Технологическая карта по русскому языку "Личные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Ермакова Елена Зинатуловна

Технологическая карта разработана для урока русского языка с целью расширения понятие о личном местоимении обучающихся 6 класса - ОВЗ - ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkiy_yazyk_ermakova.docx62.21 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Ермакова Елена Зинатуловна

Класс: 6-2 ОВЗ (ТНР)

Дата проведения: 19.01.2024

Предмет: русский язык

Тема урока: Личные местоимения 

Цель урока: формировать умение учащихся выделять в тексте и правильно употреблять личные местоимения.

Задачи урока: 

  • расширять знания о личных местоимениях;
  • формировать знания об особенностях их склонения;
  • развивать умения правильного употребления личных местоимений в речи, правильного написания местоимений с предлогами;
  • развивать умения рассуждать, обобщать;
  • развивать творческого и логического мышления;
  • формировать мотивацию к обучению,
  • воспитывать уважение к русскому языку, бережное отношение к слову, взаимоуважение и взаимопомощь.

Оборудование: учебник М.Т. Барановой, Т.А. Ладыженской Русский язык. 6 класс, раздаточный материал, проектор, экран, таблицы.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

 1. Организационный момент

  1. 2. Актуализация знаний

7.  

  1. 3. «Открытие нового знания»

  1. 4. Физкультминутка

  1. 5. Закрепление нового материала

6. Подведение итогов урока

7. Рефлексия

8. Домашнее задание

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас! Проверьте, готовы ли вы к уроку. Можете садиться.

Прочитайте отрывок из стихотворения Роберта Рождественского:

Я, ты, он, она.

Вместе – целая страна.

Вместе – дружная семья.

В слове «мы» сто тысяч «я».

- В стихотворении вы видите выделенные слова: я, ты, он, она, мы. Какой частью речи являются эти слова?

- Верно, это личные местоимения.

Что называется местоимением?

-Как вы думаете, почему в науке о языке местоимения я, ты, он, она называются личными?

- Личными они называются потому, что указывают на лица, которые участвуют в разговоре.   Местоимение я указывает на говорящего. Это личное местоимение первого лица единственного числа. Местоимение ты указывает на того, с кем говорят. Ты обозначает слушателя или собеседника. Это личное местоимение второго лица единственного числа. И, наконец, местоимения он, она указывают на лицо, не участвующее в разговоре. Это личные местоимения третьего лица единственного числа.

Вы самостоятельно сможете назвать другие личные местоимения, если правильно ответите на следующий шуточный вопрос: Вспомните, когда руки бывают местоимениями? Наши руки бывают местоимениями, когда ОНИ ВЫ-МЫ-ТЫ.

Местоимения мы, вы, а также они являются личными. Местоимение мы указывает сразу на нескольких говорящих, вы – на нескольких слушателей, а они – на нескольких лиц, о которых идет речь в разговоре.

Посмотрите на таблицу и сделайте вывод, как могут изменяться местоимения?

 

А давайте попробуем сами сформулировать тему нашего урока. О чём мы будем сегодня говорить?

- Сегодня мы познакомимся с личными местоимениями поближе, узнаем особенности их склонения и будем учиться правильно употреблять эти личные местоимения в речи, правильно писать их с предлогами.

- Откройте ваши тетради, запишите число, классная работа и тему урока «Личные местоимения».

-Посмотрите на доску. Послушайте стихотворение.

Моя грамматика

Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И мое местоимение
Все вокруг склоняют так,
Перво-наперво решительно
Скажет вам семья моя,
Что, конечно,
Именительный – 
Это
Я и только Я!
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня.
И не зря. Падеж
Родительный
Для кого?
 А для Меня;
Все заботятся старательно

И заслуженно вполне
И дают подарки.

Дательный –
Это значит – только
Мне!
Не смотрите подозрительно,
У меня родня – броня!
И запомните:
Винительный
Не касается
Меня!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной!..
Нет, друзья, падеж
Творительный
Сотворен совсем не
Мной!
Ждете, видимо,
Предложного?
Новых данных обо
Мне?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.

- Выпишите личное местоимение Я вместе с падежом.

- Что у вас получилось? Как называется изменение местоимений по падежам?

- Какую особенность при склонении местоимения Я вы заметили?

- Поставьте местоимения Я во множественное число и просклоняйте его, записывая рядом. Напомните мне, что значит просклонять?

- Мы просклоняли местоимения 1 лица.

