Урок - суд над глаголом. 6 класс.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Троегубова Александра Андреевна

Урок - суд над глалогом. Выполнила учитель русского языка и литературы Троегубова А.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок - суд. 6 класс. 61.77 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект (6 класс)

Тема урока: «Суд над глаголом». Систематизация и обобщение изученного о глаголе

Цели:

Образовательные:

1.        Систематизировать и обобщить знания по теме «Глагол»;

2.        Формировать умение объяснять условие выбора орфограмм, определять вид глагола, наклонения и другие морфологические признаки глагола;

3.        Проверить усвоение учащимися изученного материала.

Развивающие:

1.        Развивать творческую деятельность учащихся, интерес к предмету через использование нетрадиционной формы урока (моделирование судебной ситуации), занимательного материала;

2.        Развивать коммуникативно-речевые умения на основе ролевых реплик.

Воспитательные:

1.        Формировать дружеские отношения между учащимися;

2.        Формировать умение работать индивидуально, в парах, в группах («актеры»);

3.        Формировать умение быстро принимать решения;

4.        Обучать умению корректно вести спор;

5.        Формировать толерантное отношение к людям.

Тип урока: систематизация и обобщение изученного.

Вид урока: ролевая игра (урок-суд)

Формы работы: индивидуальная, парная.

Оборудование:

  • Бланки протокола заседания суда;
  • Листы с домашним заданием (кроссворды);
  • Костюмы (совершенного и несовершенного вида глагола, повелительного наклонения, судьи);
  • Жетоны-глагольчики, орден «Глаголовед», «ключ» к заданию «Засели дом»;
  • Вещественные доказательства (пункты обвинения, таблицы, жалоба истца, страница из его тетради);
  • Изображения обвиняемых;
  • Мяч;
  • Карточки-указатели действующих лиц;
  • Магниты, судейский молоток;
  • Экран настроения.

Ход урока:

I. Вступительная часть

        Учитель:

        Ребята, уроки русского языка и литературы по праву можно назвать уроками жизни – мы встречаемся, узнаем много нового и интересного друг о друге, нового и полезного о языке. А что если бы у вас возникли какие-то вопросы и даже претензии к какой-нибудь части речи? Ведь не всегда все языковые явления «укладываются» в рамки правил. Мы завершаем изучение темы «Глагол», вы задавали мне много вопросов о различных трудных или непонятных случаях написания. Поэтому я приглашаю вас на необычный урок – урок-суд. Надеюсь, что после него у вас практически не останется вопросов, ибо цель любого суда – восстановить справедливость и установить истину.

        Итак, открытым процесс объявляю,

        Всех действующих лиц представляю.

        Виновный – Глагол, вот перед вами на лавке,

        С ним рядом его наклоненья, частицы, отнюдь не приставки.

        Тихонько в сторонке сидит мягкий знак,

        Признаюсь, что очень он любит зевак.

        Вы видите в этих рядах пострадавших,

        Поникших и духом упавших.

        Чуть дальше – со строгим лицом прокурор,

        Виновным он вынесет свой приговор.

        Судебный процесс – состязательный,        

        Участвуют в нем заседатели.

        Свидетели – главные в деле,

        Они-то уж все разглядели.

        Конечно же, должен в суде быть судья

        Это я.

        Представляю вам помощника и секретаря.

        Адвокат. Он обвиняемого защита.

        Итак, заседанье открыто. (Учитель надевает мантию)

        Слово предоставляется секретарю.

        Секретарь:

        Встать, суд идет. (Входят заседатели) 

        Прошу всех сесть.

        Допускали в глаголах ошибки вчера,

        Сегодня мы судим их – это игра.

        А завтра мы грамотно станем писать,

        И в этом игра будет нам помогать.

        О глаголе повторим и ошибок избежим!

        Судья:

        Не составит нам труда

        Сделать запись даты суда (Учитель на доске записывает дату, а дети в тетрадь).

        Орфограммы выделяем,

        Мы о них не забываем. (Выходит ученик, указывает орфограммы и условия их выбора). 

        Слово предоставляется секретарю.

        Секретарь:

        Ученик, активность проявляй!

        За правильный ответ

        Жетончик получай!

        В конце урока он пригодится:

        Чем больше, тем лучше.

        Не надо лениться!

