговорила легко – и заставила освободиться от вычурной «книжности» и меня.

Слайд 11

(38)Меня много упрекали за сибирский диалект, которым я пользуюсь якобы без меры. (39)Но что такое диалект? (40)Это местные прибавки к языку, заимствования от местных народов, подвёрнутые под нашу речь, обозначение областной предметности. (41)Пользоваться диалектом действительно нужно разумно. (42)Но ведь за диалект зачастую принимают сам досельный русский язык, его заглубленную позднейшими наростами корневую породу. (43)А её предлагают зарыть ещё глубже: своё зарыть, а чужое, валом повалившее из «красивых» стран, принять с великими почестями. (44)Ничего плохого, я считаю, нет в том, если читатель, встретив незнакомое слово, пороется в памяти, пороется в словарях и – вспомнит, ещё на одну крупицу обогатится родным, удерживающим нас в отчих пределах. (45)Это не может быть только филологической радостью: смысловой звук, вставший на своё место, – это радость исцеляющегося человека. ( по В.Г. Распутину* ) * Валентин Григорьевич Распутин (1937–2015) — русский писатель и публицист, общественный деятель, один из наиболее значительных представителей «деревенской прозы».

Слайд 13

Белая шляпа – только факты (информация) Вопросы: - Какая информация имеется? -Какая информация необходима? -Как и где получить информацию? Красная шляпа – эмоции Вопросы: - Что я сейчас чувствую? - Что мне подсказывает моя интуиция? - Что говорит мне внутренний голос? Черная шляпа — пессимизм (критика) Вопросы: - Каковы возможные проблемы? - Каковы вероятные сложности? - На что нужно обратить внимание? - В чем заключается опасность? Желтая шляпа — оптимизм (позитив) Вопросы: - Что можно наметить как позитивное начало? - Каковы положительные стороны? В чем ценность? - Привлекательна ли данная тема для читателей? - Можно ли воплотить это в жизнь? Зеленая шляпа — творчество (креатив) Вопросы: - Какие творческие идеи имеются для разрешения данной проблемы? - Каковы возможные альтернативы (иные подходы)? - Как преодолеть сложности, обнаруженные под «черной шляпой»? Синяя шляпа — модератор (управление) Вопросы: - Какую проблему выдвигает автор статьи? - Какова цель? Каковы замыслы автора - К чему приходит читатель после прочтения статьи? - Какие вопросы можно задать читателю еще?

Слайд 14

Послетекстовый этап -Автор поднимает типичную для его произведений проблему? -Понравился ли вам этот текст? -Как вы думаете, почему автор выбрал эту тему? Задание на выбор правильного ответа из списка. Задание 1. Установите соответствие между автором и произведением. А В.Шукшин «Гамлет», «Ромео и Джульетта» 1 Б Гомер «Старик и море» 2 В У.Шекспир «Три товарища», «На западном фронте без перемен» 3 Г Э.Хемингуэй «Там, за дверью» 4 Д Э.М.Ремарк «Критики», «Калина красная» 5 Е В.Борхерт «Илиада», «Одиссея» 6

Слайд 15

Задание 2. Выберите из перечня правильный вариант ответа. Какова тема этого текста? Большие колхозные долги мешали людям зарабатывать; О правилах общения в сибирской деревне; Использование диалектных слов в речи писателя придает ей выразительности и самобытности. Бабушка заставила главного героя говорить правильным, книжным языком.

Слайд 16

Задание 3. В каком(-их) из предложений(- ях ) содержится информация, необходимая доя обоснования ответа на вопрос: «Кто помог главному герою освободиться от вычурной городской речи?» Я и так и этак, послащивая городским, давал для утешения погорчить во рту деревенским – ничего не выходило. Пришлось подчиниться. Мне с самого начала следовало догадаться, что их «в одну телегу впрячь неможно ». Получив своё слово, Василиса сразу заговорила легко – и заставила освободиться от вычурной «книжности» и меня.

Слайд 17

Задание 4. Укажите предложение (-я), в котором (- ых ) средством выразительности является метафора : Предложение Есть Нет (4)Колхоз наш не вылезал из долгов, они время от времени списывались и снова нарастали, и жила деревня огородами. (12)А как говорили у нас в деревне, как говорили! (13) Баско баяли – метко, точно, не растекаясь мыслью по древу. (16)Одним словом умели сказать многое, словесная мелочь была не в ходу. (22)О, эта «современность», скольким она закружила головы!

