Технологическая карта урока русского языка "Личные местоимения" 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Валеева Любовь Григорьевна

Технологическая карта урока русского языка "Личные местоимения" 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_teme_mestoimenie_6_kl.docx27.71 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по теме «Личные местоимения»

(Урок «открытия» нового знания (изучения нового материала)

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет –Русский язык

Класс - 6

Учитель –Валеева Л.Г.

Тема урока – Личные местоимения

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знакомство с разрядами местоимений, с понятием личные местоимения, с особенностями склонения личных

местоимений; развить умение писать местоимения с предлогами;

научить правильно склонять личные местоимения, употреблять

местоимения ты и вы в речи.

 Показать красоту и богатство русского языка на примере

Значение личных местоимений в поэзии. Овладение нормами употребления местоимений в речи, обогащение словарного запаса.

Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес к новому

учебному материалу. Регулятивные УУД. Целеполагание. По-

знавательные УУД. Отбор и систематизация материалов. Пре-

образование информации из одной формы в другую. Коммуни-

кативные УУД. Групповая работа.

Ресурсы урока: учебник «Русский язык», мультимедиа, экран, индивидуальные карточки, жетоны двух цветов (красный и синий), распечатки поэтического текста

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока (+время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап. Организационный момент

Проверяет готовность класса к уроку, мобилизует внимание учащихся.

Проверка д/з (упр.436)

Самоконтроль готовности к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности), мобилизация внимания.

Взаимопроверка д/з

2 этап. Мотивация

1) Стимулирует интерес учащихся к уроку.

2) Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречия, порождающего удивление (приемы):

- предъявляет ученикам одновременно два противоречивых факта, мнения

- задает вопрос (задание), которое выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их.

- задает вопрос (задание), которое обнажает житейское, но ошибочное представление учеников, а потом предъявляет противоречащий ему научный факт (сообщением, экспериментом, наглядно).

- дает задание, невыполнимое при имеющемся уровне знаний и умений

- предоставляет дидактический материал

- Вступают в диалог с учителем, выполняют задания, выявляют противоречие – осознают и проговаривают его

Я заменить могу другие части речи,

Взвалив обязанности их себе на плечи.

Когда приходится слова другие замещать,
На их значение мне надо указать.

П. Чесноков.

Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний,

Общий итог этапа мотивации – формулирование учащимися предполагаемой темы урока.

3 этап. Актуализация знаний

- задает вопросы для выяснения объема знаний, имеющегося у учащихся по данной теме (проблеме);

Здесь и везде используются:

- либо побуждающий диалог – вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа .

-либо подводящий диалог – цепочка, вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе.

- вспоминают нужную информацию, делают содержательные обобщения;

- вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты), которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум);

- определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть)

-Что же такое местоимение?

4 этап.

Целеполагание

и планирование

Целеполагание – формулирование целей урока через виды деятельности учащихся (планируемые результаты).

Планирование - обсуждение с учащимися плана урока (определение содержания и последовательности действий для решения поставленных задач)

- А сейчас внимание на экран. Прослушайте шуточное стихотворение М. Раскатова “Моя грамматика”.( Учитель читает стихотворение).

Моя грамматика

Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И мое местоимение
Все вокруг склоняют так,
Перво-наперво решительно
Скажет вам семья моя,
Что, конечно,
Именительный –
Это 
Я и только Я!
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня.
И не зря. Падеж
Родительный
Для кого? А для 
Меня;
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки.
Дательный –
Это значит – только 
Мне!
Не смотрите подозрительно,
У меня родня – броня!
И запомните:
Винительный
Не касается 
Меня!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной!..
Нет, друзья, падеж
Творительный
Сотворен совсем не 
Мной!
Ждете, видимо,
Предложного?
Новых данных 
обо Мне?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.

- В стихотворении вы видите выделенные слова: Я, моёвам, мне, у меня и др. Ребята, какой частью речи они являются? (местоимениями). На что указывает местоимение Я? (на человека, личность). Может быть кто-то сам сможет сформулировать тему нашего урока? О чем мы будем говорить сейчас? (о Личных местоимениях)

- Сегодня мы познакомимся с личными местоимениями, особенностями их склонения. Будем учиться правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать их с предлогами.

- Откройте тетради, запишите число и тему урока. “Личные местоимения”.

5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы)

Этап «открытия» новых знаний предполагает организацию учителем самостоятельной работы учащихся при изучении новой темы, а также сопутствующее (первичное) закрепление.

- Организует работу учащихся по поиску и обработке информации.