        Судья:

        Ребята, помните: ваша оценка будет зависеть от количества полученных жетонов-глагольчиков. А теперь предоставляю слово обвинителю – прокурору.

        ІІ. Повторение и проверка знаний

        Прокурор:

        Вы, наверно, удивились:

        В чем глаголы провинились?

        Они, мелькая тут и там,

        Обвиняются по нескольким статьям.

        Статья первая. Безответственность отдельных глаголов, не имеющих лица, числа, рода перед законом страны Морфологии. Речь идет о глаголах в неопределенной форме.

        (Вывешивается пункт обвинения). 

        Статья вторая. Отсутствие стремления к совершенству (гражданский долг каждого в Морфологии) у глагола несовершенного вида.

        (Вывешивается пункт обвинения). 

        Статья третья. Наклонность к мании величия у глаголов повелительного наклонения (нарушение закона о равноправии в стране).

        (Вывешивается пункт обвинения). 

        Статья четвертая. Количество так называемых глаголов-оборотней, которые портят нервы детям (чего только стоит «блуждающий» мягкий знак).

        (Вывешивается пункт обвинения). 

        (По ходу оглашения статей обвинения на доску вывешиваются его пункты:

  • неопределенная форма глагола
  • совершенный и несовершенный вид глагола
  • наклонения глагола
  • возвратные глаголы ( - ТСЯ/- ТЬСЯ))

        Судья:

        Слово предоставляется адвокату.

        Адвокат:

        Уважаемый суд! Позвольте напомнить всем присутствующим в этом зале, что слово «глагол» имеет древнюю историю. В старославянском языке было слово «глаголати» со значением говорить, отсюда «глагол» означало слово «речь». Хочу предоставить вещественные доказательства, а присутствующих подтвердить их примерами. (На доску вывешивается таблица «Значения глаголов». Учащиеся по желанию приводят по одному примеру).

        Секретарь выдает жетоны.

        Судья:

        Приобщите данный документ к делу.

        Уважаемые присутствующие, прошу вас заполнить данную таблицу: подпишите в своих протоколах заседания по одному примеру в каждую колонку. Итак, глаголы труда (1-2 ученика называют примеры, секретарь дает жетоны и т.д.)

        Судья:

        В этих буквах сила скрывается,

        Если правильно их вставить,

        Даже сейф открывается. (Упражнение «Отопри сейф»)

  1. Дыш…шь                            Замок №1 «Е»
  2. Ночу…шь                    
  3. Рису…т                                Замок №2 «И»
  4. Уч…т
  5. Отвеча…т
  6. Повторя…шь
  7. Смотр…т
  8. Нос…т

        Проверка.  (Учащиеся сверяются с доской).

        Поднимите руку те, кто не допустил ошибок (3 жетона), теперь – те, кто допустил 1 ошибку (2 жетона), допустившие 2 ошибки получают 1 жетон.

         Секретарь выдает жетоны.

        Судья:

        Слово предоставляется обвинению.

        Прокурор:

        К исковому заявлению приложена тетрадь по русскому языку учащегося 6 класса, в которой написано «опаздать» – «опаздывать». Учитель красной пастой исправил букву А в первом слове и снизил оценку. Но кто виноват в этой ошибке? Прошу документ приобщить к делу и выслушать обвиняемых – видовую пару глаголов. (Выходят двое учащихся, к костюмам которых приколоты одинаковые надписи «делал», у одного из них добавлена буква С).

        Обвиняемые:

        (Обвиняемые подходят к трибуне и кладут левую руку на учебник русского языка)

        Клянемся говорить правду, только правду и ничего, кроме правды.

        Судья:

        - Ваше имя? (Обращается к стоящему справа).

        Обвиняемый:

        - Глагол Делал.

        Всем вокруг сегодня ясно,

        Что я выгляжу ужасно:

        Сам не брит, костюм измят,

        Уши в стороны торчат,

        Нос крючком, потухший взгляд.

        (Все сочувственно глядят!)

        Суетливый, не степенный…

        Ах, я ВИД НЕСОВЕРШЕННЫЙ!

        Судья:

        - А ваше имя? (К стоящему слева).

        Обвиняемый:

        - Глагол Сделал.

        Говорят (и это лестно!),

        Что я выгляжу чудесно:

        Шляпа, галстук и костюм,

        А в глазах – природный ум.

        Весь начищенный, степенный.

        ВИД глагола СОВЕРШЕННЫЙ.

