Урок-2 с использованием элементов читательской грамотности как способ подготовки к ОГЭ
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Шуина Елена Олеговна

На данном уроке я использую метод "6 шляп" для более глубокого анализа текста. Затем используются элементы читательской грамотности как способ подготовки к ОГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2urok2_po_fg_dlya_9_klassa.docx46.3 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku_po_fg_9_klass.pptx1.61 МБ

Предварительный просмотр:

Урок на тему: «Использование элементов читательской грамотности на уроках русского языка как способ подготовки к ОГЭ»

Цель: использование элементов читательской грамотности как способ подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Задачи:

  1. применить элементы читательской грамотности на уроке русского языка;
  2. использовать методику «6 шляп» как один из элементов работы с текстом;
  3. использовать комплексный анализ текста как способ подготовки к ОГЭ;
  4. активизировать познавательную деятельность обучающихся;
  5. формировать собственные нравственные мировоззренческие установки у обучающихся;
  6. продолжать формировать опыт смыслового чтения, мотивацию к учебной деятельности;
  7. продолжить обучать общению в парах, группах, высказывать свое мнение, отстаивать точку зрения группы.

Ход урока

I.  Организационный момент (Слайд 1): приветствие детей, присутствующих гостей, деление на группы.

Проговорить правила общения в группе, ведения дискуссии:

Критиковать, перебивать группы и выступающего нельзя. Можно лишь слегка поправить что-либо после их выступления.

II. Проведение игры «6 шляп» (Слайд 2)

          Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять.

           Эдвард де Боно разделяет мышление на шесть типов: белая шляпа, красная, чёрная, жёлтая, зелёная, синяя. Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления и деятельности.

Напомню:

 

БЕЛАЯ ШЛЯПА (Слайд 3)

- С чем связан белый цвет? (факты, цифры и информация).

           Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Белая шляпа учит человека работать только с конкретными фактами, цифрами и событиями.

Вопросы, если мы надеваем белую шляпу:

- Какая информация у нас есть? На какие вопросы по тексту мы можем ответить? Какой информации нам не хватает? Какие вопросы мы должны задать? Как мы собираемся получить новую информацию? 

КРАСНАЯ ШЛЯПА (Слайд 4)

С чем связан красный цвет?  (эмоции, чувства, предчувствия)

          Когда используется красная шляпа, у нас появляется возможность описать свои чувства. Красная шляпа дает право на собственное мнение, возможность высказать свои чувства, догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.

Вопрос если мы надеваем красную шляпу:  

- Что я чувствую по поводу данной проблемы? Какие тревоги вызывает у меня данная информация?

 

ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА (Слайд 5)

         С чем связан зелёный свет? (развитие, энергия) 

Исследования, предложения, новые идеи, возможности альтернативы, креативность, творческое вдохновение.

         Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, подходы, исследуем возможности, ищем альтернативы, в общем, даем креативности зеленый свет. Когда используется Зеленая шляпа, каждый прикладывает творческие усилия.

Вопросы если мы надеваем зелёную шляпу:

- Как главный герой решает поставленную перед ним задачу? Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи?

ЖЁЛТАЯ ШЛЯПА (Слайд 6)

         С чем связан жёлтый цвет? (преимущества, логический позитив, оптимистичный настрой)

         Жёлтая шляпа- поддерживающая, вселяет оптимизм и надежду на благоприятный исход проблемы. Помогает раскрыть положительные стороны ситуации, увидеть все «плюсы».

Вопросы, если мы надеваем жёлтую шляпу:

- Что в этом хорошего? Каковы преимущества? Кому это выгодно? Откуда появятся преимущества? Каковы различные ценности? Зачем это делать? Каковыми будут результаты? Есть ли в этом выгодные стороны? При каких условиях это будет выгодно?

ЧЕРНАЯ ШЛЯПА (Слайд 7)

         С чем связан чёрный цвет, ваши ассоциации? (осторожность, критика, опасность)

Черная шляпа позволяет сосредоточить свое внимание на обнаружении слабых мест в обсуждаемой проблеме. Это, возможно, самая полезная шляпа (чаще всего используемая).

 Вопросы если мы надеваем чёрную шляпу:

- Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея? Стоит ли это делать? Какие есть слабые места?

 

СИНЯЯ ШЛЯПА (Слайд 8)

         Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы.

