Конспект урока «Имя существительное. Повторение изученного материала».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Конспект урока в 5 классе, раздел "Морфология".

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Учитель обязательно должен чувствовать, что без овладения родным языкам человек не способен постигать красоты литературы, а  без литературы он не может вполне  овладеть русским языком.»

А.Т. Твардовский.

ТЕМА УРОКА: «Имя существительное. Повторение изученного материала».

  1. Методическое обоснование конспекта урока.
  1. Тема «Имя существительное» первая в большом разделе «Морфология», которую пятиклассники изучают на более высоком уровне, чем в начальной школе. По данной теме в начальных классах дети изучают склонение имен существительных (изменение по падежам), род имен существительных и имеют представление о синтаксической роли имени существительного.

Работа по данной теме в средней школе представляет собой новую ступень в системе изучения морфологии. Изучая имя существительное, дети уже узнали, что это самостоятельная часть речи, что бывают существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Также учащиеся могут определять род, склонение, падеж имени существительного, его число (знают об именах существительных, которые имеют форму только единственного или только множественного числа). Дети изучили правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном и множественном числе, могут производить морфологический разбор имени существительного.

     

  1. На данном уроке был использован теоретический метод беседы и теорико-практические методы: разбор и видоизменение ( реконструирование) текста. В связи с тем, что данный урок проводится в санаторно – лесной  школе с детьми, здоровье которых ослаблено кожными заболеваниями данные методы реализуются во время ролевой игры, в форме которой проходит урок. Эта форма урока выбрана с целью создания положительных эмоций у детей во время обучения.

Выбор данных методов обусловлен следующими факторами:

- возрастными особенностями, поскольку в 5 классе дети недостаточно хорошо владеют навыком связной логической речи (развитие речи);

- степенью сложности материала (учащиеся уже имеют достаточное представление об имени существительном);

- ослабленным здоровьем детей.

  1. Цели урока: образовательная

- закрепить и проконтролировать знания учащихся, полученные на всех уроках, посвященных имени существительному;

                        развивающая

- развить образное мышление учащихся, умение логически рассуждать, самостоятельно выполнять задания;

        воспитательная

- использование ситуации ролевой игры для обострения у детей чувства ответственности и взаимопомощи; использование дидактического материала для эстетического, нравственного воспитания (строки из произведений К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина, А.П. Гайдара), эмоциональная зарядка - - эпиграф к уроку (слова К.Г. Паустовского и А.Т. Твардовского).

        

3. Оборудование урока. Средства обучения:

учебник, школьная доска, дидактический материал (карточки), тетради учеников, импровизированные карта страны Морфология и костюмы короля и принцессы.

        4. План урока:

                1) Оргмомент.

                2) Повторение изученного.

                3) Домашнее задание.

        5. Ход урока.

                1) Оргмомент – эпиграф к уроку.

Учитель:

Здравствуйте ребята! Сегодня наш урок русского языка я хочу начать со слов русского писателя К.Г.Паустовского:

«Языку мы учимся и должны учиться

Непрерывно до последних дней жизни.»

                

                2) Повторение изученного:

Учитель:

Несколько уроков назад мы с вами начали путешествовать по большой стране, которая называется Морфология. Эта страна делится на несколько королевств – частей речи. Одни королевства независимые – это самостоятельные части речи, другие зависимые королевства – это служебные части речи. И есть в этой стране маленький город-королевство – это Междометия. (учитель показывает на доске импровизированную карту страны Морфология).

Ребята, перечислите названия независимых и зависимых королевств. (дети отвечают).

А теперь назовите несколько жителей города-королевства Междометия. (дети перечисляют междометия).

Сейчас давайте отправимся в гости к правителю королевства Имя существительное, так как мы хорошо с ним знакомы. Но чтобы войти туда нужно два раза произнести пароль – определение имени существительного. (дети отвечают).

Король:

Здравствуйте ребята! Я очень рад, что вы пришли ко мне в гости. Но знаете, сейчас в моем королевстве не все благополучно. Мои подданные в последнее время начали ссориться друг с другом, и чтобы их помирить нужно выполнить некоторые задания.

А) (учитель вызывает двух учеников к доске).

Учитель:

Я буду называть имена существительные. Один из вас будет записывать одушевленные, другой – неодушевленные имена существительные. (дети выполняют задание у доски, остальные в тетрадях).