- Предоставляет ресурсы для организации самостоятельной работы.

Формулирует обобщающие вопросы.

- Демонстрирует готовый алгоритм или организует его составление.

- Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.

- Создает условия для сотрудничества - работы в парах, группах.

- Организует индивидуальную коррекционную работу по устранению ошибок.

- Работают с разными источниками информации (учебник, рабочие тетради из УМК, специальные рабочие листы, объяснение учителя, карты, схемы и др.)

- Работают в парах, малых группах над решением учебной задачи.

Фиксируют на бумаге, доске свое «открытие».

- Проводят презентацию результатов работы группы, фиксируют итоги работы других групп, задают вопросы.

- Оценивают правильность своих выводов, решений.

- Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.

- Работают по алгоритму или составляют план действий – алгоритм и выполняют учебные действия

- Делают выводы о полноте и правильности изученного, сравнивают с изложенным в учебнике.

- Вступают в диалог

- Выполняют задания учителя

- Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме.

-Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"? ( Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то). Личные местоимения указывают на собеседников; на лиц, не участвующих в беседе; на предметы, о которых идёт речь.

- Что мы знаем о личных местоимениях из программы начальной школы?

(У них есть лицо, а у 3 лица- род)

- Вернёмся к нашему шуточному стихотворению. У каждого из вас на парте лежит распечатанный текст. Сейчас вы самостоятельно, еще раз его перечитывая, графически выделите личное местоимение Я с падежом. (Ребята выделяют карандашом падеж и местоимение, правильно будет так:

Именительный – Я;

Родительный – Меня;

Дательный – Мне;

Винительный – Меня;

Творительный – Мной;

Предложный – обо Мне.

- Что у вас получилось в результате? Вы изменили местоимение Я по падежам. Как называется изменение местоимения по падежам? (склонением)

- Итак, проверьте себя, ребята, правильно ли вы просклоняли местоимение Я, пользуясь данной таблицей. (на экране)

- Что особенного вы отметили в склонении данного

местоимения ?

- Вывод: Я – только в И. п. в остальных падежах меняется всё слово.


- Первая особенность склонения (мы сейчас о ней говорили) такова:

При склонении личных местоимений иногда меняется все слово, например: в именительном падеже – Я, а в родительном – совсем другая основа – Меня. Вы сейчас убедились в этом на примере.

- Вторая особенность:

Иногда в корне происходит чередование например:

тебя – тобой, меня – мне.

- Третья особенность:

Местоимение 3-его лица Он изменяется по родамона (ж.р.), оно (ср. р.)

Еще одна особенность (четвертая) состоит в том, что при присоединении предлогов к местоимениям 3-его лица у местоимений появляется буква Н вначале. (к нему, у нее).

- Эти четыре особенности склонения личных местоимений вы должны запомнить и уметь правильно использовать их на письме.



6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

На данном этапе происходит

- повторение и закрепление учебного материала,

- тренировка навыков использования нового знания,

- установление связей между новым и ранее изученным материалом.

Виды деятельности учителя и учащихся совпадают по своему содержанию с видами деятельности на предыдущем этапе.

Закрепление нового материала. Тренировочные упражнения.

1. Выполните задания: 2 человека работают индивидуально. (карточки)

а). Просклоняйте местоимение: мы.

б). Просклоняйте местоимение: он.

2. Остальные ребята работают со мной.

Упр. 439 вывод: местоимения с предлогами пишутся отдельно.

- А сейчас послушаем ребят, которые работали индивидуально. Но вы тоже будете участвовать в проверке. Перед вами два вида карточек. Если вы считаете, что учащийся употребил правильно формы местоимения с падежами, то поднимаете красные карточки, если не согласны, то – синие. Итак, к доске приглашается ...Начинаем.

1-й учащийся склонял местоимение Мы:

И. п. – Мы

Р. п. - Нас

Д. п. – Нам

В. п. – Нас

Т. п. - Нами

П. п. – о Нас

2-й учащийся склонял местоимение Он:

И. п. – Он

Р. п. – Его

Д. п. – Ему

В. п. - Его

Т. п. - Им

П. п – о Нем

Вывод

- Первая особенность склонения (мы сейчас о ней говорили) такова:

При склонении личных местоимений иногда меняется все слово, например: в именительном падеже – Я, а в родительном – совсем другая основа – Меня. Вы сейчас убедились в этом на примере.

- Вторая особенность:

Иногда в корне происходит чередование например:

тебя – тобой, меня – мне.

- Третья особенность:

Местоимение 3-его лица Он изменяется по родамона (ж.р.), оно (ср. р.)

