работа с текстом
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

работа с текстом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_tekstom.docx26.48 КБ

Предварительный просмотр:

        

№ п/п

Задание

Результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

1

На какую тему приведены словосочетания? Подбери однокоренные слова к выделенному слову. Что значит быть благодарным? Спиши, вставляя пропущенные буквы. Выдели окончания в именах существительных.

Радоваться открытк…, зажигать свеч…, подпрыгнуть от неожиданност…,  быть в прекрасном настроени…, подарить Инн…, получать поздравлени…, подарок для Мари… 

Развитие морально-этического чувства (благодарность); ценностное отношение к проявлению добра, к людям.

Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц; устанавливать существенный признак  классификации языковых единиц, основания для обобщения; классифицировать языковые единицы по существенному признаку.

Базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения.

Различать слова с точки зрения их происхождения; вычленение морфем в словах: распознавание разных видов морфем.

2

Представьте, что вы с ребятами посадили цветы. Что это за цветы? Почему именно они? Составьте небольшой текст о том, как вы сажали, ухаживали и выращивали цветы. Как бы вы назвали этот текст? Каких частей речи больше, а каких совсем нет? К какому типу речи относится ваш текст? Какова его основная мысль?

Готовность к участию в практической деятельности экологической направленности; способность к эмоционально-ценностному освоению мира.

Базовые логические действия:

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов.

Базовые исследовательские действия:

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения.

Работа с информацией: применять различные методы и инструменты при поиске и отборе информации.

Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам;

с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи.

3

Любите ли вы осень? Опишите осеннюю природу так, чтобы было понятно ваше отношение к ней. Какие краски преобладают в вашем рассказе? Как вы понимаете выражение «золотая осень»?  Какое средство выразительности использовано в выражении? Попробуйте добавить в текст побольше красок, используя образные определения. Запишите текст. К какому типу речи относится ваш текст?

Формирование ценностного отношения к природе.

Базовые логические действия:

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов.

Базовые исследовательские действия:

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения.

Редактирование собственных и чужих текстов с целью совершенствования их содержания  и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов с целью анализа исправленных ошибок и недочетов в тексте.

4

Чему радуется фермер? Есть ли у вас домашние животные? Счастливы ли они? Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

На ферме было много животных. …десь можно встретить и уток и ц…плят и коров и овец да и много кого ещё. Вокруг фермы мало пастбищ… точнее всего одно и то совсем небольшое поэтому коровы и овц… редко туда выходят. Но животные не голодают их кормушки всегда полны ведь фермер покупает траву у своего соседа. Когда же животных всё(таки) отправляют на пастбище – это настоящий праздник. Овцы медленно пож…вывают траву иногда от восторга бьют копытц…м землю под собой. Коровы заняты тем же но им попутно приходится отгонять огромное количество насекомых, размахивая хвостом-хлыстом. Когда фермер видит счастливых животных у него улучшается настроение.

Формирование ценностного отношения к животным, ответственности. Ориентация на моральные ценности.

Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц; устанавливать существенный признак  классификации языковых единиц, основания для обобщения.

Базовые исследовательские действия:

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения.

Выявлять и анализировать причины эмоций.

Соблюдать нормы правописания;

распознавать единицы синтаксиса, проводить синтаксический анализ

простых предложений; проводить пунктуационный анализ

простых осложнённых предложений, сложных предложений.

5

Помогаете ли вы маме? Составьте небольшой текст с использованием глаголов с чередованием е-и в корне  на тему «Помощь маме».

Уважение к труду и результатам трудовой деятельности; формирование навыка

организации и анализа собственных

действий.

Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц; устанавливать существенный признак  классификации языковых единиц, основания для обобщения.

Базовые исследовательские действия:

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения.

Выявлять и анализировать причины эмоций.

Различать слова с точки зрения их происхождения; вычленение морфем в словах: распознавание разных видов морфем.

6

Расставьте знаки препинания при обращениях:

 Мама ну сколько можно!? Спокойствие Павлуша спокойствие.

Знаете Марфа Никитична это непозволительно!

А вы что думаете Андрей? Оглянитесь дети что вы видите?

Река-река не выходи за берега!

Напишите 2 предложения-просьбы с обращениями к членам семьи и предложение с обращением к учителю. Чем отличаются эти предложения?

Освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения.