         В синей шляпе отстаивают своё мнение согласно выбранной роли, соответственно, не обижаюсь на критику. Потому, что знают, какой бы не была идея, желтая шляпа ее похвалит, черная покритикует, красная предложит интуитивное решение, зеленая–креативное. Синей шляпе необходимо разработать план реализации идеи.

 Вопросы если мы надеваем синюю шляпу:

- Чего мы хотим достичь в конце наших размышлений? Что можно делать дальше? Чего мы хотим добиться? Чего мы достигли на текущий момент?

         

          На группы уч-ся делятся самостоятельно (в большинстве своём, как сидят по 4-5 человек). Цвет шляпы выбирается или методом жеребьёвки, или я сама им раздаю. Затем внутри группы выбирается капитан. Время выполнения -10 минут. На выступление группы- 2-3 минуты.

В начале урока перед уч-ся ставится проблемный вопрос. ПОСЛЕ выступлений групп на него даётся ответ синей шляпой.

        Таким образом, за один урок можно освоить довольно большой пласт информации. На практике дети быстро втягиваются в процесс, т.к. работа в группах активизирует элемент соревнования, ценность приёма составляет процесс отбора информации, её кодирование, неоднократность прорабатывания.

Смена шляп – ключевая идея метода де Боно. Меняйте шляпы, коллеги!)

МОЖНО НЕ МЕНЯТЬ, т.к. синяя шляпа подводит итоги.

II. Дотекстовый этап 

Перед вами текст. Посмотрите, кто автор этого текст. Знакомы ли вы с этим автором?

-Обратите внимание на название текста. Как вы думаете, о чем в нем пойдет речь?

III. Текстовый этап (Слайд 11)

Давайте выразительно прочитаем текст (читает кто-то из учеников выразительно).

Послание в неведомое

(1)Однажды осенью я шла дворами по каким-то своим надобностям, и дорога пролегала неподалеку от обычной мусорки. (2)Стараясь «не вступить» и не вдохнуть специфических ароматов, я наткнулась взглядом на лежащий между мусорным контейнером и тропинкой старый альбом. (3)Его страницы стояли веером, и ветер «листал» их, то приоткрывая, то захлопывая. (4)Там были фотографии! (5) Я остолбенела. (6)Что это? (7)Господи, что это?

  (8)Кто выбросил? (9)Дети, внуки умерших стариков? (10)Ну не сами же хозяева. (11)Может быть, это сделали новые хозяева квартиры, выбрасывая «хлам» прежних жильцов…

   (12)В любом случае мне представилась самой вероятной версия, что хозяев нет в живых, а альбом выбросили все-таки не потомки, а чужие люди. (13)Согласиться с тем, что так могут поступить «наследники», просто невозможно. (14)На некоторое время я в полном ступоре забыла, куда и зачем шла. (15)Не знаю, почему я не подняла этот альбом, – побоялась лезть в грязную лужу? (16)Теперь жалею, что не сделала этого. (17)А тогда, повернув обратно в сторону дома, не могла отделаться от воображаемой картины: альбомы, фотографии моей семьи валяются где-то у помойки, их разносит ветер, бросая в грязные лужи. (18)А мимо идут люди, идут люди…

   (19)  Я начала лихорадочно думать, как сделать так, чтобы такого не случилось. (20)И, грешница, подумала, что никто не даст гарантии от такой смерти памяти, собираемой и хранимой десятилетиями в каждой семье, о родных, близких, если не предпринять каких-то, пока не знаю каких, мер. (21)Дело в том, что жизнь за последние пятнадцать-двадцать лет так изменилась – ее формы, так называемые артефакты, из физических перешли в виртуальные, не занимающие много места, не нарушающие современный стиль или еще что-либо. (22)Многое просто стало «немодным» – кажется, именно это произошло со старыми семейными альбомами. (23)Кто-то спрятал их подальше в шкафы. (24)Но выбрасывать, мне кажется, еще рано, и эти предметы не заслужили такой судьбы. (25)Можно выбросить старый шкаф, диван, стулья, но память?

   (26)Ну да что попусту рассуждать; надо, пока не поздно, продумать свои собственные меры, чтобы ничто и никто не мог поглумиться над святынями (ни время, ни обстоятельства, ни люди)…

  (27) Иногда кажется, что новая жизнь жестко и жестоко отрицает старую вместе с ее еще живыми носителями или вещественными знаками. (28)Обижаются на молодежь старики, не находя себе места в новых, не всегда понятных реалиях жизни. (29) Новодел вымещает или грубо растаптывает знаки старины. (30)Новые города не предполагают комфортного существования стариков. (31)А старики в деревнях – это одни горчайшие слезы.