Слайд 18

Задание 5. Определите значение слова «баять» из 13 предложения, если в «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина представлены следующие строки: «Князю лебедь отвечает: — Свет о белке правду бает ; Это чудо знаю я». Играть на баяне; говорить/ толковать о чем-либо; бегать босиком; париться в бане.

Слайд 19

Задание 6. Установите соответствие между орфограммой и словом . Орфограмма Слово А Правописание приставки зависит от звонкости/глухости последующего согласного Мелочь 1 Б Правописание приставки зависит от лексического значения По-рабочему 2 В В суффиксах прилагательных, образованных от существительных с основой на Н, пишется НН Беспрестанных 3 Г Написание буквы Ь на конце слова объясняется тем, что это существительное 3 склонения Прикусывал 4 Д Написание суффикса -ЮЩ- в действительном причастии зависит от глагола I спряжения Полусонной 5 Е Написание наречия с приставкой ПО через дефис объясняется наличием суффикса -ЕМУ Удерживающим 6

Слайд 20

Задание 7. Из предложений 44-45 выпишите просторечное слово и замените его стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.

Слайд 21

Задание 8. Замените словосочетание «в ангарской деревне» (предложение 1), построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 22

Задание 9. Определите, сколько грамматических основ в 26 предложении: Должен признаться я в грехе: было время, когда я, смущённый университетом, образованием, стал стыдиться своего деревенского языка, считать его несовременным. 1; 2; 3; 4;

Слайд 23

Задание 10. Определите грамматическую основу в предложении 3: Да и сами мы ходили в сетках из конского волоса, натягиваемых на голову, мазались дёгтем. мы ходили; мы ходили, мазались; сами мы ходили; натягиваемых на голову; мы ходили и мазались дёгтем.

Слайд 24

Задание 11. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

Слайд 25

Задание 12. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Напишите цифру(-ы), обозначающую(- ие ) знаки препинания при вводной конструкции и вводном слове. Ничего плохого, (1)я считаю,(2) нет в том, (3) если читатель, (4) встретив незнакомое слово, (5) пороется в памяти, (6) пороется в словарях и (7) – вспомнит, (8) ещё на одну крупицу обогатится родным, (9) удерживающим нас в отчих пределах. Вынесенный из деревни язык, (10) конечно, (11) нуждался в обогащении...

Слайд 27

Домашнее задание: Напишите сочинение-рассуждение на тему: «В чем взаимосвязь языка, речи и личности?» Приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста , а второй – из Вашего жизненного опыта. Объем сочинения должен составлять не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской грамотности средствами Способа диалектического обучения при использовании составного текста

Блок заданий по литературе, направленных на формирование читательской грамотности средствами СДО на примере составного текста (рассказ М.М. Пришвина «Золотой луг» и научный текст из В...

Урок литературы для формирования читательской грамотности

Данный урок по теме «Уроки выживания» является заключительным. На предыдущих уроках учащиеся познакомились с биографией В. П. Астафьева, сюжетом рассказа «Васюткино озеро» и ег...

Тема заседания РМО «Эффективные приемы формирования читательской грамотности в рамках подготовки к ВПР на уроках русского языка»

Тема заседания РМО: «Эффективные приемы формирования читательской грамотности в рамках подготовки к ВПР на уроках русского языка»...

практическая работа №1 Тема заседания РМО: «Эффективные приемы формирования читательской грамотности в рамках подготовки к ВПР на уроках русского языка» “Неграмотным человеком завтра

1 группа (предтекстовая деятельность)(1)Аист у многих народов считается птицей, приносящей счастье, поэтому он пользуется особым покровительством у людей. (2)По старинному поверью, аист в селе &ndash...

Урок-1 с использованием элементов читательской грамотности. 9 класс

На данном уроке я использую метод "6 шляп" для более глубокого анализа текста. Затем используются элементы читательской грамотности как способ подготовки к ОГЭ...

Урок-2 с использованием элементов читательской грамотности как способ подготовки к ОГЭ

На данном уроке я использую метод "6 шляп" для более глубокого анализа текста. Затем используются элементы читательской грамотности как способ подготовки к ОГЭ...

Открытый урок на тему "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"

Создать условия для формирования умения искать информацию, вычленять ее в тексте; создать базы эффективных методов и приёмов по формированию читательской компетентности учащихся; добиться повышения уч...