Базовые логические действия:

делать выводы с использованием умозаключений; формулировать гипотезы.

Базовые исследовательские действия:

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения.

Выявлять и анализировать причины эмоций.

Распознавать единицы синтаксиса, проводить синтаксический анализ

простых предложений; проводить пунктуационный анализ

простых осложнённых предложений, сложных предложений.

7

Расставьте знаки препинания при прямой речи:

Простите вмешался Андрей мы давно прошли эту главу, сейчас изучаем законы Ньютона. Каждый в комнате хотел рассказать правду, но все боялись, через две минуты Катя сдалась я знаю!

Являются ли эти предложения текстом? Добавьте к одному из предложений несколько фраз, чтобы получился текст. Озаглавьте полученный текст.

Установка на осмысление опыта и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального благополучия; потребность

в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность.

Базовые логические действия:

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов.

Базовые исследовательские действия:

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения.

Работа с информацией: применять различные методы и инструменты при поиске и отборе информации.

Систематизация знаний о прямой речи; редактирование собственных и чужих текстов с целью совершенствования их содержания  и формы.

8

Найдите слово, которое соответствует схеме (корень, суффикс, суффикс, окончание)

               А) разговоры

               Б) решимость

               В) пришкольный

Что означает это слово? Сформулируйте определение этого слова и составьте с ним предложение.

Развитие морально-этического чувства;

проявление интереса к познанию русского языка.

Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц; устанавливать существенный признак  классификации языковых единиц, основания для обобщения.

Базовые исследовательские действия:

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или

его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом

имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений.

Применять знания по морфемике; умение подбирать однокоренные слова.

9

Определите тему и главную мысль текста.

Музеи бывают разных видов. Например, исторический музей, который хранит сведения о значимых событиях в истории. Этнографический музей рассказывает об обрядах и традициях разных народов. В нем хранятся уникальные памятники культуры: национальном костюмы, бытовые принадлежности, поверья и фольклор и т.п. Краеведческий музей может познакомить с прошлым родного края. Бродя по залам музея, мы знакомимся с прошлым. Очень важной фигурой в любом музее является экскурсовод, с помощью его рассказа можно сопоставить экспонаты и истории, тогда картинка становится более полной. Экскурсоводу можно задать вопросы,­ у него всегда найдется своевременный и развернутый вопрос.

Для чего нужны музеи? Бывали ли вы в музее? Расскажите о нем. К какому типу речи относится текст?

Ценностное отношение к истории народа, родного края, к достижениям своей страны; восприимчивость к разным видам искусства, традициям и

творчеству своего народа; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения.

Базовые логические действия:

делать выводы с использованием умозаключений; формулировать гипотезы.

Базовые исследовательские действия:

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения.

Анализировать текст и определять тему, главную мысль и замысел автора; анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам;

с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи.

10

Перепишите, расставьте пропущенные буквы, выделите орфограмму.

Прил..гательное, прил..жить, изл..жение, сл..гаемое, перел..женный, изл..гать, распол..жить, пол..жение,  предпол..гать.

Какие слова-исключения из этого правила? Составьте предложение  с одним из таких слов на тему правильного образа жизни.

Ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни.

Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц; устанавливать существенный признак  классификации языковых единиц, основания для обобщения.

Базовые исследовательские действия:

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или

его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом

имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений.

Различать слова с точки зрения их происхождения; вычленение морфем в словах: распознавание разных видов морфем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над текстом. Членение текста на части. (5 класс. Коррекционная школа VIII вида)

Подборка упражнений поможет в развитии умения выделять части текста: вступление, главная часть, заключение. Школьники учатся озаглавливать текст, формулируя заглавие в виде его идеи или темы.Закрепляе...

Логопедическое занятие в 3 классе"Текст. Работа над текстом"

Урок разработан для учащихся 4 класса коррекционной школы VII вида с диагнозом "Задержка психического развития церебрально-органического генеза"...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Фрагмент урока в 11 классе "Работа с текстом. Формулировка проблемы исходного текста (подготовка к ЕГЭ).

Предложенная разработка может использована для подготовки  одиннадцатиклассников к ЕГЭ. Можно применить как доплнительный материал к уроку....

Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"

Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 2)

               В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых являе...

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 1)

В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых является метод графического моделирования. В инновационном образовании ...