   (32)В новом ритме и стиле жизни кажется, что кроме стариков  некому будет печалиться об утратах памяти. (33) Молодым оглядываться и смотреть под ноги некогда.

   (34)Когда я, по-советски комплексуя, видно, не выдавив еще из себя совка, размышляла о том, а стоит ли вообще писать, то есть оставлять память о моих предках, среди которых, как оказалось, нет ни одного генерала (слава тебе Господи!), ни одного депутата (и за это отдельное спасибо), во мне рос и рос какой-то еще не осознанный протест против признания «малозначимости» родных мне людей. (35)Я ощущала какую-то неправду и несправедливость. (36)Вот я даже и сейчас как будто перед кем-то не знаю в чем оправдываюсь.

   (37) И вдруг что-то сложилось! (38)Ничего себе – маленькие люди, винтики да болтики. (39)По жизням моих родных прошлись колеса всех российских исторических событий, оставив в их судьбах неизгладимые, в основном трагические отметины. (40) Нет уж, без таких, как мои родные, миллионов россиян никакое колесо истории не сделало бы и оборота и не было бы никакой страны, ни великой и ни могучей. (41) А была бы территория, переходящая из рук одних правителей в руки других. (42) И что бы без них, не упомянутых в хрониках, делали все вместе взятые цари, генералиссимусы и генеральные секретари?

   (43) Вот представьте, был бы в семье какой-нибудь генерал или академик, да всё вокруг них бы и крутилось – вот они такие и сякие, смотрите, дети, как надо жить! (44) Учитесь и гордитесь! (45) А так, в отсутствие в нашем древе таких гигантов жизненного успеха, я могу уделить каждому, кого знала и любила, столько внимания, сколько позволит моя память, без оглядки на чины и звания.

     (46) И ведь в каждой семье есть что сказать о своих близких. (47) Я вдруг поняла, что они, наши предки, не только имеют право на память о них, а мы, как любящие их всех, обязаны сохранить хотя бы те крохи свидетельств об их жизни, что остались, и передать их своим детям.

 (Юлия Ляликова)

(Слайд 13)

-Для лучшего понимания текста проведем игру «6 шляп». Пожалуйста, ответьте на вопросы, характерные для вашей шляпы.

Белая шляпа – только факты (информация)

Вопросы:

- Какая информация имеется?

-Какая информация необходима?

-Как и где получить информацию?

Красная шляпа – эмоции

Вопросы:

- Что я сейчас чувствую?

- Что мне подсказывает моя интуиция?

- Что говорит мне внутренний голос?

Черная шляпа — пессимизм (критика)

Вопросы:

- Каковы возможные проблемы?

- Каковы вероятные сложности?

- На что нужно обратить внимание?

- В чем заключается опасность?

Желтая шляпа — оптимизм (позитив)

Вопросы:

- Каковы преимущества?

- Каковы положительные стороны? В чем ценность?

- Привлекательно ли данное предложение?

- Можно ли воплотить это в жизнь?

Зеленая шляпа — творчество (креатив)

Вопросы:

- Какие творческие идеи имеются?

- Каковы возможные альтернативы?

- Как преодолеть сложности, обнаруженные под «черной шляпой»?

Синяя шляпа — модератор (управление)

Применение:

Синяя шляпа первая и последняя. Связывает все вместе. В начале озвучивает цель встречи и ожидаемый результат. А в конце подводит итог.

Отвечает за правильный и эффективный ход обсуждения. Определяет порядок использования отдельных шляп. Ее носитель следит за тем, чтобы встреча не зашла в тупик, а продолжающийся мыслительный процесс не превратился в бесплодную драку или болтовню с нелогичными аргументами.

Помогает разобраться в том, что удалось придумать, а затем выбрать список приоритетов, которые ведут к решению проблемы.

Вопросы:

- С чего начать?

- Каковы цели?

- Как подвести итог?

- Что делать дальше?

- Какие шляпы использовать?

Вернемся к нашему основному тексту.

Проводим игру «6 шляп».

(Слайд 14)

Послетекстовый этап 

-Давайте разберемся: актуальна ли в наше время данная проблема?

-Понравился ли вам этот текст?

-Как вы думаете, почему автор выбрал эту тему?

