Русский язык, 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Оксана Радайкина

"Второстепенные члены предложения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_ou_16.01.24.docx26.4 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 8 "Б" классе

Урок - откровение: "Поговорим о семье"

Тема урока: "Повторение и обобщение материала по теме "Второстепенные члены предложения"

Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме "Второстепенные члены предложения".

Учебно-методическое обеспечение: презентация, аудио- и видео- файлы, рабочие листы, призы, коробки для призов, названия команд.

        Этап урока

Приём

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

С-1

Организационный этап.

"Подари настроение"

Доброе утро, уважаемые гости, дорогие ребята! Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с такой новости: "Указом президента 2024 год был объявлен годом семьи". У каждого из нас есть семья, которую мы любим, которой дорожим. Место, где собирается вся семья называется домом. А школа - наш второй дом, где мы проводим большее количество времени, и я хочу, чтобы все жители нашей школы были большой, дружной и крепкой семьёй. Итак, сегодня мы собрались здесь для того, чтобы показать знания и получить новые.

Со звонком встают и приветствуют гостей и друг друга.

С-2,3

Подведение обучающихся к теме урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

"Ситуация интриги"

Сергей Есенин

 «БЕРЁЗА»

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Дорогие друзья, поднимите, пожалуйста, руку те, кому нравится зима.

Можете ли вы описать её лучшие качества?

А кто может красивее описать зиму?

Какие стихи о зиме вы знаете и кто автор этих стихов? "Зимний вечер". "Зимнее утро" А.С. Пушкин, "Зима" Ф.И. Тютчев, "Береза" С.А.Есенин

Кто сможет наизусть прочитать стихотворение С.А. Есенина "Береза"?

Посмотрите на экран и назовите грамматические основы предложений. Сколько слов составляет грамматическая основа предложений? (10)

Посчитайте количество слов в стих-и (39). Какими членами предложения являются остальные слова?

Для чего нужны второстепенные члены предложения?

Отвечают на вопросы учителя.

Читают стихотворение наизусть.

Находят и называют грамматические основы предложений.

Называют второстепенные ЧП.

С- 4

Подведение обучающихся к теме урока

Блиц-опрос

Что вы знаете о второстепенных членах?

Какие второстепенные члены предложения вы знаете?

На какие вопросы они отвечают?

Отвечают на вопросы.

Второстепенные члены – это…

С- 5

С - 6

Формулировка темы урока.

Постановка цели и задач урока.

Тема-цель-задачи

Ребята, сформулируйте тему нашего урока.

Запишите в рабочих листах тему урока.

Какова цель нашего урока?

Какие задачи мы можем поставить перед собой для достижения цели?

Формулируют тему урока.

Запишите в рабочих листах тему урока.

Формулируют цель урока.

Обозначают задачи для достижения цели.

С - 7

С - 8

Актуализация знаний.

Закончи предложение

В каждой семье есть кто-то главный, а кто-то второстепенный. Например, ПАПА - он главный, он как ПОДЛЕЖАЩЕЕ. Мама - она тоже главная, она как скажет, так и будет, поэтому она СКАЗУЕМОЕ. А все дети второстепенные члены семьи, они: Какие? Чьи? Где? Когда? Почему? С кем? К кому? И т.д.        

Называют все члены предложения

С-9

Формирование команд

"Работа в группах"

Называем команды, расставляем коробки для наград

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ

1.Внимательно прочитайте задания.

2.Выполняя задания, чётко следуйте инструкции

3.Работайте дружно.

4.Уважайте мнение товарищей.

5.Выберите выступающего.

Зачитывают правила работы в группах

С-10

Творческое задание.

"Мозговой штурм"    "Работа со словарем"

Ребята, у вас на партах лежат орфографические словари. Задание для групп будет следующее: Составьте как можно больше предложений, в которых все слова будут на одну букву. Предложения запишите в рабочие листы. Работайте вместе, сообща. Соблюдайте правила работы в команде.

1 команда (С),

2 команда (П),

3 команда (М).

Записывают предложения в рабочий лист. За каждое предложение получают приз.

С-11

С-26

Физкультминутка

Движение - объединение.

Ребята, сейчас предлагаю немного отдохнуть и посмотреть, насколько силен командный дух. Повторите все движения, которые показаны на доске

С-27

С-28

Применение знаний и умений в новой ситуации

Буква- цифра

Задание на соответствие.

Взаимопроверка

Критерии.

Укажите, какими членами предложения являются выделенные слова

а) подлежащим; б) сказуемым; в) дополнением; г) определением; д) обстоятельством; е) не является членом предложения.

1. Льёт в окошко зимний месяц золотистый свет.

2. Сменила мудрость молодости пыл.

3. Я начал разыскивать потерянную клюшку.

4. Каждый звук случайный я ловлю пытливо.

5. Зеленый свет горел в комнате.

6. Сначала читал, затем решал.

7. Катя, принеси мне книгу.

8. Врач запретил мне читать лёжа.