- Самостоятельно просклоняйте местоимения 2-го и 3-го лица.

Местоимения

1 лица

Местоимения

2 лица

Местоимения

3 лица

И.п.

Я, мы

Ты, вы

Он, она, оно, они

Р.п.

Меня, нас

Тебя, вас

Его, её, их

Д.п.

Мне, нам

Тебе, вам

Ему, ей, им

В.п.

Меня, нас

Тебя, вас

Его, её, их

Т.п.

Мной (-ю), нами

Тобой (-ю), вами

Им, ей (ею), ими

П.п.

(обо) мне, (о) нас

(о) тебе, (о) вас

(о) нём, (о) ней, (о) них

- Как вы видите, все эти местоимения разделяются на три лица: первое, второе и третье. И в этой таблице записаны местоимения, которые вы просклоняли. А теперь давайте попробуем проанализировать таблицу и ответить на два вопроса:

  1. Что происходит с целым словом и корнем некоторых местоимений при их склонении?

  1. Что появляется у местоимений 3-го лица, если они употребляются с предлогом?

Откроем учебник и проверим свой анализ. Прочитаем теоретический материал на стр. 69

- Молодцы! Давайте сделаем вывод, что мы узнали на данный момент о личных местоимениях.

- Какие местоимения относятся к разряду личных?

- Что происходит с целым словом и корнем некоторых местоимений при их склонении?

- Что появляется у местоимений 3-го лица, если они употребляются с предлогом?

- Хочу вам напомнить. Когда в речи употребляются местоимения ТЫ или ВЫ, то эти местоимения могут обозначать как любого человека, так и определённого человека. К этому следует добавить, а вам запомнить, что если обращаешься к одному человеку незнакомому или к старшему по возрасту, то по правилам этикета (правил поведения в обществе), вы должны обращаться к нему на «ВЫ». Раньше на «ВЫ» называли родителей, эта старинная традиция сохранилась и по сей день в некоторых сельских местностях. И ещё, если вы обращаетесь в письменной форме к какому-то незнакомому человеку или руководителю, например, к директору школы, то вы обязаны написать местоимение ВЫ с большой буквы: «прошу Вас…».

Физкультминутка

Садитесь. Давайте попробуем применить знания на практике. Работать будем в парах.

Карточка №1. Поставьте местоимения в нужную форму и определите падеж местоимения.

1. Взяли у (ОН)_________________

2. Видели (ОН) _________________

3. Записали (ОНИ) в книгу ____________________

4. Смеялись над (ОНИ) _____________________

5. Говорить о (ОНА) _________________________

6. Писать о (ОНИ) ___________________________

7. Ждал (ОН)________________________

8. Играл с (ОНА) ____________________________

9. Позвал (ОНИ) _______________________

Карточка №2. Поставьте местоимения в нужную форму и определите падеж местоимения.

1. Рассказал о (ОН) _____________________

2. Подошёл к (ОН) ______________________

3. Заметил (ОНА) _______________________

4. Беспокоился о (ОНА) ______________________

5. Увидел (ОНА) _________________________

6. Писал о (ОНА) ___________________________

7. Шёл с (ОНИ) ____________________________

8. Писал (ОНИ) ______________________________

9. Ждал (ОНИ) ____________________________

- Молодцы! А теперь проверим выполненное задание.

У кого нет ошибок?

У кого работа выполнена с ошибками?

Сделаем вывод о выполненной работе и продолжим тренироваться. Выполним упражнение 487.

Проверка

Ребята, давайте вспомним цели, которые нами были поставлены в начале урока и удалось ли нам их достигнуть?

- Какие местоимения относятся к разряду личных?

- Что происходит с целым словом и корнем некоторых местоимений при их склонении?

- Что появляется у местоимений 3-го лица, если они употребляются с предлогом?

- Какая роль у местоимений ТЫ и ВЫ? Как их нужно употреблять в речи?

- Запишите домашнее задание: изучить теоретический материал параграф 80, - повторить таблицу склонения личных местоимений, упражнение 488. 

 Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Читают стихотворение.

Ответы детей:

- Местоимение.

- Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на лицо, предмет, признаки и количество, но не называет их.

Высказывают свои предположения. Верно ответивший выходит к доске.

На доске таблица. Во время рассказа ученик помещает местоимения в нужные окошки.

Личные местоимения

Личные местоимения в русском языке (таблица)

Ответы детей:

- По числам.

- О личных местоимениях.

Записывают в тетради число и тему урока.