 

Задание на выбор правильного ответа из списка.  

 Задание 1. Установите соответствие между названием и значением слова.

Совок (34 предложение) – это:

  1. Совок – это лопатка с загнутыми кверху краями и короткой ручкой; приспособление, имеющее форму лопатки. Железный с. С. для мусора. С. для муки.
  2. Совок, о том, у кого сильны привычки и навыкисложившиеся в условиях господства коммунистической идеологии. // собир. О гражданах Советского Союза.
  3. Совок, -а; м. Презрит. О Советском Союзе, Советской власти. Жить в Совке

Ответ: 2

               

              (Слайд 15)

Задание 2. Выберите из перечня правильный вариант ответа.

Какова тема этого текста?

  1. Ходить по дворам ночью опасно.
  2. Старые бумажные альбомы занимают много места, поэтому их надо выбрасывать.
  3. Надо придумать способ сохранить память о своих родных и близких, чтобы чужие люди не выбросили их фотографии.
  4. Если в твоей семье нет ни одного известного человека, то память о родных людях не надо сохранять.

Ответ: 3.

               

               (Слайд 16)

Задание 3. В каком(-их) из предложений(-ях) содержится информация, необходимая доя обоснования ответа на вопрос: «Что возмутило рассказчицу при виде выброшенного альбома?»

  1. Там были фотографии!
  2. На некоторое время я в полном ступоре забыла, куда и зачем шла.
  3. Кто выбросил? Дети, внуки умерших стариков?
  4. Не знаю, почему я не подняла этот альбом, – побоялась лезть в грязную лужу?

              Ответ: 1

             

(Слайд 17)

Задание 4. Укажите предложение(-я), в котором(-ых) средством выразительности является метафора:

Предложение

Есть

Нет

(38)Ничего себе – маленькие люди, винтики да болтики.

(39)По жизням моих родных прошлись колеса всех российских исторических событий, оставив в их судьбах неизгладимые, в основном трагические отметины.

(40) Нет уж, без таких, как мои родные, миллионов россиян никакое колесо истории не сделало бы и оборота и не было бы никакой страны, ни великой и ни могучей.

(41) А была бы территория, переходящая из рук одних правителей в руки других.

   (43) Вот представьте, был бы в семье какой-нибудь генерал или академик, да всё вокруг них бы и крутилось – вот они такие и сякие, смотрите, дети, как надо жить!

Ответ: 39/ 40/ 43

            (Слайд 18)

Задание 5. Определите, какие средства выразительности использует автор в следующих предложениях (запишите не менее трех):

(2)Стараясь «не вступить» и не вдохнуть специфических ароматов, я наткнулась взглядом на лежащий между мусорным контейнером и тропинкой старый альбом. (3)Его страницы стояли веером, и ветер «листал» их, то приоткрывая, то захлопывая. (4)Там были фотографии! (5) Я остолбенела. (6)Что это? (7)Господи, что это?

  (8)Кто выбросил? (9)Дети, внуки умерших стариков?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(наткнулась взглядом, стояли веером страницы- метафоры; ветер «листал» их- олицетворение; то приоткрывая, то захлопывая – антитеза; риторическое восклицание и вопросы; остолбенела – просторечное слово)

              (Слайд 19)

Задание 6. Установите соответствие между орфограммой и словом.

Орфограмма

Слово

А

Правописание чередующейся гласной в корне слова зависит от наличия/отсутствия суффикса А после корня

Предполагают

1

Б

Правописание приставки зависит от лексического значения

По-советски

2

В

Написание Е-Ё после шипящей зависит от морфемы, в которой находится гласная

Собираемой

3

Г

Написания чередующейся гласной в корне слова зависит от согласной на конце корня

Приоткрывая

4

Д

Написание НЕ с существительным зависит от прямого отрицания

Жёстко

5

Е

Написание наречия с приставкой ПО через дефис объясняется наличием суффикса -И

Не потомки

6

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

3

4

5

1

6

2

                    (Слайд 20)

Задание 7. Замените научное слово «артефакты» из предложения 21 стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.

Ответ: свидетельство, памятник, оберег, святыня, талисман.

              (Слайд 21)

 Задание 8. Замените словосочетание «комфортного существования» (предложение 30), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: существования с комфортом

              (Слайд 22)

Задание 9. Определите, сколько грамматических основ в 26 предложении:

Ну да что попусту рассуждать; надо, пока не поздно, продумать свои собственные меры, чтобы ничто и никто не мог поглумиться над святынями (ни время, ни обстоятельства, ни люди)…

  1. 1;
  2. 2;
  3. 3;
  4. 4;

Ответ: 4.

