Технологические карты уроков
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Ирина Анатольевна Травушкина

Технологическая карта урока русского языка по теме  "Правописание чередующихся гласных а и о в корнях -лаг-  -лож-" 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karta_uroka_5_klass.doc761 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка 29.01.2019

Учитель Травушкина И.А.

Тема урока: «Буквы о и а в корнях – лаг-,  -лож-».

Предмет

Русский язык

Класс

5

Базовый учебник

Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2/(Т.А. Ладыженская и др.)

Тема урока

Буквы  О - А в корнях –лаг-, -лож-.

Тип урока

Изучение нового материала

Цель  

Проведем внутреннее расследование и выясним истину написания в русском языке корней -лаг- и -лож- 

Открытие способа написания в русском языке букв  О и А в корнях – лаг- и -лож

Планируемые образовательные результаты

Предметные: видят  орфограмму и объясняют  ее написание; отличают корни с чередующейся гласной от омонимичных корней, знают правило написания букв о и а в корнях –лаг-,- лож-.

Метапредметные: готовы слушать собеседника и вести диалог; излагают свое мнение и аргументируют  свою точку зрения; определяют цели предстоящей учебной деятельности, умеют работать индивидуально и в группе, находят общие решения.

Личностные: проявляют   интерес к русскому языку и родной культуре; стремятся  к речевому совершенствованию.  

Технологии

проблемно-диалогическая.

Формы работы

Коллективная, групповая, творческая

Внутрипредметные связи

Развитие речи (формулирование правила в стихотворной форме)

Виды деятельности учителя

Организует, направляет, контролирует

Виды деятельности учащихся

находят и объясняют правописание орфограмм, исправляют орфографические ошибки

Виды используемых ИКТ

Компьютер, мультимедийная установка, презентация


Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Время (в мин.)

ИКТ

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

1.

Организа-ционный момент

1

Слайд 1

Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку.

 -Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Громко скажем «Добрый день»! Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Слушают учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

2

Этап 2.  Мотивационный этап

3

Слайд 2

Учащиеся вспоминают, что изучает раздел языкознания «Морфемика», почему он связан с орфографией и орфоэпией.

Орфоэпическая разминка.

Задает вопросы по ранее изученному материалу (фронтальная работа):

-Какой раздел науки о языке мы с вами изучаем?

-Что изучает морфемика?

-Какие морфемы знаете?

-Что такое чередование звуков?

(При образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной  той же части слова, эта замена называется чередованием)

Разговор двух гласных:

 -А, здравствуйте!

- Извините, я не А, я О.

- О, значит, тезка! А голос у тебя совсем как у А!

- Стань на мое место, тогда посмотрим, какой у тебя будет голос!

- Что же у тебя это за место такое?

- Незаметное. Ты вот в центре, тебе все внимание, а обо мне кто вспомнит? 

Включает обучающихся во фронтальную предметно-практическую деятельность, вызывающую затруднения с целью самостоятельной постановки  задачи: предлагает обучающимся вставить пропущенные буквы в словосочетания, написанные на доске.

  • Выскажите предположения, почему спорят эти буквы?
  • В каком «незаметном месте» они находятся?
  • Какие правила на правописание корневых гласных вы знаете?

(Проверяемые, непроверяемые, чередующиеся)
 

Предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы:

  • Изл..гать, в..ршина, усл..жнить, к..ридор, изл..жение,, в..сток,  г..ревать, пол..жить, в..р..бей, п..ртфель, д..рога,  попр..сить, пож..леть, ур..нить, агр..ном, гор..д, пол..гать.  

Проверка по эталону:

Какие новые корни вам встретились? Лаг, лож

Отвечают на поставленные вопросы

Помощники-ученики

Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов.

Дети не знают, как правильно написать корни с чередованием –ЛАГ, -ЛОЖ.

2.

Актуализа-ция знаний

3

Слайд 3

Послушаем стихотворение  

Создает проблемную ситуацию:

В корнях -лаг-, -лож- - как различать,
Где надо а, где о писать?

Корень -лаг- на корень -лож-

Абсолютно не похож!

Удареньем не проверишь,

Как себя ты поведешь?


О пишем перед ж: сложить,
А пишем перед г: слагать.
И суффикс а нам тоже
За корнем -лаг- - поможет:
две буквы а - одно лицо.
Они как пара близнецов.

Размышляют и находят подходящие приемы.

Помощники-ученики

Познавательные: структурирование знаний.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

3.

Целеполагание

2

Слайд 4

Задает вопросы:

-Итак, у нас есть цель?

И есть проблема!

Скажите мне скорей

Какой же будет тема?

(- Какие затруднения? Почему они возникли?

-  Может мы чего-то не знаем?

- Какова наша с вами учебная задача?