9. На столе стояла серебряная шкатулка

10. Я не видел реки великолепнее Енисея.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

в

а

б

в

г

д

е

в

г

а

Соотносят предложения и члены предложения, заполняют таблицу. Проверяют друг у друга работу, сверяя с верными ответами.

С- 29

Творческое задание на закрепление пройденного материала.

"Писатель"

Создайте текст из трёх предложений, на тему "Семья". Обязательное условие: каждое предложение должно содержать все члены предложения. Футаж "Семья". Назовите ТИП речи вашего текста.

Запишите текст в рабочий лист.

Какие предложения получились?

Записывают текст.

Отвечают на вопросы по тексту.

С -30

Обобщение и систематизация знаний

"Работа командира"

Следующим заданием будет выписать все второстепенные члены предложения в три столбика и указать их вид и разряд по значению. Но прежде чем это сделать, предлагаю вам создать таблицу-помощницу, которая поможет вам в дальнейшей работе.

Выходят к доске по 1 члену из команды и составляют таблицу-помощницу.

С-31

Обобщение и систематизация знаний

Создание таблицы-помощницы.

Из предложенного материала, составьте таблицу, которая обобщит все ваши знания по теме.

Составляют на доске таблицу, обобщают знания по теме "Второстепенные члены предложения"

С-32

С-33

"Грамматический анализ текста"

Выпишите из своего текста все второстепенные члены в столбики.

Рядом запишите вид и разряд по значению каждого второстепенного члена предложения.

Выписывают второстепенные члены предложения в столбики, определяют из вид и разряд по значению.

С-34

Подведение итогов урока по предмету

"Предметный итог"

Ребята, давайте подведем итог урока.

Вернемся к нашей цели урока и задачам.

Подводят итог урока.

С-35

Рефлексия

"Как поработал?"

Какие фразеологизмы отражают вашу деятельность на уроке?

Называют фразеологизмы.

С-36

Рефлексия

"Оцени себя"

Выставьте, пожалуйста, в свой рабочий лист себе оценку за работу.

Выставляют в рабочий лист себе оценку.

С-36

Выставление оценок

"Оценка работы", взаимооценка

За урок получают оценку "5"-…..

Оценку "4" получают - ,,,

Мальчик, как бы ты себя оценил? А ты, девочка?....

Оценивают свою работу на уроке.

С-37

Домашнее задание

"Сделай сам"

Комментарий Д/З, ДЗ по теме, дифференцированное на оценку.

Записывают ДЗ.

С-38

Подведение итогов урока - откровения "Семья".

"Открой сердце"

Ребята, возвращаясь к разговору о семье, можете ли вы сказать, что такое семья для вас? Можно ли назвать ваш класс большой, дружной, многодетной семьёй?

Будьте добры, ответственны и отзывчивы к своей семье. Старайтесь ценить и уважать друг друга.

Отвечают на вопрос "Что такое семья?"

С-39

Окончание урока

"Вручение ценного приза"

Спасибо за урок, каждая команда получает свой заработанный капитал в виде конфет.

Завершают урок..

Определение

Дополнение

Обстоятельство

Какой? Чей?

Кого? Чего? Кому? Чему? Кем? Чем? О ком? О чем?

Где? Когда? Куда? Как? Почему?

Согласованное

Несогласованное

Прямое

Косвенное

Цели

Уступ

Места

Времени

Обр.дейст

Причины

Согласуется в роде числе и падеже

Связаны по смыслу

В.П. без предлога

В.п. с предлогом

Зачем?

Вопреки чему?

Где?

Когда?

Как?

Почему?

Зеленую поляну (ж.р., ед.ч., Т.п.)

У девочки

 с бантиком

Читаю книгу.

Иду по дороге.

Назло

Вопреки желанию

слева

вчера

сильно

От обиды

Двусост.

О/л

Н/л

Б/л

Назывное

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольные работы по русскому языку за 1полугодие (5-8классы)

Дидактический материал по русскому языку. В декабре проводятся проверочные работы во всех классах, можно использоваь уже готовый материал- тексты и задания к ним....

Проблемное обучение на уроке русского языка (8класс)

Одна из работающих технологий-проблемное обучение. Вариант создания проблемной ситуации на уроке по теме "Односоставные предложения.Определенно-личные предложения"....

тест по русскому языку (8класс)

данный тренировочный тест можно использовать и в 8, и в 9 классах в качестве подготовки к итоговогой государственной аттестации....

Уроки русского языка,8класс

Конспекты уроков...

Рабочая программа по русскому языку. 8класс

Рабочая программа по учебнику Л.А.Тростенцовой.Расчитана на 105ч....

Итоговая разноуровневая контрольная работа по русскому языку (8класс)

Итоговая контрольная работа по русскому языку включает в себя задания по основным разделам русского языка....

Подготовка к ВПР. Русский язык. 8класс.

Презентация содержит материалы для подготовки к ВПР по русскому языку....