        Судья:

        - А как же вас отличить?

        Адвокат:

        - Ваша честь, мои подзащитные волнуются, прошу разрешить пояснить. Пусть это сделают присутствующие в зале. (Кто-то из учащихся отвечает).

        Секретарь дает жетон ответившему на вопрос.

        Судья:

        Обвиняемые могут занять свое место. Слово предоставляется адвокату.

        Адвокат:

        Прошу приобщить к делу этот документ.

        (На доску вывешивается таблица «Глаголы совершенного и несовершенного вида»).  

        Судья:

        Прошу присутствующих выполнить задание,

        Которое поможет добиться оправдания.

        И хоть забот полон рот,

        Однако, выполним упражнение

        «Федот, да не тот…»

        Рядом с глаголом напишите его видовую пару, поставив вопрос.

                Вспомнить - … (вспоминать)

                Нарисовать - … (рисовать)

                Брить - … (побрить)

                Класть - …(положить)

        Проверка. (Ребята обменяйтесь с соседом листами протокола, я буду называть правильный ответ, если ваш сосед прав поставьте рядом со словом «+», если нет – «-». Поднимите руку те, кто не допустил ошибок (3 жетона), 1 ошибку (2 жетона)). Секретарь выдает жетоны.

        Судья:

        Слово предоставляется прокурору.

        Прокурор:

        Ваша честь, очень хотелось бы выслушать Повелительное Наклонение, которое обвиняется в мании величия.

        Судья:

        Вызывается обвиняемый Повелительное Наклонение.

        Повелительное Наклонение:

         (Подходит к трибуне и кладет левую руку на учебник русского языка)

        Клянусь говорить правду, только правду и ничего, кроме правды.

        Я создано для того, чтобы повелевать. Я постоянно хожу и заставляю других: сделай, посмотри, открой, заберите, напишите. Пусть я не существую в реальности и у меня нет времени, я горжусь собой и своим именем. Я Повелительное Наклонение, и не моя вина в том, что не все и не сразу повинуются мне. Я умный воспитатель, поэтому иногда скрываю свою страсть к власти, потребность видеть всех повинующимися мне. И тогда я прошу, побуждаю, призываю, а уж потом требую и приказываю.

        Судья:

        Обвиняемый может занять место в зале.

        Прокурор:

        Конечно, теперь многое прояснилось, действительно, бывают такие ситуации, когда глаголы повелительного наклонения просто необходимы. Прошу этот документ приобщить к делу.

        Судья:

        Как только мяч поймаешь,

        Наклонение глагола называешь.

        (Учитель бросает мяч и называет глагол, тот, кто поймал мяч, называет наклонение глагола). Секретарь выдает жетоны.

        Судья:

        Слово предоставляется прокурору.

        Прокурор:

        Многие глаголы исправно трудятся и не доставляют хлопот ученикам. Но есть глаголы-оборотни, и из-за них все остальные глаголы считаются коварными. Прошу к делу приобщить жалобу от потерпевшего, в которой он пишет: «Возвратные глаголы доставляют мне много хлопот: суффикс –СЯ «съедает» Т с мягким знаком и получается ПОДРАТЦА (подраться), МЫТЦА (мыться). В результате – ошибки. А я ведь вовсе не ленился, а в журнале единица!». Прошу документ приобщить к делу.

        Судья:

        Слово предоставляется адвокату.

        Адвокат:

        Позвольте, есть выход, и мне странно, что уважаемый пострадавший о нем забыл: надо назвать возвратный глагол полным именем, то есть расшифровать.

        Например, мыться – мыть себя. Тогда и не возникнет желания ставить лишний мягкий знак или, наоборот, забывать о нем.

        Но есть и традиционный способ, умение пользоваться которым присутствующие продемонстрируют, выполнив упражнение «Засели дом» (Учащиеся в две колонки выписывают глаголы на –ТСЯ/- ТЬСЯ).

        Прошу суд приобщить данный документ к делу.

        

        Судья:

        Прошу присутствующих выполнить упражнение «Засели дом», суть которого состоит в следующем: в протоколах есть отрывок стихотворения с глаголами на –ТСЯ и –ТЬСЯ. Нужно распределить их по колонкам. Оцениваются первые пятеро справившихся. Выполнив задание, поднимите руку, чтобы секретарь и помощник могли проверить и оценить (1 жетон).