Король:

Молодцы ребята!

Б) (учитель вызывает двух учеников к доске).

Учитель:

Теперь один из вас будет записывать собственные, другой – нарицательные имена существительные. (дети выполняют задание у доски, остальные в тетрадях).

Король:

В) Хорошо, теперь назовите какого рода подданные населяют королевство Имя существительное? (дети отвечают).

Г) Какие существительные относятся к первому, второму и третьему склонению? (дети отвечают).

Учитель:

Молодцы ребята! Я думаю, что мы помогли королю и помирили его подданных.

Король:

Спасибо вам, друзья! А теперь я хочу познакомить вас со своей дочерью принцессой.

Принцесса:

Здравствуйте! Папа, а ты уверен в том, что эти мальчики и девочки наши друзья? Ну-ка, проверю я их сама. (принцесса дает трем ученикам письменные задания (карточки), а остальным задает вопросы (возможна помощь учителя принцессе)).

А) Приведите примеры существительных, которые имеют форму только единственного или только множественного числа. (дети отвечают).

Б) Когда у существительных в единственном числе пишется окончание –и, а когда - ? (дети отвечают).

В) В чем особенность правописания падежных окончаний существительных типа АРМИЯ, ЗДАНИЕ, ПЛАНЕТАРИЙ? (дети отвечают).

Г) Когда после шипящих в именах существительных пишется на конце ь, а когда он не пишется? (дети отвечают).

Д) Когда пишется О, а когда Е в окончаниях существительных после шипящих и П? (дети отвечают).

Учитель:

Ну что, Принцесса, убедилась, что здесь собрались друзья Имени существительного?

Принцесса:

Да, действительно нас окружают друзья и помощники. Молодцы!

Учитель:

Давайте, ребята, покажем Королю и Принцессе, как мы хорошо знаем их королевство.

А) (учитель вызывает к доске двух человек с учебниками).

Откройте учебник на странице 224 и самостоятельно выполните упражнение номер 541 по заданию. Один из вас работает над первыми четырьмя предложениями, а другой – над остальными, начиная с пятого. А вы, ребята, выполняйте это упражнение в тетрадях, тоже самостоятельно. (дети работают над упражнением, а учитель в это время проверяет и оценивает выполненное задание по карточкам, которое дала принцесса. По окончании работы ученики у доски по очереди рассказывают о выполненном задании, учитель проверяет и оценивает работу. Остальные сверяют по ним выполненное упражнение.)

Б) (учитель обращается к Королю).

Ваше Величество, покажите своим подданным и гостям какую синтаксическую роль Вы играете в предложении. Подчеркните все имена существительные как члены предложения в этом упражнении. (король выполняет задание, а учитель оценивает его).

Ну что же, ребята, мы еще не раз встретимся с Именем существительным и его подданными в нашей дальнейшей работе, а сейчас давайте попрощаемся с королевством. Следующая цель нашего путешествия по стране Морфологии королевство Имя прилагательное.

                3) Домашнее задание.

Учитель:

Ребята откройте дневники и запишите домашнее задание на следующий урок. Страница 224, контрольные вопросы и задание, упр. 542 по заданию. Урок окончен, до свидания.

Конспект урока русского языка

 в 5 классе.

Тема: «Имя существительное.

 Повторение изученного».

Учитель: Архарова Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе"

Конспект урока русского языка по теме "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе" разработан в соответствии с требованиями "Программы" по русскому языку для учащихся общеобразов...

Презентация к уроку русского языка "Повторение изученного материала за курс 5 класса"

Данный  материал  предназначен  для  повторения  пройденного  материала  в  5 классе...

Конспект урока "Таблица умножения. Закрепление изученного материала".

Конспект урока "Таблица умножения. Закрепление изученного материала"....

План-конспект урока английского языка «Повторение изученного материала» (степени сравнения прилагательных)

Данный урок направлен на: формирование лексико-грамматических навыков на уровне предложения; умений и навыков работы с имеющимся словарным запасом, развитие логического мышления на основе изучаем...

Презентацие к уроку "Имя Существительное" Повторение и обобщение изученного материала.

Цели урока: 1. Повторить и обобщить знания учащихся о значение морфологических признаках....

Конспект урока: «Имя существительное - часть речи удивительная.( Повторение изученного в V классе)»

Цели: обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи (уметь определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; роль в речи);совершенствовать...