              (Слайд 23)

Задание 10. Определите грамматическую основу в предложении 11:

Может быть, это сделали новые хозяева квартиры, выбрасывая «хлам» прежних жильцов…

  1. может быть;
  2. это сделали;
  3. это сделали хозяева;
  4. сделали хозяева;
  5. сделали выбрасывая хлам.

Ответ: сделали хозяева

              (Слайд 24)

Задание 11. Среди предложений 16-19 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

Ответ: 17

               (Слайд 25)

               Задание 12. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Напишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) знаки препинания при вводной конструкции и вводном слове.

Когда я, (1) по-советски комплексуя, (2) видно, (3) не выдавив еще из себя совка, (4)  размышляла о том, (5) а стоит ли вообще писать, (6) то есть оставлять память о моих предках, (7) среди которых, (8) как оказалось, (9) нет ни одного генерала (10) (слава тебе Господи!)(11), ни одного депутата (12) (и за это отдельное спасибо)(13), во мне рос и рос какой-то еще не осознанный протест против признания «малозначимости» родных мне людей.

Ответ: 2,3,8,9,10,11,12,13

         (Слайд 26)    

 Этап рефлексии

           

(Слайд 27) Домашнее задание:

Как вы понимаете значение слова «святыня»? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Утрата памяти», взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируйте свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, в второй – из Вашего жизненного опыта.

Объем сочинения должен составлять не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(Слайд 28) Спасибо! Отлично поработали!

               


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок с использованием элементов читательской грамотности как способ подготовки к ОГЭ в 9 классе Урок подготовила: учитель МБОУ СОШ № 5 имени Ю.А.Гарнаева русского языка и литературы Шуина Е.О.

Слайд 3

БЕЛАЯ ШЛЯПА Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Белая шляпа учит человека работать только с конкретными фактами, цифрами и событиями. Вопросы: - Какая информация у нас есть? Какая информация нам нужна? Какой информации нам не хватает? Как получить недостающую информацию? Какие вопросы мы должны задать? Как мы собираемся получить новую информацию? На какие вопросы мы должны получить ответы?

Слайд 4

КРАСНАЯ ШЛЯПА Когда используется красная шляпа, у нас появляется возможность описать свои чувства. Красная шляпа дает право на собственное мнение, возможность высказать свои чувства, догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Вопрос: - Что я чувствую по поводу данной проблемы?

Слайд 5

ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, подходы, исследуем возможности, ищем альтернативы, в общем, даем креативности зеленый свет. Когда используется Зеленая шляпа, каждый прикладывает творческие усилия. Вопросы: - Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи?

Слайд 6

ЖЁЛТАЯ ШЛЯПА Жёлтая шляпа- поддерживающая, вселяет оптимизм и надежду на благоприятный исход проблемы. Помогает раскрыть положительные стороны ситуации, увидеть все «плюсы». Вопросы: - Что в этом хорошего? Каковы преимущества? Кому это выгодно? Откуда появятся преимущества? Каковы различные ценности? Зачем это делать? Каковыми будут результаты? Есть ли в этом выгодные стороны? При каких условиях это будет выгодно?

Слайд 7

ЧЕРНАЯ ШЛЯПА Черная шляпа позволяет сосредоточить свое внимание на обнаружении слабых мест в обсуждаемой проблеме. Это, возможно, самая полезная шляпа (чаще всего используемая) . Вопросы: - Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея? Стоит ли это делать? Какие есть слабые места?

Слайд 8

СИНЯЯ ШЛЯПА В синей шляпе отстаивают своё мнение согласно выбранной роли, соответственно, не обижаюсь на критику. Потому, что знают, какой бы не была идея, желтая шляпа ее похвалит, черная покритикует, красная предложит интуитивное решение, зеленая–креативное. Синей шляпе необходимо разработать план реализации идеи. Вопросы : - Чего мы хотим достичь в конце наших размышлений? Что можно делать дальше? Чего мы хотим добиться? Чего мы достигли на текущий момент?