-  Какую цель преследуем на уроке?

-  Что сегодня предстоит нам выяснить?)

Напишите цель урока на контрольных листах 

- Итак,

Проведем внутреннее расследование и выясним истину написания в русском языке корней -лаг- и -лож-

Учитель читает содержание слайда:

                Безударный – хитрый гласный:

              Слышим мы его прекрасно.

              А в письме какая буква?

                Здесь поможет нам наука…

- Ребята, а как мы можем с вами узнать правило написания корня с чередованием –ЛАГ, -ЛОЖ?

Формулируют цель урока:

- Выяснить правила написания корней -лаг- и   -лож-

Формулируют тему урока:

- Правописание чередующихся гласных О - А в корнях -лаг-,
-лож-

(- Не совсем, возникли затруднения.

 -Не знаем, как правильно написать корни с чередованием –ЛАГ, -ЛОЖ.

Формулируют  цель учебной деятельности в диалоге с учителем, высказываются.)

Узнают о сюжетной линии урока.

- Мы можем прочитать в учебнике, а можем понаблюдать за словами и самостоятельно выявить определенные закономерности.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: формулирование темы

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества..

5.

Учебная деятельность

10

Слайд 5

Подводит учащихся к формулировке правила.

Посмотрите на слова, записанные на доске (слайде). Как вы думаете, как и в какой последовательности нужно действовать при выборе орфограммы.

 - Обратите внимание на слова, записанные на доске.

Располагать

Расположить

Излагать

Изложить

Прилагать

Приложить

  • Что вы можете сказать? Какие наблюдения провели? (В левом столбике в корне пишется А, в правом –О).
  • Еще какие наблюдения вы провели? (В левом столбике после А согласная Г, в правом – после О-Ж)
  • Отчего же зависит написание А,О в корне? Можно сделать вывод? ( От согласных).
  • Какая буква пишется перед буквой Г? (а).
  • Перед Ж? (о)
  • Какая морфема идет за корнем –лаг-? (Суффикс А).
  • Сколько способов проверки мы выделили? (Два).
  • Каких? ( А и О зависят от согласных Г и Ж или от суффикса А за корнем)
  • Молодцы! Вы очень наблюдательны.
  • Выразим наш вывод в обобщенном виде, составим эталон. Кто попробует?

На доске: лага –лож (нет а).

  • Теперь мы можем объяснить правописание слов, которые вызывали в начале урока затруднение? (Да. В слове предложение написана буква О, потому что нет согласной Г и далее нет суффикса А, в слове прилагательное написана А – перед Г и далее следует суффикс А).
  • Как преодолеть затруднение в выборе гласной в данных корнях? (Обратиться к эталону).
  • Прочитайте на доске примеры: Высказать предпол…жение. Найти сл…гаемое. Что вы сделаете, чтобы вставить пропущенные буквы?

(Воспользуемся эталоном).

(В слове предположение нужно вставить букву О, потому что нет согласной Г и далее нет суффикса А, в слове слагаемое написана А – перед Г и далее следует суффикс А)

  • Какой вывод можно сделать? (Мы выполнили поставленную задачу, можем определить выбор гласной А или О в корнях –лаг-. –лож-).

Выдвигают версии выбора орфограммы

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

1 группа: с корнем  –лаг-, 2 группа с корнем – лож-

Дети приходят к выводу

Регулятивные: систематизация.

Коммуникативные: формулирование правила

Дети проговаривают шаги алгоритма.

-выделить корень,

 -подчеркнуть согласную корня: перед «г» пишем «а», перед «ж» - «о»,

-можно выделить суффикс: если есть суффикс «а», то и в корне пишем «а».

Дети высказываются.

Ученики проговаривают в парах условия написания корней -ЛАГ,-ЛОЖ

и осуществляют взаимопроверку.  

Слайд 6

- Ребята, давайте составим алгоритм, чтобы легче запомнить правило.

- А теперь откроем учебник, прочитаем правило и сопоставим с нашим алгоритмом.

- Выполним упражнение на новое правило из учебника

 № 449.

Настоящие следопыты очень внимательны!

Сейчас мы будем выбирать самого быстрого и внимательного.

Задание №2

 Упр.447 письменно (Составьте и запишите словосочетания  с существительными и  с глаголами. Обозначьте корень в именах сущ.)

Называют порядок действий при выборе орфограммы

Работают самостоятельно

Слайд 7

 

Теперь давайте проверим по эталону.

Изменить положение, закончить изложение, уменьшить слагаемое, высказать предположение, просклонять прилагательное, произвести сложение.

Под руководством учителя проводят расследование (анализируют написание слов)

и повторяют  правило.

6.