        Надо глаголы заставить

        Думать и нам отвечать,                           - ТСЯ                         - ТЬСЯ

        Где Ь нужно ставить,

        Где поскорей исключать.

        Что делать? Учит…ся.

        Что делает? Учит…ся.

        Превосходный ученик

        Из каждого получит…ся.

        Секретарь выдает жетоны.

        Судья:

        Слово предоставляется адвокату.

        Адвокат:

        Не пойму, зачем их судят?

        Они ж глаголы, а не люди.

        Орфограммам в них места указаны,

        Где быть они обязаны.

        (Если есть время, выполнить резервное задание «Летописец» - сконструировать предложение и выполнить морфологический разбор глагола).

        Судья:

        Итак, должны сейчас решить:

        Кто же прав, кого винить.

        Перерыв заседания объявляется,

        На совещание суд удаляется.

        Секретарь:

        Прошу всех встать (члены суда уходят). Прошу всех сесть.

        Секретарь:

        (через минуту)

        Суд идет. Прошу встать. Прошу сесть. Оглашение приговора.

        Судья:

        Изучив обстоятельства дела Глагола, присвоившегося себе прозвище Непоседа, выслушав показания истцов, а также мнения обвинения и защиты, рассмотрев вещественные доказательства, суд постановляет:

        (Заседатели по очереди зачитывают пункты приговора).

        Заседатель №1:

        Пункт первый. Оставить за глаголом прозвище Непоседа, как соответствующее его сути, а глаголы в неопределенной форме считать полезными для определения безударных личных окончаний глагола и спряжения.

        Заседатель №2:

        Пункт второй. Признать целесообразным способность глагола образовывать видовую пару, позволяющую более точно выражать мысль.

        Заседатель №1:

        Пункт третий. Узаконить право глаголов образовывать повелительное наклонение как необходимое в различных сферах жизни (приказы в армии, инструкции к бытовым приборам, обращение с просьбой).

        Заседатель №2:

        Пункт четвертый. Закрепить навечно за суффиксами –СЯ и –СЬ право придавать добавочные значения возвратным глаголам.

        Судья:

        Глагол оправдать. (Стукнуть судейским молотком).

        ІІІ. Подведение итогов урока

        Учитель:

        Подошел к концу наш урок. Мы вместе с вами переживали за Глагол. Хорошо, что справедливость восторжествовала.

        Вы, ребята, будущее нашей страны, и кому, как не вам, предстоит решать ее проблемы. А значит, именно вам суждено сделать так, чтобы законы соблюдались и работали на благо человека. Поэтому нужно знать и уважать закон.

        ІV. Организация домашнего задания

        На доске перед вами

        Орфограммы и морфологические признаки глагола,

        Что мы оправдали.

        Запомним их по именам,

        Чтоб больше здесь не собираться нам.

        А домашнее задание

        Подтвердит лишь оправдание:

        По желанью выбирай,

        Честь Глагола защищай.

        Повторить теоретический материал по теме «Глагол», упражнение 529.

        Заполнить кроссворды по теме «Глагол».

        Теперь оценки за урок.

        Я верю: многим он помог.

        Поднимите руку те, кто набрал 8 и более жетонов, вы получаете «5». Поднимите руку те, кто набрал 6-7 жетонов, ваша оценка «4». Ребята, набравшие 4-5 жетонов, получают оценку «3». (Учащийся, набравший большее количество жетонов, объявляется глаголоведом и ему вручается орден «Глаголовед»).

        Понравился урок иль нет? (На фоне музыки).

        Прошу вас дать сейчас ответ.

        Если да, то ротик улыбается,

        Если нет – он в точку превращается.

        (На столах лежат экраны настроения).

        Прошу вывесить на доску.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме “Глагол“ «Что мы знаем о глаголе?»

Цели:      Образовательные: систематизировать и закрепить знания по теме «Глагол»;проверить умения и навыки в выполнении морфологического разбора глагола, в определении спряже...

Тема урока: «Глагол» (обобщающий урок по теме «Глагол»)

Урок русского языка в 6 кл., целью которого является проверка знаний грамматических  признаков глагола, его  синтаксической роли  в  предложении    и  правописания....

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...

Презентация к уроку по теме "Глагол. правописание глаголов"

урок-повторение по теме "глагол" в вечерней школе...

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок  изученного по теме "Глагол" в 5 классе....

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...