Слайд 9

Послание в неведомое (1)Однажды осенью я шла дворами по каким-то своим надобностям, и дорога пролегала неподалеку от обычной мусорки. (2)Стараясь «не вступить» и не вдохнуть специфических ароматов, я наткнулась взглядом на лежащий между мусорным контейнером и тропинкой старый альбом. (3)Его страницы стояли веером, и ветер «листал» их, то приоткрывая, то захлопывая. (4)Там были фотографии! (5) Я остолбенела. (6)Что это? (7)Господи, что это? (8)Кто выбросил? (9)Дети, внуки умерших стариков? (10)Ну не сами же хозяева. (11)Может быть, это сделали новые хозяева квартиры, выбрасывая «хлам» прежних жильцов… (12)В любом случае мне представилась самой вероятной версия, что хозяев нет в живых, а альбом выбросили все-таки не потомки, а чужие люди. (13)Согласиться с тем, что так могут поступить «наследники», просто невозможно. (14)На некоторое время я в полном ступоре забыла, куда и зачем шла. (15)Не знаю, почему я не подняла этот альбом, – побоялась лезть в грязную лужу? (16)Теперь жалею, что не сделала этого. (17)А тогда, повернув обратно в сторону дома, не могла отделаться от воображаемой картины: альбомы, фотографии моей семьи валяются где-то у помойки, их разносит ветер, бросая в грязные лужи. (18)А мимо идут люди, идут люди… (19) Я начала лихорадочно думать, как сделать так, чтобы такого не случилось. (20)И, грешница, подумала, что никто не даст гарантии от такой смерти памяти, собираемой и хранимой десятилетиями в каждой семье, о родных, близких, если не предпринять каких-то, пока не знаю каких, мер. (21)Дело в том, что жизнь за последние пятнадцать-двадцать лет так изменилась – ее формы, так называемые артефакты, из физических перешли в виртуальные, не занимающие много места, не нарушающие современный стиль или еще что-либо. (22)Многое просто стало «немодным» – кажется, именно это произошло со старыми семейными альбомами. (23)Кто-то спрятал их подальше в шкафы. (24)Но выбрасывать, мне кажется, еще рано, и эти предметы не заслужили такой судьбы. (25)Можно выбросить старый шкаф, диван, стулья, но память?

Слайд 10

(26)Ну да что попусту рассуждать; надо, пока не поздно, продумать свои собственные меры, чтобы ничто и никто не мог поглумиться над святынями (ни время, ни обстоятельства, ни люди)… (27) Иногда кажется, что новая жизнь жестко и жестоко отрицает старую вместе с ее еще живыми носителями или вещественными знаками. (28)Обижаются на молодежь старики, не находя себе места в новых, не всегда понятных реалиях жизни. (29) Новодел вымещает или грубо растаптывает знаки старины. (30)Новые города не предполагают комфортного существования стариков. (31)А старики в деревнях – это одни горчайшие слезы. (32)В новом ритме и стиле жизни кажется, что кроме стариков некому будет печалиться об утратах памяти. (33) Молодым оглядываться и смотреть под ноги некогда. (34)Когда я, по-советски комплексуя, видно, не выдавив еще из себя совка, размышляла о том, а стоит ли вообще писать, то есть оставлять память о моих предках, среди которых, как оказалось, нет ни одного генерала (слава тебе Господи!), ни одного депутата (и за это отдельное спасибо), во мне рос и рос какой-то еще не осознанный протест против признания « малозначимости » родных мне людей. (35)Я ощущала какую-то неправду и несправедливость. (36)Вот я даже и сейчас как будто перед кем-то не знаю в чем оправдываюсь.

Слайд 11

(37) И вдруг что-то сложилось! (38)Ничего себе – маленькие люди, винтики да болтики. (39)По жизням моих родных прошлись колеса всех российских исторических событий, оставив в их судьбах неизгладимые, в основном трагические отметины. (40) Нет уж, без таких, как мои родные, миллионов россиян никакое колесо истории не сделало бы и оборота и не было бы никакой страны, ни великой и ни могучей. (41) А была бы территория, переходящая из рук одних правителей в руки других. (42) И что бы без них, не упомянутых в хрониках, делали все вместе взятые цари, генералиссимусы и генеральные секретари? (43) Вот представьте, был бы в семье какой-нибудь генерал или академик, да всё вокруг них бы и крутилось – вот они такие и сякие, смотрите, дети, как надо жить! (44) Учитесь и гордитесь! (45) А так, в отсутствие в нашем древе таких гигантов жизненного успеха, я могу уделить каждому, кого знала и любила, столько внимания, сколько позволит моя память, без оглядки на чины и звания. (46) И ведь в каждой семье есть что сказать о своих близких. (47) Я вдруг поняла, что они, наши предки, не только имеют право на память о них, а мы, как любящие их всех, обязаны сохранить хотя бы те крохи свидетельств об их жизни, что остались, и передать их своим детям. (Юлия Ляликова)