Слушают и читают стихотворение на слайде.

Записывают в тетради:

И.п. – Я

Р.п. – Меня

Д.п. – Мне

В.п. – Меня

Т.п. – Мной

П.п. – Мне

Ответы детей:

- Склонение.

- При склонении личных местоимений иногда меняется все слово; иногда в корне происходит чередование меня-мне.

- Изменить по падежам.

Записывают в тетради:

И.п. – Я, мы

Р.п. – Меня, нас

Д.п. – Мне, нам                     Местоимения 1 лица

В.п. – Меня, нас

Т.п. – Мной, нами

П.п. – Мне, нас

Ребята самостоятельно изменяют по падежам местоимения 2-го и 3-го лица.

Ответы детей:

- Слово меняется целиком (я, меня) а иногда происходит чередование (тебя, тобой).

- Добавляется буква Н вначале слова, кроме предлога «благодаря».    

Читают правило.

Ответы детей:

- Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они

- Меняется целиком или происходит чередование.

- Появляется буква Н, кроме предлога «благодаря».

Выполняют разминку.

Работают в парах.

Самопроверка:

Карточка №1

1. Взяли у (ОН) – у него (р.п.)

2. Видели (ОН) – его (в.п.)

3. Записали (ОНИ) в книгу – их (в.п.)

4. Смеялись над (ОНИ) – над ними (т.п.)

5. Говорить о (ОНА) –о ней (п.п.)

6. Писать о (ОНИ) – о них (п.п.)

7. Ждал (ОН)- его (р.п.)

8. Играл с (ОНА) – с ней (т.п.)

9. Позвал (ОНИ)- их (в.п.)

Карточка №2.

1. Рассказал о (ОН) – нём (п.п.)

2. Подошёл к (ОН) – к нему (д.п.)

3. Заметил (ОНА)- её (в.п.)

4. Беспокоился о (ОНА) – о ней (п.п.)

5. Увидел (ОНА) – её (в.п.)

6. Писал о (ОНА) – о ней (п.п.)

7. Шёл с (ОНИ) - с ними (т.п.)

8. Писал (ОНИ) – им (д.п.)

9. Ждал (ОНИ) – их (в.п.)

Выполняют упражнение.

Самопроверка.

Ответы детей:

- Мы познакомились с личными местоимениями, узнали особенности их склонения, учились правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать их с предлогами.

Записывают задание на дом.

Резерв.

 А теперь немного отвлечёмся и поиграем в игру, которую я решила назвать «Исправь ошибки». На экране вы будете предложения, нужно найти и исправить в них ошибку. Записывать предложения не надо.

  • 1. Сегодня вечером к мене должны прийти одноклассники.
  • (ко мне)
  • 2. Мне бы очень хотелось наследовать примеру этих людей.
  • (последовать)
  • 3. Ты мне скажи откровенно. Сколько я еще смогу тебя ждать.
  • (могу ждать)
  • 4. Он был любимцем с детства матери.
  • (любимцем матери с детства)

Игра «Отгадай-ка»

- В каком личном местоимении звука два, а буква одна?             Я

- Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам?     ЯМЫ

- Сколько личных местоимения в слове семья?             СЕМЬ Я

- Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издаёт лягушка. А вместе – овощ.                ТЫ КВА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Неопределенные местоимения".

Данный урок русского языка относится к комбинированному уроку, который построен в системно-деятельностном подходе. Этот урок построен по учебному комплексу В.В.Бабайцевой....

Технологическая карта по русскому языку 5 кл "Личные окончания глаголов"

Разработка урока в соответствии с  требованиями ФГОС...

технологическая карта урока русского языка в 5 классе местоимение

технологическая карта урока русского языка в 5 классе местоимения...

технологическая карта урока русского языка в 5 классе правописание безударных личных окончаний глагола. Не с глаголами.

технологическая карта урока русского языка в 5 классе правописание безударных личных окончаний глаголов...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по УМК М.Т.Баранов и др. по теме "Указательные местоимения"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по УМК М и др..Т.Баранов и др. по теме "Указательные местоимения" составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Сопровождается презентацией....

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе "Роль личных местоимений в речи"

Технологическая карта урока в 6 классе на тему «Роль личных местоимений в речи» по УМК В.В. БабайцевойЦель урока: формирование умения  выявлять и обосновывать роль личных местоимений ...

Технологическая карта урока русского языка "Личные местоимения" 6 класс

Технологическая карта урока русского языка "Личные местоимения" 6 класс...