Физминутка

3

Слайд

8

 

Создает проблемную ситуацию:

Ребята, теперь поработаем в группах. Ученики-помощники приготовили Вам словари. Ваша задача: найти в словаре  слова с корнем  -лож- в значении ложить? (Вывод: дети не находят и приходят к выводу, что этот глагол не используется без приставки)

Ребята, мне бы хотелось, чтобы вы знали, что глагол «ложить» без приставки не употребляется, кроме словосочетания «ложиться  спать».

 Как правильно говорить? Класть.

Ищут слова в словарях.

Познавательные: структурирование знаний.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: самокоррекция.

7.

Закрепление изученного

1

Слайд 9

 Первичная проверка понимания.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Результатом этого этапа будет самоконтроль и самооценка, каждый для себя делает вывод, что он уже умеет. Ученик проговаривает алгоритм действия «про себя».

 

1). Предлагаю написать буквенный диктант. (о-а). Тот обучающийся, который правильно написал буквы в продиктованных словах и соединил букву «О», тот поучит какую-то букву… («П») Значит, вы усвоили правило и не сделали ни одной ошибки. Учитель показывает (с помощью ПК) правильный ответ.

 

1. изложить, положить, изложение                             О  О  О

2. выложить, излагать, заложить                                 О  А  О

3. приложить, прилагательное, наложить.                  О  А  О

П - пять

Выполняют упражнения на снятие статического напряжения.

8.

Обобщение изученного  Контроль усвоения материала.

5

Слайд 11

Вы успешно справились с выполнением  этого упражнения. Предлагаю  проверить  себя,   насколько  прочно   вы  усвоили сегодняшний  материал и выполнить выборочный диктант. Выписать слова с данной орфограммой (-лаг-, -лож-)

    Караул! У меня незавидное пол_жение: сегодня пишем изл_жение! Текст надо изл_гать подробно. Все части распол_жить в соответствии с планом. Пол_гаться на товарища не могу, потому что распол_жился я как раз перед учителем. А учитель читает предл_жение за предл_жением. Пол_гаясь на свои знания, я старательно все изл_гаю. Грамотно изл_женный текст – залог успеха. Отл_жить работу не могу: двойку поставят и родителей вызовут. А уж они-то устроят дома сражение, так что придется мне перейти на осадное пол_жение. 
Положение,  изложение,  излагать,  расположить,  полагаться,  расположился, предложение,  полагаясь,  излагаю, изложенный,  отложить,  положение.

Критерии оценивания:«5» - все слова написаны правильно

«4» – 1-2 ошибки

«3» - 3-4 ошибок 

«2»- 5 ошибок  

 

-Какие трудности вы испытали при выполнении этих заданий? (Рекомендации)

Слушают и выполняют рекомендации учителя по выполнению упражнения.

Получают карточки и выполняют задание.  

Проводят самоанализ и взаимопроверку

Познавательные: структурирование знаний, поиск информации.

Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: контроль, коррекция.

Регулятивные: контроль, самоконтроль.

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества, понимать учебные задачи.

9.

Подведение итогов урока

1

Слайд 12

Анализирует работу учащихся на уроке. Дает рекомендации и памятки к правилу.

Анализируют свою работу и работу пары на уроке.

Регулятивные: саморегуляция.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

10.

Дифферен-цированное домашнее задание

1

Слайд 13

 Я рекомендую выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

1.Кто научился проверять гласную в корне –лаг-, -лож-, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 449 из параграфа 84.

2.Кто научился проверять гласную в корне –лаг-, -лож-, но не уверен, что самостоятельно сможет отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 448.

3.Кто научился проверять гласную в корне – лаг-, -лож- и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и придумайте 5-6 предложений по рисунку упр. 450.

4. По толковому словарю Ожегова узнайте, что означает слово полог. Найдите в нем корень. Подберите 5-6 примеров по теме из программного произведения по литературе, которое изучаете в настоящее время.

Восстановите текст выборочного диктанта  по словам,   которые выписали.

Записывают домашнее задание в дневники.

Регулятивные: планирование.

Личностные: самоопределение.

12.

Рефлексия

2

Слайд 14

Слайд 15

Предлагает ответить на вопросы:

1.Чему был посвящен урок? (Правописанию безударных гласных в корнях –лаг-, -лож-).

2.В чем суть правописания данных корней? (В корне А перед Г есть суффикс А; в корне О перед Ж нет суффикса А).

3.Какие затруднения мы испытали? (Не всегда правильно выделяем корень слова).

4.Что помогло нам их преодолеть? (Новое правило проверки гласных в чередующихся корнях).

5.Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.

•        Мне было трудно (почему)…

•        Моя оценка атмосферы на уроке…

•        Для меня было недостаточно…

Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.

Познавательные: рефлексия деятельности.

Личностные: самоопределение, самооценка.

 


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...