Слайд 13

Белая шляпа – только факты (информация) Вопросы: - Какая информация имеется? -Какая информация необходима? -Как и где получить информацию? Красная шляпа – эмоции Вопросы: - Что я сейчас чувствую? - Что мне подсказывает моя интуиция? - Что говорит мне внутренний голос? Черная шляпа — пессимизм (критика) Вопросы: - Каковы возможные проблемы? - Каковы вероятные сложности? - На что нужно обратить внимание? - В чем заключается опасность? Желтая шляпа — оптимизм (позитив) Вопросы: - Что можно наметить как позитивное начало? - Каковы положительные стороны? В чем ценность? - Привлекательна ли данная тема для читателей? - Можно ли воплотить это в жизнь? Зеленая шляпа — творчество (креатив) Вопросы: - Какие творческие идеи имеются для разрешения данной проблемы? - Каковы возможные альтернативы (иные подходы)? - Как преодолеть сложности, обнаруженные под «черной шляпой»? Синяя шляпа — модератор (управление) Вопросы: - Какую проблему выдвигает автор статьи? - Какова цель? Каковы замыслы автора - К чему приходит читатель после прочтения статьи? - Какие вопросы можно задать читателю еще?

Слайд 14

Послетекстовый этап -Давайте разберемся: актуальна ли в наше время данная проблема? -Понравился ли вам этот текст? -Как вы думаете, почему автор выбрал эту тему? Задание на выбор правильного ответа из списка. Задание 1. Установите соответствие между названием и значением слова. Совок (34 предложение) – это: Совок – это лопатка с загнутыми кверху краями и короткой ручкой; приспособление, имеющее форму лопатки. Железный с. С. для мусора. С. для муки. Совок, о том , у кого сильны привычки и навыки , сложившиеся в условиях господства коммунистической идеологии . // собир. О гражданах Советского Союза . Совок, -а; м. Презрит . О Советском Союзе, Советской власти. Жить в Совке

Слайд 15

Задание 2. Выберите из перечня правильный вариант ответа. Какова тема этого текста? Ходить по дворам ночью опасно. Старые бумажные альбомы занимают много места, поэтому их надо выбрасывать. Надо придумать способ сохранить память о своих родных и близких, чтобы чужие люди не выбросили их фотографии. 4) Если в твоей семье нет ни одного известного человека, то память о родных людях не надо сохранять.

Слайд 16

Задание 3. В каком(-их) из предложений(- ях ) содержится информация, необходимая доя обоснования ответа на вопрос: «Что возмутило рассказчицу при виде выброшенного альбома?» Там были фотографии! На некоторое время я в полном ступоре забыла, куда и зачем шла. Кто выбросил? Дети, внуки умерших стариков? Не знаю, почему я не подняла этот альбом, – побоялась лезть в грязную лужу?

Слайд 17

Задание 4. Укажите предложение (-я), в котором (- ых ) средством выразительности является метафора : Предложение Есть Нет (38)Ничего себе – маленькие люди, винтики да болтики. (39)По жизням моих родных прошлись колеса всех российских исторических событий, оставив в их судьбах неизгладимые, в основном трагические отметины. (40) Нет уж, без таких, как мои родные, миллионов россиян никакое колесо истории не сделало бы и оборота и не было бы никакой страны, ни великой и ни могучей. (41) А была бы территория, переходящая из рук одних правителей в руки других. (43) Вот представьте, был бы в семье какой-нибудь генерал или академик, да всё вокруг них бы и крутилось – вот они такие и сякие, смотрите, дети, как надо жить!

Слайд 18

Задание 5. Определите, какие средства выразительности использует автор в следующих предложениях (запишите не менее трех): (2)Стараясь «не вступить» и не вдохнуть специфических ароматов, я наткнулась взглядом на лежащий между мусорным контейнером и тропинкой старый альбом. (3)Его страницы стояли веером, и ветер «листал» их, то приоткрывая, то захлопывая. (4)Там были фотографии! (5) Я остолбенела. (6)Что это? (7)Господи, что это? (8)Кто выбросил? (9)Дети, внуки умерших стариков?