Еще одна особенность (четвертая) состоит в том, что при присоединении предлогов к местоимениям 3-его лица у местоимений появляется буква Н вначале. (к нему, у нее).

- Эти четыре особенности склонения личных местоимений вы должны запомнить и уметь правильно использовать их на письме.

Физкультминутка

«Говори правильно!!!»

  • На тумбочке стояла ваза с сиренью. Около её лежала роза.
  • Мой любимый уголок- у стола, за им я делаю уроки.
  • Мы ходили на пруд, на нём росло множество лилий. Из их мы сплели венок.

Употребление личных местоимений в поэтическом тексте.

Ребята, личное местоимение Я очень часто употребляется в поэтической речи. Как вы думаете, почему?

- Для того, чтобы ответить на данный вопрос, предлагаю вам прослушать отрывки из стихотворений поэтов Н. Рубцова,

А. Ахматовой, С. Есенина:

1. Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю – и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез...
...Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слёз.
(Н. Рубцов.)

2. А я росла в узорной тишине,
В прохладной детской молодого века.
И не был мил мне голос человека,
А голос ветра был понятен мне.
Я лопухи любила и крапиву,
Но больше всех серебряную иву
(А. Ахматова.)

3. Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
(С. Есенин.)

Ответ: (В лирическом произведении поэт часто рассказывает о своих личных чувствах, переживаниях, о своём восприятии жизни)

Учитель:

- А сейчас поговорим об особенностях употребления местоимений 2-го л.

- В русском языке есть особенности: к старшим по возрасту, незнакомым людям мы обращаемся на “Вы” Таковы нормы этикета (правил поведения в обществе). Раньше на “Вы” называли родителей. Эта старинная традиция сохранилась сейчас кое-где в сельской местности. Местоимения Ты, Вы могут обозначать не определённого человека, а любое лицо. Т.е употребляется в обобщённом значении.

Например:

Любишь ли ты бродить по осеннему лесу? Представь себе, что ты входишь в тихий осенний лес, под ногами шуршит ковёр из разноцветных листьев. Такая тишина, что слышно, как стучит сердце. Ты идёшь не спеша, любуешься ярким пейзажем. Твоя душа поёт, и кажется, что у тебя выросли крылья за спиной, ты разгоняешься и взлетаешь...

(Развитие речи. творческое задание). Учащиеся получают задание написать сочинение-миниатюру по данному началу; подчеркнуть местоимения, которые обозначают не конкретное лицо, а вообще любого человека:

Хорошо пробежаться на лыжах по свежему снегу! Ты идёшь и не видишь ничьих следов...

Даётся время для написания работы. Затем 5-7 работ заслушать.



7 этап. Рефлексия и оценивание

Основные задачи учителя:

Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока и эмоционального отношения к своей учебной деятельности.

- Предлагает назвать тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

- Выставляет и комментирует отметки.

- Ребята, о каких особенностях склонений личных местоимений вы сегодня узнали?

- Как пишутся личные местоимения с предлогами?


Итог урока.

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Еще раз прочитайте эпиграф урока. Скажите, вы согласны с автором, что местоимения могут заменить другие части речи?

- Что еще мы узнали о личных местоимениях?

Местоимения заменяют существительные.

Местоимения не называют предмет, а указывают на него. Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.

- Кто хорошо понял сегодняшнюю тему, поднимите зеленый кружок.

- У кого возникли трудности, поднимите желтый кружок. Это сегодня не последний урок , мы еще будем работать над этой темой, и я думаю, что все проблемные вопросы будут решены.

- Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.

- Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка).

- Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы (взаимооценка).

- Первая особенность склонения (мы сейчас о ней говорили) такова:

При склонении личных местоимений иногда меняется все слово, например: в именительном падеже – Я, а в родительном – совсем другая основа – Меня. Вы сейчас убедились в этом на примере.

- Вторая особенность:

Иногда в корне происходит чередование например:

тебя – тобой, меня – мне.

- Третья особенность:

Местоимение 3-его лица Он изменяется по родамона (ж.р.), оно (ср. р.)

Еще одна особенность (четвертая) состоит в том, что при присоединении предлогов к местоимениям 3-его лица у местоимений появляется буква Н вначале. (к нему, у нее).

- Эти четыре особенности склонения личных местоимений вы должны запомнить и уметь правильно использовать их на письме.







Всё понятно

В чем-то сомневаюсь

Ничего не понятно


8 этап. Домашнее задание

Д/з Выписать словарное слово «сирень», составить с ним предложение. Упр. 444, графическое выделение

орфограмм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.

Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Технологическая карта урока русского языка. 6 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...