Слайд 19

Задание 6. Установите соответствие между орфограммой и словом . Орфограмма Слово А Правописание чередующейся гласной в корне слова зависит от наличия/отсутствия суффикса А после корня Предполагают 1 Б Правописание приставки зависит от лексического значения По-советски 2 В Написание Е-Ё после шипящей зависит от морфемы, в которой находится гласная Собираемой 3 Г Написания чередующейся гласной в корне слова зависит от согласной на конце слова Приоткрывая 4 Д Написание НЕ с существительным зависит от прямого отрицания Жёстко 5 Е Написание наречия с приставкой ПО через дефис объясняется наличием суффикса -И Не потомки 6

Слайд 20

Задание 7. Замените научное слово «артефакты» из предложения 21 стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.

Слайд 21

Задание 8. Определите грамматическую основу в предложении 8: Неправильное написание незначительно задерживает наш взгляд на слове, тормозя процесс чтения в целом. написание задерживает тормозя; написание задерживает взгляд; написание задерживает; процесс тормозя; задерживает взгляд.

Слайд 22

Задание 9. Определите, сколько грамматических основ в 26 предложении: Ну да что попусту рассуждать; надо, пока не поздно, продумать свои собственные меры, чтобы ничто и никто не мог поглумиться над святынями (ни время, ни обстоятельства, ни люди)… 1; 2; 3; 4;

Слайд 23

Задание 10. Определите грамматическую основу в предложении 11: Может быть, это сделали новые хозяева квартиры, выбрасывая «хлам» прежних жильцов… 1) может быть; 2) это сделали; 3) это сделали хозяева; 4) сделали хозяева; 5) сделали выбрасывая хлам.

Слайд 24

Задание 11. Среди предложений 16-19 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

Слайд 25

Задание 12. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Напишите цифру(-ы), обозначающую(- ие ) знаки препинания при вводной конструкции и вводном слове. Когда я, (1) по-советски комплексуя, (2) видно, (3) не выдавив еще из себя совка, (4) размышляла о том, (5) а стоит ли вообще писать, (6) то есть оставлять память о моих предках, (7) среди которых, (8) как оказалось, (9) нет ни одного генерала (10) (слава тебе Господи!)(11), ни одного депутата (12) (и за это отдельное спасибо)(13), во мне рос и рос какой-то еще не осознанный протест против признания « малозначимости » родных мне людей.

Слайд 27

Домашнее задание: Как вы понимаете значение слова «святыня»? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Утрата памяти», взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируйте свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, в второй – из Вашего жизненного опыта. Объем сочинения должен составлять не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской грамотности средствами Способа диалектического обучения при использовании составного текста

Блок заданий по литературе, направленных на формирование читательской грамотности средствами СДО на примере составного текста (рассказ М.М. Пришвина «Золотой луг» и научный текст из В...

Урок литературы для формирования читательской грамотности

Данный урок по теме «Уроки выживания» является заключительным. На предыдущих уроках учащиеся познакомились с биографией В. П. Астафьева, сюжетом рассказа «Васюткино озеро» и ег...

Тема заседания РМО «Эффективные приемы формирования читательской грамотности в рамках подготовки к ВПР на уроках русского языка»

Тема заседания РМО: «Эффективные приемы формирования читательской грамотности в рамках подготовки к ВПР на уроках русского языка»...

практическая работа №1 Тема заседания РМО: «Эффективные приемы формирования читательской грамотности в рамках подготовки к ВПР на уроках русского языка» “Неграмотным человеком завтра

1 группа (предтекстовая деятельность)(1)Аист у многих народов считается птицей, приносящей счастье, поэтому он пользуется особым покровительством у людей. (2)По старинному поверью, аист в селе &ndash...

Урок-1 с использованием элементов читательской грамотности. 9 класс

На данном уроке я использую метод "6 шляп" для более глубокого анализа текста. Затем используются элементы читательской грамотности как способ подготовки к ОГЭ...

Урок-3 с использованием элементов читательской грамотности как способ подготовки к ОГЭ

На данном уроке я использую метод "6 шляп" для более глубокого анализа текста. Затем используются элементы читательской грамотности как способ подготовки к ОГЭ...

Открытый урок на тему "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"

Создать условия для формирования умения искать информацию, вычленять ее в тексте; создать базы эффективных методов и приёмов по формированию читательской компетентности учащихся; добиться повышения уч...